СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный учебный план для одаренных детей

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный учебный план для одаренных детей»


Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ с. Белянка

________Исмагилов Р. Г

Приказ № от

«___»__________ 2017 г.



Рассмотрено на заседании ММО

учителей естественно-научного цикла

протокол № ___ от __________2017 г.




Программа работы

с одаренными детьми

по химии и физике




Кутлуевой Зильды Дамировны










С.Белянка- 2017


Пояснительная записка

        В современных условиях происходит бурное развитие науки и производства, рост объема информации, внедрение новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах. Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи».

       Считаю необходимым скоординировать свою работу по выявлению одаренных учащихся и организовать развитие их одаренности. Для этого необходимо создать систему деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся. Результаты учения школьника часто ставят в прямую зависимость от его способностей, считая последние наследственными. Но человек заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Необходимо организовать активную и творческую деятельность ученика.

    В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант. Развитие мышления предполагает, прежде всего, переход к новому способу действия в процессе обучения. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности и талант.

      Одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

        Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности.      Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность деятельности в конкретных ситуациях.

        Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно – воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание одаренному ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.

       Стандартный подход учителя к учащимся, игнорирование индивидуальных природных особенностей детей, привело образование к усреднённости учеников, к искусственной задержки развития способных и одарённых учеников.

       Индивидуализируя работу с одарёнными и «сильными» учениками, мы пришли к выводу, что существуют различные виды одаренности.

Виды одаренности

  • школьная одарённость (это дети с опережающим умственным развитием, быстрым схватыванием учебного материала);

  • творческая одарённость (это дети с нестандартным способом мышления, неровной успеваемостью, с неожиданными и необычными для учителя вопросами);

  • специальная умственная одарённость (например, в физике).

Выделим особенности, отличающие способных учеников в учении:

  • активность и постоянная занятость чем-либо;

  • настойчивость в достижении цели;

  • желание учиться и добиваться настоящих успехов;

  • способность лучше других заниматься самостоятельной работой с литературными источниками и организаторской деятельностью;

  • экспериментировать, критически рассматривать окружающую их действительность, стремиться проникнуть в суть вещей и явлений;

  • любознательность, сопровождающаяся множеством вопросов и заинтересованностью в ответе на них;

  • наличие умений раскрывать отношения между явлениями и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями и т.д.

        Выявление одаренных детей в школе проводится, начиная с начальной школы на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

      Таким образом, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся, разработана программа работы с одаренными детьми  по физике «Юные дарования».

       Цель программы – создание системы деятельности учителя физики по развитию творческих способностей учащихся.

Задачи программы

  1. Выявить одаренных учащихся в области физики.

  2. Изучить факторы развития личности, ее способностей.

  3.  Развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации.

  4.  Установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.

  5. Способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

           

Этапы выявления одаренных детей и работы с ними

1 этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

2 этап – диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка.

3 этап – формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу.

           При рассмотрении вопросов обучения и воспитания одаренных детей школа должна решать следующие проблемы:

  • формирование классов, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей;

  • формирование соответствующих учебных планов;

  • подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических кадров;

  • сотрудничество школы с высшими учебными заведениями;

  • расширение системы дополнительного образования;

  • введение факультативных и специальных курсов.    

Основные принципы работы с одаренными детьми:

  • Принцип ориентации обучения на формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетентностей учащихся, исходя из Государственных стандартов образования.

  • Принцип осмысленности (осмысление проблемы, цели, задачи происходит при самостоятельной их формулировке учащимися).

  • Принцип самодеятельности (учащийся может овладеть ходом исследования только через собственный опыт).

  • Принцип экспериментальности (физика - наука экспериментальная, поэтому этот принцип является одним из главных).

  • Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся.  

  • Принцип активной деятельности учащихся (освоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода).

  • Принцип практической направленности обучения физике (решение заданий прикладного, практического содержания).

Требования, предъявляемые к учителю, работающему  с одаренными детьми

Учитель должен быть:

  • талантливым;

  • способен к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;

  • владеть передовыми педагогическими технологиями;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

1.Стимулировать познавательные способности учащихся.

