МКОУ Караваевская средняя общеобразовательная школа» Информационно-исследовательский проект по теме « Влияние мультфильмов на психику детей »
Автор проекта: ученица 3 - Б класса Сокол Полина Руководитель: Попова Елена Сергеевна учитель начальных классов
Цель исследования - выяснить влияние просмотра мультфильмов детьми на их психику. Задачи: - узнать в специальной литературе, как появился жанр - мультипликация; - выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир; - провести анкетирование учащихся 3 «Б» класса, с целью выявления наиболее любимых и нелюбимых мультфильмов; - изучить, как влияют зарубежные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников; - проанализировать результаты исследований и сделать выводы.
Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решила изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.
- Объект исследования : отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, учащиеся 3 «Б» класса
Гипотеза : мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в общении. Методы исследования: подбор материала по теме, изучение специальной литературы, анкетирование, эксперимент, анализ полученных результатов
Как появился жанр - мультипликация Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных или объёмных объектов. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Анимация (animation) – производное от латинского "anima" – душа - следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").
Мультипликация возникла ещё в 17 веке. Изобретение волшебного фонаря принадлежит голландскому ученому Христиану Гюйгенсу, а датский математик Томас Вальгенштайн впервые ввёл в обиход термин искусство проекции и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы. Картины волшебного фонаря показывались всегда в совершенно темной комнате. На белой стене или на натянутом белом полотне. Век волшебных фонарей оказался довольно долог. Аппарат для проекции изображений широко был распространен в 17-20 вв.
1936 год Открытие студии «Союзмультфильм» в нашей стране. Мультфильмы бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые; отечественные и зарубежные.
Особенности содержания отечественных мультфильмов: * направлен на формирование положительных эмоций; * в нём четко прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств; эти мультфильмы учат правильному, идеальному поведению и образу мышления; * там нет насилия, зло имеет побеждаемый характер * зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. Поэтому мультфильмы эти полезны детям даже нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Смысл некоторых отечественных мультфильмов: Золушка", «Крокодил Гена и Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга. "Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба. "Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет". "Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все". "Мама для мамонтенка" - любовь к родителям. «Крошка Енот " – учиться быть смелым, преодоление своего страха.
Особенности содержания зарубежных мультфильмов: * Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться; * зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно непривычно для нашего образа, действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить; * присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игр, прогулок — лишь бы сидеть перед телевизором.
Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов: герои мультфильмов агрессивные и жестокие. Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же оказывают отрицательное влияние, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными. Уродливые и страшные герои. Герои мультфильмов только развлекаются. Никакой полезной деятельности, в отличии от отечественных мультфильмов.
Однако, в защиту могу сказать, что и среди зарубежных мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», которые несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Короле Льве» показана как трагедия, дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.
Какие опасности скрывают в себе мультфильмы Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей. В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это, сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. При многократном просмотре подобных сцен у детей создается определенная модель поведения, идет вызов агрессии.
Из американских мультфильмов ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и можно совершенно без последствий ударить человека по голове или убить. В некоторых мультфильмах можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Например, в «Симпсонах» практически в каждой серии герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Этот мультфильм направлен на внедрение неправильного поведения в семье.
Большинство современных мультфильмов: - яркие, действие происходит очень быстро; - имеют простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультфильмах; - значение речи для понимания содержания мультфильма сведено к минимуму; - озвучены мультфильмы одинаковыми голосами переводчиков; - в них много агрессии
Практическое исследование Анкетирование учащихся Я решила исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники. В своём 3 «Б» классе провела анкетирование: 1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы? (21 из 22 любит) 2. Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или российские? Почему? 3. Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится? (п ри выборе любимого мультфильма критериями явились: добро побеждает зло, веселый и забавный, смешной, познавательный) 4.Назови нелюбимый мультфильм. Почему он тебе не нравится? (ребята отвечали, потому что непонятный, страшный, неинтересный) 5.Как часто ты смотришь мультфильм? а) каждый день. б) иногда. в) по выходным. г) редко. 6.Где ты смотришь мультфильм? а) по телевизору. б) по компьютеру. в) по DVD. г) в кинотеатре.
16 мультфильмов производства Россия и 6 иностранных
Экспериментальное исследование «Влияние просмотра разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений». Я решила на практике проверить влияние просмотра отечественных и американских мультфильмов на состояние психики учащихся моего класса. Выбрала 5 мальчиков и 5 девочек из класса, включила для просмотра два мультфильма: один отечественный, а другой американский. После просмотра каждого мультфильма измеряли пульс.
Результаты экспериментального исследования Оказалось, что после просмотра отечественного мультфильма частота сердечных сокращений сохранилась в норме 75 - 80 ударов в минуту. А после просмотра американского мультфильма частота сердечных сокращений у некоторых увеличилась до 129 ударов. Следовательно, можно сделать вывод, что при просмотре американского мультфильма, ребята испытывали больше волнений, эмоций, переживаний.
Выводы: Я выяснила: 1. Отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь, а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются. 2. Мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию детей. 3. Мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у детей тревожность, страхи, неуверенность. 4. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания детей. 5. В ходе исследовательской и экспериментальной работы, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие и психику детей, поставленная мною цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
Литература 1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31 2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32 3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434 4. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М. Издательство «Педагогика», 1976г., стр.217-218 Интернет-ресурсы: 5. http://www.fun4child.ru 6. http://sunhi.ru 7. http://meduniver.com/
Спасибо за внимание!