Информационная справка педагога-психолога
о результатах школьной адаптации учащихся 1- х классов
в 2015-2016 учебном году
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых 2-3 месяцев обучения.
Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Они могу до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, плачут, жалуются). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 15 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что возникает у них новую форму протеста, проявляющуюся в дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь ведет к серьезным последствиям для них (вплоть до невозможности получить полноценные знания и найти свое место в жизни).
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, а у других – одну четверть, а у третьих растягивается на весь учебный год.
Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Причинами школьной дезадаптации являются:
несформированность «внутренней позиции школьника», когда ученик действительно хочет учиться, а не только ходит в школу.
слабое развитие произвольности
недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации
вынужденность подчиняться новым правилам школьной жизни
общение с учителем
недостаточно развитая способность ребенка к взаимодействию с другими
отношение к себе
завышенные требования со стороны родителей
состояние здоровья и физического развития
В сентябре 2015-2016 учебного года были проведены исследования социально-психологического статуса первоклассника.
В исследовании приняло участие 94 учащихся первых «а», «б», «в» классов. Процедура мониторинга включала обследование детей 6-7 лет по тестам:
-«Разноцветные странички»;
-тест Люшера ;
-рисование фигуры человека;
-«Разговор о школе» методика М.Р.Гинсбурга.
Основной целью исследования стало изучение мотивации учебной деятельности ,внутреннего эмоционального состояния на процесс адаптации первоклассников ,интеллектуальное и сенсомоторное развитие.
Задачи исследования включали в себя:
-изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;
-изучение сенсомоторного и интеллектуального уровня;
- -изучение уровня тревожности и причин.
Анализ результатов исследования мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период представлены в таблице №1
таблица №1
Определение приоритетных мотивов учения
класс | 1 выбор(кто прав?) | 2 выбор(с кем хотел бы учиться?) |
1 «а» | социальный | оценочный |
1 «б» | социальный | игровой |
1 «в» | социальный | оценочный |
Преобладающие мотивы учебной деятельности:
- Социальный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.
-Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
-Игровой- ребенок ходит в школу,чтобы поиграть со светстниками.
- Позиционный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
- Внешний– собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает по принуждению.
- Учебный – ребенку нравиться учиться, нравится посещать школу, на сравнительно низком уровне.
Для первоклассников характерны ответы, свидетельствующие об их ориентации на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
Диагностика общих сенсомоторных и интеллектуальных способностей первоклассников представлена в таблице №2
«Рисунок человека» (сенсомоторные и интеллектуальные способности )
класс | Возрастная норма (уч.) | Ниже возрастной нормы(уч.) |
1 «а»-33 | 17 | 16 |
1 «б»-30 | 13 | 17 |
1 «в»-32 | 14 | 18 |
Всего-95уч. | 44 | 51 |
| | |
Показатели сниженных сенсомоторных и интеллектуальных способностей составляют- 53,6% от общего количества первоклассников.
Определение эмоционального отношения в школе представлено в таблице № 3
«Тест Люшера»
Большинство показателей у детей составляет эмоциональное состояние в норме-59,3%- т.е. ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
В таблице № 4 «Разноцветные странички» (Определение эмоционального отношения к школьным компонентам )
класс | преобладание отрицательных эмоций | эмоциональное состояние в норме | преобладание положительных эмоций |
1 «а»-26 уч. | 5 | 15 | 3 |
1 «б»-30 уч. | 5 | 25 | - |
1 «в»-30 уч. | 9 | 21 | 2 |
Всего-86 уч. | 19 | 51 | 5 |
класс | Тревожность низкой ст. | Тревожность средней ст. | Тревожность высокой степени | норма |
1 «а» | 10 | 19 | 1 | - |
1 «б» | 6 | 24 | - | - |
1 «в» | 13 | 15 | 2 | 1 |
всего | 29 | 58 | 3 | 1 |
Большинство показателей внутреннего эмоционального состояния составляет 63,7% -
тревожности средней степени. Дети испытывают дискомфорт, тревогу в школьном режиме.
Вывод:
Общий уровень адаптации представлен в таблице:
класс | Адаптация | ВДА ( возможная дезадаптация ) | ДА ( дезадаптация ) |
1 А-32 | 28 человек -87,5% | 3 человека-9,6% | 1 человек-3,2% |
1 Б-30 | 28 человек-93,3% | 2 человека -6,6% | 0 |
1 В-32 | 28 человек -87,5% | 4 человека -12,5% | 0 |
Итого: | 63чел. -67,4% | 9 чел. -9,5% | 1 чел.- 1,06% |
Таким образом, в результате исследования учеников 1-х классов были выявлены :
-9 учеников с ВДА - социально-психологическая адаптация этих детей связана со определенными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, проявляются отрицательные эмоции;
-1ученик с ДА - социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.
Рекомендации классным руководителям:
1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.:
обеспечить своевременную смену видов деятельности;
не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
2.Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
3.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
4.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
5.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
6.Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
7.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
8.Помочь детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
9.Поощрять детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относиться к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
10.Организовать личное общение с каждым учеником своего класса, быть в курсе их радостей и переживаний.
11.Общаться с родителями, интересуясь семейными успехами детей.