2.Работать дифференцированно и осуществлять индивидуальный подход к одаренным учащимся.

3.Принимать взвешенные психолого-педагогические решения.

4.Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса.

5.Регулировать конфликты.

Рекомендации учителю физики:

  1. Учитель должен в совершенстве владеть методами эвристического обучения.

  2. Учитель должен в совершенстве владеть дифференцированной технологией.

  3. Учитель должен развиваться сам и развивать способности ученика.

  4. Учитель должен способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс.

  5. Учитель должен знать возрастную психологию.

Обязанности учителя:

  • организация и проведение занятий с одаренными детьми;

  • мониторинг результативности занятий;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, научно-практическим конференциям.




Деятельность по реализации программы



Направления работы


Месяц


Ответственные


Раздел 1

         Организация учебной деятельности одарённых детей



1.1.

Планирование индивидуальной работы на каждом уроке

в теч. года

Учитель

1.2.

Участие в олимпиадах по физике и химии разного уровня

ежегодно

Учитель

1.3.

Смотр знаний по физике и химии

в теч. года

Учитель

1.4.

Конкурс на лучшего знатока физики во время предметной недели

Февраль

МО

Конкурс на лучшего знатока химии во время предметной недели

Март

МО

1.5.

Защита творческих, исследовательских, информационных проектов

апрель

Учитель

1.6.

Ученическая научно-практическая 

конференция

апрель

Зам. директора

1.7.


Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию учащихся


в теч. года

Учитель

1.8.

Дистанционные олимпиады

Постоянно

Учитель

1.9.

Работа с одаренными детьми в режиме ГПД (консультации)

Постоянно

Учитель

1.10.

Использование Интернет - технологий в учебном процессе

в теч. года

Учитель

1.13.

Участие в «Дне науки в школе»

Ежегодно


1.15.

Ведение элективного курса по решению задач

9-11 кл


1.16.

Участие старшеклассников в 

Интернет-проектах






В теч.года

Учителя физики и информатики

1.17.

Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач


Учитель

1.18.

Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом)

Учитель

1.19.

Проведение интеллектуально развивающих внеклассных мероприятий: 

«Час занимательной физики», викторины, физический аукцион,деловые игры , «круглый стол», научно-практические конференции учащихся, КВН по физике, «спартакиады», турниры знатоков физики

Учитель

1.20.

Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде,ОГЭ)


Учитель

1.21.

Проведение  профориентации школьников на специальности, связанные с физикой


Учитель

Раздел 2    

Психолого-педагогические условия работы с одаренными детьми



 2.1

Диагностика интеллектуальных 

способностей учащихся - тестирование

Сентябрь, ежегодно


Педагог-психолог, учитель

 2.2.







Повышение профессионального уровня педагога:

а) самообразование;

б) аттестационные и проблемные курсы;

в) научно-практические конференции;

г) методические семинары;

д) педагогические консилиумы, практикумы;

е) конкурсы профессионального мастерства;

ж) взаимопосещение уроков;

Постоянно







Администрация, педагоги






 2.3.

Рассмотрение вопросов на заседаниях педагогических и методических Советов:

а) « Особенности творческих проявлений с одаренными детьми»;

б) «Пути выявления одаренных детей»;

в) «Познавательные процессы личности одаренных учащихся» и др.

2017-18 г.

Администрация, учителя


Раздел 3

Материально-технические и учебно-материальные условия работы с одаренными детьми



3.1.

Создание банка методических наработок «Одаренные дети»

Постоянно

Зам. директора,

учитель

3.2.


Подборка методической литературы «В помощь учителю для работы с одаренными учащимися»

Постоянно

Библиотекарь, учитель











Литература:

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.

  2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М: «Просвещение»,1981.

  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

  4. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.

  5. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. 

  6. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

  7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

  8. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

  9. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.

  10. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.

  11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Интернет- ресурсы:

  1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети".http://www.dar.aaanet.ru/ 

  2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti