СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно – аналитическая (исследовательская) работа по выявлению и оценке отношения девушек – студенток к институту семьи и жизненным ценностям

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы об отношении девушек-студенток  к нравственным и жизненным ценностям, успеху в жизни, о роли семьи в жизни молодого поколения.

Просмотр содержимого документа
«Информационно – аналитическая (исследовательская) работа по выявлению и оценке отношения девушек – студенток к институту семьи и жизненным ценностям»

УДК 159,9

Н. Г. Ефремова, педагог-психолог, ОБПОУ «Курский государственный техникум технологий и сервиса» (Курск)


ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ

(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕВУШЕК – СТУДЕНТОК ОБПОУ «КГТТС» К ИНСТИТУТУ СЕМЬИ И ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ


В статье рассматриваются вопросы об отношении студенток ОБПОУ «КГТТС» к нравственным и жизненным ценностям, успеху в жизни, о роли семьи в жизни молодого поколения.

Ключевые слова: институт семьи, моральные ценности, межличностные отношения в семье, авторитет личности родителей.




Главный смысл и цель семейной

жизни – воспитание детей.

Главная школа воспитания

детей – это взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери.

В. А. Сухомлинский


Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.

Трудно найти другую социальную группу, в которой бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что откладывает отпечаток на все его развитие.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяются рядом параметров конкретной семьи: демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический.

Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становятся все более эмоционально-психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые.

Во-первых, многие семьи состоят из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, братьями, сестрами, тетками. дядьками и т.д.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью.

В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования и возможность проводить большую часть времени вне семьи. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Сознание человека формируют культурные ценности, которые молодое поколение черпает из общения с членами общества, ценности популяризируются интернетом, телевидением. Усиленно нам навязывают ценности потребления и удовольствий, а мораль, нравственность, сострадание, доброта уходят на второй план. Очень остро стоит вопрос подростковой преступности.

Духовное воспитание должно начинаться с момента рождения, и не завтра, а сегодня, потому что завтра будет поздно. Поэтому сегодня так важно готовить молодежь к ответственному родительству. В связи с этим был изучен вопрос об отношении наших студенток к ценностям жизни, успеху, семье.

Для исследования данного вопроса была взята анкета, разработанная Европейской ассоциацией свободного времени детей и молодежи, Московским городском дворцом творчества детей и юношества, Всероссийским центром изучения общественного мнения и Российским молодежным Евроклубом.

Анкета позволила исследовать отношение наших девушек к нравственным, жизненным ценностям, успеху в жизни, узнать их точку зрения о роли семьи.

Цель исследования: выявить отношения девушек от 15 до 22 лет к жизненным ценностям, узнать их точку зрения о роли семьи в развитии личности. В анкетировании приняло участие 150 студенток.



Результаты исследования оценки отношения девушек

к жизненным ценностям и институту семьи.


  1. Свои жизненные планы:

  • Студентки от 15 до 18 лет:

76% - Представляют только отчасти;

12% - Живут интересами сегодняшнего дня;

12% - Хорошо себе представляют;

  • Студентки от 19 до 22 лет:

55% - представляют свои жизненные планы и цели только отчасти;

45% - да, хорошо себе их представляют.

  1. Стремятся девушки большего всего в жизни:

  • Девушки от 15 до 18 лет:

65% - к жизненному успеху, хорошей карьере;

18% - к созданию хорошей семьи;

17% - к счастливой личной жизни;

  • Девушки от 19 до 22 лет:

49% - к жизненному успеху, хорошей карьере;

28% - к созданию хорошей семьи;

23% - к счастливой личной жизни.

  1. Признаки жизненного успеха:

  • Девушки от 15 до 18 лет:

42% - подняться над своей социальной средой, сделать карьеру;

38% - быть не хуже других;

20% - реализовать свои таланты и способности;

  • От 19 до 22 лет:

38% - подняться над своей социальной средой, сделать кар ьеру;

35% - быть не хуже других;

27% - реализовать свои таланты и способности.

  1. Наиболее важные ценности:

* Девушки от 15 до 18 лет

1.душевная гармония и спокойная совесть;

2.хорошие семейные и дружеские отношения;

3.хороший заработок, материальное благополучие;

4.жить как большинство не хуже других;

* от 19 до 22 лет:

1. душевная гармония и спокойная совесть;

2. хорошие семейные и дружеские отношения;

3. свобода, возможность быть самому себе хозяином;

4. возможность самореализоваться.

5. Самые важные условия для того, чтобы добиться успеха в жизни:

* от 15 до 18 лет:

1. иметь образованных родителей;

2. самому иметь хорошее образование;

3. быть честолюбивым;

4. упорно трудиться;

* от 19 до 22 лет:

1. самому иметь хорошее образование;

2. быть честолюбивым;

3. иметь хорошие способности;

4. упорно трудиться.

6. В изучении вопросов семьи мы получили следующие показатели:

* от 15 до 18 лет:

68% - живут с родителями, другими родственниками;

8% - с другом

24% - живут самостоятельно;

  • От 19 до 22 лет:

82% - живут с родителями, другими родственниками;

15% - с другом;

3% - живут самостоятельно.

7. Что для вас значат родители?

* от 15 до 18 лет:

78% - они близкие мне люди, мы дружим;

15% - они для меня очень авторитетные люди, я прислушиваюсь к их мнению;

7% - они неплохие люди, но я стараюсь с ними поменьше контактировать;

  • От 19 до 22 лет:

77% - они близкие мне люди, мы дружны;

13% - они для меня очень авторитетные люди, я прислушиваюсь к их мнению;

10% - они неплохие люди, но я стараюсь поменьше контактировать.

8. В какой мере вас материально поддерживают родители или другие родственники?

