СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект "Терроризм - угроза миру"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект обучающегося 10 класса. Проект подготовлен совместно с учителем обществознания

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект "Терроризм - угроза миру"»

Министерство общего образования и молодёжной политики

Свердловской области

Управление образования Администрации

Артинского городского округа

МАОУ АГО «Артинская средняя общеобразовательная школа № 6»














Терроризм – угроза миру

Исследовательский проект


Автор работы:

обучающаяся 9 «а» класса:

ЩК

Руководители:

Чебыкина Юлия Александровна, учитель обществознания МАОУ АГО «АСОШ № 6»,

высшая квалификационная категория

Чебыкин Анатолий Анатольевич, преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ АГО «АСОШ № 6»,

высшая квалификационная категория



Арти,

2020 год





Содержание


Введение …………………………………………………………………3 – 4

Глава 1. Что такое терроризм ………………………………………….5 – 15

    1. Понятие, сущность терроризма ………………………………...5 – 6

    2. Условия возникновения современного терроризма…………....6 – 9

    3. Классификация терроризма ……………………………………...9 – 11

    4. Средства борьбы с терроризмом ……………………………….11 – 15

Глава 2. Терроризм в современном мире …………………………….16 – 21

2.1. Международный терроризм……………………………………….16 – 19

2.2. Терроризм в России ………………………………………………..19 – 21

Глава 3. Правила поведения при террористическом акте …………...22 – 31

3.1. Что знают школьники о террористическом акте………………….22 – 24

3.2. Что делать, чтобы не стать жертвой террористического акта.

Правила поведения при террористическом акте …………………24 – 31

Заключение ………………………………………………………………...32

Тезаурус ……………………………………………………………………33

Список литературы ………………………………………………………..34

Список приложений ……………………………………………………….35

Приложения ………………………………………………………………..36 – 45












Введение

Террор (запугивание, нагнетание страха) – способ ведения войны за подчинение населения атакуемой стороны (а не ее организационных или военных структур), состоящий в умышленной демонстрации крайней жестокости (не определяемой прямой необходимостью и не различающей виновных и невиновных, т.е. делающей все население заложниками).

Терроризм – это глобальная проблема человечества и современности. Люди XXI векане знают как вести себя в таких случаях, кактерроризм. Терроризмпостоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.

Данная тема работы очень актуальна, т.к. проблема терроризма на рубеже ХХ–ХХI вв. приобрела угрожающие масштабы. И это кажется закономерным на фоне глобализации насилия последних лет. Некоторые исследователи заявляют даже о том, что мир вступает в эпоху терроризма, называют терроризм глобальной проблемой современности. При выборе темы проекта, мы провели анкетирование с обучающимися 8, 10, 11 классов и выяснили, что проблема терроризма важна для современных школьников. Но, анкетирование показало, что школьники не знают современные террористические акты, т.е. где и когда они происходили, не следят за современными новостями. (Приложение 4)

Цель работы:

  • Изучение терроризма – основной проблемы XXI века.

Для того чтобы достичь цели, необходимо решить ряд задач:

  • Подобрать и изучить собранный материал по теме;

  • Охарактеризовать понятие «терроризм», определить причины и классификацию террористических актов.

  • Сформировать знания о правилах поведения при террористическом акте.

  • Выявить уровень знаний обучающихся о том, как нужно себя вести, чтобы не стать жертвой террористического акта, и как себя вести, если в заложниках;

Объект исследования: терроризм, как социальное явление в современном обществе

Предмет исследования: специфика терроризма, его виды и цели.

Гипотеза: Мы предполагаем, что подростки знали, что такое терроризм и знают, как себя вести, если их захватили в заложники.

Результатом работы должно стать:

  • Обобщение материала по теме: «Терроризм – угроза человечеству». Знакомство учащихся с содержанием данного проекта. Использование материала на классных часах, родительских собраниях, уроках обществознания, ОБЖ, с целью пропаганды правильного поведения в случаях террористического акта.

  • Создание Брошюры. Размещение Брошюры на страницах школьного сайта в разделе «Безопасность»

Для того чтобы достичь результата были использованы разнообразные методы:

  • Исследование, изучение литературы;

  • Изучение материалов локальной сети Internet;

  • Анкетирование учащихся школы;

  • Интервью;

  • Социологический опрос.


 







Глава 1. Что такое терроризм

    1. Понятие, сущность и виды терроризма.

Первоначально необходимо дать определение понятию «терроризм». В русском языке существуют понятия «террор», «терроризм», «террористический акт» и сравнительно недавно появились выражения «международный терроризм», «государственный терроризм».

С.И. Ожегов в своем словаре говорит: «Террор - ­физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам»[5].

Слово «террор» происходит от латинского  «terror»  - страх, ужас. Исходя из значения слов «террор», «терроризировать», можно сделать вывод о том, что  основной  акцент  в  оценке преступления как террористической, т.е. устрашающей, деятельности, переносится на последствия преступного деяния. Таким последствием является «устрашение» государственной власти,  общества или  его части. Безусловно, всякое преступление  имеет «устрашающий» эффект и дестабилизирует ситуацию в  обществе. Однако деяния, называемые «террористическими, отличаются от прочих преступлений тем, что  прямой  или  косвенный умысел на «устрашение» является его  конструктивным элементом.

В Уголовном Кодексе РФ понятие «терроризм» трактуют следующим образом: «Терроризм, т.е. совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях...» [1].

Закон «О противодействии терроризму», принятый в России 06 марта 2006 года, в ст.3 терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [2].

Некоторые исследователи, такие как В.Замковой и М. Ильчиков считают, что террор используется политическими силами, находящимися во власти, опирающимися на властные структуры и репрессивный аппарат подавления, армию, различные спецслужбы и т.д., а терроризм относится к оппозиционным силам, выступающим против «истеблишмента» и являющимися объективно стороной более слабой [3].

    1. Условия возникновения современного терроризма

Терроризм, к сожалению, имеет тенденцию к динамичному развитию.

Первое условие возникновения терроризма — формирование информационного общества. В своих современных формах терро­ризм возникает в Европе в XIX в. с развитием прессы. Чем мощнее становятся средства массовой информации, чем выше их роль в формировании общественных настроений — тем шире волна тер­роризма.

По мере того, как привычка читать газеты и журналы дополня­ется привычкой слушать радио, смотреть телевизор, «сидеть» в интернете, растет поле потенциального воздействия терроризма на общество, ширятся его возможности. Здесь значимы как техноло­гические, так и политические предпосылки.

Тоталитарные режимы, располагающие технологическими ас­пектами информационного общества (фашистская Германия, СССР, Северная Корея), но при этом блокирующие свободный обмен информацией полицейскими методами, не уязвимы для тер­роризма.

Наиболее благоприятные условия для развития терроризма сло­жились в так называемых демократических странах, где собствен­ные и зарубежные террористы пользуются свободой печати для пропаганды своих взглядов и доведения угроз до широкой обще­ственности, правом «политического убежища» и т.д. Примером этого является Великобритания: на территории этой страны вер­буются боевики в Чечню и Аль-Каиду, предоставляется политическое убежище бандитам и преступникам, находящимся в меж­дународном розыске. Результат для самой Великобритании пла­чевный — террористические события в Лондоне 17 июля 2005 г. Насаждение «демократии» американского образца идет путем как, собственно, государственного терроризма, так и созданием усло­вий, в том числе открытой финансовой поддержки для захвата власти оппозицией с заранее подготовленными лидерами (напри­мер, на Украине, в Грузии, Киргизии и т.д.).

