Департамент образования Вологодской области
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Тотемский политехнический колледж»
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания
«Математика в профессии повар»
Индивидуальный проект
Выполнил студент группы ТП210Б ____________ / Е. Ю. Добрынина/
(подпись)
Научный руководитель ____________ /О. В. Пинигина/
(подпись)
Допущен к защите:
заместитель директора по
профессиональной подготовке и
производственной деятельности _________ /А. А. Механошин/
(подпись) (ФИО)
« ____» ____________2018 г.
Тотьма
2
018
Стр.
1.Введение…………………………………………………………………………3-5
2.Основная часть
Методы решения задач по математике с профессиональным содержанием.
2.1. Применение математики в методике расчета массы отходов при механической кулинарной обработке сырья……………………………………..6
2.2. Применение математики в методике расчета массы нетто при механической кулинарной обработке сырья…………………………………….7-8
2.3. Применение математики в методике расчета массы брутто при механической кулинарной обработке сырья……………………………………..9
3.Экспериментальная часть. Практические задачи.
3.1. Математика в задачах по кулинарии……………………………………….
3.2. Математика в задачах по технологии приготовления мучных кондитерских изделий…………………………………………………………………….…….10-14
3.3. Математика в задачах по технологии приготовления пищи…………….17-19
4. Заключение………………………………………………………………………20
5. Литература………………………………………………………………………21
Введение
Востребованность профессии повар доказана историей. Как только человек стал добывать себе пищу, он научился её готовить. Огромный спрос на разнообразие и обилие блюд привело к появлению первых школ кулинарии. В 19 веке поварские школы стали повсеместно. Англия, Европа и Россия готовили своих специалистов наперебой. Профессия повар, такого понятия в древности не существовало, хотя кондитерское ремесло возникло довольно давно. Что касается наших дней профессия повар входит в число одной из первых востребованных профессий. Профессия повара – одна из древнейших в мире. В детском саду и школе, на заводе и в угольной шахте, на борту океанского лайнера и в просторах космоса – всюду люди пользуются результатами труда поваров. От того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда.
В работе повара всегда есть место выдумке, фантазии, изобретательности. Данная профессия – одна из немногих, где обонятельные и вкусовые ощущения и восприятия являются основными профессионально важными психическими функциями. Профессия повара трудная, и трудность эта, прежде всего, состоит в том, что многие технологические процессы ему приходится выполнять вручную, в условиях резких колебаний температуры. Поэтому успешно работать в данной профессии могут только профессионалы.
Готовясь к празднику кондитерские изделия, являются самыми популярными и востребованными, раскупаются, никакой кризис им не страшен. Искусство повара помогает ощутить и насладиться вкусом продуктов, укрепить здоровье.
Профессия повар в современных условиях стала очень актуальной на сегодняшний день. В малых предприятиях общественного питания нет разграничения функций повара и технолога. Повар должен уметь работать с нормативной документацией и производить технологические расчёты, обладать не только знаниями приготовления кондитерских изделий, но и уметь считать, создавать замысловатые геометрические формы для кондитерских изделий. И для всего этого нужны знания математики. Математика, она везде, иногда мы её не замечаем, а она неотъемлемая часть нашей жизни.
Краткая аннотация проекта
Развить мотивацию студентов к изучению математики.
Убедить студентов, что знания, полученные на уроках математики, используются практически везде, как на рабочем месте, так и в быту.
Вопросы, направляющие проект
'Основополагающий вопрос'
'Проблемный вопрос'
'Учебные вопросы'
Актуальность исследования
Внедрение высокоэффективных производственных отношений является важным этапом перехода экономики страны к рыночным отношениям. Поэтому студенты, которые выбрали профессию повара, кондитера должны знать рецептуру и технологию приготовления кондитерских изделий и блюд, биологическую ценность и калорийность их, гигиенические нормы. А это невозможно без знания математики. Математика развивает точность и логическое мышление, способствует умению видеть главное для понимания сложных задач.
Объект исследования: профессия повар.
Предмет исследования: математика в профессии повар.
Цель исследования: ознакомиться с применением задач с практической направленностью по разным темам математики в профессии повар.
Задачи исследования: составить задачи с практической направленностью, разобрать математические приёмы и методы их решения, проанализировать на практике. Пополнить дидактический материал с профессиональной направленностью новыми задачами по кулинарии, изучить дополнительную литературу.
Проблема: Мы обучаемся по специальности «повар». Учебный план предусматривает изучение математики, поэтому мы хотим быть убеждены, что ее изучение будет не только полезной зарядкой для мозга, но и поможет решать задачи на производстве.
