СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из личностных характеристик портрета выпускника начальной школы является любознательность, активное и заинтересованное познание мира [4, 4]. В Большом толковом словаре русского языка познание имеет несколько значений: процесс приобретения знаний, постижение закономерностей, объективного мира, а также совокупность знаний в какой-либо области [2, 891]. Значение слова «любознательный» объясняется как «стремящийся к приобретению новых знаний; пытливый» [2, 510].

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у младшего школьника»

Александрова Ирина Сергеевна,

Студент – магистрант, ФГБОУ ВО «Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

e-mail:[email protected]

Aleksandrova Irina Sergeevna,

Student – undergraduate, of the I. Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF DEVELOPMENT OF INFORMATIVE INTEREST AT YOUNGER PUPILS


Аннотация: В данной статье выявлено значение информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательного интереса младших школьников.

Annotation: This article reveals the importance of information and communication technologies in the development of cognitive interest of younger schoolboy.

Ключевые слова: младший школьник, познавательный интерес, информационно-коммуникационные технологии.

Key words: younger schoolboy, cognitive interest, information and communication technologies


Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы (академик А.П. Семенов)


Одной из личностных характеристик портрета выпускника начальной школы является любознательность, активное и заинтересованное познание мира [4, 4]. В Большом толковом словаре русского языка познание имеет несколько значений: процесс приобретения знаний, постижение закономерностей, объективного мира, а также совокупность знаний в какой-либо области [2, 891]. Значение слова «любознательный» объясняется как «стремящийся к приобретению новых знаний; пытливый» [2, 510].

Действительно, любознательный человек проявляет неустанный и прочный интерес к знаниям и старается приобрести их больше и больше. Большой энциклопедический словарь трактует интерес (от латинского interest – имеет значение, важно) как отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному [1,453]. Познавательный интерес формируется в течение первых лет жизни в определенных условиях и под воздействием определенных факторов, так как человек не рождается с этим качеством. Отсутствие интереса у ученика говорит о трудностях в освоении материала. Для развития познавательного интереса у младшего школьника используется и интересное оформление урока, и связь школьного материала с личным опытом ученика. Вследствие формирования познавательного интереса ученик становится ответственным, активным и энергичным, уверенным в себе и удовлетворенным от проделанной работы. Безусловно, человек активный, деятельный, энергичный много читает, изучает, знает. Читая, он обогащает словарный запас и багаж знаний. Изучая окружающий мир, развивает логику, мышление, интуицию. Таким образом, любопытный человек узнает больше и осознает, что необходимо познавать действительность, чтобы открывать новые горизонты.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования уделяет много внимания не только развитию когнитивных способностей, умственной работоспособности, активной учебной деятельности, но и формированию познавательного интереса обучающегося. С этой целью установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Такие личностные качества младшего школьника, как любознательность, ответственность, общительность, творческая направленность – формируются в процессе учебной деятельности. Чтобы поддерживать познавательный интерес младшего школьника, который первоначально у ребенка проявляется как любопытство, учителю необходимо создавать необходимые условия для его развития и выбирать правильные пути. Прежде всего, строить занятия таким образом, чтобы создавать ситуации решения задач и активного поиска, потому что мыслительная деятельность младшеклассника пробуждается именно в процессе творческого мышления. Создавая проблемную ситуацию, учитель побуждает ученика самостоятельно принимать решение. Необходимо также учитывать индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, избегать перегрузки, так как системно-деятельностный подход, который лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [4, 4]. И, таким образом, умело направлять ум подопечного на поиск необходимой информации для принятия правильного решения, используя информационно-коммуникационные технологии. Немаловажным фактором является также эмоциональная атмосфера занятий, так как в процессе учебной деятельности происходит деловое общение: учителя с учениками, учеников друг с другом. И если ученик чувствует себя лучшим, умным, догадливым, то это доставляет ему удовлетворение собственной деятельностью и утверждает чувство собственного достоинства. Таким образом, можно добиться, чтобы познавательный интерес стал устойчивой чертой личности младшего школьника.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, метапредметные результаты предполагают универсальные учебные действия обучающихся. Например, умение использовать компьютерные технологии проявляется в использовании различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, а также использование возможности Интернета для учебы, общения, работы [4, 6]. Метапредметные знания, необходимые школьнику для решения образовательных задач и жизненных ситуаций, формируются не на конкретном уроке, а в течение всего обучения. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования младшего школьника по предметной области «Математика и информатика», конечно же, формируются на уроках. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает формирование у обучающихся первоначального представления о компьютерной грамотности.

