Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе
Внедрение ИКТ предполагает творческое и гибкое целенаправленное использование мощного инструмента: компьютерной техники, облачных технологий, коммуникаций, новых видов документальной связи на разных этапах учебной деятельности учителями, родителями и учениками. Сегодня, учитывая особенности детей как представителей поколения Z, использование компьютерной техники и гаджетов является основным элементом образовательного процесса. Не только педагоги, но и общество в целом придает большое значение внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Новая образовательная среда предполагает новые формы работы, новые образовательные технологии, мотивирующие к обучению, творчеству.
ИКТ становятся инструментами, влияющими на внедрение и успешное использование инновационных форм и методов обучения. Но основным звеном остаются учителя, поскольку технологии не могут его заменить и к тому же они постоянно модернизируются. Поэтому образовательный процесс зависит от того, как педагоги, выполняя свои функции, используют эти технологии.
Важную роль во внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс современной школы играют следующие аспекты:
– знание роли информации и информационной деятельности, способности к использованию современных информационных-коммуникационных технологий;
– использование сетевых и информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности учебной деятельности и более рациональной организации работы;
– умение использования этих технологий при подготовке к уроку;
– творческое использование сетевых, программных и аппаратных ресурсов при презентации результатов работы.
Применение информационно-коммуникационных технологий для быстрого поиска необходимой информации в Интернет и для ее обработки, овладения работой с компьютерной техникой и гаджетами позволяют реализовать обучение в любом месте и в любое время, что позволяет использовать в несколько раз. больше данных и информации, чем раньше, ускоряет обновление знаний и соответствующим образом дополняет стандартные обучающие тексты и учебники.
Использование ИКТ становится полезным на всех этапах образовательного процесса:
– при представлении нового материала;
– в ходе закрепления усвоенных сведений;
– при решении задач или решении практических задач;
– для повторения изученного материала;
– при самоконтроле;
– при проведении контрольных мероприятий.
Использование ИКТ позволяет улучшить наглядность представляемого учителем материала. Для этого учитель может использовать целый комплекс средств визуализации: схемы, фотографии, инфографика, гистограммы, презентации, интерактивные модели, видео и т.д. А средствами, помогающими ему в этом, являются плазменный экран, мультимедийный или интерактивный проектор, интерактивная доска, компьютер и другое оборудование.
Эти средства создают привлекательную атмосферу на занятии, а значит, выполняют мотивационную роль. Ведь интереснее выполнять задание красиво оформленное задание, представленное в интерактивной форме.
При использовании онлайн-сервисов, доступ к которым учащиеся имеют доступ в удобное время и с любого устройства, создается атмосфера, побуждающая их к самостоятельному обучению и самоконтролю.
Итак, информационно-коммуникационные технологии обеспечивают учебный процесс широким спектром инструментов, которые увеличивают объем информации, наглядности, позволяют рационально организовывать работу на уроке, проводить тренировочные упражнения, визуализировать учебный материал, очно и дистанционно контролировать знания.
Облачные технологии – это неограниченная среда для обработки и хранения информации. Работа в облаке направлена на уменьшение затрат и повышение эффективности работы с информацией. Основной. характеристикой облачных технологий является возможность обрабатывать информацию независимо от места нахождения и имеющихся в данный момент технических средств. Человек может работать с облачными услугами из любой точки мира и любого устройства, имеющего доступ в Интернет, и быстро реагировать на события и потребности.