СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-коммуникационные технологии как средство обеспечения эффективности принятия управленческих решений

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности деятельности руководителя и всей организации, эффективности принимаемых решений целиком и полностью зависит от компетентности руководителя в процессе внедрения в свою деятельность и деятельность всего коллектива новых информационно-коммуникационных технологий. Работа посвящена выявлению и оценки значимости особенностей трансформации информационно-коммуникационных технологий в систему управления образованием.  

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии как средство обеспечения эффективности принятия управленческих решений»

Частное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки






Программа профессиональной переподготовки
«Методист образовательной организации»










ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



на тему: «Информационно-коммуникационные технологии как средство обеспечения эффективности принятия управленческих решений»





Выполнила:

Александрова Зинаида Васильевна,

учитель физики и информатики,

высшая квалификационная категория,

МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область









г. Санкт-Петербург, 2022

Содержание


Введение. 3

  1. Теоретический аспект изучения информации как основы принятия управленческих решений 6

    1. Эволюция подходов к управлению в организации с помощью ИКТ 6

    2. Сущность и характерные особенности управленческих решений. Процесс и процедура принятия решений 8

    3. Роль автоматизации при принятии управленческих решений  15

  1. Использование компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений в образовательных учреждениях  18

    1. Информатизация системы образования и развитие информационного общества 18

    2. ИКТ обязательное условие вывода процесса преподавания и 

обучения на высокий уровень 25

    1. ИКТ как средство обеспечения эффективности принятия управленческих решений в образовательной организации 28

    2. Информационная культура руководителя образовательного учреждения 40

Заключение 48

Список использованных источников 51 Приложение 52
















Введение


Компьютеризация всех сфер жизнедеятельности современного человека требует подготовки специалистов, способных эффективно применять информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Базовая информационная компетенция в этих условиях становится универсальным навыком, необходимым в освоении большинства профессий. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети

Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки руководителей, требует существенной перестройки в их работе. Изменяется роль руководителя, основная задача которого - аналитическая деятельность, что в условиях информационного общества невозможно без применения информационных технологий.

Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии неизбежно ведут к изменениям в организации учебного процесса. Наиболее важно определить их истинную роль и место, которое им должно быть отведено в организации учебного процесса, а также в управлении образовательным учреждением.

ИКТ в современных условиях развития образования являются одним из наиболее эффективных инструментов систематизации и визуализации информации. Развитие этих технологий обусловило появление различных возможности более рационального подхода к решению задач руководителя образовательной организации. Умение работать с большим объемом информации сегодня становится ключевым интеллектуальным умением в управленческой деятельности руководителя образовательной организацией.

Современная практика показывает, что руководители недооценивают роль теоретических знаний в области информатизации управления. В то же время специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организации совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, занимающихся управлением.

Проанализировав опыт внедрения ИКТ в управление образовательными структурами в регионах РФ можно сделать вывод, что вопросы влияния ИКТ на эффективность управления в сфере образования в Кировской области в настоящее время является недостаточно разработанными; использование информационных технологий в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования.

Следует отметить, что речь идет об информации разных видов: текстовой, графической, мультимедийной и т. п. Для принятия правильного управленческого решения анализируемая информация должна быть объективной, поступать своевременно, отражать динамику изменений в объекте управления. Особую роль здесь играет наличие регулярно обновляемого программного обеспечения, а также внедрение новых программ, при помощи которых руководитель сможет обработать эту информацию быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени. При этом современные средства информатизации образования предоставляют неограниченные технические возможности в размещении, хранении, обработке любого объема и содержания.

Актуальность темы: современное общество за последние 30 лет значительно изменилось под влиянием повсеместного использования ИКТ, которые являются неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и управлением в образовании. Проблеме повышения эффективности управленческих процессов в системе образования с помощью ИКТ уделяется недостаточно внимания. Высокая актуальность данной проблемы определили выбор цели, задач, объекта и предмета диссертационного исследования.

Цель работы: выявление и оценка значимости особенностей трансформации информационно-коммуникационных технологий в систему управления образованием.

Задачи работы:

  • рассмотреть понятия информационно-коммуникационных технологий и управленческого решения;

  • изучить теоретические основы разработки управленческих решений;

  • выявить роль информации в принятии управленческих решений

  • охарактеризовать информационные технологии как средство повышения эффективности управления;

  • разработать практические рекомендации, способствующие повышению эффективности управления организацией с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Объект исследования: сфера применения информационно-коммуникативных технологий в управлении образованием.

Предмет исследования: система образования и внедрение ИКТ в её управление.

Гипотеза исследования: если ИКТ существенно трансформируют управленческие процессы, то это способствует значительному повышению их эффективности, облегчению процесса управления образовательной организацией в принятии эффективных управленческих решений.

Основные методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, трудов российских и зарубежных исследователей, первичной и вторичной социологической информации, статистических данных, анализ материалов периодической печати и сети Интернет.

Проблемы управленческих решений в своих работах рассматривали Е.М.Бабосова, И.Н.Герчикова, В.Е.Жуковин, Н.В.Злобина, Д. Ф. Ильясов, Н.Л.Карданская, Ю.А.Конаржевский, В.И.Кнорринг, В.С.Лазарев, С.Ш.Левина, Б.Г.Литвак, Л.И.Лукичева, Е.П.Михалева, А.И.Орлов, Л.А.Чашников и др.

В исследование проблем формирования информационной среды управленческой деятельности существенный вклад внесли специалисты разных направлений: основополагающие положения о сущности информации, информатизации и управленческой информации содержатся в работах Н.Л.Виннер, Л.Н.Мазур; информационное обеспечение в системах управления рассматривается в работах М. Я. Клепцова, О. П. Ильиной; в разработку критериев эффективности информационного обеспечения управления значительный вклад внес Э. В. Афанасьев.


  1. Теоретический аспект изучения информации как основы принятия управленческих решений



    1. Эволюция подходов к управлению в организации с помощью ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - комплекс производственных процессов, методов и программно-технических средств, которые собраны воедино с целью сбора, обработки, хранения, трансляции, и использования информации.

Эволюция информационных технологий наиболее ярко прослеживается на процессах хранения, транспортирования и обработки информации. Началом для появления ИКТ, стало появление письменности, а затем и возникновение книгопечатания, затем появление новых технологий: телефоны, радио, пишущие машинки, первые изобретения, связанные с электронно-вычислительными машинами, появление первого персонального компьютера.

Да, вычислительная техника существовала с древних времен. Но только после Второй мировой войны стала прочно входить в жизнь человека. Первый высокоуровневый язык программирования был выпущен в 1948 году. Также изобретение концепций интегральной схемы (1960 г.) и центрального процессора (1969 г.) увеличило скорость внедрения технологий, а также доступность компьютеров. Если до шестидесятых годов компьютеры использовались только учеными и иногда военными, то после технологии массово стали проникать в организации и компании для решения конкретных управленческих задач.

