УДК 159,9
Н. Г. Ефремова, педагог-психолог, ОБПОУ «Курский государственный техникум технологий и сервиса» (Курск)
ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ
(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ОЦЕНКЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕВУШЕК – СТУДЕНТОК ОБПОУ «КГТТС» К ИНСТИТУТУ СЕМЬИ И ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ
В статье рассматриваются вопросы об отношении студенток ОБПОУ «КГТТС» к нравственным и жизненным ценностям, успеху в жизни, о роли семьи в жизни молодого поколения.
Ключевые слова: институт семьи, моральные ценности, межличностные отношения в семье, авторитет личности родителей.
Главный смысл и цель семейной
жизни – воспитание детей.
Главная школа воспитания
детей – это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский
Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.
Трудно найти другую социальную группу, в которой бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что откладывает отпечаток на все его развитие.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяются рядом параметров конкретной семьи: демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический.
Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становятся все более эмоционально-психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые.
Во-первых, многие семьи состоят из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, братьями, сестрами, тетками. дядьками и т.д.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью.
В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования и возможность проводить большую часть времени вне семьи. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Сознание человека формируют культурные ценности, которые молодое поколение черпает из общения с членами общества, ценности популяризируются интернетом, телевидением. Усиленно нам навязывают ценности потребления и удовольствий, а мораль, нравственность, сострадание, доброта уходят на второй план. Очень остро стоит вопрос подростковой преступности.
Духовное воспитание должно начинаться с момента рождения, и не завтра, а сегодня, потому что завтра будет поздно. Поэтому сегодня так важно готовить молодежь к ответственному родительству. В связи с этим был изучен вопрос об отношении наших студенток к ценностям жизни, успеху, семье.
Для исследования данного вопроса была взята анкета, разработанная Европейской ассоциацией свободного времени детей и молодежи, Московским городском дворцом творчества детей и юношества, Всероссийским центром изучения общественного мнения и Российским молодежным Евроклубом.
Анкета позволила исследовать отношение наших девушек к нравственным, жизненным ценностям, успеху в жизни, узнать их точку зрения о роли семьи.
Цель исследования: выявить отношения девушек от 15 до 22 лет к жизненным ценностям, узнать их точку зрения о роли семьи в развитии личности. В анкетировании приняло участие 150 студенток.
Результаты исследования оценки отношения девушек
к жизненным ценностям и институту семьи.
Свои жизненные планы:
76% - Представляют только отчасти;
12% - Живут интересами сегодняшнего дня;
12% - Хорошо себе представляют;
55% - представляют свои жизненные планы и цели только отчасти;
45% - да, хорошо себе их представляют.
Стремятся девушки большего всего в жизни:
65% - к жизненному успеху, хорошей карьере;
18% - к созданию хорошей семьи;
17% - к счастливой личной жизни;
49% - к жизненному успеху, хорошей карьере;
28% - к созданию хорошей семьи;
23% - к счастливой личной жизни.
Признаки жизненного успеха:
42% - подняться над своей социальной средой, сделать карьеру;
38% - быть не хуже других;
20% - реализовать свои таланты и способности;
38% - подняться над своей социальной средой, сделать кар ьеру;
35% - быть не хуже других;
27% - реализовать свои таланты и способности.
Наиболее важные ценности:
* Девушки от 15 до 18 лет
1.душевная гармония и спокойная совесть;
2.хорошие семейные и дружеские отношения;
3.хороший заработок, материальное благополучие;
4.жить как большинство не хуже других;
* от 19 до 22 лет:
1. душевная гармония и спокойная совесть;
2. хорошие семейные и дружеские отношения;
3. свобода, возможность быть самому себе хозяином;
4. возможность самореализоваться.
5. Самые важные условия для того, чтобы добиться успеха в жизни:
* от 15 до 18 лет:
1. иметь образованных родителей;
2. самому иметь хорошее образование;
3. быть честолюбивым;
4. упорно трудиться;
* от 19 до 22 лет:
1. самому иметь хорошее образование;
2. быть честолюбивым;
3. иметь хорошие способности;
4. упорно трудиться.
6. В изучении вопросов семьи мы получили следующие показатели:
* от 15 до 18 лет:
68% - живут с родителями, другими родственниками;
8% - с другом
24% - живут самостоятельно;
82% - живут с родителями, другими родственниками;
15% - с другом;
3% - живут самостоятельно.
7. Что для вас значат родители?
* от 15 до 18 лет:
78% - они близкие мне люди, мы дружим;
15% - они для меня очень авторитетные люди, я прислушиваюсь к их мнению;
7% - они неплохие люди, но я стараюсь с ними поменьше контактировать;
77% - они близкие мне люди, мы дружны;
13% - они для меня очень авторитетные люди, я прислушиваюсь к их мнению;
10% - они неплохие люди, но я стараюсь поменьше контактировать.
8. В какой мере вас материально поддерживают родители или другие родственники?
* от 15 до 8 лет:
90% - практически полностью обеспечивают;
10% - помогают мне в дополнении к моим собственным средствам;
79% - практически полностью меня полностью обеспечивают;
16% - помогают мне в дополнении к моим собственным средствам;
5% - живу без материальной помощи родителей и родственников.
9. Испытываете ли вы благодарность к своим родителям, если да, то, прежде всего, за что?
