Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Комитет по культуре Курской области
ОГОУ СПО «ОБОЯНСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Информатика
Рабочая программа по специальности
071202 Библиотековедение
Образовательный уровень СПО – базовый
квалификация - 51 библиотекарь
Обоянь, 2007
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с
предметно-цикловой Государственными требованиями
комиссией к минимуму содержания и
информатики и автоматизированных уровню подготовки выпускника
библиотечно-информационных по специальности
процессов 071202 Библиотековедение
Председатель ПЦК _________________ Заместитель директора
по учебной работе _____________
Автор составитель: преподаватель Орлова Л.А.
Пояснительная записка
В период перехода к информационному обществу одним из важных аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям среднего специального образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана информатика. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют компьютерной грамотности человека на каждом рабочем месте.
Реформа образования и образовательного процесса, необходимость повышения рейтинга профессионального образования поставили вопрос разработки и использования новых технологий и приобретения студентами знаний, умений и навыков, которые соответствовали бы современному уровню подготовки специалистов. Перспективы информатизации общества способствуют реформированию библиотечного дела. Это отчетливо проявилось в тенденции слияния библиотечного образования с подготовкой информационных работников, в пересмотре учебных программ, введении новых дисциплин. Актуальным становится подготовка специалистов к работе в области создания, хранения и использования информации.
Настоящая учебная программа разработана в соответствии с требованиями ГОСа СПО по специальности 071202 «Библиотековедение» и предназначена для изучения курса «Информатика» студентами, обучающимися по базовому уровню первой ступени двухзвенной системы обучения.
Цель I раздела курса соответствует курсу «Базовый курс информатики»: Информация. Информационные процессы. Единицы измерения количества информации. Двоичное кодирование. Система счисления. Компьютер и программное обеспечение. Пользовательский интерфейс. Файловая система. Компьютерные вирусы.
Цель II раздела курса - Основы логики, основы алгоритмизации. Алгоритм и его свойства. Моделирование и формализация.
Цель III раздела курса – Информационные и коммуникационные технологии (базовое программное обеспечение). Интернет, модем, электронная почта. Информационные технологии (прикладное программное обеспечение).Демонстрация межпредметных связей информационных технологий с другими дисциплинами.
Программа содержит тематический план, рассчитанный на 79 часов лекционных.
Для обеспечения изучения материала в кабинете информатики имеются технические средства обучения - ЭВМ и методические рекомендации по выполнению практических работ, разработанные преподавателями колледжа.
Курс «Информатика» способствует общему развитию студентов, овладению современными информационными технологиями, повышению интереса к самостоятельному поиску решений к изучению предмета.
Предусмотрена следующая форма аттестации студентов:
- промежуточная – семестровый зачет (1 сем.).
- Итоговая – междисциплинарный зачет (2 сем.), на который выносятся основные темы дисциплины «Информатика» с целью проверки усвоения студентами знаний по предмету.
Тематический план
дисциплины «Информатика»
по специальности 071202 «Библиотековедение»
для студентов очного отделения Обоянского
библиотечного колледжа на базе СПО базового уровня.
