Обществознание. 8 класс
Информация и современный мир
Михайлова Надежда Михайловна
Информация - это сведения, сообщения, данные, знания об окружающем нас мире, зафиксированные на материальных носителях.
В истории человечества не раз происходили радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.
В отличие от революций, происходящих в человеческом обществе, каждый информационный "скачок" вперед не уничтожал, а вбирал в себя и усовершенствовал достижения предыдущих этапов.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационные революции
Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность сохранять информацию.
Вторая - связана с изобретением книгопечатания (середина XVI века) Появилась возможность сделать информацию массово доступной.
Третья - обусловлена прогрессом средств связи (конец XIX века). Телефон, телеграф, радио позволили оперативно передавать информацию на большие расстояния.
Четвёртая - связана с появлением микропроцессорной техники, и в частности, персональных компьютеров, возникновением компьютерных телекоммуникаций.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Виды информации
видим, слышим, едим, нюхаем, трогаем и т.д.
звук, графика, текст, число, видео
для личного пользования, массовая,
секретная
наука, искусство, медицина,
образование и т.д.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Свойства информации
- Объективность / субъективность
зависит информация от нашего мнения или нет
представлена ли полная картина о предмете, событии
- Понятность / непонятность
сможет ли принимающая сторона воспринять информацию правильно
- Достоверность / недостоверность
- Доступность / недоступность
насколько легко получить информацию
- Актуальность / неактуальность
соответствие информации в данный момент потребностям
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационные ресурсы
- это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)
Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает
Информационные ресурсы неисчерпаемый и общедоступный .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Свойства информации
С одной стороны, доступ к различным источникам информации помогает развитию общества и личности.
С другой стороны, важно владеть ценной и полезной информацией.
Кибернетика — наука об управлении, связи и переработке информации .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационные ресурсы общества
- Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);
- Центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий);
- Архивы (идет перевод в электронный вид);
- Отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по обработке информации и управлению);
- Социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионный фонд, система страхования, туризм и т.д.).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационное общество
– общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний , а материальное производство и производство энергии возлагается на машины.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационное общество - это общество, социально-экономическое развитие которого зависит от производства, переработки, хранения, распространения информации.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, знания.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Вспомните: какие ещё черты характеризуют постиндустриальное (информационное) общество?
Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям:
- Технологический: ключевой фактор - информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
- Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
- Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
- Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
- Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентраии и специализации производства.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информатизация общества
- организованный процесс интеграции
информационных технологий во все сферы
деятельности общества и человека, а также
создание оптимальных условий для
удовлетворения информационных
потребностей и реализации прав граждан,
организаций, органов государственной власти.
Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении
необходимой информации
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Компьютеризация общества
- процесс развития компьютерной технической
базы общества, обеспечивающий протекание
информационных процессов в обществе
В информационном обществе
процесс компьютеризации дает людям доступ к надежным источникам информации, избавляет
их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В середине XX в. компьютеры и информационные технологии внедрялись на производствах. Со временем появились ресурсы
О новых профессиях, связанных с ИТ можно прочитать здесь
для онлайн-образования
для общения
для ведения отчетности
для торговли
Найдите информацию об иных отечественных информационных сервисах.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Социальные сети — неформальные сообщества, используемые для общения, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы, а также для развлечения и работы.
Стр. 17
Возможности социальных сетей
Получение материальной выгоды \ общественного признания
Отдых, развлечение
Трансляция собственных идей
Получение информации
Какие возможности чаще всего используете вы
и ваши сверстники?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В современном обществе огромное значение играет Интернет – совокупность сетей, предназначенных для открытого хранения и распространения информации.
Домен первого уровня .ru был зарегистрирован и внесен в международную базу национальных доменов 7 апреля 1994 года. С этого момента официально началась история русскоязычного интернета.
Немного статистики (данные на 2022 год):
- Число пользователей Интернета в России – 129,8 млн. человек
- В среднем житель России проводит в Сети около 8 часов в сутки
- На данный момент в Рунете насчитывается около 5 млн. сайтов
- Основные причины использования Интернета: поиск информации, общение, чтение новостей, просмотр видео и ТВ-шоу
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Важно
научиться работать с информацией, критически мыслить и качественно выбирать информационные источники .
