Отдел образования администрации города Ждановки
Муниципальное дошкольное учреждение
Ясли-сад № 3 «Уголёк»
ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Профессии нашего города»
Подготовила:
Воспитатель Шепелёва М. Ю.
2018-2019 уч. год.
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Профессии нашего города» |
Руководитель проекта | Шепелёва Мария Юрьевна |
Исполнитель проекта | МДОУ № 3 я-с «Уголёк» |
Юридический адрес исполнителя проекта | 86391, ДНР, г. Ждановка, квартал 26/34, д. 10-а |
Адресация проекта | Проект предназначен для воспитателей старшей группы. |
Цель проекта | - познакомить детей с различными профессиями взрослых. |
Задачи проекта | - расширить знания о широком спектре профессий в городе Ждановка и их особенностях; - познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий; - расширить представление у детей о разных видах труда взрослых. - пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых; - способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых. - развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности; - развивать художественное восприятие, эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта. - обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности; |
Благополучатели проекта (участники) | Дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников. |
Типовые особенности проекта | - краткосрочный, - групповой, - информационно-творческий. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | - У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. - Уважительное и добросовестное отношение к труду, к людям разных профессий; осознание собственных интересов. - Развивается логическое мышление, воображение, творческая инициатива детей. -Совершенствуется речь детей в различных формах и видах детской деятельности. - Сформируется художественное восприятие, эстетический вкус, знакомство литературными произведениями, связанными с темой проекта. - У родителей проявится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. |
Исполнители основных мероприятий | Воспитатель Шепелёва Мария Юрьевна |
Пояснительная записка
«Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры». А. С. Макаренко.
Моя малая Родина-Ждановка… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!
На основании многолетних исследований известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к родным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов . Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Проблема: Мои наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети пятилетнего возраста мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых.
Цель проекта: познакомить детей с различными профессиями взрослых.
Выдвинута следующая гипотеза:
Формирование нравственно-патриотических чувств и любви к родному городу у детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
- используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий нашего города;
- создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.
Задачи проекта:
- расширить знания о широком спектре профессий в городе Ждановка и их особенностях;
- познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;
- расширить представление у детей о разных видах труда взрослых.
- пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
- способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- развивать художественное восприятие, эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
Содержание проекта
Проект направлен на ознакомление дошкольников с миром профессий, на то, чтобы показать важность, необходимость и значимость труда людей. Проект формирует представление о профессиях, воспитывает отношение к труду. В ходе проекта дети знакомятся с требованиями, которые предъявляет та или иная профессия человеку. Проект предоставляет хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволяет самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей логическое мышление. В ходе проекта формируется представление о том, что Город – результат труда людей разных поколений. Данная работа подчеркивает: патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Этапы реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Сроки |
Подготовительный | - Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. - Обоснование темы. - Определение цели и задачи. -Разработка перспективных планов занятий по ознакомлению детей с профессиями. | 01.01.2019 -01.02.2019 |
Основной | - Беседы по теме проекта - Экскурсии - Чтение художественной литературы - Дидактические игры - Загадывание загадок - Рассматривание альбомов - Разучивание стихотворений - Встречи с представителями профессий - Просмотр с родителями кинофильмов: «Небесный тихоход», «Офицеры» - Продуктивные виды деятельности - Сюжетно-ролевые игры | 04.02.2019-15.02.2019 |
Заключительный | - Диагностика уровня сформированности представлений о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. - Определение перспектив, постановка новых целей. | 18.02.2019-22.02.2019 |
Работа с родителями:
Подготовить рассказ родителей о своей профессии для рассказывания детьми в группе.
Участие в организации выставки «Профессия моих родителей».
Отгадывание загадок о профессиях вместе с детьми.
Чтение художественной литературы по теме своим детям.
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
Консультации, памятки по теме.
