СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатика в школьном курсе математики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с законодательством РФ, законом об образовании, возрастными особенностями детей, предназначена для учащихся 3-8 классов и состоит из 3 блоков: "Рисуем на компьютере" (4 кл.), "Дети в Интернете" (5 кл.), "Решение логических задач" (7-8 кл).

Просмотр содержимого документа
«Информатика в школьном курсе математики»


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕРНОВСКОЙ ФИЛИАЛ




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

от «_30__»_мая_________2018__г

Протокол № __8___


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Новоникольская СОШ


___________ Чернышова Л.Б.


«__30 __» ___мая_________ 2018г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


«Информатика в школьном курсе математики»


Уровень: ознакомительный

Возраст учащихся 9 – 14 лет (для 3 – 8 классов)

Направленность: социально-педагогическая


Срок реализации – 3 года






Автор - составитель:

Рыбакова Ираида Анатольевна,

учитель информатики





Село Терновое

2018


ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Терновской филиал МБОУ Новоникольской СОШ

2. Полное название программы

«Информатика в школьном курсе математики»

3. Ф.И.О., должность

Рыбакова Ираида Анатольевна, учитель информатики Терновского филиала МБОУ Новоникольской СОШ

4. Сведения о программе:


4.1. Нормативная база:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года;

  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594);

  5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655;

  6. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.

  7. Устав (МБОУ Новоникольской СОШ)

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Общеразвивающая

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Целевая направленность программы

Образовательная

4.6. Возраст обучающихся по программе

9-14 лет

4.7. Продолжительность обучения

3 года

5. Рецензенты и авторы отзывов:

Безверхняя Т.В.-методист МБОУ ДО «Дом детского творчества»

Курбатова Т.Э.-директор МБОУ ДО «Дом детского творчества»

6. Заключение методического совета

Протокол заседания №___ от «__ » _______ 20__ г.




































Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Пояснительная записка.

Программа составлена на основании:

  1. Закона РФ «Об образовании»,

  2. Типового положения об учреждении дополнительного образования детей,

  3. нормативных документов Министерства Образования РФ

«О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополни-тельного образования детей» (№28-51-391/16 от 20.05.2003 г.)

  1. «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 г., письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г.),


Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Информатика в школьном курсе математики»по информатике для обучающихся 3 - 8 классов создана на основе государственных образовательных стандартов основного общего образования второго поколения.

Программа рассчитана на обучающихся, склонных к занятиям информатикой и желающих повысить свой уровень компьютерной грамотности.

Педагогическая целесообразность:Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Задача практического содержания - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

  • Актуальность программы:

  • Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

  • Учащиеся 5 класса уже владеют некоторыми навыками работы с компьютером. Они получат широкие познавательные интересы, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления.

  • Учащиеся 7-8 классов подошли к этапу углубленного изучения математики посредством решений логических задач. Они учатся логически мыслить, уметь читать и интерпретировать таблицы, схемы, графики, применять математические методы для предсказания результата. Это развивает навыки системного анализа, которые могут быть применены не только в математике.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее метапредметностью, так как полученные знания, умения и навыки по программе помогут каждому ребенку в его дальнейшей жизни, позволят успешно реализоваться в других областях знаний. То есть учащийся должен понять и принять то, что компьютер – это техническое устройство, которое может стать большим помощником в повседневной жизни и учебе.

Направленность:

С 1 по 2 годы обучения программа “Информатика в школьном курсе математики” представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

  • системность;

  • гуманизация;

  • междисциплинарная интеграция;

  • дифференциация;

  • дополнительная мотивация через игру.


Тип программымодифицированная.

Новизна:

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из двух ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Учащиеся 3- 8 классов смогут освоить работу в основных прикладных программах.

Программа курса состоит из 108часов:

  • 3-4 классы: «Юный компьютерный художник» –36 часов (1 раз в неделю);

  • 5класс: «Дети в Интернете» - 36 часов (1 раз в неделю );

  • 7-8 классы: «Решение логических задач» - 36 часов (1 раз в неделю).

