СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Индивидуальный проект в системе обучения предметам гуманитарного цикла в основной и средней школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение проектной методики повышает интерес обучающихся к изучению русского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

Просмотр содержимого документа
««Индивидуальный проект в системе обучения предметам гуманитарного цикла в основной и средней школе»»

Мастер-класс  «Использование проектной технологии на уроках русского языка  в 5-7 классах»  Выполнила: Киреева М.А.,  учитель высшей категории  МОУ Гимназии №16  Тракторозаводского района  г. Волгограда

Мастер-класс «Использование проектной технологии на уроках русского языка в 5-7 классах»

Выполнила: Киреева М.А.,

учитель высшей категории

МОУ Гимназии №16

Тракторозаводского района

г. Волгограда

 Что такое проект? специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

Что такое проект?

  • специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата;
  • самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
 Проектная деятельность  - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Проектная деятельность

- педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Основные задачи проекта Развивать и совершенствовать мыслительную деятельность обучающихся в целях повышения уровня их исследовательских и творческих способностей; стимулировать интерес учеников к знаниям и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы.

Основные задачи проекта

  • Развивать и совершенствовать мыслительную деятельность обучающихся в целях повышения уровня их исследовательских и творческих способностей;
  • стимулировать интерес учеников к знаниям и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы.
 Основные условия выполнения проекта: Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить.

Основные условия выполнения проекта:

Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю.

Я знаю, где и как эти знания применить.

 Виды учебных проектов информационный  ролевой  практико-ориентированный  творческий  исследовательский

Виды учебных проектов

  • информационный
  • ролевой
  • практико-ориентированный
  • творческий
  • исследовательский
 Классификация проектов  по продолжительности Мини-проекты; Краткосрочные; Недельные; Годичные.

Классификация проектов по продолжительности

  • Мини-проекты;
  • Краткосрочные;
  • Недельные;
  • Годичные.
По доминирующей деятельности учащихся Практико-ориентированные творческие исследовательские итоговые

По доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированные

творческие

исследовательские

итоговые

По предметно-содержательной деятельности культурологические лингвистические

По предметно-содержательной деятельности

культурологические

лингвистические

По характеру координации проекта с открытой координацией(жесткий) с закрытой координацией (гибкий)

По характеру координации проекта

с открытой координацией(жесткий)

с закрытой координацией (гибкий)

По количеству участников проекта личностный парный групповой

По количеству участников проекта

личностный

парный

групповой

 Основные этапы работы над проектом изучение литературы и других источников информации ; отбор собранной информации; проведение различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; анализ и обобщение полученных данных;  формулирование выводов; формирование собственной точки зрения на исходную проблему проекта; способы решения поставленной проблемы; презентация результатов работы, публичная защита.

Основные этапы работы над проектом

  • изучение литературы и других источников информации ;
  • отбор собранной информации;
  • проведение различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов;
  • анализ и обобщение полученных данных;
  • формулирование выводов;
  • формирование собственной точки зрения на исходную проблему проекта;
  • способы решения поставленной проблемы;
  • презентация результатов работы, публичная защита.
 Формы презентаций проекта:  сказка  рассказ  стихотворение  журнал  шпаргалка  газета  кроссворд  сочинение – исследование  инсценировка

Формы презентаций проекта:

  • сказка
  • рассказ
  • стихотворение
  • журнал
  • шпаргалка
  • газета
  • кроссворд
  • сочинение – исследование
  • инсценировка
Отчет о ходе работы над проектом описание всех этапов работы с их обоснованием описание всех возникших проблем и способов их преодоления анализ собранной информации описание проведенных экспериментов и наблюдений составление диаграммы по результатам опросов подведение итогов, выводы перспективы проекта

Отчет о ходе работы над проектом

  • описание всех этапов работы с их обоснованием
  • описание всех возникших проблем и способов их преодоления
  • анализ собранной информации
  • описание проведенных экспериментов и наблюдений
  • составление диаграммы по результатам опросов
  • подведение итогов, выводы
  • перспективы проекта

 Проект «Интересная фразеология»   Тип проекта: информационно-исследовательский (индивидуальный) Вопросы: Что такое фразеология? Каковы источники фразеологии? Какова этимология фразеологизмов?

Проект «Интересная фразеология»

Тип проекта: информационно-исследовательский (индивидуальный)

Вопросы:

  • Что такое фразеология?
  • Каковы источники фразеологии?
  • Какова этимология фразеологизмов?
 Дидактические цели проекта:   -формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; -совершенствование навыков исследовательской деятельности; -формирование навыков работы в команде; -приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

Дидактические цели проекта:

  • -формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • -совершенствование навыков исследовательской деятельности;
  • -формирование навыков работы в команде;
  • -приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Проект  “Энциклопедия одного слова” Класс делится на 3 группы. В каждой группе выбирают: энциклопедиста (защищает проект) архивариуса (работает со словарём , находит значение слова) лексиколога (находит синонимы и антонимы дан-ного слова) этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами)  искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен, рекламных роликов, например, со словом «любовь»)

Проект “Энциклопедия одного слова”

Класс делится на 3 группы. В каждой группе выбирают:

  • энциклопедиста (защищает проект)
  • архивариуса (работает со словарём , находит значение слова)
  • лексиколога (находит синонимы и антонимы дан-ного слова)
  • этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами)
  • искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен, рекламных роликов, например, со словом «любовь»)
 Статья  в энциклопедический словарь «Семья»   Первая группа готовит статью «Энциклопедия слова «любовь» Вторая группа готовит статью «Энциклопедия слова «женщина» Третья группа готовит статью «Энциклопедия слова «счастье»

Статья в энциклопедический словарь «Семья»

  • Первая группа готовит статью «Энциклопедия слова «любовь»
  • Вторая группа готовит статью «Энциклопедия слова «женщина»
  • Третья группа готовит статью «Энциклопедия слова «счастье»
 Проект «Языковые самородки»  Тип проекта: практико-ориентированный (групповой)  Продукт: живая газета Вопросы: - С какой целью я выполняю это задание, упражнение? - Зачем это нужно делать? - Каков конечный результат?