План мероприятий с участниками проекта
№ п/п | Форма проведения | Задачи | Направ ление | Сроки проведения | Ответствен ный |
1 | Знакомство детей с профессиями | Познакомить детей с историей происхождения различных видов профессий | Познавательное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
2 | Составление рассказов по теме «Профессии» | Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение | Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
3 | Чтение художественной литературы: «Город добрых дел» Р. Скарри «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях) «А что у вас? » С. Михалков «Кем быть? » В. Маяковский «Строители» Б. Заходер «Дядя Стёпа — милиционер» С. Михалков «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари «Доктор Айболит» К. Чуковский «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов | Желание читать стихи, развитие речи. | Речевое | февраль | Шепелёва М.Ю. |
4 | «Раскраски — Профессии» | выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы. | Художественно-эстетическое | февраль | Шепелёва М.Ю. |
5 | Аппликация: «Альбом «Профессии бывают разные» | продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию. | Художественно-эстетическое | февраль | Шепелёва М.Ю. |
6 | Сюжетно–ролевые игры «Магазин» | вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения. | Физическое, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
7 | Сюжетно–ролевые игры «Больница» | вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. | Физическое, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
8 | Сюжетно–ролевые игры «Парикмахерская» | расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу. | Физическое, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
9 | «Кому что нужно для работы?» | расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий. | Познавательное, речевое | февраль | Шепелёва М.Ю. |
10 | «Кто что делает?» | расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий. | Познавательное, речевое | февраль | Шепелёва М.Ю. |
11 | «Кто больше назовет действий?» (с мячом) | учить детей соотносить действия людей различных профессий. | | февраль | Шепелёва М.Ю. |
12 | «Продолжи предложение» | упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека. | Познавательное, речевое | февраль | Шепелёва М.Ю. |
13 | Пазлы "Професси" | Закрепить знания о профессиях Активизация словаря, пополнение словарного запаса Концентрация внимания развивать память, речь, мышление Ранняя профориентация дошкольников, Уважение к труду взрослых | Познавательное, Художественно-эстетическое | февраль | Шепелёва М.Ю. |
14 | Малоподвижная игра «Угадай профессию по жестам» | Способствовать осмыслению каких-либо элементов изучаемых профессий | Познавательное, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
15 | Беседа «Зачем человек трудится» | Уточнить понятия «труд», «профессия»; закрепить представление об общественной значимости трудовой деятельности людей; рассказать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе. | Познавательное, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
16 | Подвижная игра «Самолеты» | учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать внимательно слушать сигнал, начинать движение по сигналу; развивать ориентировку в пространстве, ловкость. | Физическое, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
17 | Подвижная игра «Цветные автомобили» | упражнять в ходьбе, в беге врассыпную, по кругу друг за другом; развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, ловкость. | Физическое, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
18 | Подвижная игра «Съедобное – несъедобное» | упражнять в ловле мяча, в бросках мяча в паре с воспитателем; развивать реакцию, ловкость, умение слышать сигнал, быть внимательным. | Физическое, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
19 | Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?» | Систематизировать знания детей о разнообразных профессиях и орудиях труда (творческих, героических, «женских» и «мужских») современные и профессии прошлых лет, актуализировать знания литературных произведений о профессиях (загадки, стихи, пословицы, поговорки, сказки, рассказы) развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать выдержку, дружелюбие | Познавательное, речевое | февраль | Шепелёва М.Ю. |
| Квест-игра «Профессии нашего детского сада" | -Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий; -Формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества (физинструктор, повар, медицинская сестра ); -Обучать детей способам взаимодействия со сверстниками в командных играх; -Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда; | Познавательное, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
20 | Оформление альбома «Все работы хороши» | Обобщить знания детей о профессиях защитников Родины (МЧС, милиция, ДПС, охранная безопасность, пожарная безопасность) подвести детей к пониманию значения данных профессий | Художественно-эстетическое, Социально-коммуникативное | февраль | Шепелёва М.Ю. |
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы – сбор и анализ литературы по данной теме, консультации и беседы с родителями.
