Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Мироновская средняя общеобразовательная школа
Проект на тему:
«Компьютерные игры: польза или вред»
Обучающийся:
Кузьменко Иван
9 класс
Научный руководитель:
Учитель информатики
Жуманова Ж.М.
Мироновка, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА………………………..………...4
1.1 История возникновения компьютерных игр……………………..……………………………4
1.2 Влияние компьютерных игр на человека…..……………..…………………………………...4
1.3 Как выбрать игру, чтобы она приносила пользу, а не вред?....................................................8
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ОБУЧАЮЩИХСЯ………………………………………………………………………………....9
2.1 Анкетирование обучающихся 5 – 9 классов.………..………………………………………...9
2.2 Результаты и анализ анкетирования………………………………………………………….10
2.3 Рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр……14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
«Компьютерные игры все более осознаются как явление культуры, достойное серьезного изучения и осознания присущей ему эстетики»
А.И. Липков
Современный школьник, студент, сотрудник офиса взаимодействует с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине. Компьютеры стремительно внедряются в нашу жизнь, занимая свое место в нашем сознании. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли своих поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей.
А насколько безопасны компьютерные игры для нас, вызывают ли они зависимость? Или, наоборот, если разумно распределять время, они расширяют наш кругозор, тренируют внимательность, образное мышление? Эти и другие вопросы, натолкнули меня на изучение данной темы.
Цель моего проекта: выяснить влияние компьютерных игр на развитие и здоровье человека.
Задачи проекта:
Узнать историю развития компьютерных игр;
Выявить положительное и отрицательное влияние игр на человека;
Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя;
Провести и проанализировать данные по выявлению влияния компьютера на обучающихся;
Предложить рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр.
Методы исследования:
Ожидаемые результаты исследования:
Получить новые знания о возникновении компьютерных игр
Узнать о пользе и вреде компьютерных игр.
ГЛАВА 1 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
История возникновения компьютерных игр.
Компьютерные игры берут свое начало в 50-ые года двадцатого века. Но точно сказать, кто же является их первоначальным создателем, сказать весьма трудно. История знает трех человек, которые предположительно стали создателями современных компьютерных игр. Первым из них является инженер Ральф Баэр, (который в 1951 году предложил обществу идею интерактивного телевидения). Второй предположительный создатель – А. С. Дуглас. В 1952 году им была написана игра, получившая название по-русски «крестики-нолики». И, наконец, третья личность, положившая начало компьютерным играм – Уильям Хигинботем. В 1958 году он создал компьютерную игру «Теннис», в которую могли играть сразу два человека.
Спустя три года появилась первая интерактивная компьютерная игра «Space War» («Космическая война»), где впервые уже «сражается» не человек с компьютером, а человек с человеком. Игра разрабатывалась несколькими программистами из Массачусетского технологического института. Группой руководили Стив Рассел и Мартин Гретц, которые познакомились в университетском туристическом клубе и сошлись на почве увлечения научной фантастикой. Игра была элементарно проста: два игрока управляли движением двух космических кораблей, вращавшихся вокруг планеты и паливших друг в друга ракетами. Рассел со своими коллегами и не предполагали, что открывают новую эру в масс - медиа. Своим создателям Spacewar не принесла никакого дохода, кроме славы в узких программистских кругах. Все, кто был причастен к появлению Spacewar, до сих пор работают с компьютерами.
К концу 1970–х годов в игры пришел звук. С ростом быстродействия персональных компьютеров в игры пришли мультимедийные средства – трехмерная графика, фотографии и видео. Начинания с 90-х бум компьютерных игр стал только набирать обороты, а индустрия расти и расти. А уже в первом десятилетии 21-го века игровая индустрия идет вперед семимильными шагами. Ежегодно выпускаются тысячи игр, расходящиеся по всему миру миллионами копий, а оборот составляет десятки миллиардов долларов. Наиболее успешные игровые проекты собирают сотни миллионов долларов от продаж.
