СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-когнитивный центр

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание качественно нового уровня информационно-когнитивного библиотечного центра для школьников, родителей, преподавателей с применением сетевых информационных и когнитивно - ориентированных технологий. На примере опроса учащихся выявить потребности школьников современного информационно- когнитивного центра в школе на базе школьной библиотеки.

Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-когнитивный центр»

Гусевская Е.В. -заведующая

школьной библиотекой МОБУ

СОШ №21 г. Якутска

«Информационно- когнитивный библиотечный центр как фактор формирования читательской компетенции школьников»



Аннотация: Создание качественно нового уровня информационно-когнитивного библиотечного центра для школьников, родителей, преподавателей с применением сетевых информационных и когнитивно - ориентированных технологий. На примере опроса учащихся выявить потребности школьников современного информационно- когнитивного центра в школе на базе школьной библиотеки.



В современном мире школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.

Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.

Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.

В передовых образовательных организациях школьная библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогических работников. Сообществом педагогических работников на базе школьных библиотек создается авторский информационно-образовательный контент различных типов: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие.

Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны школьных библиотек инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эта тенденция, соответствуя принципам непрерывности в образовании, предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, а также общественное пространство для коллективной работы, позволяющее взаимодействовать всем участникам образовательных отношений.

В Российской Федерации, как и во всем мире, школьные библиотеки образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности и в общественной жизни.

С развитием научного знания мы получаем все больше данных о человеческом познании.

Сегодня библиотекам нужно использовать новые технологии для развития библиотечного обслуживания, чтобы развивать творческие способности учащихся. Библиотека должна быть ориентирована на поддержку читателей в стремлении самостоятельно «производить» информацию, создавать собственные электронные ресурсы, дополняя ими фонды библиотеки.

В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр.

В связке «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационного центра.

На первом этапе создания виртуальной библиотеки (электронный каталог, электронные ресурсы и др. источники информации) она может быть внутренней (локальной), предназначенной только для учащихся и педагогов.

Работа на формирование информационно-коммуникативных навыков, участие детей вместе с библиотекарями (кураторами коллективного творчества) и педагогами в сетевых (телекоммуникационных) проектах.

При этом учащиеся сначала осваивают простейшие интернет-технологии, сервисы и правила безопасного поведения в Интернете.

Как результат работы в проекте учащиеся приобретают мета предметные навыки, которые можно свести к нескольким группам умений:1 умение добывать, преобразовывать и представлять информацию; умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат; умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.

В цифровой среде, где все отчетливее проявляется дефицит живого человеческого общения, школьные ИКБЦ должны позиционировать себя в качестве пространства для интеллектуального развития.

Результаты анкетирования

Проведенное анкетирование позволило изучить уровень читательской компетенции в нашей школьной библиотеке. Данный анализ анкетирования явилось предпосылкой разработки плана корректирующих мероприятий, направленных на улучшение качества преподавания и повышения уровня читательской культуры

Разрабатывая план исследования, читателей нашей библиотеки мы не ставили задачу тотального опроса, мы хотели определить литературные предпочтения прежде всего читателей библиотеки. Выявить читательскую компетентность учеников, учителей, родителей.

Для проведения исследования «Портрет читающих школьников» была разработана анкета, содержащая 15 вопросов, и опрошены читатели в возрасте от 10 до 17 лет, а также учителя и родители. Опрос проводился методом случайной выборки. В опросе участвовало 120 человек.

Предмет исследования – читательские интересы наших посетителей.

По результатам опроса наиболее активными читателями оказались девушки, именно эта читательская группа составила 75% опрошенных. Юноши – всего 25%.

«Как часто Вы посещаете библиотеку?» – спросили мы у читателей. Посещаемость можно определить по читательским формулярам, но нам было важно, чтобы читатель сам ответил на этот вопрос, показав, как он определяет частоту своего общения с библиотекой. Ответы показали, что большинство опрошенных посещают библиотеку «по мере необходимости».

Вопрос «Как Вы обычно проводите свое свободное время?» был важен для нас не только потому, что мы хотели определить место чтения в досуге школьников, но и потому, что мы хотели узнать, какие формы организации досуга и просветительских мероприятий будут наиболее благосклонно восприняты. Результат опроса получился не совсем ожидаемым. Вопреки ожиданиям, ответ «за компьютером» занял лишь четвертое место (38%); на пятом месте – прослушивание музыки – 32%; на третьем месте (51) – кино, театр, досуговые центры и дискотеки; на втором – чтение книг и журналов (59%); на первом – общение с друзьями (70%). Большой процент респондентов, назвавших чтение обычным проведением своего свободного времени, радует, но не удивляет – ведь мы опрашивали читателей библиотеки.

Ответ на вопрос «Из каких источников Вы предпочитаете брать информацию?» ожидаем: большинство респондентов ответили, что из Интернета и книг.

На вопросы «Чтение для Вас – это…» и «С какой целью Вы читаете книги?» большинство опрошенных ответили, что читают для выполнения домашнего задания, подготовки к урокам (71% и 18%); ответы для удовольствия - на втором месте. Книги для общей информации-10%, другое -1%. Педагоги выбрали соответственно- 48%- для работы, 29% для удовольствия, 18% для общей информации,10% другое. Родители-64%- для работы,16% для удовольствия, 16% для общей информации,2% другое. Это говорит о том, что деловое чтение среди читателей библиотеки преобладает. Такой результат явно подтверждает утверждению о том, что среди учеников доминирует деловое чтение.


Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства. ИКБЦ поможет реализовать проект самореализации выпускника школы, через формирование читательской компетенции. Родители будут привлечены через разные интересные проекты (Читающая мама- читающая страна, Семейные конкурсы: самая читающая семья года, создание роликов- буктрейлеов о любимых книгах в семье, НПК по чтению, Литературные фестивали). Социальные партнеры библиотеки города. Научная библиотека СВФУ им. Амосова разместит на своей платформе APAK-Global- электронные каталоги ИКБЦ, для большей аудитории пользователей. Национальная библиотека РС(Я) заинтересована в наших читателях старшеклассниках, так как это будущие потенциальные читатели, они предложат нам разноплановые массовые проекты- экскурсии, встречи с писателями, интересными людьми. Центр для детей и юношества при НБ РС (Я). Наши давние партнеры - предлагают для нас интересные беседы, конкурсы. Все библиотеки предлагают для нас свои ресурсы: книжные коллекции, электронные полнотекстовые, аннотированные и традиционные каталоги, электронные подписки. Все связи с социальными партнерами призваны для расширения читательских компетенций наших выпускников. В нашей школе есть все условия для создания ИКЦ.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю.Волобуева. - // Школьная библиотека. - 2010. - №8. - С.27-29.

2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /Е.Н.Ястребцева. - М.: БМЦ, 2002.

3.Клюева С.Г. Читательская компетентность как базовая  основа ключевых компетенций.-//Школьная библиотека.-2014.-№5.с.3



1