Проект «Языковые самородки»

Тип проекта: практико-ориентированный (групповой)

Продукт: живая газета

Вопросы:

  • - С какой целью я выполняю это задание, упражнение?
  • - Зачем это нужно делать?
  • - Каков конечный результат?
Где чаще всего используются «языковые самородки»?

Где чаще всего используются «языковые самородки»?

 Проект «Тайны слова»  Тип проекта: практико- ориентированный (групповой) Продукт: кукольный спектакль «Кошкин дом»  Что означает слово «ботвинья»?

Проект «Тайны слова»

  • Тип проекта: практико- ориентированный (групповой)

Продукт: кукольный спектакль «Кошкин дом»

Что означает слово «ботвинья»?

Обратимся к словарям   Ботвинья  – холодное кушанье из кваса с отварной свекольной ботвой, луком и рыбой. (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений») Ботвинья  – это ботва, свекольник, холодная похлебка на квасу из отварной ботвы, лука, огурцов, рыбы; баланда, холодец.(В.И. Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка»)

Обратимся к словарям

Ботвинья – холодное кушанье из кваса с отварной свекольной ботвой, луком и рыбой. (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений»)

Ботвинья – это ботва, свекольник, холодная похлебка на квасу из отварной ботвы, лука, огурцов, рыбы; баланда, холодец.(В.И. Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка»)

Социологический опрос.  Опрошено 300 человек.

Социологический опрос. Опрошено 300 человек.

 Задание к проекту: сделать подборку пословиц на определенную тему составить каталог этих пословиц по определенным разделам составить словарик фразеологизмов

Задание к проекту:

  • сделать подборку пословиц на определенную тему
  • составить каталог этих пословиц по определенным разделам
  • составить словарик фразеологизмов
Пословицы и поговорки о слове «ботвинья» «Какова Аксинья, такова и ботвинья» «Лакома Устинья до ботвинья»

Пословицы и поговорки о слове «ботвинья»

«Какова Аксинья, такова и ботвинья»

«Лакома Устинья до ботвинья»

С.Я. Маршак «Кошкин дом» «Нынче дали нам, друзья, целый чан ботвиньи!»

С.Я. Маршак «Кошкин дом»

«Нынче дали нам, друзья, целый чан ботвиньи!»

Домашнее задание сочинить сказку по предложенной теме приготовить викторину в картинках создать наглядное пособие

Домашнее задание

  • сочинить сказку по предложенной теме
  • приготовить викторину в картинках
  • создать наглядное пособие
Примеры практических проектных  работ обучающихся 1. Придумать новое название шоколадным конфетам, сделать макет конфеты, нарисовать фантик. 2. Составить коллаж на тему «Русский язык – начало всех наук». 3. Нарисовать рисунок на тему «Языковые самородки» 4. Составить рецепт блюда «Ботвинья» 5. Приготовить отрывок из спектакля «Кошкин дом» 6. Мини-проект – сочинение “Мое открытие” Придумать сказку Сочинить стихотворение

Примеры практических проектных работ обучающихся

  • 1. Придумать новое название шоколадным конфетам, сделать макет конфеты, нарисовать фантик.
  • 2. Составить коллаж на тему «Русский язык – начало всех наук».
  • 3. Нарисовать рисунок на тему «Языковые самородки»
  • 4. Составить рецепт блюда «Ботвинья»
  • 5. Приготовить отрывок из спектакля «Кошкин дом»
  • 6. Мини-проект – сочинение “Мое открытие”
  • Придумать сказку
  • Сочинить стихотворение
Темы проектов по русскому языку:   1.Занимательная грамматика в загадках. 2. Путешествие в страну Морфологию. 3. «Чудесный гибрид». 4. Тайны слова. 5. Молодежный сленг в моей школе. ( составление школьного толкового словаря). 6. Энциклопедия одного слова: милосердие, любовь, женщина, счастье, неприятность. 7. Выразительные возможности словообразующих морфем. 8.Речевой портрет школьника. 9.Русские семейные имена и прозвища: история и современность. 10.SMS как новый речевой жанр.

Темы проектов по русскому языку:

  • 1.Занимательная грамматика в загадках.
  • 2. Путешествие в страну Морфологию.
  • 3. «Чудесный гибрид».
  • 4. Тайны слова.
  • 5. Молодежный сленг в моей школе. ( составление школьного толкового словаря).
  • 6. Энциклопедия одного слова: милосердие, любовь, женщина, счастье, неприятность.
  • 7. Выразительные возможности словообразующих морфем.
  • 8.Речевой портрет школьника.
  • 9.Русские семейные имена и прозвища: история и современность.
  • 10.SMS как новый речевой жанр.
 Я работаю по следующему   плану 1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих обучающихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы обучающихся. 2. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Я работаю по следующему плану

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

  • высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
  • обсуждение возникших идей;
  • перечисление интересующих обучающихся тем проектов;
  • формулирование темы проекта для класса или группы обучающихся.

2. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

  • осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков): систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).  4.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта обучающихся; обмен информацией с другими лицами (обучающимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

  • систематизация полученных данных;
  • построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта обучающихся;
  • обмен информацией с другими лицами (обучающимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
  • интерпретация данных;
  • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

Итог проекта: Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность .

Итог проекта:

  • Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность .
спасибо за внимание

спасибо за внимание

 Список литературы   1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.  2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.  3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.

Список литературы

1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.