муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сарыбалыкская средняя общеобразовательная школа
Индивидуальный проект
по истории
на тему:
«Влияние моды на общество»
Выполнила: ученица 9 класса
Майер Александра
Руководитель: учитель истории
Щебетун Любовь Ивановна
2022 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………...……3
1. Что такое мода?......................................................................................5
2. История моды в России………………………………………………….7
3.Влияние моды на формирование личности в истории нашей страны.8
4. Мода – отражение исторических событий в России…………………...9
5. Мода как элемент культуры или жертва моды………………………….10
6. Заключение………………………………………………………………11
7. Список используемой литературы…………………………………….12
Введение:
Мода – это искусство, религия и труд, заключающийся в выражении таланта и внутреннего мира человека. В развитии культуры определяющими факторами её динамики являются традиции и новации. Возможно, ни в какой из культурных систем так ярко как в моде не проявляются отношения традиционных и инновационных начал, которые и определяют динамику культуры повседневности и, значит, культуры в целом.
Чем взрослее становлюсь, тем чаще обращаю внимание на яркие журналы мод в витринах киосков и магазинов. Большой интерес вызывают телепередачи, в которых идет речь о последних тенденциях моды. Даже дух захватывает! Что такое мода, какую роль она играет в нашей жизни, как она влияет на общество? Может ли человек жить вне моды? Так ли уж необходимо следовать моде?
Чем больше задаю себе вопросы, тем глубже хочется изучить эту тему. Ведь мода распространяется не только на одежду, она распространяется и на общий стиль нашей жизни. Мы слушаем "модную" музыку, читаем "модные" книги, смотрим "модные" фильмы. Мода отражает нашу реальную жизнь. Я коснусь только одного аспекта моды – это одежда, потому что именно одежда может многое рассказать о человеке, и влиять на воспитание личности. Я думаю, что многие подростки очень стесняются признаться, что плохо разбираются в современной моде, боятся насмешек со стороны ровесников, чувствуют себя неуверенно, не могут отстоять свое мнение, даже если оно им кажется верным. Следовать модным тенденциям, умение правильно носить одежду очень помогает в моей жизни информация модных журналов и передач. Поэтому данная тема мне очень близка, и я хочу узнать о ней больше. Это и явилось обоснованием выбора темы.
Цель моей работы заключается в том, чтобы доказать, что мода – это не только быстроменяющиеся желания носить стильные вещи, но и один из мощнейших воспитательных факторов, способных формировать настоящую свободную личность, способную принимать обоснованные решения.
Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:
- установить влияние моды на формирование личности в истории нашей страны,
- сделать выводы о существовании или отсутствии влияния моды на общество.
- изучить способы воздействия моды на формирование культуры у подростков;
- провести работу исследовательского характера среди своих сверстников;
- сделать выводы о существовании или отсутствии влияния моды на подрастающее поколение;
- выяснить способы регулирования влияния моды на подростков.
Объект проекта: история моды.
Предмет: мода.
Что такое мода?
Начиная работу над проектом, в первую очередь я задала себе вопрос: что же такое «мода»? Я искала определение этого слова в словарях и энциклопедиях разных авторов и вот, что я узнала.
В словаре В. И. Даля слово «мода» означает «временную изменчивую прихоть в житейском быту, обществе, в покрое одежды и нарядах». В научно-познавательной литературе я узнала, что, мода (франц. mode, от латинского modus - мера, образ, способ, предписание) - непродолжительное господство определенного вкуса в окружающей жизни или культуре. А, по мнению известного французского дизайнера Пьера Кардена: мода-это обновление! Дерево сбрасывает старую листву, человек - наскучившую одежду.
Мода — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени.
Мода - ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах.
Мода - совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время.
Мода - непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.
Мода - господство (часто непродолжительное) в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов, пристрастий в отношении одежды, предметов быта, тех или иных культурных ценностей,
Мода, - предмет (обычно одежды), отвечающий вкусам и взглядам, господствующим в определённой общественной среде в какое-нибудь, обычно недолгое, время.
