СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Информатиканы оқыту әдістемесі" бойынша онлайн курс жасақтау

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатиканы оқыту әдістемесі бойынша онлайн курс жасақтау барысында, ЖОО электрондық оқыту жүйесі жөніндегі зерттеушілік ақпарат.

Просмотр содержимого документа
«"Информатиканы оқыту әдістемесі" бойынша онлайн курс жасақтау»

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ.

Современные информационно-коммуникационные технологии (в дальнейшем - ИКТ) предоставляют студентам и преподавателям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, демонстрируют и выявляют свои способности, овладевают и закрепляют различные навыки, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Это локальные и глобальные информационные сети, телеконференции, электронная почта, форум, чат и другие средства доступа.

В настоящее время во всем мире на первый план выходит применение технологий e-learning в образовании. Это наиболее актуально в условиях вузовского обучения, где наблюдается процесс преобладания современных педагогических технологий, в том числе технологий электронного обучения, над традиционными.

В последние годы часто наблюдается снижение эффективности традиционного обучения как на уровне средней школы, так и на уровне вуза. Вынужденность учебных процедур часто приводит к непониманию учащимися целей своей деятельности, неосведомленности о необходимости изучаемого материала и его практической значимости. В связи с этим у студентов наблюдается отсутствие учебной мотивации, несформированность навыков планирования своей деятельности.

Современные педагогические технологии и, чаще всего, технологии электронного обучения направлены на личностное развитие и развитие личностных ресурсов учащихся.

Что касается психологического аспекта оценки знаний обучающихся, то электронные технологии обучения позволяют снизить роль стрессоров студентов в процессе сдачи зачетов и экзаменов, а также повысить уровень психологического комфорта на занятиях. Снижение тревожности при прохождении аттестации студентами, отсутствие страха наказания и получение неудовлетворительных оценок позволяют повысить мотивацию и инициативу студентов к учебе. Применение электронных методов обучения в вузе позволит повысить уровень обучения и улучшить качество предоставляемых вузом образовательных услуг, а также обеспечит большую гибкость в реализации образовательных целей вуза. [2]

Интернет сыграл решающую роль в развитии электронного обучения. Электронное обучение позволяет вузам повысить производительность, снизить уровень затрат, связанных с проведением очных занятий, улучшить процесс обмена знаниями и минимизировать затраты на обучение.

Применение электронных технологий обучения в вузе:

o расширение спектра высококачественных образовательных услуг, предоставляемых вузом, и обеспечение его стабильности с момента планирования учебного курса до его завершения;

o повышение результативности студентов при сдаче экзаменов;

o повышение привлекательности изучаемого материала за счет улучшения условий получения образования;

o расширение возможностей профессионального роста и повышения квалификации педагогов вуза;

o предоставить педагогам вузов больше места для изучения опыта коллег и прохождения переподготовки;

o увеличение количества студентов вузов, обучающихся одновременно;

o снижение учебной нагрузки студентов;

o обеспечение эффективного и своевременного обновления и распространения обучающих ресурсов, а также повышение их доступности;

o обеспечение непрерывности обучения студентов путем снятия пространственных и временных ограничений;

o обеспечение индивидуального графика работы студентов и перечня учебных курсов в рамках образовательного стандарта с учетом их интересов;

o проведение промежуточной и итоговой аттестации в форме тестирования;

o повышение эффективности обратной связи для педагогов и студентов вузов и др.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение технологий электронного обучения в высших учебных заведениях оказывает положительное влияние на психолого-педагогический аспект образовательного процесса, в том числе способствует развитию личностных ресурсов студентов и преподавателей, формирует навыки целеполагания, самостоятельное мышление, инициативность и ответственность. Ответственность за выполненную работу, а также снижает психологическую нагрузку студентов и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.[3]

Развитие и реализация электронного обучения (e-learning) осуществляется посредством интеграции различных форм обучения (очного, заочного, компьютерного, сетевого), направленных на системный, организованный процесс повышения знаний, умений и навыков с помощью электронных средств обучения. Развитие электронного обучения определяет необходимость развития системы повышения квалификации работников образования во многих европейских странах, аналогичные тенденции наблюдаются и в Казахстане. Повышение квалификации работников образования в области Интернет-технологий, использование различных форм электронного обучения способствуют развитию международного сотрудничества в образовательной среде.

