Информация. Информационная грамотность и информационная культура.
Часть 1. Понятие информации. Характеристики, виды.
От лат. Informatio – осведомление, разъяснение, изложение.
Фундаментальные понятия современной науки:
- «вещество»
- «энергия»
- «информация»…
Принципиальные отличия И. от вещества и энергии:
Норберт Винер –
« Информация это не материя и не энергия , информация — это информация ». ...
- Неприемлем закон сохранения;
- Не расходуется при использовании;
- Передается от одного человека к другому, при этом ее количество не уменьшается;
- Ценность суммы информации может превосходить сумму ценностей ее частей.
Концепции к определению информации
И. Связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем , к кот. Относятся живые организмы. Т.е. И. – атрибут только живой природы.
И. существует только в чел. Сознании и инф. Деятельность присуща только человеку
И.- свойство (атрибут) всего сущего. И. возникла вместе со Вселенной и проявляется в изменениях, к кот. Приводит воздействие одних объектов на другие.
концепции
атрибутивная
функциональная
антропоцентрическая
Закон РФ «Об информации, информационных и о защите информации»:
Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
5 кл. Информация –
это сведения о предметах, процессах и явлениях которые нас окружают.
7 кл. – Информация – содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком, расширяющее его знания об окр. мире и протекающих в нем процессах.
- Объективность
- Объективность
- Достоверность
- Достоверность
- Актуальность
- Актуальность
- Релевантность
- Релевантность
Характеристики информации:
Информация объективна:
- Не зависит от свойств источника информации;
- Получена с пом. Измерительных приборов;
! Отражаясь в сознании человека И. перестает быть объективной (в большей или меньшей степени).
Информация достоверна:
- Отражает реальное положение дел, не противоречит И., ранее признанной достоверно
Примеры достоверной информации - это те публикации, которые подтверждаются юридически корректными процедурами с использованием свидетелей, документов, экспертиз и т. д.
! При появлении новой И. та или И. информация может перестать быть достоверной.
Информация полна:
- Достаточна для понимания ситуации и принятия решения.
Прим: И. избыточна, если для принятия решения достаточно только части.
Информация актуальна:
- Важна в данный момент времени
- Существенна в данный момент времени
Информация понятна:
- Выражена на языке, доступном для получателя
Информация релевантна:
- Сответсвтует нуждам, запросам потребителя
Важно запомнить!
Свойства И. имеют относительный по времени характер
Информация по форме восприятия
осязательная
вкусовая
обонятельная
визуальная
аудиальная
Информация по форме представления
видео-
информация
графическая
звуковая
числовая
текстовая
Часть 2. Информационная культура и грамотность
Из материалов Юнеско (Специальное учреждение Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры):
«Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мыслей, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества».
Содержание информационной культуры:
- Понимание закономерностей протекания информационных процессов;
- Умение оценивать характеристики (см. выше) информации;
- Умение представлять И. в разных формах (см. выше);
- Умение обрабатывать И. с пом. Подходящих инф. Технологий.
- Умение применить И. Для принятия решений;
- Соблюдение этических норм и правил при использовании И.
Определение информационной культуры:
- Информационная культура – готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Состав информационной культуры
Информационная культура
Информационное мировоззрение
Информационная грамотность
Содержание информационной грамотности х- знания и умения для:
- Правильной идентификации И., необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы;
- Выработки стратегии эффективного поиска И;
- Организации и реорганизации И;
- Интерпритации и анализа найденной И.
- Оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной И.;
- Соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией;
- Передачи и представления результатов анализа и нтерпритации И другим лицам;
- Применения И.
IASL
Такая трактовка информационной грамотности была предложена в 2006 году Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).
Определение информационной грамотности
- Информационная грамотность – способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать, использовать.