Бойко Жанна Ивановна
учитель информатики МБОУ СОШ 15
с.Казинка Шпаковского МО
Ставропольского края
Доклад на тему:
«Практические аспекты организации внеурочной деятельности по информатике в условиях обновления цифровой образовательной среды»
Аннотация: В данном докладе рассматривается практический опыт профессиональной деятельности педагога МБОУ СОШ №15 по реализации в образовании цифровой образовательной среды. Рассматриваются внеурочные занятия по учебному предмету «Информатика», направленные на развитие метапредметных компетенций, в соответствии с требованиями обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Особенностью создания цифровой образовательной среды МБОУ СОШ №15 является выявление, раскрытие и развитие способностей и потенциальных возможностей обучающихся к творческой познавательной инициативе, создание условий для самостоятельного освоения знаний, внедрение практик, ориентированных на получение современных образовательных результатов.
Создание цифровой образовательной среды заключается в получении качественно новых образовательных результатов соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС ОО), а также предполагает функционирование в ней всех учителей, обучающихся, родителей.
Обновленный ФГОС общего образования по информатике предполагает разработку внеурочных занятий в условиях обновленной цифровой среды, что предполагает использование возможностей интернет, локальной сети, программно-аппаратного комплекса учителя, который состоит из: компьютера, многофункционального устройства, колонок, проектора, интерактивной доски и др. По моему мнению, «для преподавателей актуально не только внедрение информационно-коммуникационных технологий во внеурочную деятельность, тесно связанную с дополнительным образованием учащихся, но и углубление межпредметных связей, формирование устойчивого познавательного интереса учащихся». В подтверждение приведем пример требований в обновленном ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в котором можно подчеркнуть следующее: «Можно смело утверждать, что и деятельностная форма формулировки планируемых результатов, и формирование функциональной грамотности обучающихся впервые направленны на то, чтобы обучающийся прочувствовал мотивационную потребность получаемых знаний и компетенций... Тем самым Стандарт задает рамку формирования успешной и социально уверенной личности, способной отвечать за свои поступки и анализировать последствия своих и чужих действий, принимать решения и преобразовывать мир».
Программа занятий внеурочной деятельности «Информационная безопасность»,
курс является важной составляющей частью работы с учащимися, активно использующими различные сетевые формы общения (социальные сети, игры, пр.), задумывающимися о своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей, а также проявляющими интерес к изучению истории и технологических основ информационной безопасности.
Направление программы курса внеурочной деятельности – общеинтеллектульное. Ее реализация даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам индивидуальной и групповой деятельности, закрепления умения самостоятельно организовать свою учебную, в том числе проектную деятельность.
Цель программы:
формирование активной позиции школьников в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им;
обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в информационной культуре учащихся, повышения защищенности детей от информационных рисков и угроз.
«Программирование в Python» является частью ООП ООО МБОУ СОШ №15 и составлена в соответствии с «Положением о разработке рабочих программ и учебных курсов». Разработан для учащихся 8-9 и 10-11 классов. Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что «программирования на языке Python" представляет собой вводный курс по программированию, дающий представление о базовых понятиях который позволяет сформировать у обучающихся интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования. Среда языка Python" позволяет формировать навыки программирования, раскрыть технологию программирования. Изучение языка значительно облегчает последующий переход к изучению других языков программирования. Именно в настоящее время имеет смысл рассматривать программы с открытым кодом, что позволяет сформировать у учащихся более широкое представление о возможностях работы с цифровой техникой.
Курс по информатике «Программирования на языке Python" представляет собой вводный курс по программированию, дающий представление о базовых понятиях структурного программирования (данных, операциях, переменных, ветвлениях в программе, циклах и функциях, массивах, файлах), о реализации с помощью Python наиболее известных в математическом обеспечении программирования алгоритмов.
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, стремительно развивающаяся область информационных технологий и внедрение цифровых устройств во все области человеческой жизни делает профессии, связанные с IT-технологиями и программированием, все более востребованными. Помимо этого, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование, ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Программа внеурочных занятий «Компьютерный всеобуч» предусматривает возможность посещения занятий с начала любого учебного года и соответственно содержит пять модулей, каждый из которых рассчитан на один год обучения с пятого по девятый класс:
5 класс «Векторная графика»,
6 класс «Растровая графика»,
7 класс «Мультипликация»,
8 класс «Издательское дело»,
9 класс «Web-дизайн».