Гипотеза: если будем решать различные виды задач, при решении которых математика объединяется с кулинарией, технологией мучных и кондитерских изделий и др. науками, возникает объективная возможность исследования на практике убедиться в её применении в профессии повар.
Новизна исследования: состоит в том, что мы сами хотим убедиться в развитии мотивации к изучению математики
Методы решения задач по математике с профессиональным содержанием.

























III. Заключение
Исследовав применение математики в профессии повара мы пришли к выводу, что важно для студента иметь прочные знания по математике. На первый взгляд математика кажется далёкой от реальностей жизни, но она пронизывает всю нашу жизнь. Заслуга математики состоит в том, что она выявляет глубинные свойства, которые заложены в природе, но не лежат на поверхности. Ещё с древних времён её считали царицей наук, она остаётся и в наше время важнейшей дисциплиной.
Математические знания часто нужны не только, чтобы их активно применять в профессии.
Математические знания способствуют развитию аналитических способностей к логическому мышлению, геометрическому воображению, изобретательности, а это нужно всем: и повару, и кондитеру, и предпринимателю. В процессе выполнения работы я ознакомилась с приёмами и способами решения задач с профессиональной направленностью по разным разделам математики. Мной были проанализированы методы решения различных задач. Составлен дидактический материал из задач с практической направленностью, в которых прослеживается связь математики с дисциплинами технологии мучных и кондитерских изделий и кулинарии. А это подтверждает важность изучения математики и умений применять её в профессии. Без математики не получить ни одну профессию в нашей жизни, она нужна в любом деле.
IV. Список литературы
1. И.М Шапиро. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. Книга для учителя.- Просвещение, 1990г-96с.
2. Г.Френденталь. Математика в науке и вокруг нас. Издательство «Мир»- 1998г.-209с.
3. Ковалев Н.И., Ануфриева Т.И., Шайдарова Н.И. Преподавание курса кулинарии в средних ПТУ: Методическое пособие. – М.: Высш. школа, 1985. – 175 с.
4. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания всех форм собственности / разраб. В.Д. Вержбицкая, Т.А. Корольчик. Мн.: БАК, 2011.
6. Справочник работника общественного питания / сост. В.Ф. Ерофеенко - Минск, 2006.
7. Сборник технологических карт кондитерских и булочных изделий для торговых объектов общественного питания / сост. В.Ф. Ерофеенко, В.А. Демиденко [и др.]. Минск, 2007
8. Митенев Ю. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности учащихся на внеурочных занятиях по математике. Ярославский гос. пед. университет им. К. Д. Ушинского. – Ярославль, 2012. – 25 с.
9. Берил С. И., Гайдаржи Г. Х. Использование возможностей ИКТ в индивидуализации обучения. / С. И. Берил, Г. Х. Гайдаржи // Педагогическая
10. М. И. Башмаков, Математика. Сборник задач профильной направленности – М . Издательский центр «Академия», 2013.
11.Интернет – ресурсы.
Повар-технолог
Организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты.
Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции, разрабатывает рецепты новых фирменных блюд и составляет на них технологические карты.
Оформляет необходимую документацию, инструктирует поваров. Ведет полный учет материальных ценностей, оборудования, сырья, готовой продукции.
Повар должен уметь:
Осуществлять технологический процесс приготовления блюд, кулинарных изделий.
Производить расчет потребного сырья и выхода готовой продукции, составляет меню, заявки на продукты и полуфабрикаты.
Контролировать поступившее сырье.
Оформлять акты на недостачу веса, бой, брак, некондиционные продукты.
Осуществлять обвешивание, отмеривание сырья по заданной рецептуре.
Определять готовность блюд и изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу.
Рассчитывать энергетическую ценность пищевых продуктов.
Производить художественное оформление блюд.
Осуществлять пуск, остановку, разборку, чистку, промывку используемого оборудования, определяет его неисправность.
Требования к профессиональной подготовке
Необходимо знание математики, экономики и организации общественного питания, основ физиологии человека и эстетики, технологии приготовления блюд, устройства и правил эксплуатации специального оборудования. Знание норм и принципов современного права.
Повар должен создать Алгоритм приготовления блюд
Повар должен учитывать пропорции воды и крупы для приготовления каши
Повар должен знать суточные энергетические потребности разных групп населения
Повар должен знать суточные энергетические потребности разных групп населения
22