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) — «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40—60-е гг. XX в.) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) — «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя — глобальной компьютерной сети Internet.

Впервые появляется определение информационные технологии в 1958 году. И по сей день происходит становление современных информационно-коммуникативных технологий. Практически любая деятельность современного делового человека связана с обработкой информации. И тот, кто может качественно обработать существенный объем информации за наименьшее время, имеет наибольшие гарантии на успех. Вот почему проблема создания различных вспомогательных средств и методов оперирования со всевозможной информацией становится все насущнее.


1.2 Сущность и характерные особенности управленческих решений.

Процесс и процедура принятия решений

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями. Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.

Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определённых правил. Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения; наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение; необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Соответственно под управленческим решением (УР) понимается:

      • поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;

      • конечный результат постановки и выработки УР.

Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его происхождения. К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести: всестороннюю обоснованность решения; своевременность; необходимую полноту содержания; полномочность; согласованность с принятыми ранее решениями.

Всесторонняя обоснованность решения означает прежде всего необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.

Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы, то есть они должны быть актуальными и своевременными. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать: цель (совокупность целей) функционирования и развития системы; средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей; основные пути и способы достижения целей; сроки достижения целей; порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями; организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

Важным требованием управленческого решения строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления - постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.

Согласованность с принятыми ранее решениями означает также необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи общественного развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата. Если необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Появление противоречащих друг другу решений есть прежде всего следствие плохого познания и понимания законов общественного развития, проявления низкого уровня управленческой культуры.

Принятие УР требует высокого уровня профессионализма и наличия определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них. Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

В принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь компьютерных технологий. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но всё же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Другая проблема в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта её решения просто нет,

Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства электронной техники включая компьютеры и сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер и зависеть от конкретной личности.

Управленческое решение­ – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации менеджмент организации.

Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике: методологию управленческого решения; методы разработки управленческих решений; организацию разработки управленческого решения; оценку качества управленческих решений.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности. Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

  • техническое развитие;

  • организация основного и вспомогательного производства;

  • маркетинговая деятельность;

  • экономическое и финансовое развитие;

  • организация заработной платы и премирования;

  • социальное развитие;

  • управление;

  • финансовая деятельность;

  • кадровое обеспечение;

  • прочие виды деятельности.

Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы. Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации.

Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить: на входящую и исходящую; обрабатываемую и необрабатываемую; текстовую и графическую; постоянную и переменную; нормативную, аналитическую, статистическую; первичную и вторичную; директивную, распределительную, отчетную.

Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества, принятого менеджером решения.

Деятельность руководителей любой системы, в том числе и образования, требует от них решения поставленных временем задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Следовательно, вся управленческая деятельность связана с информацией, информационными процессами. Одно из основополагающих условий оптимального управления образовательного учреждения – организация информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Перед руководителями образовательного учреждения возникает проблема: воспользоваться готовой программой для преобразования информационного обеспечения своего учреждения или разработать такую программу самостоятельно. Чтобы найти правильные пути решения проблемы, руководитель не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации менеджмент организации.

Вывод:

Эффективность управленческой деятельности напрямую зависит от чёткого понимания возможностей информационных технологий руководителями образовательных учреждений по сбору, накоплению, регистрации, передаче, обработке и принятия решений.


1.3 Роль автоматизации при принятии управленческих решений

Сегодня эффективность управленческой деятельности зависит в первую очередь от автоматизации всех управленческих процессов. Успешная автоматизация управления предприятием будет зависеть от правильного выбора автоматизированной системы. Сложность выбора заключается в особенностях отечественного делопроизводства.

Практически все процессы управления предприятием вплотную связаны с теми или иными документами. Для эффективного развития бизнеса компании необходимо управление документами на протяжении всего их жизненного цикла -- от создания до списания в архив.

В процессе управления документами возникают различные проблемы. Среди общих проблем управления документированной информацией в организациях можно выделить: большое количество документов; большое количество сотрудников, работающих с документами (бумажными и электронными); сложные схемы согласования документов; территориальное расположение подразделений; отсутствие информации об исполнении в реальном времени; поиск документов в рамках организации затруднен из-за децентрализованной регистрации и хранения.

Использование в организациях технологии «бумажного» делопроизводства имеет ряд недостатков. Например, пересылка документов занимает много времени, хранение бумажных документов достаточно дорого. Поиск бумажных документов затруднен (особенно при децентрализованном хранении), отсутствуют механизмы управления движением бумажных документов, усложнен контроль за исполнением документов, трудно отследить и проконтролировать все изменения. В целом, при «бумажном» делопроизводстве велики потери от неэффективной организации деловых процессов, связанных с документами.

Необходима целостная автоматизированная технология делопроизводства, которая бы обеспечивала ведение централизованной базы документов, поддерживала автоматизированные процедуры документирования, организации работы с документами и ведения корпоративного архива электронных документов. Компонентами безбумажного делопроизводства являются система автоматизации делопроизводства и ведения архива электронных документов, позволяющая создать единую унифицированную среду работы различных категорий персонала с документами; средства электронной цифровой подписи и шифрования для подтверждения авторства, защиты целостности электронных документов и придания юридической силы электронным документам, а также нормативно-методические документы, которые регламентируют использование системы, обеспечивают правомерность операций с электронными документами и способствуют введению обязательности использования персоналом новой технологии.

Современные специализированные средства автоматизации делопроизводства позволяют построить систему автоматизации, решающую задачи в широком диапазоне, – от автоматизации учета бумажных документов до систем безбумажного делопроизводства.

Эффективным является эволюционный подход к автоматизации делопроизводства, который предусматривает на первом этапе учет бумажных документов (в специализированных подразделениях) и организацию корпоративного хранилища (архива) электронных документов. В рамках развития системы автоматизации делопроизводства масштаб внедрения расширяется до уровня организации в целом и в дальнейшем обеспечивается переход к преимущественно безбумажному делопроизводству.

Основные преимущества автоматизации и новой технологии переработки информации сказываются там, где приходится выполнять повторяющиеся задачи, предусматривающие запрограммированные решения, либо задачи с большим объемом вычислений или чисто механического труда. Оснащение специалистов автоматизированного рабочего места (АРМ) позволяет повысить производительность труда учрежденческих работников, сократить их численность и при этом повесить скорость обработки экономической информации и ее достоверность, что необходимо для эффективного планирования и управления.

Необходимо отметить, что существенным недостатком неавтоматизированных информационных систем является обособленность сбора, обработки и использования информации. Причем как отдельные работники, так и подразделения предприятия в целом не имеют доступа к «чужой» базе данных, при необходимости собирая требуемую им информацию самостоятельно.

