СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-познавательный проект "Мифы и легенды моего родного края"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа выполнена в рамках РИКО ИП 7 класс в 2025 году.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект "Мифы и легенды моего родного края"»

Министерство образование и науки Челябинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Полетаевская средняя общеобразовательная школа»















Информационно-познавательный проект

«Мифы и легенды моего родного края»











Автор: Мухаметчин Артем

ученик 7 «Г» класса

МОУ «Полетаевская СОШ»

Челябинская область, п. Полетаево

Наставник:

Ивасюк Валентина Васильевна

Учитель музыки

МОУ «Полетаевская СОШ»







п. Полетаево, 2025 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…………………………...3

Глава 1. Мифы и легенды ………………………….………………………..…………….…4

    1. Что такое легенды и мифы …………………………………………………………….....4

    2. Главные создатели мифов и легенд на Южном Урале …………………………...…….5

Глава 2. Интересные места легенд Южного Урала ………………………………………7

    1. Красивые места на Южном Урале ………………………………………………...…......7

    2. Сборник легенд и мифов Южного Урала……..…………………………..………….....10

Заключение………………………………………..…………………………………...……... 11

Список использованной литературы и интернет ресурсов………………………….….12 Приложение................................................................................................................................13

.













Введение

«Уральские сказы, что камешки в горе.

Один копнешь – на целый занорыш наткнешься, -

и такой, что цены ему не будет».

П. Бажов

В стародавние времена народ знал характер и силу каждого деревца, горы, озерца, реки и слагал об их силе и красоте легенды, наделял их различными способностями и с глубоким уважением относился к ним, благодаря за недра, богатство и любовь к людям.

Фольклор, легенды и мифы у каждой местности свои. Ведь даже сейчас в наш «век просвещения» не всегда удаётся узнать что-то важное и интересное про свой родной край.

Изучение легенд и мифов родного края не только познавательно, но и необходимо для развития гармоничной личности и знания своих корней.

Ведь события прошлого влияют на наше настоящее и будущее, и знать их для человека важно и необходимо. Потому что, иногда факты, отражённые в легендах и мифах, могут рассказать больше, о том, что было до нас.

Южный Урал – удивительное место. Красота природы – древнейшие горы и величественные озера, леса, горные реки и таинственные пещеры.

Многовековая история, мифы и легенды – все это Урал. Про красоту Южного Урала, про легенды, которые люди придумывали в давние времена и с какими уральскими местами их связывали.

Актуальность - Сегодня в век технологий и открытий очень важно суметь не оторваться от своих корней, приблизиться к культуре прошлого и настоящего своей «малой родины».

Проблема – Проект решает проблему утери исконных ценностей, связанных с культурным наследием и историей родного края, а также помогает сохранить и передать будущим поколениям народные предания и образы.

Цель проекта – Изучить происхождение и значение легенд и мифов Южного Урала для народной культуры и исторической памяти.

Задачи: Познакомится с понятиями легенда и миф;

    1. Познакомится с создателями мифов и легенд на Южном Урале;

    2. Изучить красивые места на Южном Урале;

    3. Создать сборник легенд и мифов Южного Урала.

Составлен план работы над проектом (приложение №1)



Глава 1. Мифы и легенды

    1. Что такое легенды и мифы

Когда происходит какое-то событие, люди начинают передавать информацию об этом событии друг другу. При передаче информации происходит ее искажение. Один человек что- то не договорил, другой, наоборот, что-то добавил от себя, третий недослышал, четвертый недопонял и рассказал, как понял и т.д. Таким образом это событие обрастает всякого рода байками и небылицами, так и образуются легенды.

Кто создает легенды? Конечно, народ. Разумеется, легенду при­думывает какой-то один человек, но при передаче от одного челове­ка к другому она обрастает новыми подробностями, приобретает новый поворот событий, меняется интерес к отдельным моментам. Народ шлифует ее, создавая законченное художественное произве­дение. Но все же бывают случаи, когда автор легенды известен.

