СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные фейки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационные фейки»









Самостоятельная работа

по теме: « Информационные фейки».

























Выполнила:

Янина Татьяна Ивановна

Социальный педагог

МКОУ Доволенская

СОШ№2 им. С.И.Лазарева

2021г.

Цель: Описать возможные роли фейковой медиакоммуникации на примере СМИ.

Задачи:

1.Выявить связь между правдой и ложью.

2.Научить детей распознавать фейк.

3.Прдупредить об ответственности за фейковую новость.


Фейковая новость – недостоверная общественно значимая информация, которую выдают за достоверную. Чтобы новость признали фейком, она должна создавать угрозу безопасности, здоровью граждан, нарушения общественного порядка, причинения вреда жизни или имуществу, прекращения функционирования социально значимых объектов (транспортной сферы, электроэнергетики, кредитных организаций и пр.).

Распространение фейков (наряду с экстремистской информацией) запрещено и карается по закону. Но чтобы новость получила официальный статус фейковой, должно одновременно соблюдаться три условия:

  • Сведения являются лживыми.

  • Они имеют общественно значимый характер.

  • Новости распространяют под видом правды, иногда апеллируя к придуманным доказательствам.

То есть недостоверная новость о разводе популярной певицы с третьим мужем не будет фейком – так как она не имеет общественно значимого характера, а о том, что реальное количество жертв от коронавируса в 1000 раз больше – подпадает под действие нового закона, так как создает панику среди населения.

⭐ Правовое регулирование

Ответственность за распространение фейковых новостей наступает не в рамках отдельного нормативно-правового акта, а по закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодексу об административных правонарушениях.

👇 Как выглядят фейковые новости

Примеры фейковых новостей весьма многочисленны:


  • О «реальном» количестве погибших после пожара в ТЦ «Зимняя вишня», вызвавшие панику у населения.

  • О чипировании населения через вышки 5G.

  • О том, что коронавируса не существует, или о том, что это очередной «легкий сезонный гриппик».

Отличительными чертами или признаками фейков являются:

  • обезличенные заголовки без конкретики (времени, места, имен и названий);

  • отсутствие доказательств и первоисточника;

  • новость является резонансной: набирает много лайков и репостов в короткие сроки;

  • ошибки или несогласованность (следствие машинного перевода);

  • отсутствие логики;

  • призывы распространить по знакомым и близким;

  • сомнительные эксперты (актеры-нутрициологи, диетологи-астрологи и пр.).

«Портрет» создателя фейков неоднороден, как и мотивы, которыми они руководствуются при распространении лживой информации. Авторами недостоверных сведений могут выступать:

  • Компании для устранения конкурентов на рынке или для саморекламы.

  • СМИ и интернет-ресурсы для повышения посещаемости и роста дохода от рекламы.

  • Мошенники для сбора средств от отзывчивых граждан.

  • Прочие авторы для формирования панических настроений, манипуляции массовым сознанием из желания пошутить или без реальной цели.

Как могут наказать человека, оскорбляющего власть

⚡ Как рядовой гражданин может противостоять фейковым новостям и не поддаться панике

Чтобы противостоять фейковым новостям и не поддаваться панике, стоит развивать критическое мышление и всегда перепроверять полученную информацию. Вот некоторые данные, которые понадобятся при проверке новости на фейк:

  • Попробовать найти первоисточник и разобраться с уровнем его авторитетности.

  • Учесть, что фотографии и видеозаписи не гарантируют правдивость информации.

  • Постараться ознакомиться с альтернативным мнением и сделать собственные выводы.

  • Погуглить несколько фактов из новости с дополнением «фейк».

  • Использовать сайты-фактчекеры.

Стоит отметить, что не всегда фейковые новости распространяют малоавторитетные ресурсы. Иногда источниками лживых сведений становятся крупные медиа-холдинги в погоне за читателями или правительственные структуры. Яркий пример – история про разрушенный озоновый слой дезодорантами и старыми фреоновыми холодильниками, не имеющая реальных научных оснований.

Желательно отписаться от каналов и людей, распространяющих фейки, чтобы избавиться от информационного мусора.