Учебно-методические ресурсы- подбор дидактических и подвижных игр, оформление картотеки стихов, загадок по теме.
Организационные ресурсы-планирование предстоящей деятельности, привлечение родителей.
Материально-технические ресурсы-приобретение и изготовление методических пособий.
Финансовые ресурсы-финансирование проекта осуществляется родителями и воспитателями на добровольной основе.
Оценка эффективности реализации проекта
Для детей:
1. Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;
2. Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Для педагога:
1. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта;
2. Сформированность у воспитанников знаний о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей, их назначении, особенностях, значимости их труда;
3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Для родителей:
Активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Перспективы развития проекта
В перспективе планируется продолжать инициировать детей к ознакомлению с другими профессиями через использование технологии проектирования и через взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать развивать у детей интерес и знания о других важных профессиях. Данным проектом могут воспользоваться в своей работе педагоги.
Выводы
В результате воплощения проекта «Профессии моего города» создадутся предпосылки формирования трудовых качеств личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела. Сформируются представления о том, что труд – это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.
Литература
1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера, 2005. – 64с.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
3. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – №7.
4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
6. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л. В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
7. Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
8. Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 93с.
Приложения
Приложение 1
Мнемотаблица
Приложение 2
Приложение 3
Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?»
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Приложение 4
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Цель: упражнять в ходьбе, в беге врассыпную, по кругу друг за другом; развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, ловкость.
Инвентарь: флажки разных цветов (обручи, колечки от кольцеброса…).
Ход игры
Дети размещаются вдоль одной стороны площадки – они автомобили. Каждому из детей дается флажок какого-либо цвета (кольцо и т.д.).
Воспитатель стоит лицом к детям в центре площадки, в руке – флажки разных цветов. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, после чего, все дети, имеющие флажок этого цвета, выезжают на центр (ездят врассыпную, гудят).
Когда воспитатель отпускает флажок, автомобили возвращаются на место, в гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка сразу; может заменить цветовой сигнал словесным, например: «Выезжают синие автомобили, а красные возвращаются в гараж».
Подвижная игра «Самолеты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать внимательно слушать сигнал, начинать движение по сигналу; развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
Ход игры
Дети строятся в шеренгу (врассыпную) на одной из сторон площадки. Воспитатель показывает, как заводить мотор, как летать, только после этого дает команду: «К полету приготовиться. Завести моторы!» Дети делают вращательные движения руками перед грудью, произнося звук «р-р-р...»
После сигнала «Полетели!», дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны.
Воспитатель проговаривает:
«Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит!»
По сигналу «На посадку!» - дети возвращаются на свои места.
Вариант
Дети строятся в 3 – 4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. По сигналу летают врассыпную, по сигналу «На посадку!», находят свои места в колоннах, приседают. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: упражнять в ловле мяча, в бросках мяча в паре с воспитателем; развивать реакцию, ловкость, умение слышать сигнал, быть внимательным.
Инвентарь: мяч среднего диаметра.
Ход игры
Дети стоят по кругу, разомкнувшись на вытянутые руки, воспитатель в центре с мячом в руках. Он называет слово и бросает мяч одному из детей. Если это слово обозначает съедобное, ребенок должен поймать мяч, если не съедобное – мяч ловить нельзя. Если ребенок ошибся и поймал мяч, когда слово обозначало несъедобное, то он выходит из игры.
В конце игры воспитатель отмечает внимательных и ловких детей.
Приложение 5
Физкультурные минутки по теме профессии
«Профессии»
Мы в профессии играем, дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются
Их с друзьями называем.
Врач, учитель, адвокат, каждый ребёнок делает шаг вперёд
Президент и дипломат,
Сторож, дворник, музыкант,
Есть у каждого талант. руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх
Токарь, швея, продавец, каждый ребёнок делает шаг вперёд
Менеджер и певец,
Колхозник и акушер,
Садовод, милиционер,
Все профессии нужны, ходьба по кругу, взявшись за руки.
Все профессии важны.