Второе условие возникновения терроризма — развитие техноло­гической среды человеческого существования. По мере развития научного и технического прогресса, техногенная среда становит­ся все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает человеку возможность точечно разрушать социальную, технологическую и природную среду.

Для разрушения какого-либо материального объекта необходи­ма энергия, равная или соотносимая с необходимой для создания этого объекта. В древности разрушение плотины или пирамиды по­требовало бы значительного числа людей, достаточно длительного времени и не осталось бы незамеченным. Развитие технологии по­зволило аккумулировать энергию и точно использовать ее для раз­рушения предметов или природной среды (кинжал и арбалет усту­пили место динамиту, винтовке с оптическим прицелом, гранато­мет — компактной ракете класса «земля – воздух» и т.д.).

Технологическая среда становится все более плотной, энерге­тически насыщенной и более уязвимой.

Возможности государства блокировать деятельность террори­стов в каждой точке социального пространства в любой произ­вольный момент оказываются меньше возможностей злоумыш­ленников нанести удар.

Третье условие возникновения терроризма — размывание тради­ционного общества и формирование общества модернизированно­го, ориентированного на либеральные ценности. Терроризм возни­кает, когда на смену традиционной культуре приходит общество, знакомое с концепцией общественного договора. Либеральные цен­ности и идеи общественного договора дают представление о гаран­тированное™ человеческой жизни и ответственности власти перед гражданами.

Теракты громогласно возвещают о том, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье, спокойствие граждан и, следова­тельно, ответственна за это. Здесь – суть механизма политическо­го шантажа, который используют террористы. Если же общество не реагирует на акции террористов в соответствии с навязывае­мой ими программой, или объединяется вокруг власти, то терро­ризм становится неэффективным.

Четвертое условие возникновения терроризма — реальные про­блемы, возникающие в ходе исторического развития. Они могут иметь самое разное измерение — политическое, культурное, со­циальное. В благополучной стране возможны одиночные акты пси­хически неуравновешенных маргиналов, но терроризм как явле­ние еще не выражен. Самые частые основания терроризма — се­паратизм и национально-освободительные движения, а также рели­гиозные, этнические, идеологические конфликты. Терроризм — яв­ление, присущее кризисным этапам модернизационного перехо­да. Характерно, что завершение модернизационных преобразова­ний снимает основания для терроризма.

Терроризм возникает на границах культур и эпох историческо­го развития: самый яркий пример — ситуация в Израиле и Пале­стинской автономии: глубоко традиционное палестинское обще­ство соприкасается с модернизированным обществом Израиля.

Терроризма нет и не может быть в тоталитарных и авторитар­ных обществах. Здесь нет условий его возникновения, а любые проявления антигосударственной деятельности чреваты террором против целых регионов, народов, конфессий, социальных кате­горий. В равной степени терроризм неэффективен в распадающих­ся странах, где власть рассыпалась и не контролирует общество, — таких, как Сомали или Афганистан.

Терроризм возможен при условии сочувствия делу террори­стов хотя бы части общества. В отличие от диверсантов — специ­ально подготовленных профессионалов, которые могут работать во враждебном окружении, террористы нуждаются в поддержке среди населения. Утрата этой поддержки ведет к угасанию терро­ристической деятельности.

Терроризм является индикатором кризисных процессов; это — аварийный канал обратной связи между обществом и властью, меж­ду отдельной частью общества и обществом в целом. Он свидетель­ствует об остром неблагополучии в некоторой зоне социального про­странства. В этом отношении терроризм не имеет чисто силового, полицейского решения. Локализация и подавление террористов — лишь часть борьбы с этим злом. Другая часть, являющаяся основной и единственно перспективной, предполагает политические, соци­альные и культурные преобразования, которые могут вести к терроризму. Реализация такого рода преобразований возможна только при наличии развито­го гражданского общества не только в отдельно взятой стране, а в глобальном или хотя бы континентальном масштабе.

    1. Классификация терроризма

Главное в определении формы терроризма является то, с какой целью осуществляются данные насильственные акты. В литературе выделяют следующую классификацию:

1. Классификация по идеологической основе и сфере проявления:

    1. политический терроризм – связан с борьбой за власть и соответственно направлен на устрашение либо устранение политических противников;

    2. государственный – терроризм определяется потребностью в устрашении собственного населения, его полного подавления и порабощения и вместе с тем уничтожения тех, кто борется с тираническим государством;

    3. религиозный терроризм призван утвердить и заставить признать веру террористов и одновременно ослабить и даже уничтожить другие;

    4. националистический терроризм проявляется вытеснением представителей других наций, иногда уничтожением их культуры, захватом имущества и земли. Националистический терроризм часто принимает форму сепаратистского;

    5. общеуголовный корыстный терроризм должен устрашать тех, кто препятствует преступникам в получении материальных ценностей, в том числе коммерческих соперников (их принуждают принять заведомо невыгодные условия);

    6. криминальный терроризм проводится для устранения противников из соперничающих преступных групп;

  1. Классификация терроризма по масштабам.

    1. внутренний терроризм проявляется в пределах одного государства и выражается в форме преступления против личности, групповых убийств, массовым уничтожением граждан, диверсий по всей территории страны;

    2. международный терроризм проявляется в тайной войне одного государства против другого, одного общественно-политического движения – против другого движения или государственной власти, одних культур – против других.

  2. Классификация терроризма по видам.

    1. обычный терроризм использует обычные средства поражения, в том числе взрывчатые вещества;

    2. ядерный, химический, биологический (ЯХБ) терроризм осуществляется с использованием ядерных делящихся веществ и ядерных взрывных устройств, химически и биологически опасных веществ и средств их доставки. К этим видам терроризма относятся также диверсии против ядерных, химических и биологически опасных объектов;

    3. электромагнитный терроризм осуществляется с использованием генерирующих установок мощного электромагнитного излучения, воздействующих как на людей, так и на определенные технологические системы объектов инфраструктуры;

    4. кибернетический терроризм осуществляется с применением специальных программ – вирусов для вывода из строя или нарушения нормального функционирования компьютерных сетей;

    5. информационный терроризм осуществляется с использованием источников СМИ и других информационных средств в целях нагнетания негативной обстановки в обществе, разложения его определенных групп;

    6. экономический терроризм осуществляется с целью дестабилизации экономики и финансовой сферы субъекта террористического акта.

  3. Классификация терроризма по форме.

    1. взрывы,

    2. поджоги,

    3. захват заложников,

    4. похищение людей.

Наиболее опасным проявлением организованной преступности является международный терроризм [6].

1.4.Средства борьбы с терроризмом

Все террористические организации, независимо от их идеологии и возможностей, имеют общие уязвимые места. Основными из них являются следующие:

1) Активность террористов. Террористы не могут действовать изолированно. Они неминуемо поддерживают контакты с соратниками и единомышленниками. Отслеживание таких контактов с помощью специальной техники позволяет понять схемы действий, разведать планы террористов, а также обнаружить и обезвредить их. Необходимо фиксировать все передвижения и действия членов террористических организаций. Пристальное внимание к сбору и анализу информации о террористах помогает добиться ощутимых успехов в борьбе с ними. Так, германские власти обезвредили группу Баадер-Мейнхоф («Фракция Красной армии») с помощью созданной ими компьютерной базы данных для сбора и анализа фактов, имеющих отношение к терро­ристам.