Одна из основных целей автоматизации - снабдить каждого сотрудника, относящегося к любому подразделению предприятия, информацией в то время и в той форме и объеме, которые ему необходимы (естественно, в пределах его уровня доступа к секретной части базы данных). Для этого необходима единая интегрированная база данных предприятия, локальная вычислительная сеть и соответствующим образом оборудованные автоматизированные рабочие места (АРМ) для каждого из сотрудников. Такой подход подразумевает комплексную автоматизацию предприятия, т.е. создание компьютеризированной системы управления предприятием в целом, в которой подсистемы должны взаимодействовать, предоставлять оперативный доступ к информации, поддерживать принятие решения и т.п.

Вывод:

Так как автоматизированная система затрагивает организацию процессов делопроизводства, то необходимо тесное сотрудничество представителей служб делопроизводства и информационных технологий при внедрении систем. И что немаловажно – необходима поддержка проекта высшим руководством организации или предприятия.

Наличие хорошо отлаженного механизма электронного документооборота на предприятии повышает эффективность его работы и укрепляет конкурентоспособность на рынке, информационную безопасность учреждения.

Выводы к первой главе:

Переход к преимущественно безбумажному делопроизводству дает возможность наладить комплексное управление документированной информацией в единой автоматизированной среде, получить целостную картину исполнения документов и поручений по всем уровням управления, проводить согласование документов в электронной форме, контролировать все операции с электронным документом и внедрить единые процедуры безопасности.

В настоящее время информационные ресурсы составляют основу функционирования также любой педагогической системы, любого образовательного учреждения. Информация приобретает первоочередное значение, так как без качественного информационного обеспечения, налаженной инфраструктуры связей невозможно получить оптимизированное по набору параметров управленческое решение. Создание целостной системы информации внутри учреждения или предприятия позволит улучшить качество прогнозирования и планирование в учебном заведении.


  1. Использование компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений в образовательных учреждениях 

    1. Информатизация системы образования и развитие информационного общества

Образованность, гибкость мышления, умение ориентироваться в огромном потоке информации становятся значимыми ценностями для человека на протяжении всей его жизни. Эти же ценности значимы и для общества, так как стремительное развитие технологий во всех областях науки, культуры, производства предполагает использование творческого потенциала образованных людей не только в сфере управления, но и для обслуживания технологий. Поэтому информатизация образования рассматривается как одно из приоритетных направлений информатизации общества.

Под информатизацией образования понимают процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, и используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Применение информационно-коммуникативных технологий в большинстве сфер жизнедеятельности современного человека требует осуществляется с использованием устройств вычислительной техники и систем телекоммуникации. К средствам, которые обеспечивают доступ к информационным ресурсам, относятся: ЭВМ; персональные компьютеры; информационные сети; средства хранения большого объема информации; локальные вычислительные сети; системы искусственного интеллекта; машинная графика; средства связи; электронные средства образовательного назначения.

Перед руководителями образовательного учреждения возникает проблема: воспользоваться готовой программой для преобразования информационного обеспечения своего учреждения или разработать такую программу самостоятельно.

К положительным моментам первого подхода необходимо отнести отсутствие изучения каких-либо оболочек, офисных приложений, языков программирования, адаптации программы с операционной системой. Достоинством является возможность применения приобретённой программы даже в случае сравнительно невысокого уровня подготовки преподавателей в области информатики. Другим преимуществом является использование таких программ в различных областях: организации документационного обеспечения управления, подготовке текстовых документов, обработке финансово-экономической информации, работе с организованными массивами информации (базами данных), а также возможность распределённой обработки данных в рамках локальных и глобальных информационно-вычислительных сетей.

Применение ИКТ в сфере образования наделило информацию принципиально новым уровнем динамичности, что с течением времени значительно трансформировало методы и технологии управления. Информационные технологии значительно облегчили труд педагога, трансформировали методы управления и существенно повлияли на характер, скорость и способы распространения информации. В связи с трансформацией управленческих процессов становятся необходимыми новые методы их комплексной оценки, которые в первую очередь должны учитывать нематериальные активы образовательной организации: знания работников системы образования, уникальные технологии управления, техническое оснащение современным компьютерным оборудованием.

Сегодня способность администрации и методической службы образовательной организации развивать, сохранять и активно использовать нематериальные активы становится решающей предпосылкой успеха. Новые системы оценки в сочетании с адекватно реализуемой процедурой измерения, представляют собой инновационный метод управления персоналом. Повсеместное использование ИКТ вызвало появление принципиально новой формы управления удаленное управление.

Важно отметить, что внедрение ИКТ позволяет существенно понизить утомляемость педагогов, сокращая их психофизиологические нагрузки.

В педагогической практике классификация средств ИКТ включает в себя: обучающие; тренажеры; информационно-поисковые и справочные; демонстрационные; имитационные; лабораторные; моделирующие; расчетные; учебно-игровые.

Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Необходимо перечислить основные факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования:

  • оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;

  • снижение прямых и обратных потоков информации;

  • оперативное получение и обработка отчетности;

  • системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов; снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;

  • унификация компьютерной техники, программной продукции; использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;

  • реализация системы компьютерного сопровождения механизма оценки качества образования;

  • активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей;

  • автоматизация обработки большого количества информации;

  • прогнозирование ожидаемых результатов на основе анализа данных;

  • быстрая обратная связь между пользователями ИКТ;

  • обеспечение цифровой грамотности педагогического коллектива.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

Автоматизированные ИКТ в управлении образовательным учреждением являются актуальными на данный момент времени, так как все образовательные организации нуждаются в автоматизации управления:

Замене рутинной, ручной работы по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени.

Использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, активизировать интерес и познавательную деятельность, повысить мотивацию к изучению предмета, стимулировать школьников.

Кроме того, руководители образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что очень важно для всестороннего развития личности педагога.

Информатизация системы образования и развитие информационного общества, взаимосвязанные процессы. Становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности. Очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационно-коммуникационных технологий только в учебный процесс. Однако, изучая особенности применения средств ИКТ в образовании, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных ИКТ.

Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации управления различными направлениями образовательной деятельности. Это вызвано дефицитом времени, перегрузкой педагогов и администрации, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, расширение профильного обучения, необходимость ведения планово-финансовой деятельности, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации.

Использование ИКТ способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности членов педагогического коллектива. Это не случайно, поскольку процедура управления учебным процессом (планирования, организации, учета выполнения учебной работы, анализа качества и эффективности учебного процесса) отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок.

Кроме этого, к информатизации образования в полной мере можно отнести еще и методы использования средств ИКТ в очном и дистанционном обучении.

Образовательное учреждение – исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно.

Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на учебу и поведение школьников. Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой.

Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на две группы. Первую группу составляют органы коллективного управления школой общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, учителей (профком, методические секции и т.д.), родителей (родительский комитет и др.), а также подчиняющийся ей совет школы.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это - директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, помощник директора по хозяйственной работе и др.

Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся следующие:

  • координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;

  • демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

  • персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, за успешное выполнение своих должностных функций;

  • умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

  • поддержание благожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

  • тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

  • поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Другое дело - при осуществлении оперативного, каждодневного руководства, когда решение нужно принимать немедленно, по ходу дела. Правда, и здесь бывают случаи, когда есть время посоветоваться, поразмыслить. Но встречается масса дел, требующих немедленного решения. Разумеется, директор не обязан по каждому вопросу бегать за советом к тем или иным лицам, он принимает решение самостоятельно, с должной твердостью и ответственностью.

Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководителей школы перед советом школы, коллективом, свободу критики, гласность и право на любую постановку вопросов, связанных с руководством школы и положением дел в коллективе.

Вывод:

Информатизация общества и ИКТ представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современными учебными заведениями, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.


    1. ИКТ обязательное условие вывода процесса преподавания и обучения на высокий уровень

Глобальное информационное пространство, в котором применяются ИКT очень масштабно и предполагает использование многочисленных принципов классификации технологий. Формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений современных информационных технологий в повседневную образовательную практику является сегодня ключевой задачей системы образования

В условиях возрастающей самостоятельности образовательных учреждений, изменяющейся нормативно-правовой базы все более актуальной становится задача сбора, обработки и анализа информации о состоянии образовательной системы в интересах повышения эффективности управленческой деятельности в сфере образования.

В сфере образования информационно-коммуникационные технологии занимают все более значительную роль, подразделяясь на следующие виды:

  • программные продукты, которые обеспечивают качество разработки и эргономики (офисные программы, позволяющие подготовиться к урокам, лекциям, семинарам);

  • специальные технологии, через которые осуществляются поиск и передача материала;

  • технологии, обеспечивающие телекоммуникацию связь между участниками образовательного процесса.

Создание единой информационной среды – основная задача управления образования, позволяющая повысить оперативность принятия управленческих решений и получения от этого положительного социального эффекта. Информация и коммуникация в современном мире являются настоящими стратегическими ресурсами, которые одинаково важны как в управлении маленьким предприятием, так и в организации управления целого государства. Информационно-коммуникационные технологии играют одну из главных ролей во всех сферах жизни, для функционирования которых необходим большой поток информации.

В настоящее время у каждого педагога есть доступ к возможностям, которые предоставляют ИКТ:

  • интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видеороликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.;

  • изучение и использование информации из интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.;

  • дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн конференции, электронная почта и т. д.

Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь школьников, родителей, педагогов, администрацию образовательной организации, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу: сформировать у учащихся устойчивую мотивацию; повысить скорость и качество овладения учебным материалом; активизировать способности учеников; использовать в преподавании современный материал и дополнительные современные ресурсы; повысить эффективность и качество учебного процесса; дать школьникам основы самостоятельной работы в поиске и применении информации; способствовать повышению интереса к учебному предмету.

Важно выделить следующие задачи, которые поставлены перед процессом внедрения ИКТ в образовательную деятельность:

  • улучшение качества процесса обучения используя ИКТ;

  • ИКТ способствует повышению интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

  • при помощи информационно-коммуникативных технологий можно произвести объединение различных видов учебной деятельности;

  • произвести адаптационный процесс ИКТ обучения в соответствии с потребностями и возможностями каждого ученика;

  • сделать процесс воспитания непрерывным и преемственным;

  • необходимо разработать и внедрить методы и средства дистанционного обучения, основываясь на ИКТ;

  • сделать образовательный процесс более совершенным, и подходящим современным реалиям;

  • повысить уровень актуальности современного образования и соответствия требованиям общества и государства.

Одним из важнейших факторов для результативного использования ИКТ, является повышение квалификации персонала и четкое соотнесение внедряемых ИКТ с целями образования.

Вывод:

Современная система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень.


    1. ИКТ как средство обеспечения эффективности принятия управленческих решений в образовательной организации

Переход российского образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования. В силу этого ФГОСы второго и третьего поколения учитывают реальность и тенденции современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы.

Одно из основополагающих условий обеспечения эффективности принятия управленческих решений - организация информационно-коммуникационного обеспечения руководителя школы. Управленческая деятельность руководителя школы включает в себя обработку больших объемов информации. Для того чтобы эта информация действительно помогала принимать правильные эффективные управленческие решения, она должна быть объективной, поступать своевременно, отражать динамику изменений в объекте управления. Кроме того, нужны технологии, при помощи которых управленец сможет обработать эту информацию быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени.

Процесс информатизации является одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе. Использование информационных технологий в управлении школой дает качественно новые возможности для ее руководителей. Средства ИКТ в сфере образования можно классифицировать по следующим параметрам:

По решаемым образовательным задачам: это средства, которые обеспечивают базовую подготовку учеников (электронные учебники, различные системы обучения и контроля знаний, средства необходимые для практических занятий: практикумы, задачники, программы, тренажёры, вспомогательные материалы: словари, игры, хрестоматии.

Относительно функций педагогического процесса: информационно-обучающие средства (электронные книги, электронные ящики, вебинары, средства поиска, такие как системы поиска, каталоги и т.д.).

По форме применения информационно-коммуникативные технологии в педагогике: урочные; внеурочные. От формата взаимодействия с учеником: оff-line связь; оn-line связь.

Развитие средств информационно-коммуникационных технологий и все более широкое их внедрение в различные сферы образования служит базисом широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями дополнительного профессионального образования. Оптимизировать работу по повышению эффективности принятия управленческих решений, руководителя школы в связи с возрастающими сегодня требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема информации может информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы.

На данный момент накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами, причем в образовательных организациях находят все более широкое применение системы управления учебным процессом. Уместно отметить, что изначально средства ИКТ и автоматизированные системы управления в дополнительном профессиональном образовании разрабатывались как базы данных по контингенту слушателей, кадрам, учебным планам и другой информации.

Примерная структура единого информационного пространства образовательного учреждения представлена в Приложении 1. (с.52)

На необходимость оптимизации информационно-аналитической деятельности в управлении школой указывают многие исследователи (Ю.К. Бабанский, B. C. Лазарев, A. M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов и др.). В отечественной литературе достаточно полно раскрыт вопрос о рациональной организации работы с информацией как одного из факторов оптимального управления. Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевского, B. C. Татьянченко, Л.И. Фишмана, Т.И. Шамовой.

Информатизация управления учебно-воспитательным процессом как средство создания единого информационного пространства образовательной организации способствует: изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определённости и целенаправленности; высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса; активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению личностно ориентированного обучения. Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования – повышение его качества.

С целью развития единой внутришкольной информационной образовательной среды благоприятной для реализации новых образовательных стандартов во всех учебных заведениях страны разработаны Программы информатизации, которые предусматривают внедрение новых информационных технологий, использование сети Интернет в качестве насыщения содержания учебно-развивающей среды и грамотного управления. Хочется отметить, что программа не является статичной. Она постоянно совершенствуется, дополняется и корректируется. В ходе реализации программы нами пересматриваются организационные формы учебного процесса и подходы к управлению образовательным учреждением. Важно отметить, управление образовательным процессом начинается с педагогических кадров.

