СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные источники и информационные технологии в проектной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе метода творческого проектирования лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.

Просмотр содержимого документа
«Информационные источники и информационные технологии в проектной деятельности»


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



В. И. Владарский

ГБОУ ЛНР «Стахановский колледж технологий машиностроения»


В основе метода творческого проектирования лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.

Ключевые слова: информационные источники, информационные технологии, творческое проектирование, ресурсы интернета, электронные библиотеки и энциклопедии, открытые базы данных, обучающие онлайн порталы, офисные пакеты приложений, мультимедиа технологии, сайт учебного заведения


Направления информационных технологий в проектной деятельности

В проектной деятельности свое применение получили следующие направления информационных технологий:

  • Ресурсы Интернета: поисковые системы и отдельно взятые сайты.

  • Электронные библиотеки и энциклопедии как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ обучающимся к мировым информационным ресурсам.

  • Информационные среды на основе открытых (доступных) баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.

  • Обучающие онлайн порталы различных тематик.

  • Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации). Для этих целей можно использовать различные офисные пакеты приложений, таких, как MicrosoftOffice, LibreOffice, OpenOffice, StarOffice и др.

  • Мультимедиа технологии. В их числе существует огромное количество различных видеоэнциклопедий, электронных учебников, интерактивные путеводителей, обучающие программы, видеокурсы в формате онлайн, ситуационно-ролевые игры и др.

  • Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т. д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети, сайты учебного заведения и/или преподавателя, дающие возможность опубликовать работу в сети Интернет.

  • Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск печатных материалов и документов на различных носителях.

  • Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от плагиата, от искажений при передаче и т.д.).


Ресурсы Интернета

Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы по поиску ответа на простейший вопрос до технологий дистанционного обучения и получения образования. Среди всего этого множества информации действительно ценной, оригинальной и достоверной может быть достаточно малое количество. Поэтому навыки поиска необходимой информации в сети Интернет с помощью составления продуманных поисковых запросов позволяют не заблудится в этом «зеркальном лабиринте» данных и отсеять зерна действительно полезных информационных ресурсов от плевел их двойников, пустышек и прочего интернет-мусора.


Электронные библиотеки и энциклопедии

Трудно переоценить тот объем информации, которую могут получить юные исследователи в обычной библиотеке. Даже в рядовой библиотеке можно найти весь, необходимый для работы над проектом, материал. С развитием сети Интернет в ее недрах стали появляться различные электронные библиотеки (например, lib.ru) и энциклопедии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными библиотеками. На этих Интернет-ресурсах не придется ожидать, когда вернет необходимую книгу предыдущий читатель; в этих электронных источниках информации, как правило, имеется поиск по нескольким параметрам, позволяющий быстро отыскать необходимую информацию, как в конкретной книге, так и среди нескольких источников. Информацию можно всегда скопировать, чтобы детально и основательно проработать позже, в удобное время; информацию можно быстро переработать и изменить под требования проекта.

Ярким примером электронной энциклопедии является всем известная Википедия (wikipedia.org). Ее характерной чертой является использование собственной технологии wiki, лежащей в основе функционирования многих других электронных энциклопедических справочников различных тематик. И хотя подобные Википедии ресурсы не могут являться полноценными заменителями книг, все же они позволяют быстро отыскать ответ на конкретный вопрос, что позволяет грамотно распоряжаться временем и сосредотачиваться на более сложных этапах создания проекта.