2) Возможность ареста или уничтожения лидеров террористических групп. Лидеры террористических структур оказывают значительное влияние на деятель­ность возглавляемых ими орга­низаций. Их роль снижается в случае, если террористы ориентируются на другие цели, например, определенное мировоззрение, или если за ними стоят спецслужбы какого-либо государства. Однако в большинстве случаев активность террористических ячеек зависит от деятельности их руководителей. Террористические акции требуют планирования и тщательной подготовки. Поэтому захват или ликвидация лидера способны разрушить планы террористов. В последние годы, благодаря этой тактике, спецслужбам удалось предотвратить многие теракты. Например, арест лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана полностью парализовал деятельность данной структуры. К аналогичному результату привел захват лидера перу­анской организации «Сендеро Луминосо» («Светлый путь») Абимаэля Гусмана. Таким образом, устранение лидера террористической структуры может привести к полному ее разрушению, или, как минимум, понизить управляемость и боеспособность.

3) Борьба за власть вну­три террористических групп. Между террористическими группами существует конкуренция за известность, влияние, деньги последователей. Например, в Ираке террористические группы воюют между собой в большей степени, чем с властями и частями коалиции. Состояние такой вражды является постоянным. Во мно­гих случаях подобная конкуренция приводила к ослаб­лению и даже разрушению мощных организаций. Из-за внутренних разногласий 1970-1980-е годы исчезли «Японская Красная армия» и палестинский «Черный июнь». По этим же причинам резко снизили активность колум­бийский ФАРК и филиппинская «Новая Народная армия». Таким образом, при планиро­вании антитеррористических операций нужно выявлять и использовать подоб­ные разногласия. Следует разжигать борьбу террористических лидеров и группировок между собой, тем самым мешая им проводить акции против государства.

4)Террористические организации состоят из людей, которых можно уничтожить или вернуть к нормальной жизни путем убеждения и демонстрации доброй воли. Государство должно проводить ряд мер по завоеванию умов членов террористических организаций, убеждая их в бессмысленности дальнейшей борьбы. К таким мерам относятся: искоренение коррупции во власти; улучшение жизни населения в районах, поддерживающих террористов; подрыв финансовой и про­довольственной базы террористов; склонение их лидеров к отказу от вооруженной борьбы; объявление амнистий для членов террористических групп; разъяснение бессмысленности террористической деятельности.

5) Все государства, даже соперничающие на международной арене, вынуждены объединять усилия в борьбе с терроризмом. Совершая атаки по всему миру, террористы наживают все больше врагов в лице различных стран. Понимание необходимости совместной борьбы с терроризмом становится сильнее имеющих­ся разногласий между ними.

6) Определенные государства поддерживают террористов, и поэтому необходимо удерживать их от этого с помощью военной силы. Некоторые страны поддерживают террористов, используя их в своих интересах. Чтобы пресечь такую поддержку, мировое сообщество применяет экономические и политические санкции, однако иногда кардинально решить проблему способно лишь военное вмешательство. Именно благодаря использованию в отношении них вооруженных сил такие страны как Афганистан, Ливия и Ирак на какое-то время прекратили поддержку террористических структур.

Исходя из вышесказанного, сформулируем основные принципы борьбы с терроризмом:

1) Разрушение сети террористических ячеек. Террористы традиционно имеют строгую иерархию лидеров. Поэтому уничтожение или арест главарей действуют на них разрушительным образом. В то же время США, действуя подобным образом в Ираке, не достигли больших успехов. Причина этого – в иной структуре ячеек иракских террористов, у каждой из кото­рых имеется свой руководитель. Таким образом, устранение одного лидера может разрушить отдельную ячейку, но не уничтожить всю террористическую сеть. Кроме того, лидеры таких структур часто занимаются пропагандой, но сами не принимают участия в организации и осуществлении терактов. Сетевые структуры наиболее устойчивы - они могут восстанавливаться даже после нанесения по ним мощных ударов. Однако и таких структур существуют слабые места. Прежде всего, это профессионалы в отдельных сферах - специалисты по взрывным устройствами, оружейные мастера, без которых серьезные теракты практиче­ски невозможны, а также компьютерщики и спецы в об­ласти информационно-психологического противоборства.

2) Политическая трансформация. В не­которых случаях удавалось прекратить разрушительную деятельность террористов, направив их усилия в область политической борьбы. Так произошло, на­пример, с Организацией освобождения Палестины, возглавляемой Ясиром Арафатом, которая начала мирные переговоры с Из­раилем в 1990-е годы. Впоследствии члены ООП вошли в структуры власти Пале­стинской автономии. Однако, отдельные группы, отделившись от основных сил ООП, продолжали вооруженную борьбу. Например, Выборы в Ираке в январе 2005 года показали, что лидеры различных групп террористов не смогли выработать единого отношения к ним. Некоторые группы приняли участие в выборах и даже выдвинули своих кандида­тов, другие усилили террористическую деятельность, третьи снизили свою активность до минимума. Таким образом, террористы могут успешно действовать лишь в определенных политических условиях. Как только эти условия исчезают, они теряют свою силу и даже бывшие союзники начинают враждовать.

3) Лишение террористов базиса в виде поддержки населения. Террористические группы могут действовать долгое время лишь при поддержке населения или некоторой его части. Это позволяет им вербовать новых бойцов, получать необходимые ресурсы, успешно скрываться и вести разведку. Однако такая помощь может быть ими утрачена. Это происходит, например, если страх перед наказанием со стороны государства оказывается сильнее желания помочь террористам. Также можно лишить их поддержки, предоставив местным жителям более выгодные для них альтернативы. Это может быть создание новых рабочих мест, устранение дискриминации национального или рели­гиозного меньшинства и т.д.

4) Проведение армейских операций и репрессии. Во многих случаях террористы уничтожаются при помощи войск, хотя в большей степени это работа спецслужб и полиции. Подобные опе­рации в последние годы проводили во­оруженные силы Турции, Шри-Ланки, Колумбии, Ирака; ранее аналогичным об­разом боролись с террористами Франция, Великобритания, ЮАР. Однако эти операции показали, что применение армии неизбежно приводит к гибели граж­данских лиц, лишению властей поддерж­ки местного населения, экономическому коллапсу на данных территориях, что создает благоприятные условия для действий террористов. В то же время при проведении крупномасштабных силовых операций про­тив террористов армейские подразделения могут использоваться для кардинального изменения ситуации.

5) Применение современных информационных техноло­гий. Современные террористы активно используют информационные тех­нологии для координации действий и пропаганды. Сотовая связь, электронная почта, другие программы для общения через Интернет обусловили создание «кибер-террористических» организаций. Поэтому необходимо отслеживать и пресекать использование террористами информационных технологий[4].



















Глава 2. Терроризм в современном мире

2.1. Международный терроризм

Международный терроризм – специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 1960-х годов и получившая значительное развитие к концу XIX – началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики.