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачейпрограммы является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Цель программы:

Не только обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения образования в основной школе, но и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихсяс учётом специфики предмета (информатика), направленную:

  1. на формированиепознавательного интересак учебному предмету «Информатики», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (9–14 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление.

  2. на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.


Основные задачи программы:

- Привитие интереса учащимся к информатике;

- Развитие кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

- Развитие творческой активности, эстетического вкуса;

- Воспитание настойчивости, инициативы.

- Умение ориентироваться в сети Интернет.

- Умение решать простейшие математические задачи на логику.

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.

Развитие детей 3 – 8 классов с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Поэтому очень важна роль курса информатики в 3 - 8 классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных и средних классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.

Отличие программы от уже существующих:

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера.

Санитарно-гигиеничекие требования

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Данная программа рассчитана на детей 3 – 8 классов. Возраст детей: 9-14 лет. Состав группы постоянный. Набор обучающихся – свободный.

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на 3 года в учебном, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками (возможно более подробное изучение поставленных задач).

Форма и режим занятий

Общее число часов: 108 часов. Периодичность: 3 часа в неделю (1 занятие по 45 минут).

Программа реализуется: во второй половине дня и в каникулярное время.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.

  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.



















Содержание программы первого года обучения

Курс «Рисуем на компьютере» 3-4 классы 36 часов –1 раз в неделю.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.

Цели программы первого года обучения:

Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики и т.п.).

Задачи первого года обучения направлены на:

  1. воспитание у учащихся эстетического вкуса.

  2. развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.

  3. привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.

Задачи первого года обучения

Личностные

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • сбор информации;

  • обработка информации (с помощью ИКТ);

  • анализ информации;

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение выполнять учебные действия в устной форме;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание учебного плана

Учебный план


Тематика курса

Кол-во часов

Теория

Практические занятия

Формы аттестации/Контроль

проект

Инсценировки

Викторины, тесты

1

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности

1

1





2

Компьютер и его составляющие. Программы. Развивающие игры

1

1





3

Работа с мышью. Работа на клавиатуре. Развивающие игры.

2

1

1




4

Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы.

1

1





5

Инструментарий программы Paint.

2

1

1




6

Рисование линий.

1


1




7

Рисование различных фигур

1


1




8

Добавление текста

1


1




9

Практическая работа

1


1




10

Совмещение объектов

1


1




11

Использование кривой

1


1




12

Тестирование.

1





1

13

Исполнение надписей

1


1




14

Практическая работа

1


1




15

Выбор и изменение объекта

1


1




16

Изменение размера изображения или его фрагмента

1


1




17

Перемещение и копирование объекта

1


1




18

Работа с цветом

3


2

1



19

Практическая работа

1


1




20

Просмотр изображений

1



1



21

Сохранение изображения и работа с ним

1


1




22

Работа с объектами

1


1




23

Монтаж рисунка из объектов

1


1




24

Практическая работа

1



1



25

Отображение или поворот рисунка или объекта

1


1




26

Очистка небольшой области, большой области, всего рисунка

1


1




27

Растяжение или наклонение объекта

1


1




28

Тестирование. Свободное рисование

1





1

29

Свободное рисование

3


3




30

Выставка работ

1



1




ИТОГО

36

5

25

4

0

2










Тематическое планирование

Тема

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

2

Компьютер и его составляющие. Программы. Развивающие игры.

3

Работа с мышью. Работа на клавиатуре. Развивающие игры.

4

Работа с мышью. Работа на клавиатуре. Развивающие игры.

5

Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы.

6

Инструментарий программы Paint.

7

Инструментарий программы Paint.

8

Рисование линий.

9

Рисование различных фигур

10

Добавление текста

11

Практическая работа

12

Совмещение объектов

13

Использование кривой

14

Тестирование.