Таким образом, разные источники информации дают приблизительно одинаковую трактовку этого слова, но я все-таки решила выделить, то общее, что встречается во всех разъяснениях и является ключевыми словами в определении: ГОСПОДСТВО или ПРИХОТЬ - то, что человек предпочитает делать или иметь, ВРЕМЕННОЕ, НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ, НЕДОЛГОЕ ВРЕМЯ - быстротечное, легкосменяющееся предпочтение.
СТИЛЬ, ВКУС, ОДЕЖДА - сам объект предпочтения.
Мода - это непродолжительное господство в обществе определенных вкусов, главным образом, во внешних формах быта, особенно, в одежде. Следовать моде - это значит уловить ее основное направление, новые силуэты, линии и пропорции, характерные цветовые сочетания, принципы отделки, варианты конструкций в пределах модного силуэта. Следовательно, важная черта моды – сменяемость.
Влияние моды чувствуешь повсюду - в архитектуре новых зданий, в предметах нашего быта, в одежде космонавта и т.д. Мода - это то, что в определённое время пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства. И одежда становится модной тогда, когда она принята миллионами людей. Меняется окружающий нас мир, меняется и форма одежды. Мода всегда идёт в ногу со временем. И это естественно. В каждом новом веянии надо искать то, что близко и подходит только вам. Мода – это и новизна, и подражание, и индивидуальность. Умение красиво одеваться – своего рода искусство, и как любой вид искусства, оно влечет популярность и признание.
Вывод: мода – это искусство, это образ жизни в настоящий исторический момент. Она предлагает и подсказывает, как с помощью одежды правильно подчеркнуть свою индивидуальность. Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Недаром говорят, что «по одежке встречают...». Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует обществу что, куда и когда одевать. Мода легко и быстро меняется, заставляя людей, так же быстро менять свои прихоти, взгляды, предпочтения, вкусы, одежду. При этом кто-то испытывает радость и счастье, а другие – сожаление и отчаяние. Почему же так происходит? Кто создает моду? Заглянем в историю моды, когда она появилась и как развивалась?
2. История моды в России.
Путь российской моды был долгим и не простым. Из истории мы знаем, что еще в первобытном обществе люди шили себе одежду, чтобы укрыться от холода. Позднее они же стали украшать свою одежду вышивкой, делать украшения из дерева, костей и других подручных материалов. Наверное, это и были первые ростки моды. Но прошли века и даже тысячелетия, прежде чем мир заговорил о моде, как о явлении социальном, классовом, эстетическом и нравственном.
Из литературы я узнала, что создателями моды в 16 веке были в основном французские короли и их знатные придворные. Придворная мода быстро распространялась по всей Европе и часто менялась. Появились печатные иллюстрированные издания, над которыми работали талантливые живописцы и граверы. Это прообразы современных журналов мод.
В России европейская одежда появилась благодаря реформам Петра I. До этого времени история моды в России подразумевала одежду простою по покрою, не меняющуюся в течение длительного времени. До петровских реформ и женщины и мужчины носили одежду практически одного покроя. Как правило, одежда шилась дома потому, что каждой женщине предписывалось хозяйство вести экономно, что значило шить, кроить и вышивать одежду для всех членов семьи. Одежду передавали по наследству.
Традиционная народная одежда, не подвластная моде, веками не меняла своего облика. Она была красивой и удобной — по понятиям не одного поколения людей. И потому она была стабильной. Но вот наступили петровские времена. В историю моды в России начинается активное проникновение европейской одежды. В 1699 году повелел царь «бороды брить, отменил «старинные, русские одеяния» и вместо длинных платьев заставил мужчин «немецкие кавтаны» носить, а женщин, вместо «телогреи - бострги, юбки, шлафорки и самары», вместо «подкалков - фонтанжами и корнетами» голову украшать. Но чтобы повеление это исполнялось точно, на ослушников царь наложил штрафы и «на городских заставах в воротах повелел всякого, кто окажется в русском платье и бороде, брать с пеших по сорока копеек, а с конных - по два рубля с человека». В это же время поведено было в лавках русского платья не продавать и портным такого не шить под опасением наказания». Русские мастера начинают осваивать секреты европейских портных.