Легенды представляют собой один из видов сказочной прозы. Вероятнее всего, первые такие народные сказания появились задолго до письменной речи и сначала передавались от поколения к поколению в виде устных преданий. Впоследствии рассказы о волшебных превращениях и подвигах героев стали заноситься на бумагу, обрастая при этом новыми невероятными подробностями.[1]

И мифы, и легенды — это истории или повествования, которые передаются из поколения в поколение. Основное различие между мифом и легендой заключается в том, что миф – это традиционное повествование, особенно касающееся ранней истории людей или объясняющее природное или социальное явление, и обычно включающее сверхъестественных персонажей или события, в то время как легенда – это традиционное повествование, которое иногда принято считать историческим, но не подтвержденным.

Миф — это традиционная история, уходящая корнями в народные верования или религию. Обычно они касаются ранней истории народа или объясняют природные или социальные явления с помощью сверхъестественных событий или существ. Мифы описывают истории, которые происходят в безвременном прошлом и включают в себя сверхъестественных или фантастических персонажей, таких как божества и полубоги. Греческие и римские боги – хороший пример мифов. Время в этих историях не определено, а все герои обладают сверхъестественными способностями. [5]

Легенда — это традиционное повествование, которое в народе воспринимается как исторический факт, но не подтверждается. Легенды обычно имеют некоторую связь с реальными событиями или местами, и в них есть некоторая фактическая основа, поэтому их принято считать правдивыми.

Легенды также сплетены вокруг исторических личностей, которые считаются героями. Но их героические поступки часто преувеличиваются и искажаются в легендах. Однако эти персонажи и события могут быть дополнены множеством сверхъестественных элементов. [4]

Учитывая все эти факты, можно прийти к выводу, что хотя легенды и содержат некоторые факты, они не являются полностью реальными.

    1. Главные создатели мифов и легенд на Южном Урале

Наиболее известным автором сказов о Южном Урале являются Павел Петрович Бажов. Для писателя Урал стал вдохновением для легенд, сказок, сказов. Павел Петрович Бажов (1879-1950) – замечательный уральский сказочник. Он родился в семье рабочего Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга, помышлял о карьере священника, но стал журналистом.

Знаменитая книга сказов П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939) обрела любовь и признание как взрослых, так и детей разных стран. В «Малахитовой шкатулке» воссоздан особый мир прошлого горнозаводского Урала, где добрым и честным людям помогают таинственные силы уральских недр и самой природы: Медной горы Хозяйка, Голубая Змейка, Серебряное копытце.

Довольно часто героями бажовских сказов становятся дети, и если они проявляют бесстрашие и чистоту сердца, то волшебные силы всегда награждают их чем-то особенным, что не даётся взрослым, как, например, в сказе «Голубая змейка» двое соседских мальчишек, Ланко и Лейко, что получили за свои добрые души вознаграждение от голубой змейки. В сказах П. П. Бажова показана ценность таких человеческих качеств, как мастерство и трудолюбие, упорство в достижении цели и бескорыстие, как в «Хрупкой веточке», где мальчик Митя, несмотря на свои отличия, всё равно был добрым и трудолюбивым мальчишкой с особенными талантами.

Читая произведения уральского сказителя, можно оценить его сочный, яркий язык, его фантазию и великий дар сохранять в письменном слове устные предания уральского люда. [9]

Писательница, автор уральских сказов, популярных среди читателей всех возрастов в 60-е, 70-е годы прошлого века - Власова Серафима Константиновна (1901-1972). Родилась в 1901 году в Томске, жила в посёлке Верх-Исетского завода, где начала учительствовать, затем – в Сысерти, на родине Павла Бажова, в Челябинске. Как и Бажов, она слышала таинственные истории о Хозяйке медной горы, о подземных сокровищах, о славном и таинственном прошлом Уральского края. Писать Серафима Константиновна начала поздно, когда вышла на пенсию. [10]

Любимый жанр – сказы. Много ездила по области, собирала русские и башкирские народные сказы, затем занялась созданием собственных.

Ряд сказов Власова посвятила уральским умельцам: «Чугунная цепочка», «Поют камни», «Васяткин сапожок». В сказах Власовой говорится о дружбе народов разных национальностей, издавна населяющих нашу территорию. Язык сказов Власовой очень образный, яркий, в сказах много народных пословиц и поговорок. [2]











































Глава 2. Интересные места легенд Южного Урала

2.1. Красивые места на Южном Урале

Родина — это Россия, но у каждого из нас есть место, где он родился, где все кажется особенным, прекрасным и родным. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина.