15

Исполнение надписей

16

Практическая работа

17

Выбор и изменение объекта

18

Изменение размера изображения или его фрагмента

19

Перемещение и копирование объекта

20

Работа с цветом

21

Работа с цветом

22

Работа с цветом

23

Практическая работа

24

Просмотр изображений

25

Сохранение изображения и работа с ним

26

Работа с объектами

27

Монтаж рисунка из объектов

28

Практическая работа

29

Отображение или поворот рисунка или объекта

30

Очистка небольшой области, большой области, всего рисунка

31

Растяжение или наклонение объекта

32

Тестирование. Свободное рисование

33

Свободное рисование

34

Свободное рисование

35

Свободное рисование

36

Выставка работ

Содержание программы:

Введение в образовательную программу:

Теория. Ознакомление с планом работы первого года обучения, с правилами техники безопасности нахождения и работы в компьютерном классе и принципы работы с редактором Paint программой «Мир информатики».

Раздел 1. Знакомство с компьютерным классом (1 час).

Тема 1.1 Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете Теория. Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете.

Практика. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на занятиях.

Тема 1.2 Компьютер и его устройства (3 часа)

Теория. Знакомство с компьютером и его основными устройствами.

Практика Работа в компьютерной программе «Мир информатики»

Раздел 2. Знакомство с графическим редактором Paint (32 часа)

Тема 1.3 Графический редактор Paint

Теория. Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы.

Практика Составление рисунков на заданные темы. Меню программы.

Форма подведения итогов: выставка детских рисунков

Ожидаемые результаты:

Личностные:

 наличие представлений об информатике как;

 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;  способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные:

– освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

Предметные

 формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.


Формирование универсальных учебных действий:

На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Информатика в школьном курсе математики».
































Содержание программы 2-го года обучения

Курс «Дети в Интернете» 5 класс


36 часов – 1 ч. в неделю.

ВВЕДЕНИЕ

Современные средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей и опосредуют практически все сферы человеческой деятельности. Число пользователей интернета неуклонно

растет с каждым днём, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети.

Сегодняшние школьники – представители нового цифрового поколения пользователей интернета, они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно. Интернет является полноценной частью

образа жизни современных детей, и это требует изменений во всех сферах общества, в том числе и в образовании. В новых стандартах начальной школы предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и, соответственно, приобретать определенный уровень медиаграмотности.

Цели второго года обучения:

  • воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет;

  • знакомство детей с основными правилами безопасного использования интернета.

  • развитие навыка речевой культуры и общего культурного уровня учащихся; умения выбирать главное, значимое, из множества событий, анализировать и делать выводы.

Задачи второго года обучения:

1) Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования сети интернет:

2) Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети интернет:

компьютера, потеря данных;

3) Усвоение детьми правил безопасного использования интернета.

4) Повышение уровня осведомленности о возможностях решения неприятных и опасных ситуаций, возникающих в интернете.

5) Формирование навыков оценки опасных ситуаций при использовании сети интернет.

6) Формирование системы действий и способов поведения при столкновении с неприятными и опасными ситуациями.


Содержание программы второго года обучения (36 часов)

Учебный план


Тематика курса

Кол-во часов

Теория

Практические занятия

Формы аттестации/Контроль

проект

Инсценировки

Викторины, тесты

1

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности

1

1





2

Введение в интернет.

1

1





3

Какустроен интернет.

4

1

3




4

Способы подключения к интернету.

1


1




5

Принцип работы Интернета.

1

1





6

Компьютерные сети.

3

1

2




7

Адреса в Интернете. Доменные имена. Протоколы передачи информации в интернете.

3

1

2




8

Понятие браузера. Знакомство с интернет Explorer.

1


1




9

Что такое сайт.

1

1





10

Виды сайтов.

1


1




11

Полезные и вредные сайты.

1

1





12

Безопасность в сети интернет

2

1

1




13

Загрузка и просмотр web-страниц. Работа с web-страницами. Копирование фрагментов web-страниц

1


1




14

Работа с рисунками.