Новизна в манере одеваться была вызвана, тем, что люди стали иначе жить и общаться. Женщинам, прежде не покидавшим своего дома, было приказано «появляться в собраниях, и одеваться требовалось по моде». Так мода пришла в Россию. Сам Петр Алексеевич, предпочитал носить костюм немецкого либо голландского образца. Едва возникла мода, как сразу же появились сословные ограничения. То, что было дозволено императрице, не разрешалось никому другому. Например, только она одна могла «убирать алмазами обе стороны головы», все прочие — только левую сторону. Уже в те времена понимали престижность модной одежды, и те, кто обладал властью, не позволял тиражировать свои туалеты. После смерти Петра I городское население вернулось к допетровской одежде, и до конца XIX века в костюмах сохраняются элементы традиционного наряда.
Портрет Степаниды Степановны Яковлевой )
3. Влияние моды на формирование личности в истории нашей страны
Я остановлюсь на некоторых исторических событиях, которые наиболее ярко отражают изменения модных тенденций в зависимости от событий, происходящих в стране.
В 1917 году наступила новая эпоха. Исторические события привели к образованию нового государства. Октябрьская революция изменила социальный состав общества, ликвидировав класс дворянской и буржуазной аристократии. Вместе с ними исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности. Наступившая новая эпоха во многом изменила и сам костюм, и отношение к моде.
В первые годы становления молодого государства, было предпринято немало попыток создать советское направление в моде, но никто не представлял себе, как именно должен выглядеть строитель коммунизма в действительности. И тогда с высоких трибун было провозглашено, что «мода развращает умы молодежи, отвлекая их от основного предназначения - служения великому делу социалистической революции».
Культовым предметом нового советского времени стала кожаная куртка, неразрывно связанная, в частности, с образом чекиста и комиссара. Возникает вопрос - откуда в скудные первые годы советской власти могло взяться столько отменной кожи, и кто так качественно сшил такое большое количество одинаковых курток? Разумеется, этого быть не могло. Знаменитые кожаные куртки были отшиты еще до революции, во время первой мировой войны для вновь организуемого авиационного батальона. В то время они так и не были востребованы, а потом случайно были обнаружены на складе и выданы чекистам и комиссарам в качестве униформы. Крестьянский и городской костюм рабочих, служащих, интеллигенции стихийно приспосабливался к новым, суровым особенностям военного и гражданского труда и быта тех лет. Женская одежда все больше становится похожа на мужскую. Это связано с тем, что женщина заявляет о своем равноправии с мужчинами. В ее облике появляются черты независимости, решительности, приспособленности к условиям труда и быта.
После гражданской войны в 20-30 годы женщины облачались в фильдеперсовые чулки, курили папиросы в мундштуках, носили платья до колен с заниженной линией талии или рубашечного покроя, стриглись коротко, носили облегающие шапочки. В ходу были трости, шляпы и перчатки в любое время года. Образ женщины становится более женственным. Но на пороге уже стояли сороковые годы страшных событий для всего мира.
Это были годы, когда моды просто не было. Весь советский народ того времени можно было разделить на две основные категории - те, кто воевал, и те, кто работал в тылу. Те швейные фабрики, которые продолжали работать, выпускали преимущественно военную форму. Поэтому единственной данью моде, которую могли себе позволить наши героические бабушки, попавшие на фронт, наравне с мужчинами, были белоснежные воротнички и максимально кокетливо надетая пилотка. В суровых условия жизни "мирного" населения - тяжелая работа на военных заводах, голод и холод разрушенных городов и деревень - было не до изысканных туалетов.
В 50-е годы мода стала как бы «просыпаться» от послевоенной разрухи, нищеты, серых будней. Женщины хотели быть элегантными, красивыми, женственными. Большое влияние на моду этих лет также как и раньше оказывают западные модельеры. Кристиан Диор привозит в Советский союз свою коллекцию одежды, что вызывает фурор в нашей «закрытой» в то время стране.