❗ Законодательная ответственность за распространение фейковых новостей

Определять степень достоверности сведений могут Генпрокурор и его заместители. При обнаружении общественно опасных лживых сведений Генпрокурор обращается в Роскомнадзор. Тот, в свою очередь, передает редакции интернет-издания требования незамедлительно удалить фейк и при отсутствии реакции вправе заблокировать доступ к изданию.

Возбуждать дело об административном правонарушении будет полиция, а выносить вердикт и выбирать наказание – судья.

Ответственность за распространение фейковых новостей предусмотрена как для печатных и интернет-изданий и ресурсов, так и для рядовых граждан – пользователей соцсетей, блогеров, владельцев интернет-каналов.

При выборе меры наказания судья должен учесть тяжесть последствий от распространения ложных сведений и то, привлекается лицо за аналогичный проступок первично или вторично.

Первичное распространение фейков грозит гражданам штрафом в размере 30-100 тыс. р., должностным лицам – 60-200 тыс. р., юридическим лицам – 200-500 тыс. р. При повторном проступке штрафные санкции возрастают:

для граждан – 100-300 тыс. р.;

для должностных лиц – 300-600 тыс. р.;

для юрлиц – 500 тыс. р. – 1 млн. р.

При наличии отягчающих обстоятельств в виде смерти человека, массовых беспорядков или причинения вреда здоровью штрафы для физлиц достигнут 300-400 тыс. р., для должностных лиц – 600-900 тыс. р., для юридических – 1-1,5 млн. р.

Для привлечения лица к ответственности должен быть доказан прямой умысел. Если он просто перепостил контент, не зная о его недостоверности, то наказания не будет.

3 декабря 2021 года состоялся поход в Доволескую Центральную библиотеку с 8Б классом 15 человек (7 мальчиков, 8 девочек). Дискуссию проводил библиотекарь. Он познакомился с каждым учеником и предложил в процессе презентации разбиться на три команды. Ребята слушали и смотрели, улавливая каждую букву. Им было это интересно и актуально.

Сначала библиотеарь предложил посмотреть1 часть презентации, где он четко и подробно продемонстрировал все вопросы:

1.Что вы понимаете под фейк-ньюс?

2. Как часто и где вы сталкиваетесь с ними?

3.Какой последний пример чтения новости, вызвавший сомнения, вы можете

привести? Почему она вызвала сомнения?

Затем в процессе играла музыка дети в командах бурно обсуждали и после 10 минутного обсуждения каждый ребенок говорил свое мнение с пояснением.

2 часть, Правда Неправда.

1. Наклейки на фруктах абсолютно съедобны.

3 команды обсуждали, спорили и доказывали друг другу, приводили примеры.

Следующие вопросы были такими:

2. Кофе можно пить только до обеда, чтобы не нарушить режим сна.

3. Джеймс бонд существовал на самом деле и в 1964 году, он приезжал в Польшу, был под наблюдением Польской контрразведки, к тому времени вышли 11 книг и 2 фильма про агента 007.

4. Путинбургер. Начиная с 2017 года 7 октября, когда Птину исполнилось 65 лет, в Нью-Йоркском ресторане подают бургер с 5-ю котлетами, названного в честь Российского президента. В интервью Rutply сотрудница ресторана Lucy^s Cantina Royale рассказывает, что бургер весит 1952 грамма, что соответствует году рождения Путина.

5. Зачет на вождение электросамокатов в 2025 год, помимо физкультурных нормативов ГТО, в школах для старших классов вводится обязательный зачет на вождение электросамокатов и прочих средств передвижения, развивающих скорость более 15 км/ч.

И после того как библиотекарь каждого выслушал включил правильный ответ на экране.

1. Павда. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов ( FOOD & DRUG ADMINISTRATION, FDA) рекомендуют мыть фрукты перед едой, но при этом не запрещает есть наклейки на них. Сами наклейки и клей на них одобрены FDA и безопасны для проглатывания.

2. НЕПРАВДА. БОДРЯЩИЙ эффект - сугубо индивидуальная реакция. Зависит она от активности гена CYP1A2, отвечающего за метаболизм кофеина.

