СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный стиль деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие стиля как целостной психологической характеристики. Система отличительных признаков деятельности конкретного человека, обусловленных особенностями его личности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный стиль деятельности»

Индивидуальный стиль деятельности

Понятие стиля как целостной психологической характеристики очень широко применяется в современных исследованиях у нас и за рубежом. По В.С. Мерлину, индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. По Е.А. Климову проявление индивидуального стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и приемы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов, -- под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности. О том, что стиль деятельности не набор отдельных свойств, а целесообразная система взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат, писал и В.С. Мерлин.

Таким образом, разные стили деятельности — это разные системы приемов выполнения деятельности, а не разные приемы выполнения одного и того же действия. стиль деятельности характеризует разные комбинации разных действий, которые разными людьми могут выполняться и одинаковыми способами.

Чем обусловлен стиль деятельности? В большинстве психологических исследований стиль деятельности изучается в связи с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. И это оправдано, так как типологические особенности нейродинамических свойств являются «ядром» стиля. Склонность к тому или иному стилю деятельности определяется отдельными типологическими особенностями и их сочетанием. Именно типологически обусловленная склонность к тому или иному способу осуществления деятельности является первым толчком к стихийному формированию стиля.

Обеспечивает ли наличие стиля успешное выполнение деятельности? С первых шагов изучения стиля деятельности было высказано положение, что он является одним из важнейших механизмов приспособления человека к любому виду деятельности. Индивидуальный стиль деятельности представляет систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности. Это значит, что какие бы требования ни предъявляла конкретная деятельность к человеку, он найдет такой способ выполнения, который приведет к успеху. Поэтому снималась и проблема отбора: ведь одинаково высокого результата могут добиться люди с разными типологическими особенностями и способностями: для этого надо только найти рациональный для себя стиль деятельности.

Положительным моментом в этих представлениях является то, что путь приспособления человека к условиям деятельности в случае выработки стиля деятельности связан не со стремлением «перевоспитать» свойства нервной системы и тем самым подогнать особенности людей к некоторому единому образцу, а с тем, чтобы, опираясь на ведущие стойкие качества личности, способствовать формированию тех приемов и способов действий, которые являются для них оптимальными и соответствуют их ярко выраженным психофизиологическим особенностям.

Однако положение о том, что индивидуальный стиль может приводить к достижению одинаковых результатов разными путями, будет правильным только в тех случаях, когда прочие факторы, влияющие на эффективность деятельности, будут у людей одинаковыми (прежде всего будут одинаковыми способности). Кроме того, это положение может быть справедливым для случаев, когда деятельность не требует максимального проявления возможностей человека, т.е. осуществляется не в экстремальной ситуации. А такое встречается не всегда в учебной и трудовой деятельности. О спортивной же и военной деятельности и говорить не приходится: их отличительной особенностью является экстремальность ситуаций, требующих максимального проявления способностей человека. Именно разная выраженность способностей дает различие в достигаемых результатах, и никакой стиль деятельности не может компенсировать отсутствие способностей.

Не случайно в некоторых профессиях люди с большим стажем работы на данном производстве имеют сходные типологические особенности, отвечающие требованиям выполняемой ими деятельности. Например, на производстве, связанном с монотонней, работницы имеют инертность нервных процессов, а на производстве, связанном с концентрацией внимания (корректоры типографии), почти все рабочие с большим стажем имеют сильную нервную систему.

Поэтому формирование стиля не снимает проблему профессионального и спортивного отбора, а является лишь одним из путей повышения эффективности деятельности.

Можно выделить три варианта соотношений между стилем деятельности, избираемым по типологически обусловленной склонности, и требованиями деятельности (с точки зрения ее эффективности):

- когда стиль деятельности выбирается исходя из критерия удобства данного способа для человека; в этом случае стиль деятельности отражает процесс приспособления деятельности к человеку, при этом эффективность деятельности может быть низкой;

- когда стиль деятельности формируется в соответствии с требованиями деятельности; в этом случае имеет место приспособление человека к деятельности, эффективность которой может возрасти (при упрочении стиля), а может и снизиться (особенно на первом этапе формирования стиля);

- когда стиль деятельности выбирается в соответствии со склонностью и в то же время он не вступает в противоречие с требованиями деятельности; это наиболее оптимальный случай, когда и эффективность деятельности возрастает, и человек работает без лишнего напряжения своих психических сил.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в том случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.

Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью, установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что, именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.


































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Нартова-Бочавер С.К. – Дифференциальная психология: Учебное пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2003.

  2. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 2-е изд. – М.: «ЧеРо», 2002.

  3. Бендас Т.В. – Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

  4. Немов Р.С. - Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1, - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1998.

  5. Ильин Е.П. – Психология индивидуальных различий, 1-е изд. – СПб.: Питер,2004.