СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инфляция и семейная экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок расчитан на учащихся 8 класса в рамках урока обществознания или факультатива по финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Инфляция и семейная экономика»

Разработка урока обществознания 8 класс

Тема: «Инфляция и семейная экономика».

Выполнила: Минина Ольга Петровна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СШ №43 г. Архангельска,

высшая квалификационная категория.

Email: [email protected]


Цель урока

Рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом; развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы; воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия: Инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент, банковский кредит, потребительский кредит

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий инфляция, номинальный и реальный доход; характеризовать причины и сущность инфляции, описывать ее влияние на жизнь общества; выделять реальные и номинальные доходы; исследовать виды сбережений граждан; объяснять механизм потребительского кредита; 

Метапредметные 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; формировать целевые установки учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий;

3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей;  формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, экономической грамотности и активной гражданской позиции; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Переход к изучению нового материала: решение ребуса



От чего зависит благополучие домашнего очага? 
Как сберечь и увеличить свои доходы? Зачем люди копят деньги? 
- А вот как жилось людям в 90-х гг.? Могли ли они что-то накопить? Я вам предлагаю проанализировать таблицу доходов и расходов за 90-е гг.
Как мы жили в 90 годах?



Наименование товара и услуги

Цена 1994

Цена 1995

Цена 1996

Хлеб черный  (бух):

168

540

1850

Хлеб белый (батон):

200

2300

2600

Макароны (кг):

560

4500

5000

Молоко (литр):

500

800

1500

Мясо (кг):

5000

16000

18000

Масло ( кг):

3000

18000

16000

Масло раст.(литр):

9000

10000

12000

Яйцо (десяток):

1000

6000

8000

Сахар-песок (кг):

700

2500

3500

Чай (пачка):

2500

3000

4000

Колбаса сырая (кг):

3000

17000

20000

Сельдь (кг):

2500

9000

11000

Лук (кг):

2200

3000

3500

Капуста    (кг):

3000

4000

5500

Мыло:

1900

4000

4800

Зубная паста:

700

1600

2500

Стрижка мужская:

15000

18000

22000

Шампунь  (бутылка):

1500

5000

6500

Порошок ст. (пачка):

6000

7000

8000

Бумага туалетная:

1200

1400

3000

Квартплата:

1500

15000

50000



Зарплата

120000

160000

330000



- Проанализируйте ее. Ответьте на вопросы:
1) Что происходит с ценами?
2) Что происходит с зарплатой?
3) Чей рост больше: цен или зарплаты?
- Как вы считаете, а в сложившихся обстоятельствах, деньги приобретают ценность или наоборот?
- О чем пойдет речь на уроке? (Ответы учеников.)

Тема урока: «Инфляция и семейная экономика».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Номинальные и реальные доходы.

2. Формы сбережения граждан.

3. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Проблемные вопросы

— Зачем люди копят деньги (создают сбережения)?

— Как сберечь и увеличить свои доходы?

  1. Номинальные и реальные доходы.

Врыночной экономики, как вы уже знаете, цены на товары изменяются в зависимости от изменения спроса и предложения: одни товары дешевеют, другие дорожают. Для рынка характерны и колебания общего уровня цен. Однако для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении - их рост.

Работа над определением:

Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией.

(записывают определение в тетрадь)

Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учитель ставит и обсуждает следую­щие вопросы:

1) Что является причиной инфляции в ры­ночной экономике?

2) Какое влияние оказывает инфля­ция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей?

3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственни­ков, знакомых от инфляции? Приведите примеры.

(учащиеся приводят примеры)

Игра «Да, нет».

Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:

  • Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).

  • Увеличение денежной массы (причина инфляции).

  • Уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ (может стать причиной инфляции, т.к. произойдёт увеличение денежной массы).

  • Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).

  • Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к.у населения формируются ожидания роста ценна с\х продукцию).

  • Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).

  • Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).

  • Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?


Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.

Работа над определением:

Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. Примеры.

(записывают определение в тетрадь, с последующим коментированием)

Люди последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии.

Формы сбережения граждан (индивидуальные сообщения учащихся)

Каким же образом семья может поддерживать в условиях инфляции уровень своих доходов?

Формы сбережения граждан. Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)

Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.

Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).

Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты. (В 1996 г. 18% доходов россиян были использованы на покупку иностранной валюты – преимущественно долларов США.)

Некоторые предпочитают хранить деньги дома, но это опасно и невыгодно, так как ценность денег из-за высокой инфляции постоянно утрачивается. Какой же способ сбережения выбрать, чтобы не только сохранить деньги, но и преумножить их?



Факты

Доля затрат россиян на создание сбережений в общем объёме расходов семьи составляет в последние годы около 5%. Из общей суммы сбережений 44% вложено в банки, 36% накоплений находится в наличных деньгах, 19% вложено в покупку ценных бумаг, приносящих доход.

Формы сбережения разнообразны, ведь владельцы стараются разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т. е. способствовать росту накоплений.

Способы сбережения:

  • Размещение денег на счете в банке (Процент – цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного времени)

  • Приобретение недвижимости

  • Покупка ювелирных украшений, драгоценных металлов, произведений искусства или недорогих объектов недвижимости

  • Страхование жизни, здоровья, имущества

СЦЕНКА
3 человека сидят за столом. Мама в фартуке, папа в кепке, дочь с бантиками
Папа:
- Пора квартиру свою покупать. Эх, и где деньги будем брать? 
Мама:
- А может у родственников займем?
Папа:
- Нет, они машину недавно купили 
Мама:
- Тогда в банк пошли, кредит брать будем.
Идут в банк
Кредитный эксперт
- Здравствуйте. Чем мы можем вам помочь?
Папа:
- Мы квартиру хотим купить, а денег нехватает.
Кредитный эксперт
- Замечательно! Банк может вам дать денежную сумму в долг сроком на 10 лет под определенный процент. Выплата кредита может происодить единовременно или в рассрочку (ежемесячно). Ваш кредит на покупку квартиры - потребительский.
Папа: 
- А какие документы нужны?
Кредитный эксперт
- Справки о доходах. Банк должен быть уверен в том, что вы сможете вернуть долг.
Семейная пара кладет справки
Мама:
- А они у нас с собой!
Кредитный эксперт (изучает справки)
- Замечательно! Все в порядке. Можете подписывать договор и получать свои деньги.
Семейная пара радостно подписывают. (конец)
Учитель 
- Скажите, пожалуйста, о чем была сценическая зарисовка?

Банковские услуги, предоставляемые гражданам (самостоятельная работа с текстом (стр. 160-162) , составление кластера по материалу, с последующим ответом у доски.

Напомню, что кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Рефлексия

Составляем синквейн на тему «Наш сегодняшний урок»

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Домашнее задание.

  • § 20;

  • написать мини – сочинение:

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их - искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)