Влияние компьютерных игр на человека.
В настоящее время компьютеры сравнительно доступны многим. С появлением компьютера дома начинается освоение все новых, и новых компьютерных игр членами семьи, где самыми активными участниками являются дети.
Главный вопрос на сегодняшний день встает о том, каково влияние компьютерных игр на здоровье человека. Рынок компьютерных игр развивается очень быстрыми темпами, радуя новинками. Считается модным увлечением играть и делиться своими достижениями в игре со сверстниками. Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи врача и поддержки родных и близких.
Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.
Говоря о вреде компьютерных игр для детей и взрослых, стоит отметить, что особую опасность в этом плане представляют различные «леталки», «стрелялки» и гонки. Чем опасны компьютерные игры, так называемые, «стрелялки»? Это самых опасных вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшим человеком. Очень часто эти игры настолько захватывают ребенка, что он перестает общаться с друзьями, заниматься спортом и другими полезными для него видами деятельности.
В последнее время на ряду с медицинскими болезнями встают и компьютерные. Я решил выяснить, какими же болезнями грозится заболеть ребенок, чрезмерно увлекающийся компьютерными играми?:
Здоровье – важнейшая ценность для каждого человека. Это тот фундамент, на котором стоится вся жизнь. Только здоровый человек способен полноценно жить, реализовывать себя в обществе. Все понимают ценность здоровья, однако далеко не все стремятся сохранять и оберегать эту ценность.
В современном обществе одним из факторов, разрушающих здоровье ребенка, является компьютеризация. У многих детей наблюдается компьютерная зависимость.
Влияние компьютера на позвоночник.
Неподвижная поза. Это приводит к ослаблению мышечного корсета позвоночника. Длительные статические нагрузки приводят к преждевременному изнашиванию позвонков и межпозвоночных дисков. Согнутая спина. Если монитор расположен слишком низко, во время работы на компьютере человек вынужден постоянно наклоняться вперед, выгибать спину «колесом».
Синдром компьютерных глаз.
Синдромом компьютерных глаз называют проблемы с органом зрения, которые вызывает частая и длительная работа с компьютером. Это не какое-либо одно определенное состояние: термин «синдром компьютерных глаз» обозначает весь спектр нарушений, включая сухость, боль и пр. Нагрузки на глаза повышаются при плохом освещении и неправильном расположении монитора. Почему возникает синдром компьютерных глаз? Особенности функционирования глаз во время работы на компьютере: Зрение должно постоянно фокусироваться на экране, поэтому движения глазных яблок ограничены – это неестественное состояние.
Кистевой туннельный синдром.
Кистевой туннельный синдром (синдром запястного канала) – заболевание, которое возникает из-за сдавления одного из нервов, иннервирующих кисть, между мышцами и сухожилиями. Разные виды монотонной работы, во время которых человек вынужден постоянно сгибать и разгибать руку в лучезапястном суставе, в том числе работа на клавиатуре, повышают риск развития синдрома лучезапястного канала.
Отрицательное влияние жестоких игр на ребенка.
Увеличивается уровень агрессии.
Нарушается работа головного мозга.
Появляется жестокость и эгоизм.
Происходит постепенное разрушение личности.
Наблюдаются психические отклонения.
Искажение человеческих ценностей.
Нарушение зрения.
Нарушение осанки.
Ослабление иммунитета.
Заболевания кистей рук.
Однако следует отметить, что компьютерные игры обладают рядом преимуществ и положительных для здоровья свойств:
1.Развивают память, внимание и логику
В 2009 году ученые провели исследование пользы и вреда действия компьютерных игр на способности, главным объектом которого стала всем известная видеоигра японских разработчиков «Марио», где по условиям игроку необходимо «прыгать» с платформы на платформу, собирая монетки и прочие призы. Группе испытуемых было предложено ежедневно уделять «Марио» определенное количество времени. Через несколько дней исследователи подвели итог: оказалось, что платформеры (именно к этому жанру игр и относится «Марио») развивают полезные способности ориентации человека в пространстве, стимулируют работу памяти, развитие логики и стратегического планирования.