Южно-Уральский государственный природный заповедник

Этот заповедник, занимающий наиболее высокую часть Южного Урала, находится на территории Башкортостана и Челябинской области. Он был образован в 1978 году в местах, где расположены несколько горных хребтов: Машак, Нары, Кумардак и южная часть хребта Зигальга. Здесь же находится самая высокая вершина Южного Урала – гора Ямантау. По заповедной территории проложены туристические маршруты, которые проходят по живописным уголкам. (Приложение №2)

Национальный парк «Зюраткуль»

Кроме национального парка «Зюраткуль» такое же название имеют горный хребет и озеро – одно из самых высокогорных на Южном Урале. Эти природные объекты, как и другие горы, скалы, торфяные болота и реликтовые леса, расположены на площади национального парка, созданного в 1993 году. Его территория находится на стыке лесостепной и таежной природных зон, что определяет богатство флоры и фауны.  На берегу озера Зюраткуль археологи обнаружили 12 стоянок древних людей, которые относятся к эпохам мезолита и неолита. Артефакты, найденные при раскопках, представлены в экспозиции Саткинского краеведческого музея. Но самая загадочная находка была сделана в 2011 году. На снимках парка «Зюраткуль», выполненных из космоса, был обнаружен геоглиф размером 195 на 218 метров, похожий на рисунки в перуанской пустыне Наска. Уральский геоглиф напоминает изображение лося, а его происхождение до сих пор является предметом дискуссий. (Приложение №3)

Комплекс под открытым небом «Аркаим»

В 1987 году на территории Челябинской области были найдены остатки укрепленного поселения Аркаим, которое археологи отнесли к эпохе бронзового века. В ходе раскопок было обнаружено поселение с центральной площадью, окруженное обводным рвом и двумя кольцами земляных валов. Оно отличается уникальной для таких сооружений сохранностью и целостностью исторического ландшафта. Сегодня Аркаим – комплекс под открытым небом, который стал филиалом Ильменского государственного заповедника. На его территории расположены: Музей-реконструкция кургана «Темир»; воссозданный поселок медно-каменного века; Этнографический музей «Казачья усадьба»; Музей природы и человека; стойбище степных кочевников; Музей древних производств. Всего на территории городища было обнаружено свыше 70 памятников, принадлежащих к разным эпохам. (Приложение №4)

Александровская сопка

Одна из вершин хребта Урал-Тау имеет название Александровская сопка, высоту 843 метра и форму скалистого гребня. Есть две версии происхождения названия горы. По одной из них, сопку стали называть Александровской после визита в город Златоуст императора Александра I в 1824 году. По другой версии, гора получила свое название после того, как на ее вершину в 1837 году совершил восхождение будущий император Александр II. Александровская сопка является природной «визитной карточкой» города Миасс.

На вершине горы можно увидеть причудливые нагромождения скал, а на склонах – хвойный лес и живописные скопления остроугольных глыб. По Александровской сопке, как, впрочем, и по всему Уральскому хребту, проходит граница между Европой и Азией. Немного южнее, возле станции Уржумка, находится ближайший «приграничный» обелиск из гранита.

Он был установлен в 1892 году по проекту Н.Г. Гарина-Михайловского – инженера-путейца и известного писателя. (Приложение №5)

Большой Иремель

Одна из наиболее красивых вершин Уральских гор имеет высоту 1582 метра. Издавна башкиры почитали Иремель как священную гору. На территории, прилегающей к вершине, в 2010 году был создан природный парк «Иремель». Склоны горы покрыты курумами – россыпями валунов и обломками скал. По горе Иремель проложены туристические маршруты с разметками. Поднимаясь на вершину, интересно будет проследить смену высотных поясов, ведь для каждого из них характерна своя растительность. Здесь есть альпийские луга, леса, редколесье и горная тундра с карликовыми растениями. (Приложение №6)

Озеро Аракуль и Аракульский Шихан

Озеро Аракуль находится на севере Челябинской области. Его длина – 3 км, ширина – 2 км, а наибольшая глубина составляет 12 метров. Это озеро признано памятником природы. В нем бьет множество родников, поэтому вода даже в самые жаркие дни прогревается медленно.