Международный терроризм определяется по следующим признакам, которые даются Л.А. Моджорян [7]:

  • террористический акт совершен за пределами тех стран, гражданами которых являются террористы и их жертвы;

  • преступление направлено против лиц, пользующихся международной защитой;

  • подготовка террористического акта велась за пределами страны, в которой он был совершен;

  • террорист, совершив террористический акт в одном государстве, укрывается от ответственности в другом, и в этом случае встает вопрос о его экстрадиции.

Требуется разграничить ещё виды терроризма:

  • экономический терроризм, связанный с конкурентной борьбой корпораций;

  • терроризм правительства против части своего народа (например, в нацистской Германии, СССР, ЮАР);

  • терроризм народа против своего правительства (Африканский Национальный Конгресс в ЮАР, Ирландская Республиканская Армия);

  • этнический терроризм, который получил распространение, к примеру, в Боснии;

  • терроризм одного государства против другого.

В качестве преступления международного характера терроризм определяется как нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

К международным террористическим организациям относятся «Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев», «Аль-Каида» и др. Они готовят боевиков к ведению террористических акций в одной стране, совершают их в другой, а укрываются в третьей. Поэтому международный терроризм приобретает глобальный характер. Современный международный терроризм является, как правило, исламистским

Но терроризм существует не только в исламских странах. В мире, кроме мусульманских, действуют сотни террористических группировок, самые крупные из которых: Ирландская республиканская армия, движение басков – в Испании, Армия освобождения – в Косово, "Аум Синрике" и "Красная Армия" – в Японии, "Тамильские тигры" – в Шри-Ланке. Но на Западе принято считать основной угрозой миру наличие исламских террористических групп, большинство из которых были созданы под эгидой США.

Количество человеческих жертв при терактах постоянно возрастает. В Армении в 1999 г. группа террористов расстреляла премьер-министра страны, председателя парламента и пять депутатов. В марте 2004 г. взрывы в Мадриде, унесшие жизнь около 200 чел., кардинально изменили политический курс Испании. Расширение террористической деятельности свидетельствует о том, что эффективных мер противодействия ей в рамках существующей системы международных отношений не существует.

Примеры международного терроризма:

  • Террористический акт 11 сентября 2001 года (11.09.2001, США)
    Ответственность за крупнейший в мире теракт взяла на себя организация «Аль-Каида». Девятнадцать террористов, захватив четыре пассажирских авиалайнера, провели беспрецедентную по своей масштабной жестокости самоубийственную атаку. В результате крушения самолетов, разрушения башен Всемирного торгового центра и повреждений здания Пентагона погибло 2974 человека.

  • Взрывы в Лондоне (07.07.2005 и 21.07.2005, Великобритания)
    Первые четыре взрыва в лондонском метро унесли жизни 52 человек, ранив еще около 700. Вторая серия терактов, по счастью, обошлась без жертв. Все выжившие террористы были преданы правосудию

  • Теракт в Турции 1 января 2017 года В ночь на 1 января в турецком Стамбуле произошло нападение на ночной клуб Reina. Вооруженный автоматом террорист застрелил охранявшего клуб полицейского, ворвался в помещение, где находились более 700 человек, и открыл по ним огонь. В момент нападения в ночном клубе находились около 800 человек, они праздновали Новый год. Несколько человек спрыгнули в Босфор, чтобы избежать нападения. По данным МВД Турции, погибли 39 человек, 69 были ранены[8].

  • Теракт в Афганистане 10 января 2017 года 10 января прогремел двойной взрыв рядом с парламентским комплексом в Кабуле. Погиб 51 человек. Ответственность за теракт взяла на себя группировка “Талибан” (запрещена в России).

  • 22 марта 2016 года террористы провели серию акций в Бельгии. Прогремело два взрыва: в международном аэропорту Брюсселя и метро. Погибли более десяти человек, 35 получили ранения. Ответственность за взрывы взяла на себя запрещенная в России террористическая организация ИГ.[9]

  • 14 июля 2016 год - резонансный теракт произошел во Франции. Террорист-смертник на грузовике протаранил толпу людей на набережной в Ницце. В результате акции погибли 84 человека, многие из которых были туристами. Ответственность за теракт взяла на себя организация ИГ. [9]

  • 22 марта в Лондоне террорист на автомобиле въехал в толпу прохожих на Вестминстерском мосту, после чего напал на полицейского с ножом. В результате теракта погибло более десяти человек. Террористическая организация ИГ взяла на себя ответственность за нападение.[9]

Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.

2.2. Терроризм в России

В современной России самые громкие теракты связаны с Чеченской войной и деятельностью бандформирования с Северного Кавказа. Это в основном взрывы и захваты заложников. 

История России в большей степени сталкивалась с индивидуальной формой терроризма, нежели явлениями, носящими массовый характер. Тем не менее, один из самых крупных террористических актов, имеющий массовый характер, произошёл в 2015 году.

  • 31 октября. Катастрофа A321 над Синайским полуостровом. В результате заложенной в самолёт бомбы потерпел крушение Airbus A320. Все 217 пассажиров и 7 членов экипажа погибли. Ответственность за теракт взяло на себя руководство «ИГИЛ».

Сегодня Россия — это единственная страна в мире, кто открыто бросает все свои силы и средства на борьбу с терроризмом, не только в рамках безопасности и мира своей страны. Операция в Сирии и в других точках планеты, наглядно иллюстрируют желание побороть и искоренить мировой терроризм. Очевидно также, что роль некоторых стран и супердержав в желании сплотиться перед реальной угрозой мирового терроризма, остается лишь на словах, вызывая еще больше споров и мнений, в мягко говоря, теневой и сомнительной политике.

Остается только верить, что средством и целью любого политического вопроса или процесса в современном мире, будут выступать общепринятые нормы дипломатических переговоров одной стороны с другой. Возможно, наивно.… Но верить надо…

Вот приведены некоторые примеры терактов совершённых за последние годы:

  • 9 Мая 2002 год – взрыв на демонстрации в Каспийске (Дагестан): погибло 45 человек, более 170 ранено.

  • 23 – 26 октября – захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве, во время мюзикла «Норд-ост», 912 заложников удерживались почти трое суток, 130 погибли.

  • 6 февраля 2004 года – взрыв в московском метро: погиб 41 человек, более 250 ранено.

  • 24 августа 2004 года – взрывы двух пассажирских самолётов во время рейсов Москва – Волгоград и Москва – Сочи: погибли 90 человек.

  • 31 августа 2004 года – взрыв у станции метро «Рижская» (Москва): погибло более 10 человек, 50 ранено.

  • 1 – 3 сентября 2004 года – трагедия в школе Беслана

  • 21 августа 2006 года – взрыв на Черкизовском рынке в Москве: погибли 14 человек, ранен 61 человек.

  • 27 ноября 2009 года – подрыв скоростного поезда «Невский экспресс»: погибло 27 человек, ранено более 150 человек.

  • 29 марта 2010 года – в московском метро в утренний час пик: 40 человек погибли, более 140 ранено.

  • 24 января 2011 года – в аэропорту Домодедово террорист привёл в действие самодельное взрывное устройство: погибли 37 и пострадали 172 человека.

  • 30 декабря 2013 года в Дзержинском районе Волгограда произошел взрыв в троллейбусе. По предварительным данным СК и МВД, погибли не менее 10 человек и были ранены более 20.