Данные другого эксперимента показали, что головоломки типа «Тетрис» также имеют пользу помогать избавляться от неприятных мыслей, тяжелых воспоминаний, а также излечивать посттравматические расстройства и понижать тягу к перееданию.
2. Улучшают зрение.
Далеко не секрет, что долгое времяпрепровождение за экраном компьютера влечет вред ухудшения зрения. Однако было доказано и обратное: некоторые компьютерные игры обладают полезными свойствами для наших глаз. Например, всем известная компьютерная игра «Call of Duty» улучшает способности различать самые маленькие детали вещей и предметов: к примеру, тонкие оттенки серого цвета. Такой полезный навык особенно может пригодиться водителям в туманную погоду.
3. Снимают стресс.
Компьютерные игры способны приносить пользу и для психического состояния человека, помогая избавиться от стрессов, депрессии, успокоить нервы и поднять настроение. Это доказали ученые Оксфордского университета: в ходе исследований было установлено, что полезные свойства увлечения играми проявляются в снижении травматических воспоминаний и тяжелых переживаний, которые содержит наше сознание.
В течение 20 минут группе испытуемых демонстрировали материалы, провоцирующие бурную эмоциональную реакцию. В образный ряд были включены автомобильные аварии, различного рода трогательные или трагические сцены. После этого половине испытуемых было предложено поиграть 10 минут в «Тетрис», в отличие от контрольной группы участников.
Результаты показали, что эмоциональная реакция людей, игравших в «Тетрис», оказалась более уравновешенной, чем у контрольной группы – их память освободилась от большей части негативных переживаний, полученных в первой части эксперимента.
Мы решили выявить положительные стороны компьютерных игр.
Во-первых, видеоигры вызывают интерес к новой технике, устраняют страх перед ней, свойственный в особенности взрослым.
Во-вторых, эти игры формируют психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью.
В-третьих, компьютерная игра позволяет моделировать совершенно новые ситуации, даже из области будущего, в которых реальная жизнь переплетается с воображаемым миром.
В-четвертых, развиваются внимание, быстрота действий, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность.
Как выбрать игру, чтобы они приносила пользу, а не вред?
В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.
С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучиться иностранным языкам, подтянуть знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, пазлы и многое другое.
Подбирая компьютерную игру, нужно руководствоваться несколькими правилами:
компьютерная игра, особенно если она носит обучающий характер, должна обязательно подбираться в соответствии с возрастом, игра должна настолько заинтересовать, чтобы стремиться к достижению поставленной цели.
Игры со сценами насилия или действиями, вызывающими агрессию или страх – недопустимы. Подобные эмоции могут отрицательным образом сказаться на психическом здоровье ребенка.
Родители должны обязательно контролировать содержание, смысл и время игры, а также наблюдать за реакцией ребёнка в процессе игры.
Компьютерные игры, насколько бы они ни были интересными и увлекательными, никогда не заменят того, что очень важно для полноценного развития – общения со сверстниками, прогулок, физического и творческого развития.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРА НА ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1 Анкетирование обучающихся 5 – 9 классов
Моя практическая работа началась с проведения социального опроса среди 5-9 классов
Мной были опрошены 20 учащихся. Из них дома компьютер имеют 50%. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение, психику, а так же на зависимость школьников от компьютера.
Анкетирование для обучающихся 5-9 классов (анонимно)
Есть ли у тебя компьютер?
А) да
Б) нет
Как часто ты играешь в компьютерные игры?
А) каждый день
Б) не каждый день
В) не играю
Сколько часов непрерывно ты играешь на компьютере?
А) меньше часа
Б) 1-2 часа
В) более 2 часов
В какие игры тебе больше всего нравится играть?
А) стрелялки
Б) стратегии
В) экшен
Г) приключения
Д) гонки
Е) головоломки
Ж) квесты
Как думаешь, полезно ли играть в компьютерные игры?
