СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная переработка текста. Простой и сложный план

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационная переработка текста. Простой и сложный план»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА  ТЕКСТА ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ПЛАН

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА

ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ПЛАН

ВСПОМНИМ Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложение, объединенных темой и основной мыслью. Тема текста – это предмет речи: то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Основными способами фиксации и сохранения информации при углублённом чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата. Каждая работа начинается с внимательного чтения текста.

ВСПОМНИМ

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложение, объединенных темой и основной мыслью.

Тема текста – это предмет речи: то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

Основными способами фиксации и сохранения информации при углублённом чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата.

Каждая работа начинается с внимательного чтения текста.

Основные способы фиксации и сохранения информации при углубленном чтении Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации .

Основные способы фиксации и сохранения информации при углубленном чтении

Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление

  • конспекта,
  • тезисов,
  • плана,
  • реферата,
  • аннотации .
ВИДЫ  ПЕРЕРАБОТКИ  ТЕКСТА Составление плана (простого или сложного) Простой  план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из частей на подпунккты.  Составление тезисов Краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.  Составление конспекта Краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста.  Составление реферата Изложение, близкое к тексту, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное; от текста отличается меньшими размерами, наличием собственных выводов.   Краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов; помещается на обратной стороне титульного листа, состоит из трех – четырех предложений. Составление аннотации   Анализ текста с указанием его лексических, синтаксических, стилистических и других особенностей Составление рецензии  Составление отзыва Изложение впечатления от знакомства с текстом (с возможным указанием его особенностей)

ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА

Составление плана (простого или сложного)

Простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из частей на подпунккты.

Составление тезисов

Краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.

Составление конспекта

Краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста.

Составление реферата

Изложение, близкое к тексту, но не расчлененное, как это допускается в конспекте, а связное; от текста отличается меньшими размерами, наличием собственных выводов.

Краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов; помещается на обратной стороне титульного листа, состоит из трех – четырех предложений.

Составление аннотации

Анализ текста с указанием его лексических, синтаксических, стилистических и других особенностей

Составление рецензии

Составление отзыва

Изложение впечатления от знакомства с текстом (с возможным указанием его особенностей)

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста. Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.

Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

Планы бывают нескольких типов:

  • простой,
  • сложный,
  • вопросный,
  • цитатный,
  • тезисный,
  • план — опорная схема.
Для чего нужен план текста?   Учит: 1.отделять главное от второстепенного 2.структурировать текст 3.устанавливать взаимосвязь между героями и событиями 4.выражать мысли в краткой и точной форме 5.проникать в суть произведения, анализировать его 6.развивать устную и письменную речь

Для чего нужен план текста? 

Учит:

1.отделять главное от второстепенного

2.структурировать текст

3.устанавливать взаимосвязь между героями и событиями

4.выражать мысли в краткой и точной форме

5.проникать в суть произведения, анализировать его

6.развивать устную и письменную речь

План – перечень важных и основных положений текста, расположенных в той же последовательности, в которой они представлены в тексте . План – это самая краткая запись текста Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения Составить план помогает деление текста на абзацы (микротемы), пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

План – перечень важных и основных положений текста, расположенных в той же последовательности, в которой они представлены в тексте .

  • План – это самая краткая запись текста
  • Пункты плана должны отражать содержание, логику и последовательность изложения
  • Составить план помогает деление текста на абзацы (микротемы), пункты плана составляются от абзаца к абзацу.
Простой план  – перечень микротем, основных пунктов. Например: Старый воробей охраняет воробьишек. Появляется ястреб-разбойник. Воробей-часовой предупреждает об опасности.

Простой план  – перечень микротем, основных пунктов.

Например:

  • Старый воробей охраняет воробьишек.
  • Появляется ястреб-разбойник.
  • Воробей-часовой предупреждает об опасности.
Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты. Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста. Сложный план включает название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи: Например, Национальный символ. История слова. а) Введение термина. б) Вилы. в) Троица. 3. Утверждение государственного герба. 4. Распространение термина. 5. Помнить историю.

Сложный план – более развёрнутый, объёмный. Отдельные пункты плана имеют подпункты.