  • 29 декабря 2013 года в 12:45 по московскому времени на железнодорожном вокзале в Волгограде прогремел взрыв. Бомба сработала между входными дверями и турникетами. По предварительным данным, бомбу взорвала террористка-смертница, которая не успела пройти через металлодетекторы. По предварительным данным, 15 человек погибли, более 40 ранены.

  • 21 октября 2013 года теракт произошел в одном из маршрутных автобусов Волгограда: семь человек погибли, 37 были госпитализированы. Взрывное устройство, начиненное поражающими элементами, привела в действие уроженка Дагестана Наида Асиялова.

  • 20 мая 2013 года рядом с управлением федеральной службы судебных приставов по Дагестану произошел двойной теракт. Первое взрывное устройство было установлено под автомобилем. Второе находилось в багажнике стоящей неподалеку машины. Второй взрыв прогремел через несколько минут после первого, когда на месте работали оперативники. В результате теракта погибли четыре человека: два пристава и двое полицейских. Медицинская помощь понадобилась 52 людям, девять получили тяжелые ранения, еще 30 — травмы средней степени тяжести.

  • 3 апреля 2017 года днем на перегоне между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт-2" петербургского метро произошел взрыв. Еще один взрыв, на станции "Площадь Восстания", удалось предотвратить благодаря своевременному обнаружению самодельного взрывного устройства. В результате теракта погибли 15 человек и сам террорист-смертник, пострадали свыше 60 человек.

  • 17 октября 2018 года – в колледже в Керчи сработало неустановленное взрывное устройство. В результате взрыва десять человек погибли, еще около пятидесяти пострадали.

Многие теракты приводят к ужаснейшим последствиям, и из-за этого страдает большое количество населения. На данный момент Россия борется из всех сил с этим ужасным термином – терроризм. [10]







Глава 3. Правила поведения при террористическом акте

3.1. Что знают школьники о террористическом акте.

Работая над проектом, мы провели анкетирование среди обучающихся, в котором приняли участие 32 человека.

Первый вопрос, ответ на который мы получили, был связан с пониманием самого понятия «терроризм». Ответы были получены следующие:

Терроризм – это:

  • очень опасный конфликт;

  • это захват в заложники других людей, вымогательство за их жизнь;

  • это внезапное нападение, сопровождающееся жестокостью и насилием, а также массовой гибелью людей;

  • это меры устрашения людей;

  • внезапное нападение, захват заложников;

  • меры устрашения;

  • издевательство, убийство большого количества невинных людей;

  • это противозаконные действия против жизни людей;

  • глобальная проблема человечества;

Таким образом, получив ответ на данный вопрос, мы сделали вывод о том, что респонденты в основном знают, что такое терроризм.

Мы живем далеко от центра России и чаще всего думаем, что такая проблема нас не коснётся. И отвечая на вопрос «Считаете ли вы, что вас это не коснётся?», голоса разделились. Школьники отметили, что терроризм – явление сложное и 55% опрошенных сказали, что их это не коснётся и 44 % были не столь категоричны, считая, что такое может произойти в любое время и коснуться каждого из нас (Приложение 1).

Что является причиной терроризма. Что выделяют обучающиеся, называя причины терроризма (Приложение 2).

  • Чаще всего причиной терроризма, по мнению респондентов, является военный конфликт. Так сказали 78% опрошенных.

  • Следующей причиной являются религиозные проблемы. Это отметили 50% школьников.

  • 28% обучающихся выделили среди причин разницу в уровне жизни и нерешённость экономических и политических вопросов.

  • Традиции использования терроризма отметили 15% респондентов.

  • И последней по значимости, отметили причину существования тайных обществ (сект) – 19%

Таким образом, наиболее важной причиной, по-мнению опрошенных, является всё же военный конфликт.

При анализе проблемы терроризма, мы выяснили, что в последнее время терроризм, как социально-политическое явление встречается всё чаще. Так в чём же причины роста терроризма? (Приложение 3).

Многие отметили, что рост терроризма есть и среди причин роста выделили следующие. Мы их проранжировали от наибольшего числа голосов и далее по убывающему количеству ответов.

  • Наиболее важной причиной роста терроризма школьники выбелили деятельность или влияние зарубежных террористических групп – 56%;

  • 44% респондентов назвали причину близости к месту, где существуют межнациональные конфликты и противоборство криминальных группировок;

  • На третье место обучающиеся поставили причину ухудшения социально-экономического положения в стране – 34%.

  • 25% опрошенных посчитали важной причиной роста терроризма наличие других группировок в стране;

  • Школьники отметили, что рост безработицы также может послужить причиной роста терроризма – 22%;

  • Также одной из важных причин роста терроризма была названа причина расслоения населения по имущественному признаку – 19%;

  • Национальное обособление – так ответили 16% респондентов.

Мы решили акцентировать внимание на знании обучающихся о совершившихся террористических актах за последнее время, как в России, таки на международной арене. Наиболее часто встречающиеся ответы были следующие (Приложение 4):

  • 16% назвали события, которые произошли в школе г. Беслана в 2004 году;

  • 9% знают о событиях в г. Керчи осенью 2018 года;

  • 5% о взрывах в Московском метро;

  • К сожалению, большинство – 69% опрошенных, не смогли назвать примеры террористических актов.

Забывать о трагических событиях нельзя. Такое может произойти в любое время, в любом месте. Чаще всего, террористический акт происходит тогда, когда совсем ничего не предвещает беды.

А знают ли современные школьники, как нужно вести себя, если вдруг они попали в заложники террористов (Приложение 5)?

  • Я что-то об этом слышал» - так сказали 41% участников анкетирования;

  • 37% уверенно сказали, что знают, как нужно себя вести в такой ситуации;

  • 19% отметили, что не знают, но хотят узнать;

  • 3% опрошенных отметили, что не знают и более того, они уверены, что им эти знания не пригодятся.

Мы сделали вывод, что не все уверенно смогли ответить на этот вопрос

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети знают, что такое терроризм. Часть респондентов считает, что такая ситуация может произойти в любое время и коснуться каждого. Наиболее важной из всех причин выделяют военный конфликт. Но, к сожалению, примеры терроризма в современном мире в целом и в России в частности мало знают. Знания школьников о терроризме не являются полными.

3.2. Что делать, чтобы не стать жертвой террористического акта.

Правила поведения при террористическом акте.

Так что же нужно делать, чтобы не стать жертвой террористического акта (Приложение 6)

Как вести себя при угрозе террористического акта

Признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства:

  • наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;

  • подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;

  • от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

Причины, служащие поводом для опасения:

  • нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;

  • угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.

Действия:

1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.

2. Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы.

3. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100м.

4. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.

5. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.

6. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.

7. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.

Предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (граната, мина, снаряд и т.п.); могут торчать проводки, веревочки, изолента, скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.[11]



В случае если человек оказался в заложниках В ЗДАНИИ, нужно следовать следующим правилам:
  1. Только при первых минутах захвата есть шанс скрыться. Если вы уже оказались в заложниках, не стоит пытаться убежать (при захвате школы в Беслане всех, кто пытался убежать из заминированного спортзала сразу расстреливали).

  2. В первые минуты захвата нельзя ругаться или вступать в борьбу с террористами.

  3. Нельзя кричать на террористов, оказывать агрессию и сопротивление им, делать резких движений и провоцировать, избегайте паники и истерики.