Образовательный потенциал происходит через электронное обучение, поскольку сущность обучения в эпоху информации раскрывается через фактор конкуренции как ключ к карьере и самовыражению. Электронное обучение определяется следующими возможностями обучения: комфортные условия (рабочее место, свобода выбора времени на обучение), эффективность (мультимедиа, интерактивность, коммуникативность), низкая стоимость обучения. [4]

Организационная составляющая в реализации образовательных сетевых проектов в настоящее время является наиболее актуальной, так как определяется нетрадиционными способами. Организационная составляющая определяется тремя основными факторами:

o тип принципов образования;

o влияние окружающей среды;

o цели лиц, участвующих в образовательном процессе.

Эти факторы определяют критерии: возможность индивидуализации образования, соотнесения потребностей, способностей, намерений обучающегося с принципами образования, способность к дифференцированному обучению, возможность совершенствования образования путем изменения и развития его многогранности.

Основные задачи, решаемые в рамках различных проектов:

o обогащение содержания конкретных учебных предметов новыми дидактическими материалами, полученными коллегами за рубежом;

o по-новому взглянуть на структуру наших учебных планов и стандартов, чтобы соответствовать общепринятым в мировой практике стандартам;

o повышение квалификации части преподавателей в ведущих вузах мира, что позволит им в дальнейшем использовать знания, полученные преподавателями других кафедр;

o активное участие в совместных научно-исследовательских проектах с учеными вузов, использование фондов крупнейших научных библиотек мира;

o обеспечение академической мобильности преподавателей и студентов.

В последнее время специалисты обсуждают вопрос: как относиться к электронному обучению - как технологии или как парадигме?

Парадигма-это исходная концептуальная схема, модель проблем и их решения, методы исследования, господствующие в научном сообществе на определенном историческом этапе. [5]

Исследования в области образовательных технологий охватывают проблемы обучения, познания, использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также проблемы социальных наук. Всем, кто работает в этой области, необходимы знания как в области психолого-педагогических наук, так и в области информационно-технологических наук. Общими задачами научного сообщества являются развитие инновационных подходов к использованию современных ИКТ, которые помогают сделать образование непрерывным (пожизненным), личностно-ориентированным, всесторонним, гибким и продуктивным.

Если общество относится к электронным технологиям только как к инструментам, то они не оправдывают наших ожиданий, к тому же негативные последствия их применения не заставят себя долго ждать. Следует отметить, что чрезмерная информатизация учебного процесса может привести к тому, что диапазон приобретенных учебных навыков сужается в пользу технических, а человек, обладающий знаниями по работе с современными устройствами, не будет обладать навыками анализа, презентации, общения и так далее.

Понятно, что время требует адекватности технологий обучения, применяемых к современным средствам интеллектуальной деятельности. В век компьютеров, Интернета" ковка доски мелом", написание лекций воспринимается как анахронизм.

При традиционной организации учебного процесса действия его участников жестко синхронизируются в пространственно-временных рамках имеющегося аудиторного ресурса. При использовании сетевых (дистанционных) образовательных технологий возможно существенное ослабление пространственно-временной зависимости участников педагогического взаимодействия при сохранении необходимого уровня качества учебного процесса. Студенты получают возможность учиться в удобное время и в удобном темпе. Однако дистанционная форма обучения предполагает в основном самостоятельное развитие учебного материала.

Студенты, имея возможность выбора (университет, курс, преподаватель, учебные материалы), действительно несут ответственность за свое обучение.