В 60-70е годы в стране все чаще проходили международные выставки, фестивали. Благодаря этому, в союз попадали модные вещи из Европы и Америки. Но в широкой продаже купить такую одежду было невозможно. Бабушка мне рассказывала, с каким трудом приходилось доставать модные джинсы, батники и другую одежду, переплачивая из-под полы. В магазинах, если «выбрасывали» какие- то вещи, выстраивались огромные очереди. Даже не вериться, что такие времена действительно были.
В 90-х годах СССР рухнул, и для западной моды не осталось никаких преград
С открытием границ в страну хлынул поток всевозможных западных веяний, в том числе и модных. Мода перестала быть чем-то запретным и недоступным.
Анализируя исторические события и изменения в моде, можно с уверенностью сделать следующие выводы о том, какое место занимает мода в нашем мире:
Мода - это отражение эпохи,
Мода не остается в стороне от исторических событий,
Мода отражает классовые слои общества,
Мода – неотъемлемая часть культуры любого государства,
Мода выражает индивидуальность человека,
отношение к моде влияет на нравственное воспитание личности.
4. Современные тенденции в моде
Современная мода, также как и раньше, отражает историческую эпоху. Мы живем в новом демократичном обществе, и на сегодняшний день мода как нельзя лучше проявляет свою демократичность. Нам не навязывают правил, что можно носить, что – нет. Известно, что существуют разные стили в одежде, выделяя отличительные особенности того или иного стиля. А сегодня мода допускает сочетание вещей, казалось бы, совершенно не сочетающихся друг с другом. Так, например, уже никого не шокирует романтическая блузка в комплекте с джинсами или дешёвая футболка, надетая под отлично сшитый фирменный пиджак.
Не случайно на пике популярности в настоящее время находится стиль casual (кэжл), что в переводе с английского означает – повседневный, городской. Основные его принципы – элегантная небрежность, раскованность и свобода.
Изначально одежда в стиле casual предназначалась для загородных прогулок, пикников, однако со временем она превратилась в повседневную городскую одежду. Отличительной чертой данного стиля является то, что у него нет четких рамок, как нужно выглядеть, каждый человек выражает свою индивидуальность, одеваясь по собственным мироощущениям, а не по требованиям моды.
Таким образом, во главу стиля ставится индивидуальность. А выразить свою индивидуальность не так-то просто как кажется на первый взгляд.
Сама я отношусь к моде очень спокойно. Для меня самое главное – это удобство и комфорт. Но это не значит, что я не слежу за модными тенденциями моды, не интересуюсь новинками. Ведь сейчас не очень сложно шагать в ногу с модой, иногда достаточно одной новой детали или аксессуара, чтобы обновить свой не совсем новый наряд. В этом я убедилась, что модная вещь – это не всегда то, что купили недавно и стоит очень дорого.
Как здорово, что мы сегодня имеем возможность видеть, любоваться, узнавать о самых новых тенденциях в мире моды, несмотря на то, что не имеем возможности приобрести последние новинки. Да нам и нет необходимости сейчас приобретать изделия «от кутюр», пока мы до нее не доросли. Молодежная мода дает нам достаточный простор в выборе модных изделий, чтобы чувствовать себя современными в своей возрастной категории, что немало важно, для того, чтобы не выглядеть смешным. И стиль кэжуал, наверное, именно поэтому так любим среди молодежи.
5. Мода как элемент культуры или жертва моды.
Следовать моде - смешно, а не следовать - глупо. Это выражение в последнее время часто звучит в передаче «Модный приговор» от телеведущего Александра Васильева, известного историка моды. Попробуем разобраться и понять смысл этого выражения. Я решила провести наблюдения за учащимися школ. Не смотря на то, что я не квалифицированный ценитель моды, кое-что мне удалось понять. Вот некоторые примеры моих наблюдений.
Наблюдение №1.
Учащиеся 1-3 классов чаще всего носят форму, хотя в разных школах и классах форма отличается по расцветке и по фасону. Есть отдельные ученики в каждом классе, которые не носят форму, но одежда у них по стилю и набору предметов комплекта приближается к форме. Это здорово, что ребята стараются носить форму. Во-вторых, расширяются знания учащихся в области культуры одеваться. В-третьих, развивается вкус и дается возможность выделиться среди большого количества людей, не смотря на то, что внутри класса, именно форма детей объединяет. Я думаю, что законы моды здесь работают со знаком «плюс».