Благодаря этому человек сможет обезопасить себя и своих близких от проблем.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационная культура
Культура человека определяется:
- Знаниями, умениями, профессиональными навыками.
- Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития.
- Способами и формами взаимного общения людей.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационная культура – это часть общей культуры, совокупность знаний и умений человека по использованию, поиску и распространению нужной информации с помощью информационных технологий.
- в навыках использования технического оборудования, в способности владеть информационными технологиями.
- в навыках поиска новой информации
- в знании различных методов обработки информации и оценки информации
- в умении представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
- в культуре общения в сети Интернет
В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой?
(аргументируйте свой ответ)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационная культура
Особая роль в обучении компьютерной грамотности и освоении новейших информационных технологий отводится информатике, которая с 1985 года изучается во всех средних школах страны и с 1991 года во всех высших учебных заведениях России.
С 2007 года все средние школы России подключены к глобальной сети Интернет и оснащены базовыми пакетами программ по освоению компьютерной грамотности и новейших информационных технологий.
Для повышения уровня информационной культуры граждан, проводятся специальные программы обучения и информационные кампании
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Не обладая нужными навыками работы с информацией и технологиями, можно столкнуться с рядом опасных ситуаций:
Кибербуллинг (травля в сети)
Кража финансовых средств
Распространение ложной информации или экстремистских идей
Стр. 17
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Опасности информационного общества
- Возможность разрушения посредством
ИКТ частной жизни людей и организаций.
- Большое влияние на общество СМИ.
- Обилие некачественной информации.
- Проблема адаптации людей (повышение
профессионального уровня).
- Виртуальная реальность.
- Информационное неравенство и т.д.
Угрожать информационной безопасности могут другая личность, общественные группы, государства, технические средства.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Для того, чтобы комфортно пользоваться Сетью и получать информацию, необходимо соблюдать правила информационной безопасности
Информационная безопасность
– меры по защите информации от посторонних лиц
Как необходимо безопасно вести себя в Интернете?
- Не сообщайте пароли и логины
- Не выкладывайте в Сеть персональные данные
- Не заходите на подозрительные сайты
- Если столкнулись с тревожной или подозрительной ситуацией, то обратитесь к взрослому/ близкому вам человеку.
Продолжите список «Правила информационной безопасности»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Стр. 18
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Информационный кризис
– это явление, которое проявляется в том, что:
- Информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации.
- Появилось большое количество избыточной (ненужной информации)
- Укрепляются экономические, политические и другие барьеры распространения информации
(например по причине секретности).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Выход из информационного кризиса
- Применение новых информационных технологий.
- Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации.
- Рост информационной культуры.
- Совершенствование сферы образования
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- Тысячное по счету устройство было подключено к интернету в 1984 году , миллионное – в 1992 , миллиардное – в 2008.
- Google ежемесячно обрабатывает более 35 миллиардов запросов.
- Ученые подсчитали, что менее века тому назад человек в среднем получал порядка 15 000 информационных сообщений в неделю, сегодня среднестатический гражданин принимает
10 000 таких сообщений за один день.
- Около 80% всех электронных писем составляет разнообразный спам.
- До начала XIX века человечество удваивало накопленные знания примерно за 50 лет , сейчас этот срок
составляет 2-3 года.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Топ стран по числу пользователей, млн.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Рефлексия
- Что Вы узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Оцените свою работу на уроке, нарисовав соответствующий смайлик.
Многое на уроке было не понятно,
мне трудно было выполнять задания
На уроке было интересно,
но некоторые задания вызвали затруднения.
На уроке было интересно,
у меня всё получилось!
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§ 2
Выучить новые понятия.
Письменно:
Составить расширенный план пункта
«Социальные сети и подростки»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Используемые материалы
В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp
Задания из КИМов и образовательного портала для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ»
Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в работе.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»