Совокупность средств ИКТ, используемых в управлении образовательной организацией, целесообразно рассматривать как систему, структурными компонентами выступают следующие подсистемы: подсистема информационного обеспечения, подсистема технического обеспечения, подсистемы математического и программного обеспечения, подсистемы методического обеспечения и организационного обеспечения.

Для решения задач управления информационными потоками с целью принятия эффективных управленческих решений и при этом отвечающая вышеуказанным требованиям, может быть использована система, спроектированная на базе пакета Microsoft Office. Данный пакет программ входит в базовую поставку большинства рабочих станций, используемых для оборудования автоматизированных рабочих мест специалиста. Если в комплекте поставки данный пакет программ не входит, то есть достаточно доступные варианты его приобретения.

Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в образовательном процессе являются:

  • офисные технологии - позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS Word, MS Еxcel, MS Рowerpoint, MS Аccess;

  • сетевые технологии - позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;

  • телекоммуникационные технологии - теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;

  • специализированное программное обеспечение - обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.

В случае, когда инфраструктура образовательной организации уже построена на базе операционных систем семейства Linux, можно заменить пакет программ Microsoft Office на пакет программ OpenOffice. Необходимо отметить, что последний, распространяется бесплатно, и с точки зрения функционала и интерфейса практически не отличается от пакета программ семейства Microsoft Office.

Для удобства взаимодействия между пользователем и системой можно разбить систему на две составляющие: систему электронного документооборота и систему визуализации этапов исполнения распоряжения руководителя в реальном времени. В обоих случаях основным оператором системы является секретарь учебной части образовательной организации, в которой создается система внутренней почты между всеми сотрудниками учебного заведения. Для ее создания используется стандартная система «клиент-сервер». Например, «Сервером» может быть выбрана программа OfficeMailServer (далее – OMS). Она отличается доступностью, сравнительной простотой настройки и отсутствием критических ошибок в коде, приводящим к потере информации при ее пересылке и хранении. В программе-сервере создается база данных пользователей организации.

После создания программной части системы, можно спроектировать систему взаимодействия между пользователями. Вначале любого процесса в первую очередь происходит регистрация любой входящей документации. Оператором данного процесса является секретарь или заместитель директора по информатизации. После регистрации документ сканируется и далее передается сотруднику только в электронном виде. Секретарь, после сканирования документа, направляет его по внутренней электронной почте руководителю с описанием сути документа. Руководитель, анализируя полученную информацию, принимает управленческое решение о делегировании вопроса и перенаправляет письмо своему подчиненному с пометкой «В работу», указывая в поле «копия» адрес секретаря. Однако, это всего лишь система электронного документооборота. Ее функционал позволяет выстроить процессы взаимодействия внутри коллектива, привести в порядок процесс ведения документации в образовательной организации, а также сделать более прозрачной взаимодействие сотрудников учреждения с учредителем и вышестоящими организациями, но не более. Для того чтобы управленческие решения эффективно исполнялись, необходима система, действие которой будет направлено на поддержание целенаправленности выработки и реализации управленческих решений, а также на отслеживание этапов исполнения решений от момента его выработки до момента его окончательного исполнения.

Для реализации этой задачи может использоваться система визуализации этапов исполнения распоряжений руководителя в реальном времени. Ее суть заключается в формализации процесса реализации управленческого решения, от момента выработки до момента исполнения, и представление необходимой информации о данном процессе руководителю в реальном времени.

В процессе самого совещания оператором системы ведется протоколирование процесса совещания. Впоследствии протокол формируется, подписывается руководителем и передается на ознакомление участникам под подпись. После чего готовый протокол сканируется и в электронном виде размещается в специализированной базе данных, разработанной на базе Microsoft Excel – программы, входящей в пакет программного обеспечения Microsoft Office. На этом этапе процесс подготовки базы данных завершается, и далее происходит программирование процесса автоматизации отображения решений в реальном времени.

Для определения качества проведения учебных занятий в рамках осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательной организации дополнительного профессионального образования практически во всех учебных заведениях используется программный комплекс «Электронный журнал».  Интерфейс пользователя позволяет осуществлять процедуру ввода и изменения информации о педагогах, учениках, техническом персонале школы, автоматически формировать разнообразные отчеты за отчетный период. Ведение электронного журнала имеет высокую степень защиты от доступа посторонних лиц (доступ через регистрационные данные на портале Госуслуги); понятный для пользователей интерфейс; быструю обработку данных в режиме real-time.

Основные направления использования ИКТ в школе: статистическая ЭБД школы, методическая база школы, делопроизводство, управленческая деятельность, учебная деятельность, внеурочная деятельность, школьный сайт, проектная деятельность, использование цифровых образовательных и Интернет-ресурсов, дистанционные Интернет-олимпиады, викторины, конкурсы, конференции, семинары, вебинары и конференции, проекты, электронный журнал, электронный дневник.

Отдельно нужно отметить то, что список назначений ИТК входит не только работа со старыми данными, но также постоянное создание новых. Это нужно, чтобы принимать управленческие решения. Затраты, которые идут на их развитие и постепенное внедрение, окупается за счет автоматизации и оптимизации образовательно процесса и управление им. Классические электронная почта и документооборот, без которых никуда, увеличивают скорость попадания важных документов к руководителю и упрощают дальнейший поиск этих самых документов.

Часто, руководителю образовательной организации не хватает времени охватить все стороны деятельности школы, в том числе, вникнуть в систему документооборота. Именно поэтому одной из задач современного электронного документооборота должна быть помощь руководителям в перестройке всей системы деятельности образовательных организаций.

Разработки, проводимые в государственном масштабе в области информатизации системы образования, позволяют выделить основные виды информационных ресурсов, созданные посредством ИКТ и используемые при автоматизации организационно-управленческой деятельности образовательных организаций дополнительного профессионального образования. В числе таких ресурсов можно выделить:

  • федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении – систему данных об обученных по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и переподготовки;

  • обеспечение кадрами – систему данных об анализе качественного состава педагогических кадров, о потребностях в педагогических кадрах с высшим и специальным образованием;

  • контроль исполнения документов – систему анализа документов от вышестоящих организаций, анализ документов от нижестоящих и других организаций, автоматизированный контроль исполнения документов;

  • статистическую отчетность – автоматизированную систему для формирования основных показателей системы дополнительного профессионального образования, ежегодных отчетов в Росстат о финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования.

Информатизация управления образовательной организацией является одним из инструментов для принятия эффективных управленческих решений, при этом на первый план выдвигаются требования по обеспечению руководителей своевременной, важной, достаточной и достоверной информацией. Существующая практика управления в сфере образования позволяет говорить о наличии противоречий между традиционной культурой принятия управленческих решений и их принятия в условиях происходящих изменений в сфере образования.

Во всех учебных кабинетах проводится работа по созданию и пополнению медиатек, включающих в себя учебно-методические комплексы по предметам, электронные энциклопедии, справочники, контрольные и обучающие программы практически по всем предметам, электронные разработки учителей школы.