  • Когда необходимо дополнить пункты, раскрыть их более детально, простого плана бывает недостаточно. Тогда составляется сложный план текста. Сложный план включает название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи:
  • Например,
  • Национальный символ.
  • История слова.

а) Введение термина.

б) Вилы.

в) Троица.

3. Утверждение государственного герба.

4. Распространение термина.

5. Помнить историю.

Вопросный план  Вопросный план – план в форме вопросов к тексту. Пример: Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме. Как появился первый птенец?  Сколько птенцов появляется у кукушки? Почему кукушка бросает птенцов?  Как вырастают птенцы кукушки?  Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?)

Вопросный план 

Вопросный план – план в форме вопросов к тексту.

Пример:

Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме.

  • Как появился первый птенец?
  • Сколько птенцов появляется у кукушки?
  • Почему кукушка бросает птенцов?
  • Как вырастают птенцы кукушки?

Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?)

Назывной план Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы. Пример: В назывном плане много существительных и прилагательных. 1.Ценный мех чёрной лисицы. 2.Хитрость лисицы. 3.Молодой зверолов и лисица.

Назывной план

Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы.

Пример:

В назывном плане много существительных и прилагательных.

1.Ценный мех чёрной лисицы.

2.Хитрость лисицы.

3.Молодой зверолов и лисица.

Тезисный план Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Пример: Тезисный план оформляется как связный текст. 1.Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого. 2.Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их. 3.Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.

Тезисный план

Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений.

Пример:

Тезисный план оформляется как связный текст.

1.Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого.

2.Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их.

3.Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.

Цитатный план     Цитатный план – это последовательность сюжета произведения, которая оформлена в виде цитат из самого художественного произведения. Пример: Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в его композицию входят фразы, употребленные писателем в произведении. 1.«Видеть не могу манную кашу!» 2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!» 3. «Ты должен съесть все до конца!» 4. «Ты это запомнил на всю жизнь!» 5. «А я остался с кашей наедине!»

Цитатный план  

  Цитатный план – это последовательность сюжета произведения, которая оформлена в виде цитат из самого художественного произведения.

Пример:

Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в его композицию входят фразы, употребленные писателем в произведении.

1.«Видеть не могу манную кашу!»

2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!»

3. «Ты должен съесть все до конца!»

4. «Ты это запомнил на всю жизнь!»

5. «А я остался с кашей наедине!»

Порядок составления простого плана:  Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов. Определить тему и основную мысль текста. Разделить текст на смысловые части (абзацы), Озаглавить каждую. Сравнить черновик с текстом, проверить, все ли микротемы отражены в плане, раскрывает ли он основную мысль и тему. Проверить, можно ли пересказать текст по плану. Переписать усовершенствованный план на чистовик.

Порядок составления простого плана:

  • Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов.
  • Определить тему и основную мысль текста.
  • Разделить текст на смысловые части (абзацы), Озаглавить каждую.
  • Сравнить черновик с текстом, проверить, все ли микротемы отражены в плане, раскрывает ли он основную мысль и тему.
  • Проверить, можно ли пересказать текст по плану.
  • Переписать усовершенствованный план на чистовик.
Порядок составления сложного плана: 1. Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов. 2. Определить тему и основную мысль текста. 3. Разделить текст на смысловые части (обычно это абзацы), озаглавить каждую. 4. Определить дополнительные сведения в каждом абзаце, озаглавить каждую. 5. Сравнить черновик с текстом, проверить, все ли микротемы отражены в плане, раскрывает ли он основную мысль и тему. 6. Проверить, можно ли пересказать текст по плану. 7. Переписать усовершенствованный план на чистовик.

Порядок составления сложного плана:

1. Прочитать текст, выяснить значение незнакомых слов.

2. Определить тему и основную мысль текста.

3. Разделить текст на смысловые части (обычно это абзацы), озаглавить каждую.

4. Определить дополнительные сведения в каждом абзаце, озаглавить каждую.

5. Сравнить черновик с текстом, проверить, все ли микротемы отражены в плане, раскрывает ли он основную мысль и тему.

6. Проверить, можно ли пересказать текст по плану.

7. Переписать усовершенствованный план на чистовик.

