СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация. Информационная грамотность и информационная культура.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к параграфу 1 учебника "Информатика 10 класс.  Л.Л. Босова. А.Ю. Босова".  

Просмотр содержимого документа
«Информация. Информационная грамотность и информационная культура.»

Информация.   Информационная грамотность и информационная культура.

Информация. Информационная грамотность и информационная культура.

Часть 1. Понятие информации.  Характеристики, виды. От лат. Informatio – осведомление, разъяснение, изложение. Фундаментальные понятия современной науки: «вещество» «энергия» «информация»…

Часть 1. Понятие информации. Характеристики, виды.

От лат. Informatio – осведомление, разъяснение, изложение.

Фундаментальные понятия современной науки:

  • «вещество»
  • «энергия»
  • «информация»…
Принципиальные отличия И. от вещества и энергии: Норберт Винер – « Информация это не  материя и  не энергия ,  информация  —  это информация ». ...  Неприемлем закон сохранения; Не расходуется при использовании; Передается от одного человека к другому, при этом ее количество не уменьшается; Ценность суммы информации может превосходить сумму ценностей ее частей.

Принципиальные отличия И. от вещества и энергии:

Норберт Винер –

« Информация это не  материя и  не энергияинформация  —  это информация ». ... 

  • Неприемлем закон сохранения;
  • Не расходуется при использовании;
  • Передается от одного человека к другому, при этом ее количество не уменьшается;
  • Ценность суммы информации может превосходить сумму ценностей ее частей.
Концепции к определению информации И. Связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем , к кот. Относятся живые организмы. Т.е. И. – атрибут только живой природы. И. существует только в чел. Сознании и инф. Деятельность присуща только человеку И.- свойство (атрибут) всего сущего. И. возникла вместе со Вселенной и проявляется в изменениях, к кот. Приводит воздействие одних объектов на другие. концепции атрибутивная функциональная антропоцентрическая

Концепции к определению информации

И. Связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем , к кот. Относятся живые организмы. Т.е. И. – атрибут только живой природы.

И. существует только в чел. Сознании и инф. Деятельность присуща только человеку

И.- свойство (атрибут) всего сущего. И. возникла вместе со Вселенной и проявляется в изменениях, к кот. Приводит воздействие одних объектов на другие.

концепции

атрибутивная

функциональная

антропоцентрическая

Закон РФ «Об информации, информационных и о защите информации»: Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Закон РФ «Об информации, информационных и о защите информации»:

Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

5 кл. Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях которые нас окружают. 7 кл. – Информация – содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком, расширяющее его знания об окр. мире и протекающих в нем процессах.

5 кл. Информация

это сведения о предметах, процессах и явлениях которые нас окружают.

7 кл. – Информация – содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком, расширяющее его знания об окр. мире и протекающих в нем процессах.

Объективность Объективность Достоверность Достоверность Полнота Полнота Актуальность Актуальность Понятность Понятность Релевантность Релевантность Характеристики информации:
  • Объективность
  • Объективность
  • Достоверность
  • Достоверность
  • Полнота
  • Полнота
  • Актуальность
  • Актуальность
  • Понятность
  • Понятность
  • Релевантность
  • Релевантность

Характеристики информации:

Информация объективна: Не зависит от свойств источника информации; Получена с пом. Измерительных приборов; ! Отражаясь в сознании человека И. перестает быть объективной (в большей или меньшей степени).

Информация объективна:

  • Не зависит от свойств источника информации;
  • Получена с пом. Измерительных приборов;

! Отражаясь в сознании человека И. перестает быть объективной (в большей или меньшей степени).

Информация достоверна: Отражает реальное положение дел, не противоречит И., ранее признанной достоверно Примеры достоверной информации - это те публикации, которые подтверждаются юридически корректными процедурами с использованием свидетелей, документов, экспертиз и т. д. ! При появлении новой И. та или И. информация может перестать быть достоверной.

Информация достоверна:

  • Отражает реальное положение дел, не противоречит И., ранее признанной достоверно

Примеры достоверной информации - это те публикации, которые подтверждаются юридически корректными процедурами с использованием свидетелей, документов, экспертиз и т. д.

! При появлении новой И. та или И. информация может перестать быть достоверной.

Информация полна: Достаточна для понимания ситуации и принятия решения. Прим: И. избыточна, если для принятия решения достаточно только части.

Информация полна:

  • Достаточна для понимания ситуации и принятия решения.

Прим: И. избыточна, если для принятия решения достаточно только части.

Информация актуальна: Важна в данный момент времени Существенна в данный момент времени

Информация актуальна:

  • Важна в данный момент времени
  • Существенна в данный момент времени
Информация понятна: Выражена на языке, доступном для получателя

Информация понятна:

  • Выражена на языке, доступном для получателя
Информация релевантна: Сответсвтует нуждам, запросам потребителя

Информация релевантна:

  • Сответсвтует нуждам, запросам потребителя
Важно запомнить! Свойства И. имеют относительный по времени характер

Важно запомнить!

Свойства И. имеют относительный по времени характер

Информация по форме восприятия осязательная вкусовая обонятельная визуальная аудиальная Информация по форме представления видео- информация графическая звуковая числовая текстовая

Информация по форме восприятия

осязательная

вкусовая

обонятельная

визуальная

аудиальная

Информация по форме представления

видео-

информация

графическая

звуковая

числовая

текстовая

Часть 2. Информационная культура и грамотность Из материалов Юнеско (Специальное учреждение Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры): «Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мыслей, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества».

Часть 2. Информационная культура и грамотность

Из материалов Юнеско (Специальное учреждение Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры):

«Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мыслей, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества».

Содержание информационной культуры: Понимание закономерностей протекания информационных процессов; Умение оценивать характеристики (см. выше) информации; Умение представлять И. в разных формах (см. выше); Умение обрабатывать И. с пом. Подходящих инф. Технологий. Умение применить И. Для принятия решений; Соблюдение этических норм и правил при использовании И.

Содержание информационной культуры:

  • Понимание закономерностей протекания информационных процессов;
  • Умение оценивать характеристики (см. выше) информации;
  • Умение представлять И. в разных формах (см. выше);
  • Умение обрабатывать И. с пом. Подходящих инф. Технологий.
  • Умение применить И. Для принятия решений;
  • Соблюдение этических норм и правил при использовании И.
Определение информационной культуры: Информационная культура – готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Определение информационной культуры:

  • Информационная культура – готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Состав информационной культуры Информационная культура Информационное мировоззрение Информационная грамотность

Состав информационной культуры

Информационная культура

Информационное мировоззрение

Информационная грамотность

Содержание информационной грамотности х- знания и умения для: Правильной идентификации И., необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; Выработки стратегии эффективного поиска И; Организации и реорганизации И; Интерпритации и анализа найденной И. Оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной И.; Соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией; Передачи и представления результатов анализа и нтерпритации И другим лицам; Применения И.

Содержание информационной грамотности х- знания и умения для:

  • Правильной идентификации И., необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы;
  • Выработки стратегии эффективного поиска И;
  • Организации и реорганизации И;
  • Интерпритации и анализа найденной И.
  • Оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной И.;
  • Соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией;
  • Передачи и представления результатов анализа и нтерпритации И другим лицам;
  • Применения И.
IASL Такая трактовка информационной грамотности была предложена в 2006 году Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).

IASL

Такая трактовка информационной грамотности была предложена в 2006 году Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).

Определение информационной грамотности Информационная грамотность – способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать, использовать.

Определение информационной грамотности

  • Информационная грамотность – способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать, использовать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!