1


1




15

Основные виды web-сайтов.

2

1

1




16

Особенности гипертекста.

1


1




17

Поисковые системы. Особенности формирования запросов поиска. Расширенный поиск. Поиск картинок.

4

1

3




18

Составление и отправка электронных писем. Проверка и получение электронных писем. Фильтрация и удаление писем.

2


2




19

Скачивание файлов из интернета.

2


2




20

Создание собственной странички в интернете.

2


2




21

Защита проектов.

1



1




ИТОГО

36

11

24

1




Тематическое планирование курса

«Дети в Интернете»

Тема

1

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.

2

Введение в интернет.

3

Как устроен интернет.

4

Как устроен интернет

5

Как устроен интернет

6

Как устроен интернет

7

Способы подключения к интернету.

8

Принцип работы Интернета.

9

Компьютерные сети.

10

Компьютерные сети.

11

Компьютерные сети.

12

Адреса в Интернете. Доменные имена. Протоколы передачи информации в интернете.

13

Адреса в Интернете. Доменные имена. Протоколы передачи информации в интернете.

14

Адреса в Интернете. Доменные имена. Протоколы передачи информации в интернете.

15

Понятие браузера. Знакомство с интернет Explorer.

16

Что такое сайт.

17

Виды сайтов.

18

Полезные и вредные сайты.

19

Безопасность в сети интернет

20

Безопасность в сети интернет

21

Загрузка и просмотр web-страниц. Работа с web-страницами. Копирование фрагментов web-страниц

22

Работа с рисунками.

23

Основные виды web-сайтов.

24

Основные виды web-сайтов.

25

Особенности гипертекста.

26

Поисковые системы. Особенности формирования запросов поиска. Расширенный поиск. Поиск картинок.

27

Поисковые системы. Особенности формирования запросов поиска. Расширенный поиск. Поиск картинок.

28

Поисковые системы. Особенности формирования запросов поиска. Расширенный поиск. Поиск картинок.

29

Поисковые системы. Особенности формирования запросов поиска. Расширенный поиск. Поиск картинок.

30

Составление и отправка электронных писем. Проверка и получение электронных писем. Фильтрация и удаление писем.

31

Составление и отправка электронных писем. Проверка и получение электронных писем. Фильтрация и удаление писем.

32

Скачивание файлов из интернета.

33

Скачивание файлов из интернета.

34

Создание собственной странички в интернете.

35

Создание собственной странички в интернете.

36

Защита проектов.

Содержание программы:

Введение в образовательную программу:

Теория. Ознакомление с планом работы первого года обучения, с правилами техники безопасности нахождения и работы в компьютерном классе и принципы работы с Интернет.

Раздел 1. Знакомство с компьютерным классом.

Тема1.1 Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Ознакомление с планом работы второго года обучения, с правилами техники безопасности нахождения и работы в компьютерном классе.

Тема 1.2 Возможности использования сети Интернет (34 часа)

Теория. Получение интересной и полезной информации; возможности для обучения; проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение компьютера, потеря данных; обман и мошенничество в сети.

Практика. Игровая деятельность; предоставление личной информации в интернете; общение и коммуникация; поиск информации.

Форма подведения итогов: защита проекта «Дети в Интернете» (1 час)

Ожидаемые результаты:

Личностные

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

  • принятие образа «хорошего ученика»;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • сбор информации;

  • обработка информации (с помощью ИКТ);

  • анализ информации;

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

  • синтез;

  • сравнение;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение выполнять учебные действия в устной форме;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения.

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формирование универсальных учебных действий

На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.








































Содержание программы 3-го года обучения

Курс: «Решение логических задач» - 7-8 классы


36 часов – 1 раз в неделю.


ВВЕДЕНИЕ

При решении задач обращается внимание обучающихся на отыскание наиболее рациональных, оригинальных способов их решения. Правильно организованная деятельность обучающихся на занятиях курса, активное участие обучающихся в процессе занятий, работа над проектом ,их работоспособность и творческий настрой как учителя, так и обучающихся являются условиями успешности проведения занятий.

