СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно – познавательный семинар. "Пушкин и химия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие может быть использовано преподавателями и учителями химии и литературы в проведении предметных недель и знаменательных дат. Показывает на примере творчества А.С. Пушкина, насколько важны и значимы знания химии в литературе;развивает представления о том, каков в пушкинское время был уровень химических знаний и насколько распространено было использование достижений химии в быту; пробуждает чувства патриотизма, гордость за яркого и талантливого поэта А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Информационно – познавательный семинар. "Пушкин и химия"»








Методическая разработка внеклассного мероприятия


«А.С.Пушкин и химия»



Подготовил преподаватель:

Аленникова Лариса Валерьевна







Внеклассное мероприятие.

Тема: А.С. Пушкин и химия»

Цели:

Образовательные: показать на примере творчества А.С. Пушкина, насколько важны и значимы знания химии в литературе;

Развивающие: развивать представления о том, каков в пушкинское время был уровень химических знаний и насколько распространено было использование достижений химии в быту.

Воспитательные: пробудить чувства патриотизма, гордость за яркого и талантливого поэта А.С.Пушкина.

Форма проведения:

Информационно – познавательный семинар.

Предварительная подготовка:

1. Выбор ответственных организаторов за проведение семинара.

2. Подбор и обработка исторических материалов, литературных и научно-технических публикаций.

3. Организация групп литературоведов и научно-технических экспертов по изучению произведений А.С.Пушкина и достижений в науке химии.

4. Оформление класса.

5. Приглашение гостей.

6. Оформление презентации мероприятия.

План проведения семинара:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление групп литературоведов по произведениям А.С.Пушкина.

3. Выступление группы научно-технических экспертов

Оформление класса:

На доске — портрет Александра Сергеевича Пушкина.

Использование презентации.

АФОРИЗМЫ:

Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь (Жюль Верн).

Исполнению — предшествует мысль, точному расчету — фантазия (К.Э. Циолковский).

Если ты не будешь искать — другие найдут (Роберт Оппенгеймер).

Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать — легко и приятно, но думать трудно (К. Ушинский).

Главный признак таланта — это когда человек знает, чего он хочет (П. Капица).


Вступительное слово учителя: Здравствуйте, уважаемые ребята и все присутствующие! Разрешите поприветствовать вас на информационно – познавательном семинаре, посвященном знаменитому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

Имя Александра Сергеевича Пушкина, этого удивительно талант­ливого, многогранно одаренного поэта нам известно с детства, В этом году мы отмечаем 210 лет со дня его рождения и мы не должны забы­вать имена великих сынов России.

Анализ его творчества проведен огромным числом исследователей, и к юбилею число таких трудов возросло. Сосредоточим свое внимание всего лишь на одной особенности творчества А.С.Пушкина. В его произведениях дано необычайно точно описание основных примет времени – образ мыслей, культуры, отношения к историческим событиям, а так же вкусов, привычек и обычаев того времени. Стало быть современный химик, читая его произведения, может составить представления о том, каков в то время был уровень химических знаний и насколько распространено было использование достижений химии в быту.

Ведущий 1: Прежде всего отметим, что Пушкин был одним из образованнейших людей своего времени. Несмотря на то, что основные его интересы находились в стороне от естественных наук, но все же имел достаточное представление об уровне современной научной мысли. В публицистической статье «Путешествие из Москвы в Петербург» Пушкин рассматривает работу М.В.Ломоносова в период 1751 – 1755 г г., упоминает его статьи «О первоначальных частицах, тела составляющих» и «Слово о пользе химии». В этой же статье Пушкин дает широко известную оценку творчества Ломоносова: «Он создал первый университет. Он, лучше сам был первым нашим университетом».

Алхимия, ставившая своей целью получение золота из других металлов, к началу ХIХ века наукой уже не считалась. Пушкин устами своего героя достаточно определенно говорит об этом:


Мартын: Эх, отец Бертольд! Коли бы ты не побросал в алхимический огонь всех денег, которые прошли через твои руки, то был бы ты богат…..

Бертольд: Если и этот опыт удастся, то алхимия вздор.

(«Сцена из рыцарских времен»)


Благородные металлы и драгоценные камни поэт часто упоминает при живописном изображении торжественных и романтических сцен:


…и кубок тяжко – золотой,

Венчанный крышкою сапфирной.

(«Торжество Вакха»)

Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом.