Наблюдение № 2.
Начиная с 6-9-го класса, многие учащиеся уже не носят в форму. На вопрос: «Почему вы не в форме?» ответы можно услышать самые разные: «Стала мала», «Не хочу носить форму», «Хочется одеваться не как все». Чем старше учащиеся, тем чаще они считают, что теперь выделиться можно, только если ты не носишь форму. Это мнение поддерживают многих старшеклассников.
Наблюдение № 3.
Вот одноклассники стали ходить в школу в коротких брюках и туфлях на босу ногу холодной осенью и зимой. Они увидели это на показах западной моды. На протяжении некоторого периода наши одноклассники еще продолжали демонстрировать модную тенденцию. И только спустя какое-то время, они сами поняли, насколько тяжело находиться в обуви без носков, что это не практично, не смотря, что модно.
Жертва моды – это тот человек, который в своём стремлении следовать моде выходит за рамки здравого смысла. Сюда относят и людей, которые одеваются не по сезону. Сегодня очень важно не только то, в чем ты одет, а то, что ты собой представляешь. Какой ты человек, что у тебя в голове и на душе, и если ты идешь в школу только показать свои обновки, отношение окружающих к тебе меняется, и выглядеть при этом можно очень смешно и глупо.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: человек имеет право носить все, что захочет, но чтобы не стать «жертвой моды», необходимо выбирать одежду по сезону и назначению, необходимо приводить в равновесие свой внешний вид с внутренним содержанием и культурой поведения.
Заключение:
В своей работе я нашла ответы на многие, интересовавшие меня вопросы, но не на все. Мир моды так огромен, что изучать его можно бесконечно. Дополнительные знания, которые я получила, помогут мне не только более тщательно подходить к выбору одежды, но и заставят меня призадуматься о моем внутреннем содержании, которое я демонстрирую окружающим. Ведь это самое главное, когда человек понимает, что его поведение, поступки, речь неразрывно связаны с его одеждой. Выбирая тот или иной стиль в одежде, мы создаем свой имидж, а это очень важно для нашего будущего. Адаптироваться в самостоятельной взрослой жизни, стать уверенными в принятии правильных решений, нам как раз и помогут знания, которые мы приобретаем.
Заканчивая свою работу, я могу сделать следующие выводы:
Мода – неотъемлемая часть нашей жизни, приходя из глубины веков, она помогает нам узнать историю своего народа, его традиции и культуру.
Мода, отражая исторические события, формирует новую личность. Ведь человек, оказавшийся в новых условиях, меняет не только свои предпочтения, но и образ жизни. Отношение к моде формирует нравственные качества личности, потому что заставляет задуматься не только о себе самом, но и об окружающих, давая почувствовать себя полноценным членом общества. Можно признавать или не признавать моду, восторгаться или возмущаться ею, быть её творцом или рабом – но нельзя быть вне моды.
К моде можно относиться по-разному. Она имеет как положительные, так и отрицательные стороны влияния на общество. Можно ее ненавидеть, ведь угнаться за ней в наше время под силу лишь обеспеченным людям. Можно ее обожать, ведь она так притягивает новыми идеями. Каждый из нас делает свой выбор. Но бесспорно, мода помогает выразить свою индивидуальность, повышает уровень культуры. От уровня развития культуры каждого из нас зависит настоящее и будущее нашего государства в целом. Одной из главных целей развивающегося общества является воспитание думающей, активной личности, способной свободно выбирать и принимать решения, жизненно необходимые для полноценной и успешной его адаптации в обществе.
Список используемой литературы.
1. https://burdastyle.ru/stati/chto-nosili-v-60-h-modnaya-hronologiya-/
2. https://vplate.ru/garderob/moda-60-e-gody/
3. https://womans.ws/2020/04/18/vse-o-zhenskoj-mode-40-h-godov-interesnye-fakty/
4.
https://www.livemaster.ru/topic/2843967-istoriya-mody-40-e
5.
https://www.vogue.ru/fashion
6. https://stockmann.ru/fashion-blog/modnye-trendy-shkolnoy-formy%202022/