Познавательный интерес младшего школьника можно рассматривать как потребность в новых знаниях, с помощью которых он учится ориентироваться в окружающем мире. Исследователи выделяют разные средства его развития: игровые формы работы, сотрудничество, проектная деятельность. На наш взгляд, наиболее эффективным средством развития познавательного интереса младшего школьника является использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Согласно утвержденному учебному плану, составленному в соответствии с требованиями действующего стандарта, ученики 1-4 классов МБОУ «Чемуршинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики изучают двенадцать учебных предметов [3]. Без сомнения, каждому учителю хочется, чтобы ученики не теряли интереса к учебе, были активными, любознательными. Ученики ждут урок с нетерпением, если знают, что получат не только новые знания, но и удовольствие от работы. Опытные учителя понимают, что активная учебная деятельность зависит и от мастерства самого учителя. Так, на уроках учителя Чемуршинской основной общеобразовательной школы широко применяют презентации, аудиосредства (проектор), видеосредства, мультмедиа, что позволяет дополнять содержание и методику преподавания. Например, на уроке русского языка «Понятие о словах, называющих предметы (имя существительное). Введение» во втором классе была использована презентация. На слайдах представлены одушевленные (отвечают на вопрос «Кто?») и неодушевленные (отвечают на вопрос «Что?») имена существительные. Так как у обучающихся в младших классах восприятие слабо дифференцированное, то красочные слайды способствуют наглядно, ярко, живо увидеть знакомые предметы, зафиксировать их на эмоциональном уровне и запомнить. Внимание становится концентрированным и устойчивым, когда информация преподносится красочно, ярко, эмоционально. К тому же второклассники легко утомляются из-за однообразной деятельности, а слайды вносят разнообразие в их учебную деятельность. Мультмедийное оборудование и презентация были использованы на уроке математики «Периметр прямоугольника» во втором классе. Обсуждение значения слова «периметр» заканчивается демонстрацией слайдов. Выполняя практическую работу: вычислить периметр квадрата, прямоугольника - правильные ответы ученики находят на соответствующих слайдах и сверяются со своими ответами. Так как математика - предмет специфический и усвоить материал может далеко не каждый, именно грамотно составленная презентация способствует поддержанию интереса детей в течение всего урока. Учитель может добиться желаемой производительности труда, когда дети проявляют активность. А активны они только тогда, когда им интересно познавать.

Применение информационно-коммуникационных средств обеспечивает соблюдение таких дидактических принципов, как наглядность, доступность, активность, научность, сознательность и прочность обучения. Посещение и анализ уроков автором данной статьи во время прохождения педагогической практики показывает их высокую плотность и интенсивную смену видов деятельности младших школьников. Включая в урок занимательные приемы, учителя помогают младшему школьнику преодолевать трудности в усвоении материала, усиливают их интерес к получению новых знаний, создают условия для успешной учебы.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет обучающимся ориентироваться в потоке информации, помогает овладевать способами работы с ней, развивает умение обмениваться полученным материалом с помощью Интернета. Учитель, применяющий информационно-коммуникационных технологий на уроке, не просто объясняет материал с помощью иллюстраций, а вовлекает ученика в образовательный процесс как активного участника. Это способствует деятельностному обучению, повышению положительной мотивации и уровня знаний, активизации умственной деятельности обучающихся, их личностному росту.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроке является одним из эффективных средств развития познавательного интереса у младшего школьника.


Литература

1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., М: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинг», 1999 – 1456 с.

2. Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.

3. Сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чемуршинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики. Режим доступа: http://www.shemal-yaltch.edu21.cap.ru

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373, в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357. Режим доступа: http: // www.edu.ru