В нескольких километрах от озера расположен живописный скальный массив, который носит название Аракульский Шихан. Длина этого каменного гребня, сложенного из гранита, составляет более 2 км. Отвесные скалы здесь поднимаются на 60-метровую высоту, напоминая неприступную крепостную стену. Эти места отлично подходят для тренировок альпинистов. (Приложение №7)

Озеро Большие Аллаки

На севере Челябинской области расположено озеро Большие Аллаки – природная достопримечательность, интересная с исторической точки зрения. В древности в этих местах находилось святилище, и сегодня на гранитных глыбах можно увидеть наскальные рисунки.

Останцы с наскальными рисунками, которые носят название Каменные палатки, привлекают на озеро Большие Аллаки туристов. 10-метровые скалы находятся в 50 метрах от юго-восточного берега и хорошо просматриваются со всех сторон на открытой местности. Аналогичный жертвенник с останцами расположен и на западном берегу озера. (Приложение №8)

Озеро Иткуль и Шайтан-камень

На севере Челябинской области расположено озеро Иткуль. Оно отличается большой глубиной: средняя составляет около 8 метров, а максимальная превышает 16 метров. Вода здесь чистая, прозрачная и холодная из-за подводных родников.

На берегах озера и в его окрестностях были сделаны археологические находки, отнесенные к эпохам от неолита до раннего железного века. Живописное озеро Иткуль, окруженное невысокими горами, объявлено памятником природы. По его берегам много скальных обнажений, а в южной части находится Шайтан-камень – одинокая глыба, стоящая в воде. (Приложение №9)

Об этой скале, озере Иткуль и связанных с ними легендах и поверьях неоднократно упоминал в своих произведениях сказочник и фольклорист П.П. Бажов.

Озеро Увильды

Озеро расположенное в Челябинской области, считается одним из самых живописных на Урале. Говорят, что с башкирского языка его название переводится как «голубая чаша». Средняя глубина составляет больше 15 метров, но местами она может достигать 38 метров, что объясняется тектоническим происхождением озера. С 1969 года озеро Увильды признано памятником природы. В окрестностях водоема обнаружены радоновые источники, и воды самого озера также относятся к высокорадоновым.

В связи с этим на его берегах построены многочисленные здравницы, оздоровительные лагеря и базы отдыха – всего около 80 учреждений, в том числе радоновая лечебница.

Вода в озере прозрачная – это привлекает сюда дайверов и любителей подводной охоты. Летом по водоему можно прокатиться на лодках и катамаранах, а зимой здесь работают лыжные трассы и ледовые катки. (Приложение №10)



Озеро Тургояк

Озеро Тургояк, расположенное на территории Челябинской области, признано гидрологическим памятником природы. Оно наполнено чистейшей водой, которая по качеству близка к байкальской. По этой причине Тургояк нередко называют «Уральским Байкалом». На берегах этого озера и в его окрестностях обнаружены следы пребывания доисторических людей.

Наиболее знаменитыми из артефактов являются мегалиты острова Веры. В этих местах широко развит туризм. (Приложение №11)

Национальный парк «Таганай»

Этот национальный парк, созданный в 1991 году, находится в Челябинской области. Здесь можно увидеть множество природных объектов: горные хребты и скалистые гребни; сопки и седловины; реликтовые леса и моховые болота. Особый интерес вызывают каменные реки – редкое природное явление, которое будет в диковинку даже для опытных туристов. «Русла» этих безводных рек усеяны глыбами и скалистыми обломками, а длина таких каменных «потоков» достигает до 6 км.

Южный Урал, богатый край- природными сокровищами: горами, лесами, реками и озёрами. И у каждого есть своя история.[6]

Старинные предания и легенды о Земле Уральской переходили из поколения в поколение, передавались из уст в уста, освещая историю края светом мудрости. Словно самоцветы Уральских гор, таят в своем сердце сказы, легенды, предания все самое сокровенное, что сохранила народная память. (Приложение №12)

2.2. Сборник легенд Южного Урала


Для создания сборника выбраны наиболее интересные и красивые легенды. Они связаны с определенными местами на Южном Урале. Каждая легенда сопровождается красочными фотографиями и изображениями.

Сборник состоит из 20 страниц в переплете и может использоваться как самостоятельный материал, так и дополнительно к различным другим источникам и документам. Сборник полезен будет не только школьникам, но взрослым. Он позволит лучше узнать родной край, его историю, достопримечательности.






Заключение

В начале исследования был изучен теоретический материал с понятиями легенда и миф, а также познакомились с создателями мифов и легенд Южного Урала.