* от 15 до 8 лет:

90% - практически полностью обеспечивают;

10% - помогают мне в дополнении к моим собственным средствам;

  • От 19 до 22 лет:

79% - практически полностью меня полностью обеспечивают;

16% - помогают мне в дополнении к моим собственным средствам;

5% - живу без материальной помощи родителей и родственников.

9. Испытываете ли вы благодарность к своим родителям, если да, то, прежде всего, за что?

* от 15 до 18 лет:

34% - пример в жизни;

25% - покой, защищенность и уют;

22% - душевная поддержка, понимание;

19% - воспитание, культура;


  • От 19 до 22 лет:

39% - материальная помощь;

22% - воспитание и культура;

19% - полученное образование;

13% - приобщение к вере в Бога.

10. Как вы полагаете, сколько будет у вас детей?

* от 15 до 18 лет: 100% - 2 детей

* От 19 до 22 лет:

49% - 1 ребенок;

50% - 2 ребенка;

1% - много детей.

11. В каком возрасте вы бы хотели создать семью?


* от 15 до 18 лет:

89% - 19-20 лет;

11% - 20-22 года;

  • От 19 до 22 лет:

100% - 21-23 лет

12. Есть ли у вас друг, с которым у вас интимные отношения?

* от 15 до 18 лет:

67% - да;

33% - нет;

  • От 19 до 22 лет:

83% - да

27% - нет.

13. Считаете ли вы его человеком, с которым вам бы хотелось связать свою жизнь надолго?

* от 15до 18 лет: * от 19 до 22 лет:

50% - да; 31% - да;

25% - возможно; 24% - возможно;

25% - маловероятно; 45% - маловероятно.


При анализе полученных данных мы видим, что все девушки нашего техникума в первую очередь стремятся и хотят делать карьеру, а создание семьи и счастливая личная жизнь идут вторым планом. Главное желание и залог жизненного успеха, считают они, – подняться над своей социальной средой, сделать успешную карьеру, иметь хороший материальный достаток, достичь более высокого социального уровня.

Условия для достижения жизненного успеха для 18-летних студенток – это хорошее образование (свое и родителей), а для 19-22 летних – честолюбие и способности.

Вывод: для более молодых студентов значимость хорошего образования и получение профессии – главный приоритет в жизни.

По данным анкетирования семья многое значит в жизни студенток. Родители – близкие люди, которые являются примером в жизни, дают воспитание, обеспечивают покой, защищенность и уют. Но проводя анкетирование и зная семейную ситуацию многих девушек изнутри, мы видим, что студентки хотят видеть таковыми родителей, но на самом деле это не так. Желаемое выдается за действительное.

В нравственном плане на перовом месте – душевная гармония и спокойная совесть, хорошие семейные отношения и возможность быть себе хозяйкой, ни от кого не зависеть. У девушек присутствует страх остаться одинокой, замуж и детей хотят в 19-22 года. Ранняя сексуальная жизнь, разочарование в своих любимых мужчинах вызывают потребность и тоску по сильному мужскому плечу. Вот собирательный образ идеального избранника наших девушек: он должен обладать следующими качествами: умом, заботливостью, порядочностью, чуткостью и вниманием, умением сопротивляться невзгодам, легким характером. Внешняя привлекательность на 4 и 6 местах. Девушки нуждаются в уверенном завтрашнем дне, хотят и мечтают быть за мужем как за каменной стеной.

Возникает ситуация – на первом месте карьера и брак с двумя детьми в 19-22 года. Это говорит генетический страх остаться одной, так как в Курской области мужского населения меньше, чем женского. Хочется всего и сразу. Не сформировалось у наших девушек представление, что семья – это труд духовный, нравственный, что воспитание детей – очень ответственное ежедневное дело.

Исходя из выше изложенного, необходимо еще больше активизировать работу педагогического коллектива и студенческого самоуправления в следующих направлениях:

  • формирование духовно-нравственных ценностей семьи;

  • воспитание ответственного родительства;

  • культура взаимоотношений в семье;

  • нравственная зрелость юношества – основа создания крепкой молодой семьи.

Заключение

Решение задач воспитания будущего специалиста как поборника ценностей семьи и ответственного родительства дает уверенность в том, что выпускники станут настоящими проводниками идей укрепления института семьи, здорового образа жизни и носителями высоко уровня общей культуры. В этой связи представляется целесообразным более глубокое изучение философских, этических, экономических, правовых, медицинских, психолого-педагогических аспектов проблем семьи и родительства и использование в учебном процессе передовых педагогических технологий, включая методы социально-педагогического проектирования, научно-исследовательской работы.


Список литературы:


1. Акутина С. П. Формирование готовности к семейной жизни современных старшеклассников // Социосфера. - 2010. - № 2. - С. 17-24.
2. Дружинин В. Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2006. - 236 с.
3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно психологических факторов: дис. ... канд. пед. наук: 19.00.07. - Астрахань, 2005. - 167 с.
4. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003. - 326 с.
5. Пителин С. М. Формирование готовности студентов к созданию семьи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Астрахань, 2005. - 167 с.
6. Сидорова Т. Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. - М., 1987. - С. 51-54.
7. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). - Краснодар, 1993. - 268 с.

8. Грошева Р. Н. Актуальные проблемы воспитания детей и подростков девиантного поведения. Методическое пособие.-М.:УЦ «Перспектива», 2011.-52с.

9. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / авт.-сост. М. А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2011.-232 с.

10. Хализева Л. М. Предупреждение наркомании, токсикомании и алкоголизма в подростковой и молодежной среде. Методические рекомендации. Курск – 2008.

11.Черникова Т. В., Сукочева Г. А. Старшеклассник без стрессов и тревог. \программы учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. Пособие. – М.: Глобус, 2006. – 155с.- (Психологический практикум).