ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ.
Современные информационно-коммуникационные технологии (в дальнейшем - ИКТ) предоставляют студентам и преподавателям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, демонстрируют и выявляют свои способности, овладевают и закрепляют различные навыки, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Это локальные и глобальные информационные сети, телеконференции, электронная почта, форум, чат и другие средства доступа.
В настоящее время во всем мире на первый план выходит применение технологий e-learning в образовании. Это наиболее актуально в условиях вузовского обучения, где наблюдается процесс преобладания современных педагогических технологий, в том числе технологий электронного обучения, над традиционными.
В последние годы часто наблюдается снижение эффективности традиционного обучения как на уровне средней школы, так и на уровне вуза. Вынужденность учебных процедур часто приводит к непониманию учащимися целей своей деятельности, неосведомленности о необходимости изучаемого материала и его практической значимости. В связи с этим у студентов наблюдается отсутствие учебной мотивации, несформированность навыков планирования своей деятельности.
Современные педагогические технологии и, чаще всего, технологии электронного обучения направлены на личностное развитие и развитие личностных ресурсов учащихся.
Что касается психологического аспекта оценки знаний обучающихся, то электронные технологии обучения позволяют снизить роль стрессоров студентов в процессе сдачи зачетов и экзаменов, а также повысить уровень психологического комфорта на занятиях. Снижение тревожности при прохождении аттестации студентами, отсутствие страха наказания и получение неудовлетворительных оценок позволяют повысить мотивацию и инициативу студентов к учебе. Применение электронных методов обучения в вузе позволит повысить уровень обучения и улучшить качество предоставляемых вузом образовательных услуг, а также обеспечит большую гибкость в реализации образовательных целей вуза. [2]
Интернет сыграл решающую роль в развитии электронного обучения. Электронное обучение позволяет вузам повысить производительность, снизить уровень затрат, связанных с проведением очных занятий, улучшить процесс обмена знаниями и минимизировать затраты на обучение.
Применение электронных технологий обучения в вузе:
o расширение спектра высококачественных образовательных услуг, предоставляемых вузом, и обеспечение его стабильности с момента планирования учебного курса до его завершения;
o повышение результативности студентов при сдаче экзаменов;
o повышение привлекательности изучаемого материала за счет улучшения условий получения образования;
o расширение возможностей профессионального роста и повышения квалификации педагогов вуза;
o предоставить педагогам вузов больше места для изучения опыта коллег и прохождения переподготовки;
o увеличение количества студентов вузов, обучающихся одновременно;
o снижение учебной нагрузки студентов;
o обеспечение эффективного и своевременного обновления и распространения обучающих ресурсов, а также повышение их доступности;
o обеспечение непрерывности обучения студентов путем снятия пространственных и временных ограничений;
o обеспечение индивидуального графика работы студентов и перечня учебных курсов в рамках образовательного стандарта с учетом их интересов;
o проведение промежуточной и итоговой аттестации в форме тестирования;
o повышение эффективности обратной связи для педагогов и студентов вузов и др.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение технологий электронного обучения в высших учебных заведениях оказывает положительное влияние на психолого-педагогический аспект образовательного процесса, в том числе способствует развитию личностных ресурсов студентов и преподавателей, формирует навыки целеполагания, самостоятельное мышление, инициативность и ответственность. Ответственность за выполненную работу, а также снижает психологическую нагрузку студентов и преподавателей в процессе взаимного обмена знаниями.[3]
Развитие и реализация электронного обучения (e-learning) осуществляется посредством интеграции различных форм обучения (очного, заочного, компьютерного, сетевого), направленных на системный, организованный процесс повышения знаний, умений и навыков с помощью электронных средств обучения. Развитие электронного обучения определяет необходимость развития системы повышения квалификации работников образования во многих европейских странах, аналогичные тенденции наблюдаются и в Казахстане. Повышение квалификации работников образования в области Интернет-технологий, использование различных форм электронного обучения способствуют развитию международного сотрудничества в образовательной среде.
Образовательный потенциал происходит через электронное обучение, поскольку сущность обучения в эпоху информации раскрывается через фактор конкуренции как ключ к карьере и самовыражению. Электронное обучение определяется следующими возможностями обучения: комфортные условия (рабочее место, свобода выбора времени на обучение), эффективность (мультимедиа, интерактивность, коммуникативность), низкая стоимость обучения. [4]
Организационная составляющая в реализации образовательных сетевых проектов в настоящее время является наиболее актуальной, так как определяется нетрадиционными способами. Организационная составляющая определяется тремя основными факторами:
o тип принципов образования;
o влияние окружающей среды;
o цели лиц, участвующих в образовательном процессе.
Эти факторы определяют критерии: возможность индивидуализации образования, соотнесения потребностей, способностей, намерений обучающегося с принципами образования, способность к дифференцированному обучению, возможность совершенствования образования путем изменения и развития его многогранности.
Основные задачи, решаемые в рамках различных проектов:
o обогащение содержания конкретных учебных предметов новыми дидактическими материалами, полученными коллегами за рубежом;
o по-новому взглянуть на структуру наших учебных планов и стандартов, чтобы соответствовать общепринятым в мировой практике стандартам;
o повышение квалификации части преподавателей в ведущих вузах мира, что позволит им в дальнейшем использовать знания, полученные преподавателями других кафедр;
o активное участие в совместных научно-исследовательских проектах с учеными вузов, использование фондов крупнейших научных библиотек мира;
o обеспечение академической мобильности преподавателей и студентов.
В последнее время специалисты обсуждают вопрос: как относиться к электронному обучению - как технологии или как парадигме?
Парадигма-это исходная концептуальная схема, модель проблем и их решения, методы исследования, господствующие в научном сообществе на определенном историческом этапе. [5]
Исследования в области образовательных технологий охватывают проблемы обучения, познания, использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также проблемы социальных наук. Всем, кто работает в этой области, необходимы знания как в области психолого-педагогических наук, так и в области информационно-технологических наук. Общими задачами научного сообщества являются развитие инновационных подходов к использованию современных ИКТ, которые помогают сделать образование непрерывным (пожизненным), личностно-ориентированным, всесторонним, гибким и продуктивным.
Если общество относится к электронным технологиям только как к инструментам, то они не оправдывают наших ожиданий, к тому же негативные последствия их применения не заставят себя долго ждать. Следует отметить, что чрезмерная информатизация учебного процесса может привести к тому, что диапазон приобретенных учебных навыков сужается в пользу технических, а человек, обладающий знаниями по работе с современными устройствами, не будет обладать навыками анализа, презентации, общения и так далее.
Понятно, что время требует адекватности технологий обучения, применяемых к современным средствам интеллектуальной деятельности. В век компьютеров, Интернета" ковка доски мелом", написание лекций воспринимается как анахронизм.
При традиционной организации учебного процесса действия его участников жестко синхронизируются в пространственно-временных рамках имеющегося аудиторного ресурса. При использовании сетевых (дистанционных) образовательных технологий возможно существенное ослабление пространственно-временной зависимости участников педагогического взаимодействия при сохранении необходимого уровня качества учебного процесса. Студенты получают возможность учиться в удобное время и в удобном темпе. Однако дистанционная форма обучения предполагает в основном самостоятельное развитие учебного материала.
Студенты, имея возможность выбора (университет, курс, преподаватель, учебные материалы), действительно несут ответственность за свое обучение.