  4. Необходимо выполнять все распоряжения захватчиков и избегать прямого зрительного контакта с ними.

  5. Если есть возможность, расположитесь около стены, чтобы лицом следить

за происходящим (подальше от окон, дверей).

При нахождении в заложниках длительное время
  1. Необходимо сразу настроиться на то, что продолжительное время вам будут запрещать двигаться, есть и пить. Однако, попросить террористов об элементарных правилах гигиены вы все же можете.

  2. С целью выжить не старайтесь сами договориться с террористами. Известен т.н. «стокгольмский синдром» когда заложник может встать на сторону террориста, пытаясь понять его и разжалобить. Это только ухудшит ситуацию.

  3. Чтобы не впадать в отчаяние и не потерять самообладание необходимо заставлять работать головной мозг, а также напрягать мышцы. Молитесь и размышляйте. Помните, чем больше времени пройдет, тем есть большие шансы на ваше спасение.

  4. Постарайтесь оглядеть помещение с целью найти укромные места, колонны, стол, ограждения, которые в случае штурма могут укрыть вас.

  5. Постарайтесь запомнить информацию о террористах, их количестве, внешних особенностях, нарисуйте в уме их портреты. После вашего освобождения эта информация может помочь спасти сотни других жизней.

  6. Старайтесь, если это возможно, зрительно контактировать с другими заложниками, чтобы не уйти в себя, оказать им любую поддержку. По статистике, те заложники, которые были захвачены вместе с детьми, меньше страдали психологически, так как в заботе о детях не успевали думать о самом факте захвата.

  7. Если с вами находятся дети, помните, что они освобождаются первыми.



Если начался штурм

К сожалению, большое количество жертв возникает именно при штурме захваченного здания, потому что заложники впадают в истерику и панику, бегут к спецслужбам. Помните, что во время штурма работают профессионалы, специально обученные спецназ и снайперы, и они сделают все возможное, чтобы сохранить вашу жизнь. В момент штурма именно жизнь заложников для них дороже своей жизни.

  1. Если Вы поняли, что штурм начался, необходимо как можно дальше отойти от дверных проемов, окон и от самих захватчиков, так как снайперы будут стрелять именно в них.

  2. Постарайтесь укрыться за колонной, столом, партой или лягте на пол лицом вниз, при этом голову нужно закрыть руками.

  3. Ни в коем случае нельзя бежать, в момент штурма лучше всего укрыться

  4. Нельзя брать в руки оружие, бежать навстречу спецназу. При штурме они могут принять вас за террориста.

  5. Если распылили газ или дымовую шашку, нужно смочить тряпку и накрыть ею лицо. Если нет воды, то можно воспользоваться собственной мочой.

  6. После штурма до установления личности спецслужбы могут вас допрашивать. С понимание отнеситесь к этому моменту, так как очень часто именно тогда преступники могут скрыться или смешаться с заложниками.

  7. Заложники, захваченные недавно в концертном зале в Париже, отмечали, что им удалось выжить во время штурма, когда террористы стали их расстреливать, только благодаря тому, что они притворялись мертвыми и молились про себя.

Если человек оказался под завалами после взрыва
  1. Помните, что самое главное — это сохранить самообладание и внимательно осмотреться вокруг, убрать от себя острые предметы, так как во время обрушения они могут повредить вас.

  2. Закройте лицо намоченной одеждой.

  3. Не нужно пытаться самостоятельно выбраться. Лучше укрепить то, что находится над вами (потолок) любыми подручными средствами, обломками мебели.

  4. Не стоит кричать постоянно, расходуя кислород. Вы можете задохнуться от пыли. Каждый час при разборе завалов спасатели делают минуту молчания. В этот момент нужно попытаться кричать, стучать по трубам или любым металлическим деталям.

Безопасность в общественном транспорте

Пользуясь общественным транспортом, мы каждый день слышим фразу, что при «обнаружении подозрительных предметов или подозрительных лиц необходимо сообщить об этом». И если в первые дни после террористических угроз люди ведут себя более настороженно, то спустя неделю многие забывают об этом. К сожалению, общественный транспорт также подвергается террористическим атакам. Чтобы избежать такой опасности стоит помнить следующее:

  1. При обнаружении бесхозной сумки, пакета, мобильного телефона, детской игрушки или других вещей в транспорте, нужно, не трогая их, обратиться в соответствующую службу или к водителю. В последнее время террористы очень часто маскируют взрыватель под обычные повседневные предметы, например, металлические банки из под напитков (взрыв самолета с российскими туристами), мобильные телефоны, плееры, фонарик, термос, банка консервов, крем для рук. При обнаружении подозрительных вещей необходимо попросить, чтобы окружающие люди отошли на 100 -150 метров.

  2. Если бесхозный предмет найден в вагоне метро, необходимо сообщить машинисту поезда об этом с помощью специальной кнопки, назвав при этом номер вагона (написан на кнопке) и место, где находится предмет.

  3. В общественном транспорте не стоит громко обсуждать политику и религию.

  4. Не перевозите в общественном транспорте острые предметы, так как в случае взрыва они могут повредить вас и окружающих.

  5. В случае штурма лучше всего лежать на полу. Если же это невозможно, необходимо держаться подальше от окон и дверных проемов.

  6. Если Вы собираетесь воспользоваться самолетом, выбирайте только известные и крупные авиакомпании, которые заботятся о безопасности полетов.

  7. Во время сдачи багажа следите за ним, не оставляйте без присмотра. Ни в коем случае не проносите чужие вещи на борт самолета.

  8. При размещении в салоне самолете внимательно оглядитесь, определите людей, сидящих рядом с вами, а также проверьте над головой место для ручной клади, под сиденьем, зазор между сиденьем и стеной самолета на предмет обнаружения подозрительных предметов.

Признаки взрывного устройства:

  • Наличие на бесхозном предмете или около него проводов, изоленты, веревки, скотча, антенны, батареек, лески, шпагата, проволоки;

  • Посылка, которая пришла от неизвестного адресата;

  • Наличие предмета, нетипичного для данной местности (например, консервная банка в вагоне метро);

  • Специфический нехарактерный для места запах (запах может напоминать хозяйственное мыло, камфару, жженый пластик);

  • Наличие на предмете радиоприемника или телефона.

Безопасность на улице

На улице в местах большого скопления людей очень легко совершить террористический акт, захватить заложника, привести в действие взрывное устройство. Такое может произойти в парках, на улицах города, около станций метро, на митингах и концертах, в припаркованных автомобилях. Очень популярным на улице становится терроризм с использованием смертников-женщин, у которых на теле закреплены взрывные устройства.

Признаками террористов-смертников являются:

  • Женщины одеты в головной убор (косынка, платок, бейсболка) с опущенной головой.

  • Отсутствие носков или колгот на ногах в зимнее время.

  • Одежда неяркая и неброская, при этом может присутствовать белый цвет.

  • Для маскировки бомбы террористы используют теплую куртку, например, в летнее время одежда не соответствует погоде.

  • Бледность лица, заторможенность реакции, неадекватное поведение, отсутствие реакции.

  • Руки спрятаны в карманах или находятся внутри сумки.