С целью создания единого образовательного пространства и получения возможности повышения эффективности принятия управленческих решений, повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе было осуществлена деятельность по созданию единого информационного пространства – необходимо сетевое оборудование и локальная сеть по объединению всех компьютеров школы в единую локальную сеть. Это дает возможность руководителю образовательного учреждения быстро и в полном объёме получать необходимую информацию, создать определённую информационную, статистическую базу об участниках образовательного процесса, об образовательном учреждении, о результатах деятельности образовательного учреждения, о результатах учебного процесса, о внеурочной работе, о взаимодействии с родителями и организациями. Так же это дало возможность руководителю школы использовать единообразный подход при сборе информации, что очень важно для повышения эффективности принятия управленческих решений.

Именно руководитель может выявить отклонения в управлении, принять эффективное управленческое решение для стратегии развития самой организации.

Основным инструментом создания системы информационного обеспечения управления школой, является педагогический мониторинг, ставший основой для педагогического коллектива школы для практической реализации идеи дифференциации в рамках школы с дифференцированным подходом к обучению.

Использование ИКТ в управленческой деятельности и на уроке стало обычным делом. Это позволило «вдохнуть новую жизнь» в традиционную методику урока, убедило нас в том, что ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни образовательного учреждения. Работа в данном направлении дает свои положительные результаты: усовершенствованы механизмы управления образовательным процессом;

совершенствуются методика и стратегия отбора содержания преподаваемого предмета, современных методов и организационных форм обучения, воспитания, которые способствуют развитию личности ученика в условиях не только реализации внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, но и глобальной коммуникации современного общества.

В своей практической деятельности педагог-психолог, используя ИКТ технологии, проводит тестирование, диагностику интеллектуальных, личностных особенностей учащихся, классных коллективов и педагогического коллектива учебного заведения; мониторинг сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Психолог также ведет работу по профилактике школьной тревожности, стрессовых состояний. Результаты мониторинга позволяют организовать взаимодействие между психологом и педагогом, психологом и родителями для решения образовательных и управленческих задач в школе.

Сегодня можно утверждать, что информационно-коммуникационные технологии в управлении реализацией ФГОС обеспечивают оперативность в обработке и выдаче информации, а, следовательно, позволяют быстро реагировать на изменившиеся ситуации и грамотно принять управленческое решение; педагогическому коллективу позволяют активно использовать новейшие технические достижения и технологии в урочной и внеурочной деятельности, обновить содержание образования и успешно реализовывать ФГОС. ИКТ дают возможность создавать «информационную вертикаль» управления качеством образования, снабжая руководителя, оперативной и актуальной информацией, включая подготовку разнообразных отчетов и справок.

Несмотря позитивную динамику в принятии управленческих решений в сфере создания единой информационной образовательной среды, следует обозначить и проблемы: наблюдается разрыв между потенциальными возможностями, которые предоставляют современные технические средства и телекоммуникации, и пониманием отдельной части педагогов, как эти инновации использовать для обеспечения профессиональной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса; отмечается нехватка компьютерной техники - отсутствие мобильных классов в основной и старшей школе; в компьютерном классе для обучающихся начальной школы оборудование устарело или вообще отсутствует, низкая скорость передачи данных в сети Интернет. Поэтому информационно-образовательная сеть в том виде, каком она существует на данном этапе, не обеспечивает постоянный и свободный доступ к информационным ресурсам всем участникам информационного процесса.

Можно выделить следующие проблемы в образовательной организации:

  • на уровне образовательной организации собирается различная информация под конкретные запросы, и в дальнейшем полученные данные остаются без использования;

  • способы получения информации не гарантируют их достоверности, так как используются неунифицированные формы, которые не имеют однозначной трактовки, а также система управления в самой образовательной организации допускает дублирование информации, получаемой от разных структур;

  • информации, полученной в ходе выполнения запроса, редко дается аналитическая интерпретация, в результате чего решения принимаются без учета существующих закономерностей и тенденций;

  • недостаточный уровень информационной культуры руководителя приводит к тому, что решения принимаются на основе принципа «из опыта работы».

В связи с этим, система управления с использованием ИКТ, которая бы позволяла повысить эффективность принятия управленческих решений, должна отвечать следующим условиям:

  • система не должна быть требовательна к высокой или специфической квалификации пользователя;

  • система не должна быть требовательна к увеличению мощности аппаратной части и к существенному обновлению программной части автоматизированное место руководителя (администратора) и пользователей;

  • система должна иметь гибкую структуру и в реальном времени отслеживать процессы, происходящие в образовательной организации.

Информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы, построенное на создании информационных систем и использовании ИКТ, дает возможность снизить трудности в повышении эффективности принятия управленческих решений и расширить сферу использования информации. При этом каждая информационная система предстает как совокупность обеспечивающих подсистем: информационной, организационной, правовой и программной.

Развитие информационных технологий организационного управления дает возможность делать кадровый учет оперативным и обрабатывать данные в режиме реального времени. Кроме того, теперь вероятность ошибки в результате человеческого фактора намного ниже благодаря внедрению новых подходов. Если огрехи уже были допущены, с помощью современных инструментов их гораздо легче исправлять.

Для успешной организации принятия управленческих решений руководителю школы сегодня необходимо уметь анализировать образовательный процесс, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения. Оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в связи с возрастающими требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема управленческой информации может информационное обеспечение, которое представляет собой совокупность специфических ресурсов, процессов и технологий, предназначенных для решения управленческих задач.

При использовании описанных систем можно максимально охватить все сферы деятельности внутри организации. Основная причина – это единое пространство, в котором принимаются управленческие решения.

Администрации школы необходимо формировать собственную информационную культуру и организовать условия для формирования информационной компетентности всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Важно учитывать информационную потребность педагогических работников, создавать сервис для удовлетворения потребностей педагогического коллектива. Руководитель учреждения должен методически подготовить себя и педагогический коллектив к реализации безбумажного документооборота образовательного учреждения.

Вывод:

Все направления информатизации учебного процесса взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Без сомнения, информационные технологии, автоматизированные информационно-аналитические системы, помогут руководству учебными заведениями оперативно и эффективно принимать управленческие решения, грамотно осуществлять анализ и планирование работы педагогического коллектива, без затруднений подготовить основные документы в процессе самоанализа при аттестации учебного заведения.

    1. Информационная культура руководителя образовательной организации

Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах и означал культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей.

Информационная культура имеет различные толкования:

 как важнейший компонент духовной культуры человека (Н.М.Розенберг);

 как понимание современной картины мира (В.А.Извозчиков);

 как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В.Н.Соловьев);

 как новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие (В.Н. Михайловский) и т.п.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

  • в овладении основами аналитической переработки информации;

  • в умении работать с различной информацией;

  • в знании особенностей информационных потоков в своей области

деятельности;

  • системные знания в области информационных технологий.

