Информационно-образовательная среда (ИОС) - это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.
Современная информационно-образовательная среда должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни. ИОС должна гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке учителей и тьюторов, открытость по отношению к семье и обществу, обеспечивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, использование творческого и профессионального потенциала учителей.
Информационная среда - это часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида. Вид этой деятельности определяет характер информационной среды. Так, учебная деятельность протекает в учебной информационной среде предмета, класса, школы и т.д.
Следует учитывать, что одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет только возможность индивиду получения необходимых для него данных, сведений и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать и обучать.
Информационная среда характеризуется:
• материальным обеспечением, то есть наличием материальных носителей информации (литература, средства массовой информации, компьютеры и компьютерные сети и т.д.) и их хранилищ (библиотеки, архивы, видеотеки и т.д.);
• информационным обеспечением, то есть возможностью доступа к материальным носителям информации для формирования навыков работы с информацией (умение использовать разнообразные методы поиска, хранения, обработки, систематизации, анализа, оценки информации и др.);
• коммуникативным обеспечением, то есть возможностью необходимого и полноценного общения, непосредственного или с помощью средств коммуникации с друзьями, с учителями, со специалистами в той или иной области и т.д.