  • Если вы увидели такого подозрительного человека, нельзя смотреть ему в глаза или бежать к нему, так как он может привести в действие бомбу. Лучше всего позвонить по номеру 112 и сообщить об этом или сообщить в ближайшие службы. На лекции, посвященной безопасности в общественных местах, сотрудники спецслужб советовали при обнаружении террориста-смертника немедля убегать как можно дальше.

На улице также стоит помнить о простых правилах безопасности:

  1. Не подбирать и не пинать бесхозные предметы.

  2. Людей с большими сумками и чемоданами, которые находятся в месте, не подходящем для этого (парк, митинг, концерт), необходимо остерегаться.

  3. Стоит обращать внимание на припаркованные автомобили. Если вам кажется, что из пустого автомобиля слышны странные звуки, нужно немедленно отойти от него и вызвать полицию.

  4. При стрельбе на улице или взрыве лучше всего упасть на землю лицом вниз или под прикрытие (машина, колона, ограждения, забор). Голову необходимо в таком случае закрывать руками.

Помните, что именно ваша внимательность и осторожность в общественных местах может сохранить жизнь сотням людей.






Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, освещающие проблемы терроризма, как в мире в целом, так и в России в частности.

Мы рассмотрели вопросы, связанные с понятием сущности терроризма, условиями его возникновения в современном мире, их классификацию, средства борьбы с терроризмом. Проанализировали примеры международного терроризма и террористических актов в России.

Особое внимание уделено пониманию проблемы терроризма школьниками., их оценке причин терроризма, причин его роста, а также знанию примеров террористических актов.

В ходе работы мы научились:

  • Анализировать и систематизировать материал;

  • Проводить анкетирование, анализировать его данные, оформлять диаграммы.

  • Обрабатывать собранный материал и на его основе создавать Брошюру.

Гипотеза о том, что подростки знают, что такое террористический акт подтверждена. Предположение о том, что все знают, как себя вести, если их захватили в заложники террористы, подтверждено частично, т.к. 41% респондентов указали, что что-то об этом слышали, а 3% - не знают и уверены в том, что им это не пригодится.

В результате были достигнуты поставленные задачи:

  • Изучен материал по теме;

  • Дана характеристика понятия «терроризм»;

  • Определены причины и дана классификация терроризма;

  • Исследовано понимание обучающимися правил поведения в случае террористического акта;

  • Составлена Брошюра «Что делать, чтобы не стать жертвой террористического акта. Правила поведения при террористическом акте».



Тезаурус

Терроризм – насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и проч.) против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения. подавления воли противников, конкурентов, навязывания определённой линии поведения.[12]

Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население, создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба или наступление иных тяжких последствий в целях воздействия на принятия решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.[13]

Заложник – это физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие (воздержаться от его совершения) как условие освобождения удерживаемого лица. [2]















Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (ред. от 12.11.2018г.)

  2. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О противодействии терроризму"

  3. Замков А. В. И. , Ильчиков М. З. Терроризм - глобальная проблема современности. - М.: Ин-т междунар. Права и экономики, 1996. - 75 с 

  4. Мельничук К. Журнал «Зарубежное военное обозрение», № 1 за 2009 г.) Источник: http://www.modernarmy.ru/article/24  © Портал "Современная армия

  5. http://www.вокабула. Рф/словари/толковый-словарь-ожегова/террор

  6. https://studfiles.net/preview/5841904/page:2/

  7. https://revolution.allbest.ru/law/00767156_0.html

  8. POSREDI.RU - https://posredi.ru/terakty-2017-goda.html

  9. Источник: http://sarov24.ru/mneniya/892-a.html © Саров24

  10. https://ria.ru/20181017/1530862928.html

  11. https://cdn.azbyka.ru/zdorovie/wp-content/uploads/2015/12/image001.jpg

  12. https://greater_political.academic.ru/188/ТЕРРОРИЗМ

  13. https://studfiles.net/preview/6860038/page:24/













Список приложений

Приложение 1. Анализ анкеты: «Считаете ли вы, что вас не коснётся теракт?»

Приложение 2. Причины терроризма по-мнению школьников.

Приложение 3. Анализ анкеты. «Что является причиной роста терроризма?»

Приложение 4. Анализ исследования: «Крупные террористические акты

современности».

Приложение 5. Исследование. «Знаете ли вы, как вести себя, если вас захватили в

заложники?»

Приложение 6. Брошюра «Что делать, чтобы не стать жертвой террористического

акта. Правила поведения при террористическом акте».





















Приложения

Приложение 1


Анализ вопроса «Считаете ли вы, что вас это не коснётся?»




Приложение 2


  1. Что является причиной терроризма?




Приложение 3


Анализ вопроса «Что является причиной роста терроризма?»




Приложение 4


Анализ исследования «Крупные террористические акты современности»






Приложение 5


Исследование: «Знаете ли вы, как вести себя, если вас захватили в заложники?»






















Приложение 6

Брошюра

«Что делать, чтобы не стать жертвой террористического акта.

Правила поведения при террористическом акте».

Как вести себя при угрозе террористического акта

Признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства:

  • наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;

  • подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;

  • от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах.

Причины, служащие поводом для опасения:

  • нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета;

  • угрозы лично, по телефону или в почтовых отправлениях.

Действия:

1. Не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет! Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета.

2. Немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы.

3. Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м.

4. По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны.

5. Необходимо обеспечить (помочь обеспечить) организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне.

6. Дождаться прибытия представителей правоохранительных органов, указать место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения.

7. Не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику.

Предмет может иметь любой вид: сумка, сверток, пакет и т.п., находящиеся бесхозно в месте возможного присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций. Также по своему внешнему виду он может быть похож на взрывное устройство (граната, мина, снаряд и т.п.); могут торчать проводки, веревочки, изолента, скотч; возможно тиканье часового механизма, механическое жужжание, другие звуки; иметь запах миндаля или другой незнакомый запах.


В случае если человек оказался в заложниках В ЗДАНИИ, нужно следовать следующим правилам:
  1. Только при первых минутах захвата есть шанс скрыться. Если вы уже оказались в заложниках, не стоит пытаться убежать (при захвате школы в Беслане всех, кто пытался убежать из заминированного спортзала сразу расстреливали).

  2. В первые минуты захвата нельзя ругаться или вступать в борьбу с террористами.

  3. Нельзя кричать на террористов, оказывать агрессию и сопротивление им, делать резких движений и провоцировать, избегайте паники и истерики.

  4. Необходимо выполнять все распоряжения захватчиков и избегать прямого зрительного контакта с ними.

  5. Если есть возможность, расположитесь около стены, чтобы лицом следить

за происходящим (подальше от окон, дверей).

При нахождении в заложниках длительное время
  1. Необходимо сразу настроиться на то, что продолжительное время вам будут запрещать двигаться, есть и пить. Однако, попросить террористов об элементарных правилах гигиены вы все же можете.

  2. С целью выжить не старайтесь сами договориться с террористами. Известен т.н. «стокгольмский синдром» когда заложник может встать на сторону террориста, пытаясь понять его и разжалобить. Это только ухудшит ситуацию.

  3. Чтобы не впадать в отчаяние и не потерять самообладание необходимо заставлять работать головной мозг, а также напрягать мышцы. Молитесь и размышляйте. Помните, чем больше времени пройдет, тем есть большие шансы на ваше спасение.