Квалификация: - 51 Библиотекарь
Наименование разделов и тем | Обязательная учебная нагрузка (часов) | Самос. работа студентов | Максимал. учеб. нагрузка |
Всего | Ауди тор-ных | Лаб. прак-тич. | Вып. курс. работ |
РАЗДЕЛ I. Базовый курс информатики. Введение в информатику. Компьютер и программное обеспечение. Тема 1.1. Введение в предмет. Понятие информации. Информация и знания. Восприятие информации и языки. Информационные процессы. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Тема 1.2. Информатизация общества. Информационное общество. Информационная культура. Национальные информационные ресурсы России. Защита информации. Тема 1.3. Информация, её разновидности. Свойства информации. Единицы измерения количества информации. Двоичное кодировании. Системы счисления. Двоичное кодирование текстовой, графической, звуковой информации. Хранение информации. Тема 1.4. Компьютер и программное обеспечение. Устройство ПК. Операционная система. Пользовательский интерфейс. Файловая система. Тема 1.5. Основные характеристики компьютера. Разрядность, объем памяти: устройства внутренней памяти ПК, устройства внешней памяти. Быстродействие, адресное пространство. Компьютерные вирусы, антивирусные программы. Всего по разделу: Раздел II. Основы логики Основы логики, основы алгоритмизации. Моделирование и формализация. Тема 2.1. Основы логики: алгебра высказываний (лог, умножение, сложение, отрицание). Логические основы устройства компьютера. Тема 2.2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования: алгоритм и его свойства. Язык программирования Visual Basic (Паскаль) – типы переменных, функции, массивы, решение задач. Тема 2.3. Моделирование и формализация: типы информационных моделей. Этапы решения задач на компьютере. Всего по разделу: РАЗДЕЛ III. Информационные и коммуникационные технологии. Тема 3.1 Технология обработки текстовой информации: создание, редактирование, форматирование документов. Тема 3.2. Компьютерные презентации: работа с помощью Power Point (слайды, анимации, дизайн). Подведение итогов: Всего за 1 семестр: Тема 3.3 Технология обработки графической информации: растровые и векторные редакторы. Графический редактор Paint. Тема 3.4. Технология обработки числовых данных. Электронные калькуляторы, электронные таблицы. Построение диаграмм, графиков. Microsoft Excel. Тема 3.5. Технология хранения, обработки, поиска и сортировки информации. Базы данных и работа с ними. Microsoft Access. Тема 3.6. Коммуникационные технологии: виды компьютерных сетей. Интернет, модем, электронная почта, технология WWW. Архивы, системы мультимедиа. Тема 3.7. Основы языка гипертекстовой разметки документов: Web-сайты, Web-страницы. Тема 3.8. Итоговое занятие. Резервное время. Всего за 2 семестр: Итого по курсу: | 2 4 8 10 6 30 4 7 4 15 10 4 1 60 4 2 2 6 3 2 19 79 | 2 4 8 10 6 4 7 4 10 4 1 4 2 2 6 3 2 | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ I. Базовый курс информатики.
Введение в информатику. Компьютер и
программное обеспечение.
Тема 1.1. Введение в предмет. Задачи информатики. Понятие информации. Информация и знания. Восприятие информации и языки. Информационные процессы. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
представить вещественно-энергетическую и информационную картину мира.
Приводить примеры информационных процессов в природе, технике и обществе.
Дидактические единицы: ПК, плакаты, схемы.
Самостоятельная работа: записать в конспект определения: информатика, информация, информационные процессы
Тема 1.2. Информатизация общества. Информационное общество. Информационная культура. Национальные информационные ресурсы России. Этические и правовые аспекты информационной деятельности человека. Защита информации.
Студенты должен знать:
этапы формирования информационного общества;
характерные черты информационного общества;
признаки информационной культуры человека;
национальные информационные культуры;
перечень информационных услуг, существующих сегодня;
как можно защитить информацию.
Студенты должны уметь:
пользоваться информационными ресурсами;
выработать в себе черты человека, владеющего информационной культурой;
объяснить, зачем нужны этические и правовые аспекты информационной деятельности человека.
Дидактические единицы: ПК, программа PowerPoint, стенды компьютерного класса.
Самостоятельная работа: записать в конспект или в программе PowerPoint, нарисовать элементы для создания образа человека, владеющего информационной культурой (рисунки).
Тема 1.3. Информация, её разновидности. Свойства информации. Единицы измерения количества информации. Двоичное кодировании. Системы счисления: непозиционная и позиционная системы счисления.
Двоичное кодирование текстовой, графической, звуковой информации. Хранение информации.
Студенты должен знать:
что такое «код», «кодирование», «двоичное кодирование», бит;
почему в вычислительной технике используется двоичное кодирование информации;
как кодируются различные виды информации в вычислительной технике.
определения понятий: «цифра», «число», «система счисления», «непозиционная система счисления», «позиционная система счисления»
Студенты должны уметь:
объяснить двоичное кодирование текстовой, графической, звуковой информации;
записывать числа в непозиционных и в позиционных системах счисления;
объяснить виды информации и её свойства;
ознакомиться с приложением Windows Калькулятор (Вид - Инженерный) и уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
уметь сохранять информацию в ПК.
