Муниципальное бюджетное учреждение
«Томпонское районное управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ынгинская средняя общеобразовательная школа»
Педагогические чтения, приуроченные
Году семьи в РФ и Году детства в РС(Я)
Инфографика – эффективный инструмент формирования
читательской грамотности учащихся на уроках литературы
Выполнила: Потапова Ольга Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ынгинская СОШ»
п. Хандыга, 2024 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Инфографика и её роль в образовании……………………………4
Что такое инфографика? ……………………………………………..4
Роль инфографики в образовании …………………………………...5
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………8
Заключение …………………………………………………………………..11
Использованная литература ………………………………………………...12
Введение
Проблема. Как учителю увлечь школьников? Какой метод ведения урока предпочесть в наш скоростной век? В век, когда современные дети мало читают или же читают неосознанно.
Введение. Одной из задач школьного образования сегодня стоит подготовка всесторонне развитого, а значит, функционально грамотного ученика. Основным навыком формирования функциональной грамотности в школе является читательская грамотность.
Цель: изучение инфографики как эффективного инструмента формирования
читательской грамотности учащихся.
Задачи:
- раскрыть сущность инфографики;
- показать целесообразность применения ее на уроках литературы.
Объект исследования: инфографика как инструмент формирования читательской грамотности.
Практическая значимость: инфографика как эффективный инструмент формирования читательской грамотности можно применять на всех предметах.
Что такое инфографика?
Визуальная коммуникация – это передача информации с помощью зрительных форм. Это передача идеи и информации в форме, которая может быть прочитана или посмотрена. Она включает в себя знаки, графический дизайн, типографику, рисунки, иллюстрации. Она полагается исключительно на визуализацию, отталкиваясь от идеи, что визуальное сообщение с текстом более сильны в плане информирования, образования и убеждения людей.
В современном мире существует обилие технологий, которые формируют у человека особенный способ восприятия информации. Ускорение процессов обмена материалами привело к необходимости создания новых способов передачи информации. Это затрагивает и сферу образования. Одним из наиболее эффективных инструментов работы с информационными потоками в эпоху цифровизации может служить инфографика.
Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
Существуют различные жанры инфографики:
- инструкция,
- Информационный плакат
- Памятка
- Статистические исследования
- Путеводители …
- Карты
Можно выделить следующие преимущества использования элементов этой технологии на уроках:
Информативность – из большого объёма информации выбраны основные моменты.
Лёгкость восприятия – визуальная информация воспринимается и запоминается лучше, чем текст.
Привлекательность – люди обращают внимание на яркие картинки и любят их рассматривать.
Убедительность – все аргументы попадают точно в цель.
Мобильность – пользователи социальных сетей охотнее делятся картинками, чем текстом.
Роль инфографики в образовании
На сегодняшний день образовательное пространство все активнее наполняется разнообразной информацией, которая представляется в разных текстовых и медиа – форматах. Реальность современности, зацикленная на Интернет и телевидение как на системах передачи новых видов информации, способствует широкому введению в практику деятельности учителя технологий, механизмов, инструментов и приемов работы с информационными ресурсами, которые представлены в формате визуальной информации, в частности в форме несплошных текстов.
Визуальная информация в соответствии с принципом наглядности, выдвинутым Я. А. Каменским, во все времена широко использовалась в образовании: это приборы и механизмы, модели реальных объектов, опорные схемы и таблицы, оперативные схемы действий, семантические и фреймовые модели и другое. Но сегодня ученые стараются разделить такие понятия как «наглядный», то есть демонстративный, направленный на показ готового объекта, процесса или явления, и «визуальный», предполагающий представление в виде образа: в процессе обучения учитель даёт возможность осмыслить информацию и представить её в виде фигуры, объекта, картинки. При этом сам процесс визуализации понимается как свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и может служить опорой адекватных мыслительных и практических действий.
С этим связана возрастающая образовательная роль визуальных инструментов представления учебного материала, которая позволяет преодолеть затруднения при обучении на уровне абстрактно-логического мышления. Визуализация учебной информации даёт возможность собрать вместе сведения для быстрого воспроизведения материала, даёт возможность применять схемы оценки усвоения изучаемой темы. По большей части, наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать схематичный образ, делая информацию более «уплотнённой». Визуализация учебной информации тем самым позволяет решить целый ряд педагогических задач: 1. обеспечение интенсификации обучения; 2. активизации учебной и познавательной деятельности; 3. формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий; 4. передачи знаний и распознавания образов; 5. повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Современных способов визуализации информации множество, одним из них можно назвать инфографику, широко используемая в средствах массовой информации: телевидении, Интернете, в рекламе, маркетинге и PRтехнологиях и прочих. Также сейчас она нашла своё применение и в области образования. Определение этому виду визуального представления информации дает В. Лаптев: «Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний». 30 Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя как визуальные элементы, так и тексты, которые их поясняют. Принципиальным в этом случае является актуальность и востребованность темы для обучающихся, ясность и краткость представленной информации, ее креативность, образность, точность и организованность, а также эстетическая привлекательность.
