

Команда «Икс, игрек и друзья»
МОУ «СОШ №5»
имени Воинов 100 и 101 отдельных стрелковых бригад
город Ржев
февраль 2017 год
«Экология – сумма знаний, относящихся к экономике природы»
(Э.Геккель, 1866 год, биолог из Германии)
Зачем нужна математика для экологии?
Казалось бы, на первый взгляд, математика никак не связана с экологией. Однако, с её помощью можно проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве.
Многие разделы математики созданы для анализа явлений, происходящих в окружающем нас мире, для решения технических и практических задач. С помощью математики можно дать количественную оценку состоянию природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
В качестве доказательства связи математики и экологии предлагаем решить несколько интересных практических задач.
Задача 1. За сутки человек потребляет 0,8 кг кислорода. Если он будет выполнять физические упражнения, потребление кислорода может возрасти до 1,3 кг. Подсчитано, что дерево средней величины выделяет за сутки 0,2 кг кислорода. Чтобы человек дышал легко, сколько деревьев должно «работать»?
Решение: 0,8 : 0,2 = 4 (дерева) – без нагрузки;
1,3 : 0,2 = 6,5 (деревьев) – с нагрузкой.
Задайте себе вопрос: стоит рубить без оглядки
деревья на планете?

Задача 2. Все привыкли вытирать руки бумажными салфетками, если нет полотенца. Подсчитано, что ежегодно во многих странах мира на разовые салфетки, бумажные полотенца расходуется 15000000 кг бумаги. Из одного взрослого дерева производится 60 кг бумаги. Сколько уничтожается деревьев для изготовления таких салфеток в год?
Решение: 15000000 : 60 = 250000 деревьев.
Задача 3. Завод выбрасывает в реку отходы. За одну минуту в реку поступает 100 литров загрязнённой воды. Сколько поступает в реку загрязнённой воды за час? за сутки?
Решение: 100•60 = 6000 литров/час; 6000•24 = 144000 литров/сутки.
Приведём пример экологической задачи.
Задача 1. Брошенная на землю кожура от фрукта (апельсина или банана) в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет на восемь лет дольше, чем окурок. Через сколько лет разложится пластиковый пакет?
Решение: 2 + 2 = 4 года – время разложения окурка от сигареты, 4 + 8 = 12 лет – время разложения пластикового пакета.
А теперь задайте себе вопрос: сколько мусора выбрасывается
в окружающую среду (в лесу, на берегу реки и других местах)?

Какой же вывод можно сделать из представленных выше примеров. Использование экологических задач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, то есть выживание человечества. Экологизация математики способствует получению знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности и формирование представления о роли математики в решении экологических проблем.
Ребята, берегите природу! Сохраните нашу планету для будущих поколений!


Нужно ли интересоваться вопросами экологии?
Ещё не так давно вопросы экологии наш класс не интересовали. Но совсем недавно наш классный руководитель подготовил и провёл необычный классный час – экологический урок «Разделяй с нами» в рамках года экологии.

На классном часе был представлен интересный материал по экологическим проблемам, связанным с мусором в городах. Например, учитель представил нам диаграмму, из которой следует, что количество мусора резко растёт с ростом числа людей на планете. Сейчас на каждого человека в России приходится около 410 кг мусора.


Кроме того, учитель предложил нам несколько конкурсов-исследований. После их проведения мы узнали, что можно сделать с ненужными вещами (мусором): отправить на свалку, захоронить или сжечь, рассортировать и утилизировать. Самым рациональным способом оказался последний из предложенных (сортировка и утилизация).

В ходе исследований нам пришлось использовать знания по математике физике, биологии, географии, провели расчёты по вывозу мусора из разных районов мифического города. Мы поняли, что экология и человек тесно связаны. Без экологических знаний нам не выжить. В награду получили удостоверение зелёного агента за успешное выполнение предложенных задач.


Ребусы по экологии
Предлагается решить несколько ребусов по экологии. Отгадки на ребусы под картинкой внизу (необходимо сдвинуть её в сторону).
Ребус 1

Ребус 2

Ребус 1 – экология
Ребус 2 - утилизация

Послесловие
Приводим слова песни Р.Рождественского (музыка В.Чернышова) «Ночь прошла»:
Ночь прошла, будто прошла боль,
Спит Земля, пусть отдохнёт, пусть.
У Земли, как и у нас с тобой
Там, впереди, долгий, как жизнь, путь.
Припев:
Я возьму этот большой мир,
Каждый день, каждый его час,
Если что-то я забуду,
Вряд ли звёзды примут нас.
Если что-то я забуду,
Вряд ли звёзды примут нас.
Я возьму щебет земных птиц,
Я возьму добрых ручьёв плеск,
Я возьму свет грозовых зарниц,
Шёпот ручьёв, зимний пустой лес …
Припев.
Я возьму память земных вёрст,
Буду плыть в спелом, густом льне.
Там в дали, там, возле синих звёзд
Солнце Земли будет светить мне.
Припев.

При подготовке газеты мы использовали материалы с сайтов:
1.https://kopilkaurokov.ru/ (рубрика «задачи по экологии).
2.http://www.kudagradusnik.ru/index.php/rebusy-po-ekologii.html (ребусы).
3.Сценарий экоурока от компаний «ЭРА» и «Coca Cola».
4.Картинки экология и математика на yndex.ru