Дидактические единицы: ПК, приложение Windows Калькулятор.
Самостоятельная работа: записать в конспект число 555 в десятичной системе в полной форме. Записать число 1998 в римской системе счисления. Выполнить на листе в электронной форме «таблицу системы счисления».
Решить задачу на преобразование единиц количества информации.
Тема 1.4. Компьютер и программное обеспечение. Устройство ПК. Операционная система. Пользовательский интерфейс. Файловая система.
Студенты должен знать:
структуру компьютера;
структуру процессора, его характеристики;
определение ОС, виды, назначение;
принципы ОС Windows;
устройства ввода-вывода;
функциональную схему компьютера.
Определение понятий файл, папка, файловая система;
назначение объекта Корзина;
назначение буфера обмена; назначение ярлыков.
Студенты должны уметь:
различать устройства компьютера;
подключать внешние устройства к ПК;
пользоваться программами.
находить перевод фрагментов текста, не пользуясь панелью инструментов.
Различать ОС, проследить этапы загрузки ОС.
Правильно называть файлы и папки;
Копировать, перемещать, переименовывать, удалять папки и файлы, создавать ярлыки.
Выбирать оптимальный вариант компьютерной системы.
Дидактические единицы: ПК, модели устройств компьютера, программа Проводник, ОС MS-DOS, Windows.
Самостоятельная работа: нарисовать в конспекте «Структурную схему компьютера» и «Функциональную схему компьютера.
Тема 1.5. Основные характеристики компьютера. Разрядность, объем памяти: устройства внутренней памяти ПК, устройства внешней памяти. Быстродействие, адресное пространство.
Компьютерные вирусы, антивирусные программы.
Студенты должен знать:
назначение различных типов памяти;
характеристики типов внутренней памяти;
какие устройства относятся к внешней памяти и почему;
характеристики накопителей и носителей;
определение термина «компьютерный вирус»;
виды и назначение антивирусных программ;
способы профилактики и методы борьбы с компьютерными вирусами.
Студенты должны уметь:
различать устройства внутренней памяти;
понимать взаимодействие внутренней памяти с другими устройствами, в частности с процессором;
различать устройства внешней памяти;
проводить тестирование объектов на наличие компьютерных вирусов.
Дидактические единицы: ПК, модели устройств компьютера. Программа-антивирус, «зараженная» дискета.
Самостоятельная работа: записать в конспекте определения: процессор, тактовая частота, разрядность, память компьютера, быстродействие памяти, объем памяти.
Раздел II. Основы логики, основы алгоритмизации.
Моделирование и формализация.
Тема 2.1. Основы логики: алгебра высказываний (лог, умножение, сложение, отрицание). Логические основы устройства компьютера.
Студенты должны знать:
определения: логика, формы мышления, формальная логика, понятие, суждение, умозаключение.
значение понятий: логическое высказывание, логические величины, логические операции.
Студенты должны уметь:
Дидактические единицы: ПК, таблицы.
Самостоятельная работа: записать в конспекте, какого типа умозаключения вы знаете. Приведите примеры.
Тема 2.2. Определение и свойства алгоритма. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. Язык программирования Visual Basic (Паскаль) – типы переменных, функции, массивы.
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
ответить, какие величины рассматриваются в Паскале;
ответить, что такое константа, переменная, индетификатор.
Дидактические единицы: стенды компьютерного класса.
Самостоятельная работа:
- решение задачи на создание линейного алгоритма с помощью команды присваивания.
- определение результата выполнения алгоритма с ветвлением по его блок-схеме, записи на алгоритмическом языке или языке программирования. Решить задачу.
Тема 2.3. Моделирование и формализация: типы информационных моделей. Основные этапы моделирования. Этапы решения задач на компьютере.
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
строить словесные и математические информационные модели;
привести пример формализации: преобразование описательной модели в математическую;
моделировать с соблюдением всех этапов.
Дидактические единицы: ПК, приложения Paint и Word Pad, MS Word.
Самостоятельная работа: Привести пример формализации, (например, преобразования описательной модели в математическую). Решить задачу об определении дальности полета тела.
РАЗДЕЛ III. Информационные и коммуникационные технологии.