(«Сказка о царе Салтане»)

…К чему певцам

Алмазы, яхонты, топазы…

(«Послание к Юдину»)

Повсюду ткани парчовые,

Играют яхонты, как жар,

Кругом курильницы злотые…

(«Руслан и Людмила»)

После таких чеканных слов как–то не хочется писать химические формулы и приводить химический состав упомянутых веществ. Однако цель нашей статьи – дать аналитический обзор, по этому рассмотрим следующее четверостишие:

во мгле печальной

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Горный хрусталь – разновидность кварца, который является кристаллической формулой диоксида кремния SiO2. Минерал необычайно привлекателен благодаря своей чистой прозрачности. На сколько реально описываемая картина? Существует ли кусок кварца такого размера? Фантазия поэта в данном случае не выходит за рамки возможного. Например, на Приполярном Урале был найден кристалл горного хрусталя масса 1,5 т.

Горный хрусталь хорошо обрабатывается. А вот заменить в данном случае хрусталь, к примеру, на рубин (в пушкинских стихах он именуется яхонтом) не удалось бы. Рубинов такого размера не бывает, к тому же рубин очень трудно обрабатывать.

Таким образом, описанная картина вполне гармонична и естественна. Интересно, что в Оружейной палате хранится самовар Петра I, выточенный из единого куска горного хрусталя, вполне возможно, что его мог видеть Пушкин.

Ведущий 2: Перейдем теперь к прозаическому описанию тех же предметов. Прозаический текст рассматривать под химическим ракурсом проще, при этом не приходится резать скальпелем поэтическую ткань.

Нам поднесли кофею в чашках,

Оправленных в серебре

(«Путешествие в Арзрум»)

Технология изготовления стеклянной или фарфоровой посуды, оправленной в металл, достаточно сложная, тем не менее в те годы она уже существовала.


Дамы сидели около стен; молодые

Блистали всей роскошью моды.

Золото и серебро блистало на их робах.

(«Арап Петра Великого»)

Другой выйдет на гулянье

В карете из кованного серебра 94 – ой пробы

(«Путешествие из Москвы в Петербург»)

Проба серебра (как и золота) указывает процентное содержание чистого металла в изделии. Для изготовления различных предметов используют обычно не стопроцентное серебро (оно недостаточно твердое), а его сплавы, чаще всего медью. 94 – я проба серебра существует и в наши дни.

Судя по всему, уже во времена Пушкина, золото рассматривалось не только как материал для изготовления украшений, но и как металл, обеспечивающий валютный запас государства. Взгляды знаменитого английского экономиста А.Смита были достаточно известны образованным людям.

Зато читая Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет и почему

Не нужно золота ему

Когда простой продукт имеет. («Евгений Онегин»)

Два других металла – олово и свинец, - известных человеку с древнейших времен, так же упоминаются в произведениях Пушкина.

«Один из чиновников … прищемил оловянными очками багровую шишку, заменявшую ему нос … и начал читать …».

(«Кирджали»)

Олово было наиболее подходящим металлом для изготовления предметов сложной формы. Такая оправа для очков несколько тяжеловата, зато не вызывает раздражения кожи. Олово, кстати, наиболее предпочтительный металл и для контакта с пищевыми продуктами. Пластмассовых оправ или оправ их цветных металлов, имеющих на переносице полимерные пластинки, в то время, естественно, не было.

Наиболее известно в те времена применение свинца – для изготовления пуль.

Свинец врага в его вонзился грудь …

(«Гречанка верная»)


Увижу кровь врага, увижу праздник мести,

Засвищет вокруг меня губительный свинец

(«Война»)

В настоящее время свинец в чистом виде для таких целей не употребляется, т. к. слишком мягкий и поэтому обладает слабой пробивной способностью. В современных пулях начинка свинцовая (для увеличения массы), а оболочка стальная или в цветных металлах. Вместе с пулями упоминался порох:

В ограненный ствол уходят пули,

И щелкнул в первый раз курок

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется ….

(«Евгений Онегин»)

Порох в те времена был дымный – механическая смесь калиевой селитры КNO3, серы и древесного угля. Эта гранулированная смесь серого цвета, которую засыпали в ствол через полку, соединенную специальным отверстием со стволом. Смесь воспламеняется искрой, высыпаемой стальным курком, высекаемой стальным курком, ударяющим по кусочку пирита (серного колчедана FeS2). Бездымный порошок, основным компонентом которого является пироксилин (нитроцеллюлоза) начал производиться в конце ХIХ века.