Цель третьего года обучения: развитие и закрепление интереса к математике и информатике.

Задачи третьего года обучения:

  • подготовка к олимпиадам различного уровня;

  • формирование логического мышления, посредством решения задач;

  • возможность заинтересовать предметом более «слабых» обучающихся;

  • начальная подготовка к ЕГЭ.

Учебный план


Тематика курса

Кол-во часов

Теория

Практические занятия

Формы аттестации/Контроль

проект

Инсценировки

Викторины, тесты

1

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности

1

1





2

Что такое логические задачи и как их решать?

1

1





3

Решение логических задач табличным способом.

6


6




4

Что такое круги Эйлера.

1

1





5

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

5


5




6

Решения задач на двоичное кодирование.

5


5




7

Алфавитный подход к измерению информации.

5


5




8

Представление текстовой информации в памяти компьютера.

1

1





9

Решения задач на информационный объем текста.

6


6




10

Решения задач на системы счисления.

4


4




11

Итоговая работа.

1





1


ИТОГО

36

4

31



1


Тематическое планирование курса

«Решение логических задач»

Тема

1

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности.

2

Что такое логические задачи и как их решать?

3

Решение логических задач табличным способом.

4

Решение логических задач табличным способом.

5

Решение логических задач табличным способом.

6

Решение логических задач табличным способом.

7

Решение логических задач табличным способом.

8

Решение логических задач табличным способом.

9

Что такое круги Эйлера.

10

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

11

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

12

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

13

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

14

Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

15

Решения задач на двоичное кодирование.

16

Решения задач на двоичное кодирование.

17

Решения задач на двоичное кодирование.

18

Решения задач на двоичное кодирование.

19

Решения задач на двоичное кодирование.

20

Алфавитный подход к измерению информации.

21

Алфавитный подход к измерению информации.

22

Алфавитный подход к измерению информации.

23

Алфавитный подход к измерению информации.

24

Алфавитный подход к измерению информации.

25

Представление текстовой информации в памяти компьютера.

26

Решения задач на информационный объем текста.

27

Решения задач на информационный объем текста.

28

Решения задач на информационный объем текста.

29

Решения задач на информационный объем текста.

30

Решения задач на информационный объем текста.

31

Решения задач на информационный объем текста.

32

Решения задач на системы счисления.

33

Решения задач на системы счисления.

34

Решения задач на системы счисления.

35

Решения задач на системы счисления.

36

Итоговая работа.


Содержание программы «Решение логических задач» (36 часов):



Теория. Данный курс можно рассматривать в качестве начального этапа на пути углубленного изучения математики. С возрастными особенностями учащихся ситуационно-конкретное мышление постепенно превращается у них в словесно-понятийное. Задачи все чаще решаются в уме без использования практических действий. Основная учебно-воспитательная задача курса — помочь ученику в формировании у него устойчивого интереса к математике, а также содействовать осознанному выбору в пользу углубленного изучения математики в старших классах. В своей теоретической основе курс опирается на базовую программу по математике. Однако, при решении ряда задач могут встретиться новые понятия. Решение текстовых задач подразумевает реализацию творческого процесса продуктивного мышления, направленного на решение проблемы (задачи), который можно разделить на этапы: анализ условия, создание схемы условия, поиск способа решения, осуществление решения, проверка решения, исследование способов решения, формулирование ответа, анализ полученного результата. При этом основная трудность заключается в том, чтобы отыскать необходимую последовательность действий, осуществление которых можно будет назвать решением задачи.

Основной признак стандартных задач — это наличие в курсе математики таких общих правил или положений (алгоритмов), которые однозначно определяют программу решения этих задач и выполнение каждого шага этой программы. Нестандартные задачи — это такие, для которых в курсе школьной математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения.