КАКОЙ ВИД ПЛАНА? 1.Жизнь Золушки в новой семье. 1.Жизнь Золушки в новой семье. 2. Подготовка мачехи и сестёр к балу. а)Почему отец героини решил жениться снова? 3.Появление феи-крёстной. б)Отношение мачехи и сводных сестёр к девушке. 4. Золушка во дворце. Встреча с принцем. в)Как появилось прозвище “Золушка”? 5. Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки. 2. Подготовка к балу. 6. Принц в поисках Золушки. а)Почему сёстры хотели попасть на бал. 7. Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца б)Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”? Простой план в)Мысли героини, когда она осталась одна. 3. Появление феи-крёстной… и т. д.  Сложный

КАКОЙ ВИД ПЛАНА?

1.Жизнь Золушки в новой семье.

1.Жизнь Золушки в новой семье.

2. Подготовка мачехи и сестёр к балу.

а)Почему отец героини решил жениться снова?

3.Появление феи-крёстной.

б)Отношение мачехи и сводных сестёр к девушке.

4. Золушка во дворце. Встреча с принцем.

в)Как появилось прозвище “Золушка”?

5. Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки.

2. Подготовка к балу.

6. Принц в поисках Золушки.

а)Почему сёстры хотели попасть на бал.

7. Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца

б)Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”?

Простой план

в)Мысли героини, когда она осталась одна.

3. Появление феи-крёстной… и т. д.

Сложный

Практикум по составления разных типов планов.  ТЕКСТ  Задумывались ли вы над происхождением слов карандаш, альбом? Мы ведь ими часто пользуемся. Рассмотрим, как они появились в русском языке.  Слово »карандаш» заимствовано в XVIII веке из тюркских языков, где оно имело следующее значение: «тростниковая трубочка со стержнем из графита, применяемая для письма». Теперь графит вставляется и в деревянные, и в пластмассовые, и в металлические палочки, а название у них одно и то же: карандаш.  Слово «альбом» попало к нам в XIX веке из французского языка, в который оно пришло из латинского, где обозначало «белые листы бумаги, сшитые вместе, для стихов, рисунков». Сейчас альбомы делаются из любой бумаги. Мы в них пишем, помещаем марки, открытки, а называем одним словом: альбом.

Практикум по составления разных типов планов. 

ТЕКСТ

Задумывались ли вы над происхождением слов карандаш, альбом? Мы ведь ими часто пользуемся. Рассмотрим, как они появились в русском языке. Слово »карандаш» заимствовано в XVIII веке из тюркских языков, где оно имело следующее значение: «тростниковая трубочка со стержнем из графита, применяемая для письма». Теперь графит вставляется и в деревянные, и в пластмассовые, и в металлические палочки, а название у них одно и то же: карандаш.

Слово «альбом» попало к нам в XIX веке из французского языка, в который оно пришло из латинского, где обозначало «белые листы бумаги, сшитые вместе, для стихов, рисунков». Сейчас альбомы делаются из любой бумаги. Мы в них пишем, помещаем марки, открытки, а называем одним словом: альбом.

Виды плана простой сложный 1.Интерес к происхождению слов альбом и карандаш в русском языке. 1.Интерес к происхождению слов альбом и карандаш в русском языке: 2.Этимология слова карандаш: 2.Этимология слова карандаш. а) заимствование из французского языка; 3.Этимология слова альбом. б) век появления слова в русском языке; в) значение слова «карандаш» в тюркском языке.; г) расширение значения слова в русском языке. 3.Этимология слова альбом. а) заимствование из тюркских языков; б) век появления слова в русском языке; в) значение слова «карандаш» в тюркском языке. г) расширение значения слова в русском языке.

Виды плана

простой

сложный

1.Интерес к происхождению слов альбом и карандаш в русском языке.

1.Интерес к происхождению слов альбом и карандаш в русском языке:

2.Этимология слова карандаш:

2.Этимология слова карандаш.

а) заимствование из французского языка;

3.Этимология слова альбом.

б) век появления слова в русском языке;

в) значение слова «карандаш» в тюркском языке.;

г) расширение значения слова в русском языке.

3.Этимология слова альбом.

а) заимствование из тюркских языков;

б) век появления слова в русском языке;

в) значение слова «карандаш» в тюркском языке.

г) расширение значения слова в русском языке.