А) полезно
Б) вредно
В) не знаю
Какую пользу или вред наносят компьютерные игры?
Вред: А) не знаю
Б) получаешь облучение от монитора
В) ухудшается память
Г) болит голова
Польза: (напиши свой ответ)
Соблюдаешь ли ты методы профилактики заболеваний при работе за компьютером? (разминка для глаз, физминутка и т.д)
А) да
Б) нет
В) иногда
Если есть свободное время, что ты преподчитаешь?
А) погулять
Б) поиграть в компьютер
В) смотреть телевизор
Г) другое (напиши свой ответ)
Ты играешь в компьютерные игры с разрешения родителей?
А) да
Б) нет
В) не всегда
Бывают ли у тебя ссоры с родителями из – за компьютера?
А) да
Б) нет
2.2 Результаты и анализ анкетирования
Результаты моего анкетирования следующие:
На первый вопрос «да» - ответили 10 человек, что составляет 50% опрошенных, и следующие результаты основывались на их ответах.
Исходя из полученных результатов, я сделал выводы:
Ребята отдают предпочтение таким жанрам игр, как: стрелялки, экшен, гонки. Менее интересными они считают головоломки и квесты.
Большинство школьников не знают полезных факторов, действующих на человека за компьютером.
Ученики нашей школы редко используют компьютер для игр, и в небольшом количестве времени, что не может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
При этом многие школьники игнорируют методы профилактики заболеваний при работе за компьютером.
Родители в частности не касаются пользования ребенком компьютером, вследствие чего, это не является причиной ссоры между ребенком и родителем.
2.3 Рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр
После обработки результатов я хочу предложить небольшие рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр.
Рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр.
Запрещать ребенку играть в компьютерные игры для детей не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:
Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
Помните, что только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.
Компьютер должен быть установлен правильно и иметь высокие технические характеристики, освещение должно быть естественным и достаточным,
Игры выбирайте по возрасту ребенка, имеющие смысловые задачи,
Играть в развивающие компьютерные игры для детей можно не более 15 минут подряд (в зависимости от возраста ребенка продолжительность игры может немного увеличиться, однако не должна превышать 40 минут подряд),
Анализируйте сюжеты компьютерных игр, в которые играет ваш ребёнок. Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника. Случается, что ребёнок совершает акт виртуального убийства до несколько сотен (!) раз за одну игру.
Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства.
Заводите будильник (таймер) на определенное время, чтобы, увлекшись игрой, не потерять ощущение времени,
После игры предложите ребенку сделать самую простейшую гимнастику для глаз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Влияние компьютерных игр на людей, и, детей в частности, неоднозначно. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо совсем отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть сколько хочется и в любые игры. В компьютерных играх, как и во много другом, нужно пользоваться принципом не навреди. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.
В своей работе я собрал и проанализировал информацию по своей теме. Провел анкетирование, в результате которого я пришел к выводу, что компьютер оказывает вредное воздействие на здоровье школьников. Но если мы будем соблюдать правила работы за компьютером, следить за длительностью пребывания за экраном монитора, прислушиваться к полезным советам, то компьютер будет нам только другом и будет помогать при работе. Так же предложил рекомендации для детей и родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Симонович С.В., Евсеев Г.А. «Занимательный компьютер: Книга для учителей и родителей», М.: Информком-пресс, АСТ – пресс, 2002
Липков А. Ящик Пандоры: феномен компьютерных игр в мире и в России. -М.: Изд-во ЛКИ, 2008
Леонтьев В.П. Развлечения в Интернете. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
https://zen.yandex.ru/media/id/5b45a2166218b900aaae2f5b/kompiuternye-igry-polza-i-vred-5b7bf79a83e56700a9564fe2
http://www.gamer.ru/everything/spacewar-pervaya-kompyuternaya-igra-v-istorii-ekskursiya-v-proshloe
https://ru.wikipedia.org/wiki/Roblox