Урок-конспект по теме «Информационная переработка текста»
Ход занятия
I. Организационный момент. Дети входят в кабинет, рассаживаются на свои места.
Учитель: Ребята, здравствуйте. Обратите внимание, что к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
- Ребята, какое время года за окном? (если затрудняются, спросить: лето? зима? Осень?) Правильно, осень. Посмотрите, что я принесла в корзине. Что это? (учитель показывает корзину, полную сухих листьев). Давайте их потрогаем. Какой звук издают листья? (если затрудняются, то спросить: звук [р ], [п] , [ш],[щ, ] ?) Наверное, больше подходит звук [ш] или [щ, ]. Давайте их произнесем.
2. Работа со звуком, дифференциация звуков [ш] и [щ, ].
Учитель: Прочитайте слоги парами (на экране):
Ша-ща, шо-що, шу-щу
Аш-ащ, ош-ощ, уш-ущ
Ши-щи, ше-ще, шё-щё
Иш-ищ, еш-ещ, ещ-ёщ
(дети читают сначала вместе, затем по одному. ВСЕ)
Учитель: Теперь посложнее задача: давайте прочитаем чистоговорки.
Щи-щи-щи — спрячусь, ты ищи.
Щу-щу-щу — я тебя ищу.
Ща-ща-ща — в речке три леща.
Ащ-ащ-ащ — новый синий плащ.
Ша-ша-ша — осень хороша.
Аш-аш-аш — рисует карандаш.
3. Учитель (распечатка раздаётся детям): назовите, что здесь нарисовано. Какое слово начинается на [ш] . Какое начинается на [щ, ]? Соедините линиями буквы и картинки.
Учитель проверяет работу. Оценивает.
4. Учитель: Посмотрите на картинки (картинка, по которой работали только что). Что вы наденете, когда пойдете гулять в осенний день? А если холодно? (шарф, шапку). А кто ещё очень любит гулять? (на картинке - щенок /собака).
Сейчас мы прочитаем с вами текст, в нём как раз говорится о том, кто любит гулять.
5. Учитель читает медленно и выразительно:
Моя собака Бакс очень любит гулять. Утром я надеваю на него поводок, и мы идём на улицу. Я веду Бакса в парк. Там мы бегаем, я бросаю палку, а Бакс её приносит. Но сегодня во дворе много других собак. Бакс бежит к ним. Он хочет бегать с собаками, а не со мной! Я пытаюсь остановить Бакса, но всё напрасно: не я веду Бакса, а он ведёт меня. Мне это надоело, я хочу обмануть его и иду к троллейбусной остановке. Обычно Бакс бежит за мной, но не сегодня! С большим трудом я победил его, и вот мы на троллейбусной остановке. Сначала было всё хорошо: Бакс тихо сидел в троллейбусе и никому не мешал. Вдруг он увидел кошку на остановке. Известно, что собаки и кошки не любят друг друга. Бакс выпрыгнул из троллейбуса, и я упал, потому что Бакс, конечно, был на поводке. Бакс бежал за кошкой, а я ехал за ним на поводке. Правда, Бакс быстро устал везти меня и сел рядом. Мы оба тяжело дышали. Бакс отдыхал, а я думал: что еще сделает эта собака в следующий раз?
6. Задания по тексту.
а) Объясните значение выделенных слов. Прочитайте их.
-Кто скажет, что такое поводок? (ребята называют — учитель показывает на слайде)
-Парк? (ребята называют — учитель показывает на слайде).
- Троллейбус? ( ребята называют — учитель показывает на слайде).
б) Выберите подходящее название для текста и объясни свой выбор:
1. Любимый пёс. 2 На прогулке. 3. Неожиданное путешествие.
в) Пронумеруйте рисунки. Что было сначала с мальчиком и Баксом? Что потом?
Г) Ответьте на вопрос: что сделает Бакс в следующий раз?
Учитель: Вы, наверное, устали сидеть. Давайте немного отдохнём и подвигаемся.
Я рассказываю, а вы показываете:
Я иду гулять (дети шагают на месте)
Я бегу по парку (дети бегут на месте)
Я тихо сижу и никому не мешаю (движения детей)
Я опять бегу (движения детей)
Я после бега тяжело дышу (движения детей).
Во время движений учеников учитель видит, кто хорошо понимает, а кто не очень. Если есть затруднения, то учитель показывает движения. Или обращаю внимание на ученика, который справляется с заданием.
7. Работа над управлением.
Учитель: Продолжаем работать с текстом. Прочтите задание: составить правильные словосочетания.
Бегает за мальчиком
за собаками
за детьми
ехал на машине
на поводке
на кошке
Проверка. Проговариваем словосочетания.
8. Работа над согласованием. Прочитать вслух задание (подобрать правильное существительное к прилагательному, назвать род существительного).
Бакс, троллейбус, кошка, собаки
Непослушный___________________
Большой_______________________
Быстрая_______________________
Игривые_______________________
9. Учитель читает текст, если в предложениях правда, то ребята говорят «Да», если неправда – «нет» (по тексту).
Прочитайте предложения. Если в предложении написана правда, напишите «да», если неправда, напишите «нет».
Бакс не любит гулять____________
Кошки и собаки не любят друг друга__________
Мальчик сначала вдёт бакса в парк_________
Бакс выпрыгнул из трамвая_______________
10. Рефлексия.
Учитель:
-Ребята, о ком мы сегодня читали? (ответы)
- А у вас есть дома кошки или собаки? Расскажете о них на следующем занятии?
Спасибо вам за работу, до свидания.