5-11 класс «Информационная безопасность»
На каждом занятии апробируется определенный вид деятельности, направленный на формирование универсальных учебных действий.
По итогам занятий обучающиеся принимают активное участие и являются победителями и призёрами олимпиад по информатике различных направлений, разного уровня, и др.
На занятии внеурочной деятельности также сформирована подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, например, алгоритмизация и решение задач в электронных таблицах, где занимаются обучающиеся девятых классов, одиннадцатых классов, предназначены для более глубокого изучения возможностей работы в электронных таблицах и готовят обучающихся к элементам профессионального образования и обеспечивают достижения планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов. На занятиях прослеживаются межпредметные связи с математикой. В частности, подробно рассматриваются вопросы использования таблиц как баз данных, разнообразных приёмов при выполнении финансово-экономических расчетов в электронных таблицах, подготовке различных форм табличных документов.
Вышеуказанные знания можно использовать для учёта всего что угодно: материалов, времени, денег, товаров и т.д. Это достаточно актуально и способствует формированию различных компетенций. Курс является предметно-ориентированным.
Еще одно направление, которое проводится через внеурочные занятия в нашей школе для учащихся, называется «Презентация от А до Я» и направлен на поэтапный ознакомительный процесс работы с программным продуктом MS Power Point в рамках подготовки к созданию индивидуальных проектов с дальнейшей защитой этих проектов. Здесь обучающиеся знакомятся с особенностями работы в Power Point, создают слайд-шоу, мультфильмы и видеофильмы по различным школьным предметам, информационные и рекламные брошюры, учатся создавать интерактивные тесты и опросники по предметам с дальнейшим использованием на уроках.
Кроме того в рамках национального проекта «Образование» (Точка Роста) успешно реализуется внеурочный курс «3-D моделирование». Здесь у обучающихся формируются такие компетенции как информационные, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, необходимые для формирования компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий. Обучающиеся получают возможность наработки опыта работы инженерной направленности и проявление интересов в области информатики, физики, математики, технологии, компьютерной графики. Параллельно решаются задачи по созданию и редактированию 3-D моделей с помощью редактора трёхмерной графики Blender (Васьков Кирилл, уч-ся 10 кл., готовит проект по данной теме).
Занятия данной направленности повышают уровень развития памяти и логики, мышления, внеурочные занятия разработаны с учетом индивидуальных особенностей детей школьного возраста. Тематические блоки подобраны в соответствии с актуальными потребностями возраста и способностей детей, важных для привлечения обучающихся к интеллектуальному труду, созданию установки для получения новых знаний.
С большой охотой обучающиеся пятых классов занимаются по основам программирования в технологической среде «Кумир» (Робот, Чертежник, Рисователь). Это идеальная среда обучению моделированию и формированию универсальной учебной деятельности пятиклассников.
Дополнение учебного процесса вне учебной деятельностью благоприятствует всестороннему развитию личности школьников, т. к. каждый ребенок обучается по индивидуальному маршруту.
Вывод
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, и направленная на достижение запланированных результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеурочная деятельность школьников включает в себя следующие направления: духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, обще интеллектуальное, общекультурное. Внеурочная деятельность объединяет все виды и формы деятельности школьников, в которых можно и целесообразно решать проблемы их воспитания и развития. Внеурочная деятельность организовывается по направлениям личностного развития в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, молодежные организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников учебного процесса. Чтобы реализовать дидактический потенциал внеурочной деятельности по информатике, необходимо учитывать особенности такой деятельности: внеурочная деятельность, продолжая урочную деятельность, должна органически дополнять ее, основная цель внеурочных занятий по информатике должна быть – не освоение учащимися той или иной компьютерной программы, а использование ее содержания для развития умений и навыков конкретного школьника, использование приобретенных навыков на уроках в разных предметных областях. Требования к внеурочным занятиям по информатике аналогичны требованиям к урокам информатики, в которых необходимо переключить внимание учащихся с технологических аспектов выполнения компьютерных задач на содержательные, внеурочное занятие не является уроком, поэтому структура занятия должна отличаться от структуры урока. Достижение оптимального построения учебного процесса возможно только на основе такого управления, которое организовано с учетом законов и принципов обучения, основанных на применении современных форм и методов обучения, а также на основе изучения и учета специфики организации внеурочной деятельности по информатике в соответствии с возрастом учащихся.