И мифы, и легенды — это истории или повествования, которые передаются из поколения в поколение. Основное различие между мифом и легендой заключается в том, что миф – это традиционное повествование, особенно касающееся ранней истории людей или объясняющее природное или социальное явление, и обычно включающее сверхъестественных персонажей или события, в то время как легенда – это традиционное повествование, которое иногда принято считать историческим, но не подтвержденным.

Наиболее известным автором сказов о Южном Урале является Павел Петрович Бажов. Для писателя Урал стал вдохновением для легенд, сказок, сказов.

Писательница, автор уральских сказов, популярных среди читателей всех возрастов в 60-е, 70-е годы прошлого века - Власова Серафима Константиновна

Любимый жанр – сказы. Много ездила по области, собирала русские и башкирские народные сказы, затем занялась созданием собственных.

В практической части предлагаем просмотреть красивые места Южного Урала.

Южно-Уральский государственный природный заповедник, Комплекс под открытым небом «Аркаим», Александровская сопка, Большой Иремель. Национальные парки: «Зюраткуль» и «Таганай». Озера: Аракуль и Аракульский Шихан, Большие Аллаки, Иткуль и Шайтан-камень, Увильды, Тургояк.

Продуктом проекта будет сборник, в котором собраны интересные легенды Южного Урала, связанные с определенными местами, территориями и народами.

Этот сборник «Легенды Южного Урала» поможет школьникам узнать больше информации об истории своего края, предков, разобраться в особенностях их мышления, изучить специфику жизнедеятельности людей, живших несколько веков назад.

Практическая значимость работы в возможности использования материалов на уроках внеклассного чтения, факультативных занятий, а также при изучении истории родного края. Выявленные функции и мотивы помогут расширить представление об особенностях не сказочной прозы Южного Урала.







Список использованной литературы и интернет ресурсов


  1. Ахметшин Б. Г. Несказочная проза горнозаводского Башкортостана и Южного Урала: автореф. дис. доктора филол. наук: 10.01.09 / Ахметшин Борис Гайсеевич; науч. рук. В. П. Аникин; ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет». – Уфа, 1998 – 35 с.

  2. Власова, С.К. «Агидель»: Сказы и были / С. К. Власова; ред. и авт. вступ. статьи канд. филол. наук А. И. Лазарев. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1970. — 192 с.: ил.

  3. Кругляшова В.Урал в древних легендах.Возрождение Урала. – Челябинск, 1995.

  4. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/515917-chto-takoe-legenda-otkuda-pojavilos-ponjatie-legendy.html

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  6. https://tripplanet.ru/dostoprimechatelnosti-urala/

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84

  8. https://buranova-crrds10-ust-katav.educhel.ru/folders/post/3072758

  9. https://telegra.ph/CHem-Bazhov-proslavil-Ural-Pavel-Bazhov-skazochnik-proslavivshij-Ural-08-23?ysclid=m7ei320bsw786664455

  10. https://www.chodb.ru/kraevedenie/literatura/det_pisateli_chel_oblasti/1639/

























Приложение № 1

План выполнения работы

Дата

Мероприятие

Необходимые для выполнения работы материалы

Отметка о выполнении

20.01.25

Определить цели, задачи, актуальность выбранной темы




Выполнено

2.

25.01.25

Собрать информацию о мифах и легендах

Интернет-ресурсы, литература

Выполнено

3.

10.02.25

Создание продукта

материалы

Выполнено

4.

13.02.25

Оформить выводы


Выполнено

5.

23.02.25

Оформить проект, доклад и презентацию к защите


Выполнено


6.

28.02.25

Внесение корректив в работу и защиту


Выполнено












Приложение №2

Фото «Южно-Уральский государственный природный заповедник»

Приложение № 3

Фото «Национальный парк Зюраткуль»



Приложение №4

Фото «Комплекс под открытым небом Аркаим»

Приложение №5

Фото «Александровская сопка»







Приложение №6

Фото «Большой Иремель» 

Приложение №7

Фото «Озеро Аракуль и Аракульский Шихан»



Приложение №8

Фото «Озеро Большие Аллаки»



Приложение №9

Фото «Озеро Иткуль и Шайтан-камень»

Приложение №10

Фото «Озеро Увильды»

Приложение №11

Фото «Озеро Тургояк»



Приложение №12

Фото «Национальный парк Таганай»