* от 15 до 18 лет:
34% - пример в жизни;
25% - покой, защищенность и уют;
22% - душевная поддержка, понимание;
19% - воспитание, культура;
39% - материальная помощь;
22% - воспитание и культура;
19% - полученное образование;
13% - приобщение к вере в Бога.
10. Как вы полагаете, сколько будет у вас детей?
* от 15 до 18 лет: 100% - 2 детей
* От 19 до 22 лет:
49% - 1 ребенок;
50% - 2 ребенка;
1% - много детей.
11. В каком возрасте вы бы хотели создать семью?
* от 15 до 18 лет:
89% - 19-20 лет;
11% - 20-22 года;
100% - 21-23 лет
12. Есть ли у вас друг, с которым у вас интимные отношения?
* от 15 до 18 лет:
67% - да;
33% - нет;
83% - да
27% - нет.
13. Считаете ли вы его человеком, с которым вам бы хотелось связать свою жизнь надолго?
* от 15до 18 лет: * от 19 до 22 лет:
50% - да; 31% - да;
25% - возможно; 24% - возможно;
25% - маловероятно; 45% - маловероятно.
При анализе полученных данных мы видим, что все девушки нашего техникума в первую очередь стремятся и хотят делать карьеру, а создание семьи и счастливая личная жизнь идут вторым планом. Главное желание и залог жизненного успеха, считают они, – подняться над своей социальной средой, сделать успешную карьеру, иметь хороший материальный достаток, достичь более высокого социального уровня.
Условия для достижения жизненного успеха для 18-летних студенток – это хорошее образование (свое и родителей), а для 19-22 летних – честолюбие и способности.
Вывод: для более молодых студентов значимость хорошего образования и получение профессии – главный приоритет в жизни.
По данным анкетирования семья многое значит в жизни студенток. Родители – близкие люди, которые являются примером в жизни, дают воспитание, обеспечивают покой, защищенность и уют. Но проводя анкетирование и зная семейную ситуацию многих девушек изнутри, мы видим, что студентки хотят видеть таковыми родителей, но на самом деле это не так. Желаемое выдается за действительное.
В нравственном плане на перовом месте – душевная гармония и спокойная совесть, хорошие семейные отношения и возможность быть себе хозяйкой, ни от кого не зависеть. У девушек присутствует страх остаться одинокой, замуж и детей хотят в 19-22 года. Ранняя сексуальная жизнь, разочарование в своих любимых мужчинах вызывают потребность и тоску по сильному мужскому плечу. Вот собирательный образ идеального избранника наших девушек: он должен обладать следующими качествами: умом, заботливостью, порядочностью, чуткостью и вниманием, умением сопротивляться невзгодам, легким характером. Внешняя привлекательность на 4 и 6 местах. Девушки нуждаются в уверенном завтрашнем дне, хотят и мечтают быть за мужем как за каменной стеной.
Возникает ситуация – на первом месте карьера и брак с двумя детьми в 19-22 года. Это говорит генетический страх остаться одной, так как в Курской области мужского населения меньше, чем женского. Хочется всего и сразу. Не сформировалось у наших девушек представление, что семья – это труд духовный, нравственный, что воспитание детей – очень ответственное ежедневное дело.
Исходя из выше изложенного, необходимо еще больше активизировать работу педагогического коллектива и студенческого самоуправления в следующих направлениях:
формирование духовно-нравственных ценностей семьи;
воспитание ответственного родительства;
культура взаимоотношений в семье;
нравственная зрелость юношества – основа создания крепкой молодой семьи.
Заключение
Решение задач воспитания будущего специалиста как поборника ценностей семьи и ответственного родительства дает уверенность в том, что выпускники станут настоящими проводниками идей укрепления института семьи, здорового образа жизни и носителями высоко уровня общей культуры. В этой связи представляется целесообразным более глубокое изучение философских, этических, экономических, правовых, медицинских, психолого-педагогических аспектов проблем семьи и родительства и использование в учебном процессе передовых педагогических технологий, включая методы социально-педагогического проектирования, научно-исследовательской работы.
Список литературы:
1. Акутина С. П. Формирование готовности к семейной жизни современных старшеклассников // Социосфера. - 2010. - № 2. - С. 17-24.
2. Дружинин В. Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2006. - 236 с.
3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно психологических факторов: дис. ... канд. пед. наук: 19.00.07. - Астрахань, 2005. - 167 с.
4. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института психотерапии, 2003. - 326 с.
5. Пителин С. М. Формирование готовности студентов к созданию семьи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Астрахань, 2005. - 167 с.
6. Сидорова Т. Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. - М., 1987. - С. 51-54.
7. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). - Краснодар, 1993. - 268 с.
8. Грошева Р. Н. Актуальные проблемы воспитания детей и подростков девиантного поведения. Методическое пособие.-М.:УЦ «Перспектива», 2011.-52с.
9. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / авт.-сост. М. А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2011.-232 с.
10. Хализева Л. М. Предупреждение наркомании, токсикомании и алкоголизма в подростковой и молодежной среде. Методические рекомендации. Курск – 2008.
11.Черникова Т. В., Сукочева Г. А. Старшеклассник без стрессов и тревог. \программы учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. Пособие. – М.: Глобус, 2006. – 155с.- (Психологический практикум).