Мастер-класс «Использование проектной технологии на уроках русского языка в 5-7 классах»
Выполнила: Киреева М.А.,
учитель высшей категории
МОУ Гимназии №16
Тракторозаводского района
г. Волгограда
Что такое проект?
- специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата;
- самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Проектная деятельность
- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Основные задачи проекта
- Развивать и совершенствовать мыслительную деятельность обучающихся в целях повышения уровня их исследовательских и творческих способностей;
- стимулировать интерес учеников к знаниям и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы.
Основные условия выполнения проекта:
Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю.
Я знаю, где и как эти знания применить.
Виды учебных проектов
- информационный
- ролевой
- практико-ориентированный
- творческий
- исследовательский
Классификация проектов по продолжительности
- Мини-проекты;
- Краткосрочные;
- Недельные;
- Годичные.
По доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированные
творческие
исследовательские
итоговые
По предметно-содержательной деятельности
культурологические
лингвистические
По характеру координации проекта
с открытой координацией(жесткий)
с закрытой координацией (гибкий)
По количеству участников проекта
личностный
парный
групповой
Основные этапы работы над проектом
- изучение литературы и других источников информации ;
- отбор собранной информации;
- проведение различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов;
- анализ и обобщение полученных данных;
- формулирование выводов;
- формирование собственной точки зрения на исходную проблему проекта;
- способы решения поставленной проблемы;
- презентация результатов работы, публичная защита.
Формы презентаций проекта:
- сказка
- рассказ
- стихотворение
- журнал
- шпаргалка
- газета
- кроссворд
- сочинение – исследование
- инсценировка
Отчет о ходе работы над проектом
- описание всех этапов работы с их обоснованием
- описание всех возникших проблем и способов их преодоления
- анализ собранной информации
- описание проведенных экспериментов и наблюдений
- составление диаграммы по результатам опросов
- подведение итогов, выводы
- перспективы проекта
Проект «Интересная фразеология»
Тип проекта: информационно-исследовательский (индивидуальный)
Вопросы:
- Что такое фразеология?
- Каковы источники фразеологии?
- Какова этимология фразеологизмов?
Дидактические цели проекта:
- -формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- -совершенствование навыков исследовательской деятельности;
- -формирование навыков работы в команде;
- -приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Проект “Энциклопедия одного слова”
Класс делится на 3 группы. В каждой группе выбирают:
- энциклопедиста (защищает проект)
- архивариуса (работает со словарём , находит значение слова)
- лексиколога (находит синонимы и антонимы дан-ного слова)
- этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами)
- искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен, рекламных роликов, например, со словом «любовь»)
Статья в энциклопедический словарь «Семья»
- Первая группа готовит статью «Энциклопедия слова «любовь»
- Вторая группа готовит статью «Энциклопедия слова «женщина»
- Третья группа готовит статью «Энциклопедия слова «счастье»
Проект «Языковые самородки»
Тип проекта: практико-ориентированный (групповой)
Продукт: живая газета
Вопросы:
- - С какой целью я выполняю это задание, упражнение?
- - Зачем это нужно делать?
- - Каков конечный результат?
Где чаще всего используются «языковые самородки»?
Проект «Тайны слова»
- Тип проекта: практико- ориентированный (групповой)
Продукт: кукольный спектакль «Кошкин дом»
Что означает слово «ботвинья»?
Обратимся к словарям
Ботвинья – холодное кушанье из кваса с отварной свекольной ботвой, луком и рыбой. (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений»)
Ботвинья – это ботва, свекольник, холодная похлебка на квасу из отварной ботвы, лука, огурцов, рыбы; баланда, холодец.(В.И. Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Социологический опрос. Опрошено 300 человек.
Задание к проекту:
- сделать подборку пословиц на определенную тему
- составить каталог этих пословиц по определенным разделам
- составить словарик фразеологизмов
Пословицы и поговорки о слове «ботвинья»
«Какова Аксинья, такова и ботвинья»
«Лакома Устинья до ботвинья»
С.Я. Маршак «Кошкин дом»
«Нынче дали нам, друзья, целый чан ботвиньи!»
Домашнее задание
- сочинить сказку по предложенной теме
- приготовить викторину в картинках
- создать наглядное пособие
Примеры практических проектных работ обучающихся
- 1. Придумать новое название шоколадным конфетам, сделать макет конфеты, нарисовать фантик.
- 2. Составить коллаж на тему «Русский язык – начало всех наук».
- 3. Нарисовать рисунок на тему «Языковые самородки»
- 4. Составить рецепт блюда «Ботвинья»
- 5. Приготовить отрывок из спектакля «Кошкин дом»
- 6. Мини-проект – сочинение “Мое открытие”
- Придумать сказку
- Сочинить стихотворение
Темы проектов по русскому языку:
- 1.Занимательная грамматика в загадках.
- 2. Путешествие в страну Морфологию.
- 3. «Чудесный гибрид».
- 4. Тайны слова.
- 5. Молодежный сленг в моей школе. ( составление школьного толкового словаря).
- 6. Энциклопедия одного слова: милосердие, любовь, женщина, счастье, неприятность.
- 7. Выразительные возможности словообразующих морфем.
- 8.Речевой портрет школьника.
- 9.Русские семейные имена и прозвища: история и современность.
- 10.SMS как новый речевой жанр.
Я работаю по следующему плану
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
- обсуждение возникших идей;
- перечисление интересующих обучающихся тем проектов;
- формулирование темы проекта для класса или группы обучающихся.
2. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта обучающихся;
- обмен информацией с другими лицами (обучающимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Итог проекта:
- Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность .
спасибо за внимание
Список литературы
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.