  4. Постарайтесь оглядеть помещение с целью найти укромные места, колонны, стол, ограждения, которые в случае штурма могут укрыть вас.

  5. Постарайтесь запомнить информацию о террористах, их количестве, внешних особенностях, нарисуйте в уме их портреты. После вашего освобождения эта информация может помочь спасти сотни других жизней.

  6. Старайтесь, если это возможно, зрительно контактировать с другими заложниками, чтобы не уйти в себя, оказать им любую поддержку. По статистике, те заложники, которые были захвачены вместе с детьми, меньше страдали психологически, так как в заботе о детях не успевали думать о самом факте захвата.

  7. Если с вами находятся дети, помните, что они освобождаются первыми.

Если начался штурм

К сожалению, большое количество жертв возникает именно при штурме захваченного здания, потому что заложники впадают в истерику и панику, бегут к спецслужбам. Помните, что во время штурма работают профессионалы, специально обученные спецназ и снайперы, и они сделают все возможное, чтобы сохранить вашу жизнь. В момент штурма именно жизнь заложников для них дороже своей жизни.

  1. Если Вы поняли, что штурм начался, необходимо как можно дальше отойти от дверных проемов, окон и от самих захватчиков, так как снайперы будут стрелять именно в них.

  2. Постарайтесь укрыться за колонной, столом, партой или лягте на пол лицом вниз, при этом голову нужно закрыть руками.

  3. Ни в коем случае нельзя бежать, в момент штурма лучше всего укрыться

  4. Нельзя брать в руки оружие, бежать навстречу спецназу. При штурме они могут принять вас за террориста.

  5. Если распылили газ или дымовую шашку, нужно смочить тряпку и накрыть ею лицо. Если нет воды, то можно воспользоваться собственной мочой.

  6. После штурма до установления личности спецслужбы могут вас допрашивать. С понимание отнеситесь к этому моменту, так как очень часто именно тогда преступники могут скрыться или смешаться с заложниками.

  7. Заложники, захваченные недавно в концертном зале в Париже, отмечали, что им удалось выжить во время штурма, когда террористы стали их расстреливать, только благодаря тому, что они притворялись мертвыми и молились про себя.

Если человек оказался под завалами после взрыва
  1. Помните, что самое главное — это сохранить самообладание и внимательно осмотреться вокруг, убрать от себя острые предметы, так как во время обрушения они могут повредить вас.

  2. Закройте лицо намоченной одеждой.

  3. Не нужно пытаться самостоятельно выбраться. Лучше укрепить то, что находится над вами (потолок) любыми подручными средствами, обломками мебели.

  4. Не стоит кричать постоянно, расходуя кислород. Вы можете задохнуться от пыли. Каждый час при разборе завалов спасатели делают минуту молчания. В этот момент нужно попытаться кричать, стучать по трубам или любым металлическим деталям.

Безопасность в общественном транспорте

Пользуясь общественным транспортом, мы каждый день слышим фразу, что при «обнаружении подозрительных предметов или подозрительных лиц необходимо сообщить об этом». И если в первые дни после террористических угроз люди ведут себя более настороженно, то спустя неделю многие забывают об этом. К сожалению, общественный транспорт также подвергается террористическим атакам. Чтобы избежать такой опасности стоит помнить следующее:

  1. При обнаружении бесхозной сумки, пакета, мобильного телефона, детской игрушки или других вещей в транспорте, нужно, не трогая их, обратиться в соответствующую службу или к водителю. В последнее время террористы очень часто маскируют взрыватель под обычные повседневные предметы, например, металлические банки из под напитков (взрыв самолета с российскими туристами), мобильные телефоны, плееры, фонарик, термос, банка консервов, крем для рук. При обнаружении подозрительных вещей необходимо попросить, чтобы окружающие люди отошли на 100 -150 метров.

  2. Если бесхозный предмет найден в вагоне метро, необходимо сообщить машинисту поезда об этом с помощью специальной кнопки, назвав при этом номер вагона (написан на кнопке) и место, где находится предмет.

  3. В общественном транспорте не стоит громко обсуждать политику и религию.

  4. Не перевозите в общественном транспорте острые предметы, так как в случае взрыва они могут повредить вас и окружающих.

  5. В случае штурма лучше всего лежать на полу. Если же это невозможно, необходимо держаться подальше от окон и дверных проемов.

  6. Если Вы собираетесь воспользоваться самолетом, выбирайте только известные и крупные авиакомпании, которые заботятся о безопасности полетов.

  7. Во время сдачи багажа следите за ним, не оставляйте без присмотра. Ни в коем случае не проносите чужие вещи на борт самолета.

  8. При размещении в салоне самолете внимательно оглядитесь, определите людей, сидящих рядом с вами, а также проверьте над головой место для ручной клади, под сиденьем, зазор между сиденьем и стеной самолета на предмет обнаружения подозрительных предметов.

Признаки взрывного устройства:

  • Наличие на бесхозном предмете или около него проводов, изоленты, веревки, скотча, антенны, батареек, лески, шпагата, проволоки;

  • Посылка, которая пришла от неизвестного адресата;

  • Наличие предмета, нетипичного для данной местности (например, консервная банка в вагоне метро);

  • Специфический нехарактерный для места запах (запах может напоминать хозяйственное мыло, камфару, жженый пластик);

  • Наличие на предмете радиоприемника или телефона.

Безопасность на улице

На улице в местах большого скопления людей очень легко совершить террористический акт, захватить заложника, привести в действие взрывное устройство. Такое может произойти в парках, на улицах города, около станций метро, на митингах и концертах, в припаркованных автомобилях. Очень популярным на улице становится терроризм с использованием смертников-женщин, у которых на теле закреплены взрывные устройства.

Признаками террористов-смертников являются:

  • Женщины одеты в головной убор (косынка, платок, бейсболка) с опущенной головой.

  • Отсутствие носков или колгот на ногах в зимнее время.

  • Одежда неяркая и неброская, при этом может присутствовать белый цвет.

  • Для маскировки бомбы террористы используют теплую куртку, например, в летнее время одежда не соответствует погоде.

  • Бледность лица, заторможенность реакции, неадекватное поведение, отсутствие реакции.

  • Руки спрятаны в карманах или находятся внутри сумки.

  • Если вы увидели такого подозрительного человека, нельзя смотреть ему в глаза или бежать к нему, так как он может привести в действие бомбу. Лучше всего позвонить по номеру 112 и сообщить об этом или сообщить в ближайшие службы. На лекции, посвященной безопасности в общественных местах, сотрудники спецслужб советовали при обнаружении террориста-смертника немедля убегать как можно дальше.

На улице также стоит помнить о простых правилах безопасности:

  1. Не подбирать и не пинать бесхозные предметы.

  2. Людей с большими сумками и чемоданами, которые находятся в месте, не подходящем для этого (парк, митинг, концерт), необходимо остерегаться.

  3. Стоит обращать внимание на припаркованные автомобили. Если вам кажется, что из пустого автомобиля слышны странные звуки, нужно немедленно отойти от него и вызвать полицию.

  4. При стрельбе на улице или взрыве лучше всего упасть на землю лицом вниз или под прикрытие (машина, колона, ограждения, забор). Голову необходимо в таком случае закрывать руками.

Помните, что именно ваша внимательность и осторожность в общественных местах может сохранить жизнь сотням людей.



30