На современном этапе выделяют три типа инфографики:
1. статичная – чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов;
2. интерактивная – содержит анимированные элементы, пользователи могут взаимодействовать с динамическими данными;
3. видеоинфографика – короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
Для учебного процесса на сегодняшний день пока наиболее близка статичная инфографика.
Практическая часть
На уроках литературы в 1 четверти заметила, что многие учащиеся испытывают некоторые трудности при работе с текстом. Чтобы устранить данную проблему я стала изучать различные методы и технологии, чтобы привлечь внимание детей. Мое внимание привлекла инфографика, и я решила применить ее на своих уроках. После первых уроков заметила улучшения, после этого я стала применять данную технологию систематически. Детям понравилась подобная визуальная подача информации, потому что объемные тексты усваиваются быстрее, чем при чтении, ввиду ее четкой организации, небольшого объема, визуализации деталей и привлекательности подачи.
Диагностика читательской грамотности.
Проверить читательскую грамотность можно по трём параметрам, рассматривая умения школьников:
Нахождение информации. Найти и извлечь информацию, заданную в явном виде, сформулировать суть основных частей текста, сделать простой вывод на основе прочитанного, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста.
Интерпретация текста. Обобщить информацию, расположенную в различных частях текста, соотнести текст со своим жизненным опытом, осуществить его критический анализ.
Рефлексия и оценка. Понять и осмыслить сложный текст, оценить представленную информацию, сформулировать на её основе гипотезу и выводы.
В качестве заданий можно предложить различные тексты: фрагменты художественных произведений и личные письма, газетные, журнальные статьи и рекламные объявления, инструкции, деловые документы и товарные ярлыки, рекламные буклеты и расписания движения транспорта.
Динамику отслеживания читательской грамотности можете посмотреть на данной таблице.
Критерии оценивания читательской грамотности в | До применения инфографики 1 четверть | После применения инфографики 3 четверть |
Нахождение информации | 6 кл – 50 % 7 кл – 60%, 9 кл – 75% | 6 кл – 75% 7 кл – 80% 8 кл – 80,75% |
Интерпретация текста | 6 кл – 50 % 7 кл – 60%, 9 кл – 75% | 6 кл – 75% 7 кл – 80% 8 кл – 80,75% |
Рефлексия и оценка | 6 кл – 37,5 % 7 кл – 40%, 9 кл – 50% | 6 кл – 62,5% 7 кл – 80% 8 кл – 75% |
В качестве примера хочу показать, фрагменты открытого урока, где я применила данную технологию. На этом уроке мы изучали биографию Пушкина, инфографика была связана с женой Пушкина Натальей Гончаровой. Я им дала лист с инфографикой, учащиеся должны были изучить информацию и заполнить таблицу.
Факт | Да | Нет | Не хватает информации |
1.Родители Натальи жили в Тамбовской губернии. | | | |
2.Родители Натальи назвали дочь в честь матери. | | | |
3.Наталья Гончарова вышла замуж за Пушкина, когда ей было 19 лет. | | | |
4.Наталья Николаевна 13 лет своей жизни носила фамилию Пушкина. | | | |
5.После смерти мужа Наталья знакомится с его другом и выходит за него замуж. | | | |
6. Петру Ланскому было 45 лет, когда он женился на Наталье Пушкиной. | | | |
7. Наталья родила от второго мужа двоих детей. | | | |
Заключение
После посещения данного урока коллеги стали применять инфографику на своих уроках и отмечают её эффективность. Например, учителя начальных классов с помощью данной технологии заучивают песни, стихи и т.д.
Таким образом, инфографика – это один из современных способов обучения, позволяющий формировать читательскую грамотность. Её можно применять не только на уроках литературы, но и по всем другим предметам. Следующим этапом хочу внедрить самостоятельное составление инфографики учащимися при работе с любыми текстами. Все это будет способствовать формированию функционально грамотной личности.
Использованная литература
Ахатова Р. Ю. Возможности применения инфографики в процессе обучения // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 133-135.
Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Брагина О. С., Сырцева Н. Н. Приемы работы с инфографиκой в учебном процессе общеобразовательной шκолы // Научно-методичесκий элеκтронный журнал «Кон- цепт». – 2017. – № 1 (январь). – 0,7 п. л. – URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170006.htm. 28 Вербицκий А. А. Аκтивное обучение в высшей шκоле: κонтеκстный подход. – М.: Высш. шκ., 1991. – 207 с. 23
Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н., Лапухова О. В. Инфографиκа κаκ способ визуализации учебной информации // Научнометодичесκий элеκтронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm. 32 Кубраκ Н. В. Инфографиκа κаκ результат представления ученичесκого исследования. – URL: http://digitaledu.info/vyp/4/?ELEMENT_ID=1639 25
Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации//Концепт [Электронный ресурс]: науч.-метод. Электронный журнал. 2014. №11. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm
Климкина Людмила Николаевна, «Инструменты визуализации на уроках русского языка и литературы» // https://urok.1sept.ru/articles/677118
Лаптев В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. СПб.: Эйдос, 2012. 180 с.
Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики // Вестник ПГГПУ. Информационные компьютерные технологии в образовании. 2014. Вып. 10. С. 135-145.