Общепризнанно, что нестандартные задачи — это своего рода полигон для творчества и развития математических способностей. Данный курс расширяет базовый курс школьной  математики,  знакомит учащихся с  нестандартными,   интересными  подходами  при  решении задач. Как правило, при решении не требуется владение серьезными математическими техниками, что позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. Занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся. Практико-ориентированные занимательные задания являются неотъемлемой частью духовного наследия народа. Это разнообразные задачи, созданные человечеством в течение многих лет и показывающие практическое применение математических знаний в повседневной жизни. Практико-ориентированные занимательные задания позволяют учащимся усвоить программный материал на более высоком уровне, способствуют развитию логического мышления. Программа курса предполагает дифференцированный подход к использованию различных форм и методов проведения занятий. Содержание курса определяется его названием. Но если вспомнить, что логика — это наука о правилах и способах рассуждений, то следует заметить, что название «Решение логических задач» является весьма условным. В самом деле, решение любой математической задачи (и не только математической) использует логические рассуждения.

Содержание курса третьего года обучения(36 часов)

Раздел 1. Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)

Тема 1.1 Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете

Теория. Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете.

Практика. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на занятиях.

Раздел 2. Решение логических задач разными способами (34 часа).

Тема 2.1 Решений логических задач табличным способом.

Теория. Обучение решений логических задач табличным способом.

Практика. Решения логических задач табличным способом.

Тема 2.2 Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

Теория. Обучение решений логических задач с помощью кругов Эйлера.

Практика. Решения логических задач с помощью кругов Эйлера.

Тема 2.3 Решение логических задач на двоичное кодирование.

Теория. Обучение решений логических задач на двоичное кодирование.

Практика. Решения логических задач на двоичное кодирование.

Тема 2.4 Решение логических задач на информационный объем текста.

Теория. Обучение решений логических задач на информационный объем текста.

Практика. Решения логических задач на информационный объем текста.

Тема 2.4 Решение логических задач на системы счисления.

Теория. Обучение решений логических задач на системы счисления.

Практика. Решения логических задач на системы счисления.

Форма подведения итогов: тестирование (1 час).

Ожидаемые результаты:

Личностные

  • развитие у учащихся мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;

  • проявление творческой инициативы, интуиции;

  • формированию умений практически применять полученные знания как в конкретной ситуации, так и в измененной

Познавательные

  • курс позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;

  • позволяет доработать учебный материал, вызывающий трудности;

  • различные формы проведения курса, способствуют повышению интереса к предмету;

  • рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления обучающихся.

  • формированию специфических математических способов действий: обобщения, классификации, моделирования и т.д.

Регулятивные

  • .Расширение и углубление у учащихся  умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, классифицировать, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, строить гипотезы и проверять их, развивать способности к обобщениям, уметь использовать математическое знания в практических работах, нестандартных математических ситуациях.

Коммуникативные

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • самостоятельно решать логические задачи;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


































Блок №2 «Комплекс организационно – педагогический условий»

Календарный учебный график


I

полугодие

с 01.09.2018. – 10.09.2018.

комплектование

с 11.09.2018. – 29.12.2018.

16 недель

с 30.12.2018. – 08.01.2019.

каникулы

II

полугодие

с 09.01.2019. – 30.05.2019.

20 недель

с 01.06.2019. – 31.08.2019.

летние каникулы


Формы и методы, используемые при реализации программы:

Обучение осуществляется посредством применения традиционных и нетрадиционных форм организации деятельности детей в учебном процессе: лекция, , дискуссия, презентация, защита исследовательских работ, проектов. В процессе обучения взаимодействуют следующие компоненты: чувственное познание, отвлечённое мышление и практика. Применяются взаимосвязанные группы методов: методы изложения и объяснения материала — беседа, рассказ (методы обучения), и методы самостоятельной работы обучающихся - методы учения (использование ресурсов сети Интернет, решение логических задач различными способами, изучение графического редактора Paint исследовательской работы, участие в проектной деятельности, в конкурса, выставках).