Героические воспоминания боя сменяется у Пушкина трезвым отношением к огнестрельному оружию в публицистической статье «Джон Теннер». Речь идет об освоении Американского континента европейцами.

«Американские дикари все вообще звероловы. Цивилизация европейская, вытеснив их с наследственных пустынь, подарила им порох и свинец. Тем и ограничилось ее благодетельное влияние».

(«Художнику»)

Безводный сульфат кальция CaSO4, называемый алебастром, при смешивании с водой образует быстро твердую смесь – гипс. Он используется для лепки скульптур и в наши дни.

Мрамор – кристаллическая модификация карбоната кальция СаСО3, легко поддается обработке и полировке, но имеет низкую атмосферостойкость, поэтому скульптуры, предназначенные для демонстрации на открытом воздухе, делают из гранита.

Этот материал достаточно трудно обрабатывается, и изготовление из него скульптур стало возможным лишь после создания режущих и полирующих инструментов с повышенной твердостью.

Ведущий 3: Бытовое применение химии, пожалуй, наиболее заметно в тех случаях, когда речь идет о косметических препаратах. В повести «Барышня – крестьянка» главная героиня Лиза Муромская, не желая быть узнанной приехавшим соседям – помещиком Алексеем Верестовым, накладывает на лицо густой грим перед тем, как выйти к гостям.

«Все встали! Отец начал было представление гостей, но вдруг остановился и закусил себе губы. – Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмиена пуще самой мисс Жаксон».

Что входило в состав белил того времени? Крахмал, рисовая мука и белый пигмент – основной карбонат висмута Bi2(CO3)(OH)4. Это природный минерал, называемый висмутитом, обладающий очень хорошей кроющей способностью в то время не вызывающий раздражения кожи.

Интересно, что похожее соединение висмута – основной нитрат BiO(NO3) ∙ BiO(OH), используется для тех же целей в косметической отросли промышленности и в наше время. Упомянутая сурьма, употреблявшаяся для чернения бровей, представляет собой сульфид сурьмы Sb2S3, называемый обычно сурьмяным блеском. Это – природное серо – черное кристаллическое вещество, применявшееся еще в древности как косметическое средство. Слово «сурьма» берет свое название от тюркского слова «сюрьме», что значит «натирание». Сурьмили брови не только женщины, но и щеголеватые мужчины:

Гордится юной красотой,

Не знает бритвы написной,

Он вечно лоснится сурьмою,

Расправлен гребнем и рукой.

(«Усы. Философическая ода»)

В настоящее время сульфид сурьмы используют лишь в пиротехнике и при производстве спичек.

Ведущий 4: Применение различных неорганических препаратов в качестве лекарств имело давнюю историю традицию.

В путевых заметках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» сказано:

«Климат тифлисский, сказывают нездоров. Здешние горячки ужасны: их лечат меркурием, коего употребление безвредно по причине жаров. Лекаря кормят им своих больных безо всякой совести».

Меркурием в быту называли ртутные лекарственные препараты, обычно сулему HgCl2. Ситуация описанная Пушкиным довольно точна. Петербургские врачи того времени уже представляли себе высокую токсичность сулемы, считая допустимой однократную дозу не более 0,03 г, в провинции дозировка лекарств была далеко не строгой, кроме того, предполагалась безвредность препарата из – за жары. Все это и вызвало резкое замечание автора заметок. Сейчас прием сурьмы полностью запрещен, поскольку установлено, что ртуть не выводится из организма, а накапливается, приводит к тяжелейшим заболеваниям.

Примерно с такой же интонацией Пушкин упоминает препараты, содержащие мышьяк, понимая, что и в этом случае требуются грамотные медицинские рекомендации.

«Встретясь с этим человеком … вы приняли бы его за … шарлатана, торгующего эликсиром и мышьяком».

(«Египетские ночи»)

Кавказские минеральные источники (содержащие ионы Fe, Br, I и насыщенные газами CO2 и H2S) широко применялись для лечебных целей и были популярны в пушкинские времена не менее чем в наши. При этом мы также встречаем понимание того, что врачебные рекомендации не были бы лишними.

« … Тут посетил я круглое каменное строение, в коем находится горячий железосерный источник … Эти воды славятся на востоке, но не имея порядочных лекарей, жители пользуются ими наобум и, вероятно, без большого успеха».

(«Путешествие в Арзрум»)

Заключение: Чем больше узнаешь о творчестве А.С.Пушкина, тем больше поражаешься гению этого русского поэта.