Управление рассматривается нами как целенаправленная деятельность по согласованию субъект-субъектных отношений и действий для поддержания целостности системы и приведения ее в заданное (программируемое) состояние. В соответствии с данным подходом к пониманию сущности управления становится возможным исследовать информационную культуру руководителя школы, в том числе и через изучение особенностей формирования организации, согласования им межличностных внутришкольных отношений

В понятии «информационная культура руководителя школы» ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс. Способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Место изучаемого понятия «информационная культура руководителя школы» находится в сфере культуры труда, культуры профессиональной управленческой деятельности в образовании.

Управление рассматривается как целенаправленная деятельность по согласованию субъект-субъектных отношений и действий для поддержания целостности системы и приведения ее в заданное (программируемое) состояние. В соответствии с данным подходом к пониманию сущности управления становится возможным исследовать информационную культуру руководителя школы, в том числе и через изучение особенностей формирования организации, согласования им межличностных внутришкольных отношений.

Анализ рассматриваемого понятия в таком аспекте позволяет говорить об информационной культуре как о свойстве личности руководителя школы, которое проявляется во всех аспектах его деятельности как профессионала.

Рассматривая процесс управления школой в логике технологического цикла и задач, стоящих перед руководителем школы, можно выделить внутри информационной культуры ее составную часть, отвечающую за процесс управления – технологическую культуру. Тем самым можно выделить в требованиях к информационной культуре руководителя школы технологическую составляющую и собственно информационную культуру:

  • умение получать оперативную информацию о системе внутришкольного управления;

  • извлекать информацию из различных источников, представляя ее в лаконичном виде;

  • ставить реальные цели, способствующие достижению высоких результатов;

  • организовать количественный учет достижений ученика, учителя, коллектива в целом;

  • унифицировать внутришкольные документы, отчеты, справки, формы, организовать компьютерную обработку данных;

  • обеспечить эффективный сбор педагогической информации в заданные сроки и в полном объеме;

  • организовать поддержку и обновление массивов информации;

  • владеть основами аналитической обработки информации;

  • обеспечить классификацию управленческой информации по тематикам для оперативного извлечения необходимой информации.

Данные требования являются основой для критериев информационной культуры руководителя школы. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. В то же время информационная культура отражает и особенности профессиональной деятельности человека.

Исходя из разнообразия взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры руководителя, можно сделать вывод, что две позиции наиболее четко просматриваются в большинстве точек зрения:

  • в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания и умения, которыми должен владеть специалист;

  • информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

Информационная культура руководителя школы влияет на эффективность его управленческой деятельности при условии:

  • осмысления руководителем уровня развития собственной информационной культуры;

  • целенаправленной деятельности руководителя по развитию своей информационной культуры;

  • диагностики адекватности уровня развития собственной информационной культуры объективным требованиям;

К критериям эффективности деятельности управленческих органов и должностных лиц относятся:

  • степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе органа и государственной должности;

  • законность решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц;

  • реальность управляющих воздействий, переводящих управляемую систему из одного состояния в другое, более высокое, рациональное, эффективное;

  • характер и объем взаимосвязей управленческих органов и должностных лиц с гражданами, их объединениями, трудовыми коллективами, различными слоями населения;

  • содержание любых управленческих актов с точки зрения отражения в них запросов и нужд людей, направленности на их благополучие и развитие;

  • мера обеспечения в решениях и действиях управленческого органа и должностного лица государственного престижа соответствующего органа и государственной должности;

  • правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой управленческими органами и должностными лицами;

  • нравственность, состоящая в морально-идеологическом влиянии управленческой деятельности на ―внешнюю‖ среду, на людей, с которыми управленческие органы и должностные лица соприкасаются, взаимодействуют, совместно решают различные проблемы.

Системное использование указанных критериев позволяет глубоко исследовать и объективно оценить управленческую деятельность.

Управленческая деятельность руководителя школы включает в себя обработку больших объемов информации. Для того чтобы эта информация действительно помогала принимать правильные управленческие решения, она должна быть объективной, поступать своевременно, отражать динамику изменений в объекте управления. Кроме того, нужны технологии при помощи, которых управленец сможет обработать эту информацию быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени.

Управленческие функции связаны между собой с помощью информации. Процесс обмена информацией – это связывающая, т.е. коммуникативная функция управления.

Исходя из задач информатизации образования в целом, информатизации управления в частности, понятий «информационная культура», «информационное обеспечение», «информационная культура», уровней применения ИТ в управление образовательными системами и понимания эффективности как соотношения результатов и затрат деятельности организации осмелимся предположить, что информационные технологии положительно влияют на показатели, характеризующие труд в сфере управления:

 экономия затрат труда и времени;

 повышение информированности о состоянии управляемой системы;

 оперативность принятия управленческих решений;

 адекватность и продуктивность управленческих решений;

 оптимизация и автоматизация информационных процессов;

 повышение интеллектуального потенциала.

Современный руководитель образования XXI века осуществляет эффективно свою деятельность в том случае, если применяет информационные технологии и обладает информационной культурой.

Важным элементом эффективной системы управления образовательным учреждением является стиль управления. Стиль управления – это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации. Сегодня наиболее значимым для руководителя образовательным учреждением определяется рефлексивный стиль управления, предполагающий введение таких ценностей в обиход управленца, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей и т.п.

Целесообразно проводить систематически независимый анализ управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, используя «Основные критерии для оценки эффективности управленческих решений» (Приложение 2., с.53)


Вывод:

Таким образом, для успешной организации принятия управленческих решений руководителю школы сегодня необходимо уметь анализировать образовательный процесс, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения. Оптимизировать управленческую деятельность руководителя школы в связи с возрастающими требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема управленческой информации может информационное обеспечение, которое представляет собой совокупность специфических ресурсов, процессов и технологий, предназначенных для решения управленческих задач.

Применение системного анализа к рассмотрению проблемы развития информационной культуры руководителя школы позволяет сделать вывод, что информационная культура может выступать и как условие эффективности управленческой деятельности, и как ее составляющая, и как одна из характеристик носителя профессиональной управленческой деятельности.


Выводы ко второй главе:

Использование ИКТ в управленческой работе образовательного учреждения позволяет повысить оперативность выполнения решений, снизить временные затраты на подготовку и ведение документации, модернизировать делопроизводство, перевести всю деятельность школы на более качественный современный уровень.

Информационная среда учебного заведения существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин и снижает трудоемкость работы учителя при подготовке и проведении занятий. Информатизация преподавания полезна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, общую информационную культуру учителя.

Надежно и качественно организованная информационная среда позволяет мобильно, качественно и оперативно создавать, сопровождать и пополнять информационный банк данных школы по различным направлениям, что, в свою очередь, решает ряд проблем, связанных с поиском необходимой информации, ее обработкой и использованием в ходе учебно-воспитательного процесса.

Внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением в рамках реализации федеральных государственных стандартов второго поколения, будет успешным, если сам руководитель будет заинтересован в этом процессе. Если он зажигается сам и сможет увлечь этим направлением педагогов образовательного учреждения, сможет своим примером зажечь всех участников образовательного процесса.