3. Правда. Джеймс Бонд родился в 1928 году. В графстве Девон. Прослужил в армии 60 лет, Умер в 2005 году, В Польше он пробыл всего год. Почему его отправили туда – неизвестно. Это останется тайней до того а не будут рассекречены документы Британских спецархивов. В институте национльной памяти Польши не исключают, что это была шута или попытка отвлечь внимание польской контрразведки.

4. Неправа. Новость такая была в СМИ в 2017 г. (к 65-летию Путина), ее показывали на нескольких каналах (Россия-24) и опубликовали в разных новостных лентах. Российский журналист Алексей Ковалев, регулярно разоблачающий утки в Российских медиа, вскоре нашел сообщение об этом бургере, на поверку оказалось подделкой. В ресторане историю с бургером опровергли, заявив, что “сотрудники, ответственные за подделку, отстранены от работы на время расследования”.

5. Неправда. Эта история чистой воды фейк.

3 часть. Библиотекарь дал задание и поменял участников групп. На работу он выделил 15 минут

Наш опыт.

Расскажите, на что вы обращаете внимание или какие предпринимаете действия, чтобы понять, стоит ли доверять новости?

Задание было следующим:

1. Воспользуйтесь генераторами новостей (Яндекс.Дзен, Лента и т.д.) и почитайте вместе несколько публикаций

2. Проанализируйте публикации на достоверность.

3. Зафиксируйте моменты, которые вызвали у вас сомнение.

4. Не забудьте сохранить ссылки на публикации, чтобы потом мы вместе могли открыть.

Ребята открыли для нас с библиотекарем много новых пабликов. Рассказали про BMW, про то как на ЕГЭ ученик получил инсульт и умер. И еще очень много примеров, событий и фейков.

Следующим слайдом было:

Читаем новости: 10 правил:

1. Не верьте заголовкам. Зачастую они противоречат содержанию

2. Сверяйте глаголы в заголовке и первом абзаце.

3. Если заголовок и первый абзац не совпадают, смотрите третий или четвертый абзац. Там обычно появляется «главный герой» и его цитата.

4. Обращайте внимание на источник. Если его нет - повод задуматься. Если указан – перепроверьте.

5. Если сообщается о событии, но все опрошенные его отрицают или сомневаются - возможно, это «слив» или слухи.

6. Новость - это произошедшее событие. Если пишут о неизбежном будем, это «страшилка». Даже если приведены мнения «экспертов»

7. Проверяйте экспертов: насколько это его сфера деятельности, что он еще комментировал.

8. Эмоций не должно быть. Эпитет - сигнал тревоги, его наличие свидетельствует о нехватке фактов.

9. Проверяйте количество перепечаток новости через новостной агрегатор. Чье сообщение было первым?

10. Новость всегда заканчивается контекстом (бэкгранудом) Выводы или призывы - способ подтолкнуть нас думать определенным образом.


1. Не верьте заголовкам. Зачастую они противоречат содержанию.

2. Сверяйте глаголы в заголовке и первом абзаце

3. Если золовок и первый абзац не совпадают, смотрите третий или четвертый абзац. Там обычно появляется «главный герой» и его цитата.

4. Обращайте внимание на источник. Если его нет - повод задуматься. Если указан – перепроверьте.

5. Если сообщается о событии, но все опрошенные его отрицают или сомневаются - возможно, это «слив» или слухи.

6. Новость - это произошедшее событие. Если пишут о неизбежном будем, это «страшилка». Даже если приведены мнения «экспертов».

7. Проверяйте экспертов: насколько это его сфера деятельности, что он еще комментировал.

8. Эмоций не должно быть. Эпитет - сигнал тревоги, его наличие свидетельствует о нехватке фактов.

9. Проверяйте количество перепечаток новости через новостной агрегатор. Чье сообщение было первым?

10. Новость всегда заканчивается контекстом (бэкгранудом) Выводы или призывы - способ подтолкнуть нас думать определенным образом.

Тема была затронута очень актуальная и серьезная, дети высказывались не стесняясь, в аудитории было очень оживленно.

В заключении библиотекарь спросил каждого ученика что из правил они возьмут себе на вооружение? Дети высказывали разные методы и приемы.

Ну и, конечно же, он дал слово своей коллеге, которая рассказала, что может случиться за распространение фейковой новости.

Мероприятие закончилось аплодисментами и общим фото. Мы все остались довольны мероприятием.