Методы

- обучения: монологический, диалогический, показательный, эвристический;

- преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

- учения: репродуктивный, исполнительский, поисковый, проблемный;

- воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Используются основные методы психолого-педагогической мотивации и стимулирования деятельности: эмоциональные, волевые, социальные. Применение организационных, практических, технических приёмов обучения, следующих принципов:

- наглядности;

- доступности;

- гуманизма;

- системности и последовательности обучения;

- прочности;

- креативности.

Способы проверки знаний учащихся:

Для оценки результативности учебных занятий применяются входной и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование. Результативность изучения по программе определяется на основании участия обучающихся в конкурсных мероприятиях (участие в конкурсах компьютерных рисунков, проектах с использованием материалов сети Интернет). Приобретение детьми социальных знаний достигается при взаимодействии с педагогом, при развитии позитивных отношений в коллективе, накоплении опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия. Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, грамотность выполнения практических заданий.

Принципы построения программы:

- сотрудничество педагога и ребёнка;

- личностно-ориентированный подход;

- учёт возрастных особенностей обучающихся, нагрузка на каждого ребёнка по нормам СанПиН.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и адаптирована к условиям сельской школы. Участок, школьный питомник должен быть открыт, иметь источник водоснабжения и желательно примыкать к зданию школы, что даёт возможность, не нарушая расписания занятий, затрачивать минимум времени на переход к зданию, участку для выполнения практических, опытно-исследовательских работ.

Условия реализации программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- проведение психологического тестирования по проверке умений, навыков (тесты по направленности личности);

- побуждение творческого воображения обучающихся к практической и творческой деятельности;

- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;

- разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.

Для решения современных психолого-педагогических задач необходимо постоянно вести поиск новых педагогических технологий, позволяющих обеспечить становление личности обучающегося, раскрыть его интеллектуальные возможности, развить умственную и творческую активность.


Кадровое обеспечение: Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее образование обладать необходимыми знаниями по детской психологии, владеть навыками ИКТ.

Программно-методическое обеспечение: наличие методических разработок, учебных пособий, обеспечивающих образовательный процесс. Наличие кабинета, учебно-производственной базы, инвентаря и оборудования.


Санитарно-гигиенические требования:

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен периодически проветриваться, хорошо освещаться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.


Материально-техническое обеспечение программы:

Результат реализации программы «Информатика в школьном курсе математики» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Занятия проводятся в учебном кабинете, где имеются компьютеры, ноут -буки (по одному для каждого учащегося), проектор, цветной принтер, классная доска, столы, стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических и учебных материалов.Помещение для занятий светлое, сухое, теплое и по объему и размерам полезной площади соответствует числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание уделяется рабочему месту воспитанника.

2.3 Формы контроля и аттестации:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.












Литература для педагога:

    1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

    2. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.

    3. Занимательные задачи по информатике для учащихся 5-7 классов.. Босова Л.Л. – 2017.

    4. Андреева Е.В., Фалина И.Н. Информатика: Системы счисления и компьютерная арифметика. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. – 256 с.

    5. Арсак Ж. Программирование игр и головоломок. – М.: Наука, 1990. – 224 с.

    6. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 119 с.

    7. Волчёнков С.Г., Корнилов П.А., Белов Ю.А. и др. Ярославские олимпиады по информатике. Сборник задач с решениями. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. – 405 с.

    8. Иванов С.Ю., Кирюхин В.М., Окулов С. М. Методика анализа сложных задач по информатике: от простого к сложному // Информатика и образование. 2006. №10. С. 21 – 32.






























Литература для учащихся:


1. Леонов В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 928 с.

2. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.

3. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.

4. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.






































Сайты сети интернет

    1. http://standart.edu.ru/

    2. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm

    3. http://koshki-mishki.ru/n4-9.html

    4. http://ternovoe.edu.ru

Электронные пособия

      1. Мир информатики 3 -4 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия

2.Самоучитель PowerPointдля детей

3. Самоучитель Word для детей

4. Самоучитель Интернет для детей