Повышение эффективности деятельности руководителя и всей организации, эффективности принимаемых решений целиком и полностью зависит от компетентности руководителя в процессе внедрения в свою деятельность и деятельность всего коллектива новых информационно-коммуникационных технологий.


Заключение

Управление любой социальной системой прежде всего процесс переработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационный обмен. Школа - типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянный обмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и с окружающей ее социальной средой. Проблема совершенствования управления в школьном образовании в значительной степени определяется качеством используемой информации для принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационных аспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательных систем, не позволяет обеспечить управление качеством образования.

Особенности современной ситуации таковы, что самое низшее звено системы управления образованием - образовательные учреждения - приходят к выводу о необходимости использования информационных систем управления в образовательном процессе. В связи с этим остро встает вопрос об интеграции существующих и создаваемых баз данных в единую информационную сеть, позволяющую получить и проанализировать объективную информацию «из первых рук» на всех уровнях: от федерального до муниципального. При подобном варианте внедрения информационных систем управления, необходимо будет лишь дополнить существующие базы необходимой информацией.

Можно констатировать наличие в управлении современной школой несоответствия, противоположностей и противоречий между:

  • возросшими требованиями к обеспечению качества образования и реально существующими условиями информационно-аналитической деятельности руководителя школы;

  • необходимостью оптимизации управленческой деятельности руководителя школы в целом на основе новых информационных технологий и существующими на сегодняшний день разработками отдельных аспектов этого процесса;

  • между наличием большого количества специальных программных продуктов и стихийным и эпизодичным их использованием в управлении школой.

Анализ актуальности и противоречий позволяет определить проблему, которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения, способствующего оптимизации управленческой деятельности руководителя школы.

Полученные в ходе работы теоретические положения и подходы позволяют расширить представления в области повышения эффективности управления в образовательной организации с помощью информационно-коммуникативных технологий. И могут быть использованы как теоретико-методологическая основа для дальнейших научных разработок этой проблемы.

В современных условиях от умения руководителей образовательной организации грамотно использовать инструментарий информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности зависит не только повышение эффективности управленческих решений как продукта деятельности руководителя, но и скорость их формирования.

Разработка информационных основ в теории школьного образования недостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечивать управление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенности это касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления. Практически отсутствуют работы, предметом которых был бы анализ всей структуры информационных связей от обучаемого до руководителя школы.

Современная педагогическая практика встречается с вполне очевидным противоречием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленной и доступной для всех участников образовательного процесса информацией для создания эффективных информационных моделей, позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в меру своих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведении школьных преобразований. Сейчас активно набирают популярность онлайн-курсы и дистанционное обучение, для сохранения применяют крупные базы данных. Виден тренд на развитие мобильных технологий и интернета вещей, сбор и анализ больших данных, активное участие алгоритмов машинного обучения. 

Таким образом, после изучения довольно обширного теоретического научного и методического материала по теме работы, были решены следующие задачи: изучено состояние проблемы оптимизации управленческой деятельности руководителя школы; рассмотрены вопросы совершенствования управления школой; изучена сущность информационного обеспечения в управлении школы; проанализированы особенности использовании информационных систем и средств для решения задач управления школой.

Необходимым условием обеспечения эффективности принятия управленческих решений является их информационное обеспечение. Информационное обеспечение принятия управленческих решений состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние образовательной системы образовательного учреждения.

Список использованных источников

  1. Учебное пособие. Куприянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА - М., 1995 - С.69.

  2. Максимцов М.М, Игнатьева А.В., Менеджмент, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - С. 23.

  3. Учебное пособие. Куприянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА - М., 1995 - С. 43.

  4. Ильин, А.И. Принятие управленческих решений / А.И. Ильин. – Минск: БГЭУ, 2003. – 340 с. 4. Косарев, В.П. Компьютерные системы и сети / В.П. Косарев, Л.В. Еремина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 325 с.

  5. Документы и делопроизводство: Справочное пособие /Т.В. Кузнецова, М.Т. Лихачев, А.Л. Райхцаум, А.В. Соколов: Сост. М.Т. Лихачев. -- М.: Экономика, 1991, С. 271.

  6. Шафрин Ю. Информационные технологии, - М., ООО" Лаборатория базовых знаний”, 1998. - С. 134

  7. Компьютерные технологии обработки информации. /Под ред. Назарова С.И. - М.: Финансы и статистика, 1996. - С. 79.

  8. Гаврилова О.Т. Локальные нормативные акты школы по организации методической работы /О.Т.Гаврилова, Т.П. Лебедева, Т.Г. Савенкова // Практика административной работы в школе., 2012.

  9. Маскин В.В. Управленческая деятельность завуча школы в условиях – М.: Аркти, 2005.

  10. Моисеев А.М. Основы стратегического управления школой – М.: Центр пед. образования, 2015

  11. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. – М.: «Новая школа». 2001 г.

  12. Фортов В. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства // Народное образование. - 2002г., №7.

  13. Шамова Т.И., Чекмарѐва Т.К. Совершенствование системы внутришкольной педагогической информации как важнейшее условие реализации школьной реформы. М. – 1985г.

  14. Трифонов Ю.В., Трифонов Д.Ю. Информационная среда как

необходимый сектор рыночной экономики // Сб. международного конгресса "Маркетинг и проблемы информатизации предпринимательства". – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996 г.

  1. Ямбург Е. Единое информационное пространство школы: педагогический аспект. – М. – 2003 г.


Приложения


Приложение 1.













































Рис. 1. Примерная структура единого информационного пространства образовательного учреждения



Приложение 2.


Таблица 1. Основные критерии для оценки эффективности управленческих решений

Критерии

Коэффициент

Показатели

1

Констатирующая часть

1



0

Приведение цели и причины решения

Отсутствие цели и причины решения, ибо плохое решение – это полное его отсутствие

2

Поясняющая часть

1


0,8

Комментирование для лучшего понимания решения.

Отсутствие объяснения

3

Постановляющая часть

1



0,8

Содержание перечня заданий для исполнения

Полное отсутствие перечня заданий, которые исполнители должны принимать во внимание

4

Форма и наименование документа

1





0

Присутствие названия формы документа, наличие официального бланка, а также указание атрибутов ответственного лица.

Отсутствие названия формы документа, официального бланка, а также атрибутов ответственного лица

5

Мотивирование решения

1


0,9

Обещание в виде премии, повышения оклада и т.д.

Отсутствие стимулирования

6

Здоровье

1





0,9

Учет физических, умственных, психологических и эмоциональных характеристик исполнителей

Отсутствие учета физических, умственных, психологических и эмоциональных характеристик исполнителей

7

Правомерность (соблюдение законодательства)

1


0

Соблюдение законов


Нарушение законов (уклонение)

8

Точность

1


0

Четкое определение сроков выполнения заданий

Отсутствие определенных сроков выполнения заданий