Тема 3.1 Технология обработки текстовой информации: создание, редактирование, форматирование документов. Стандартные приложения Windows.
Студенты должны знать:
назначение программ Блокнот, Paint, WordPad
приемы выделения и перемещения фрагментов текста;
некоторые простейшие приемы форматирования текста;
Студенты должны уметь:
Дидактические единицы: ПК, приложения, MS Word, программ Блокнот, Paint, WordPad
Самостоятельная работа: создание, редактирование и сохранение заданного текста.
Тема 3.2. Компьютерные презентации: работа с помощью Power Point
(слайды, анимации, дизайн).
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Дидактические единицы: компьютерный класс, ПК, Power Point.
Самостоятельная работа: создание своего слайда на тему: «Я хороший студент».
Тема 3.3 Технология обработки графической информации: растровые и векторные редакторы. Графический редактор Paint.
Студенты должны знать:
элементы управления Рабочего стола – Пуск, Главное меню, Панель задач;
назначение инструментов графического редактора.
назначение Microsoft Paint.
Студенты должны уметь:
Тема 3.4. Технология обработки числовых данных. Объекты Windows. Электронные калькуляторы. Электронные таблицы. Построение диаграмм, графиков. Microsoft Excel.
Студенты должны знать:
объекты Windows – рабочий стол, окна, их назначение;
элементы управления Рабочего стола – Пуск, Главное меню, Панель задач;
как работать с калькулятором;
назначение некоторых инструментов графического редактора.
назначение Microsoft Excel (по данным таблицы строить диаграммы)
Студенты должны уметь:
Работать с калькулятором, уметь вычислить математическую формулу;
создавать электронные таблицы;
создавать графики и диаграммы.
Дидактические единицы: ПК, ОС Windows, программы Блокнот, Paint и Word Pad,
Калькулятор. Microsoft Excel (методические указания в компьютерном классе)
Самостоятельная работа: создание таблицы, графика, диаграммы в электронной форме.
Тема 3.5. Технология хранения, обработки, поиска и сортировки информации.
Базы данных и работа с ними. Microsoft Access.
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
создавать новую базу данных;
создавать новый документ и сохранять его;
пользоваться комбинациями клавиш для различных режимов работы;
переключать уровни документов.
Дидактические единицы:
Microsoft Access (методические указания в компьютерном классе)
Самостоятельная работа: ознакомьтесь с методическим указанием практической работы.
Тема 3.6. Коммуникационные технологии: виды компьютерных сетей. Интернет, модем, электронная почта, технология WWW. Архивы, системы мультимедиа.
Студенты должны знать:
виды компьютерных сетей;
историю создания Интернет, технология WWW;
для чего нужна электронная почта;
основные понятия «мультимедиа», «мультимедийный документ».
Студенты должны уметь:
открыть любую страничку в Интернет;
просмотреть электронную почту;
работать с мультимедийными приложениями Windows
Дидактические единицы: ПК, приложение Громкость, проигрыватель Windows Media,
Самостоятельная работа: найдите в Интернете любой адрес и попробуйте скопировать в свою папку любой документ (например: реферат на тему «Информатика»).
Тема 3.7. Основы языка гипертекстовой разметки документов:
Web-сайты, Web-страницы.
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Дидактические единицы: компьютерный класс, ПК.
Самостоятельная работа: найдите в Интернете «Web-сайт ОБК» и посмотрите любую Web-страницу.
Список рекомендуемой литературы:
Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов/ О. Ефремова, В. Морозов, Н. Угринович.- М.: ООО «Издательство АСТ»; АВF, 2003.- 424, [8] с.: ил.
Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс./ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.- 2-е изд., испр. И доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.– 390 с.: ил.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Общая информатика: Уч. пособие для средней школы.- М.: АСТ-ПРЕСС, Инкорм-Пресс, 1999.-592 с.
Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006.- 400 с.- (В помощь школьному учителю).
Симонович С. В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Специальная информатика: Уч. пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС: Инфорком – Пресс, 2000.- 480с.
Угринович Н. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Метод. пособие для учителя.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 (поурочные планы).
Чернов А.Ф. Информатика: тесты. Волгоград: Учитель, 2006.