Открытые базы данных

Как известно, с течением времени ранее секретные данные становятся рассекреченными. К этим данным очень часто могут получить доступ не только профессионалы, но и любые интересующиеся люди. Иногда эти данные оцифровываются и размещаются в сети Интернет для большего удобства исследователей. К подобным электронным банкам документов, помогающим обучающимся в поиске материала для исследовательской работы, можно отнести и различные онлайн ресурсы, хранящие оцифрованную периодику разных лет. Ведь любая газета – это оттиск того времени, когда она была напечатана, и зачастую она более информативна и лучше передает дух изучаемого отрезка времени, нежели самые подробные исторические фолианты, выпущенные в наше время.
Если различные электронные энциклопедии и ресурсы сети Интернет дают общую картину происходивших событий, рассматриваемых в рамках проекта, то хранилища документов позволяют обучающимся почувствовать себя настоящими историками, ведь они работают с подлинными, пусть и оцифрованными документами. Подобная работа вносит в создаваемый проект исследовательские нотки, дух первооткрывателя, что напрямую влияет на заинтересованность в подобной работе школьников.


Обучающие онлайн порталы

Более современной формой обучения в наше время стала дистанционная форма обучения – получение знаний без посещения образовательного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Дистанционное образование дает возможность обучаться удаленно от места обучения в удобное для себя время и в привычном темпе, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это позволяет современному человеку обучаться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая обучение с основной деятельностью. Кроме того, обучающемуся для поступления не требуется определенного образовательного уровня, и каждый может обучаться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета и получения зачетов.

Подобные образовательные порталы нередко абсолютно бесплатны, где зарегистрироваться и начать заниматься самостоятельно не вызывает каких-либо трудностей. В то же время, занимаясь онлайн, обучающийся не только имеет возможность использовать онлайн лекции в разработке проекта, но и приобретает необходимую для дальнейшей его защиты эрудицию и самостоятельность.


Офисные пакеты приложений

Многие из перечисленных технологий существенно облегчают не только сбор информации, ее обработку, но и оформление готового проекта. Например, программы MicrosoftOffice позволяют структурировать информацию, создавать схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, которые необходимы как на начальном этапе проекта, так и на заключительном, когда предоставляется готовый продукт. Проект может быть представлен в виде компьютерной презентации, созданной в программе PowerPoint. При подготовке обучающимися презентаций формируются важнейшие навыки работы с информацией: критическое осмысление, выделение главного в сообщении, систематизирование и обобщение, грамотное представление и оформление проекта в рамках единого стиля.




Мультимедиа технологии

Мультимедиа технологии – возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме; это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. В связи с этим технологии мультимедиа идеально подходят для обучения с использованием компьютерных технологий в научно-просветительской и образовательной сферах. Показываете ли вы учащимся обучающее видео с помощью обычного видео плеера или перелистываете проецируемые проектором страницы электронного учебника, моделируете ли на интерактивной доске ситуационно-ролевую игру, – все это мультимедиа технологии, уже достаточно прочно закрепившиеся в нашем современном мире. И, конечно же, эти технологии удобно использовать при создании и защите проектов.


Сайт учебного заведения

Большинство образовательных заведений имеет собственные сайты, где и можно разместить учебные проекты. Существующие технологии позволяют преподавателю, не обладающему техническими знаниями в области веб-программирования, веб-дизайна и др. создать свой собственный сайт, с помощью которого можно делиться накопленным опытом с коллегами и обучающимися, имеющими доступ к сети Интернет.


Работа над проектом, используя последние достижения информационных технологий, позволяет обучающимся усваивать учебную информацию с большим интересом и отдачей, идя в ногу со временем, положительно влияет на развитие у обучающихся навыков общения со всеми участниками проекта, дает дополнительную мотивацию к обучению, а также формирует творческие способности обучающихся.

Доступность для образовательных целей всего многообразия информационных технологий позволяет не только продуктивно и с отдачей обучать обучающихся, но и поощрять их старания, публикуя их работы в сети Интернет. Ведь размещение работы на сайте образовательного учреждения или преподавателя дает возможность ощутить себя частью информационного пространства, где ты не только используешь чью-то информацию, но вносишь и свой вклад.


Список используемых источников

  1. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.

  2. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.

  3. Клименко А. В., Подколзина О. А. Проектная деятельность учащихся. //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №9.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  5. Полат Е. С. Как рождается проект. М., 1995

  6. www.intuit.ru Левин В. И. История информационных технологий, 2007.

  7. www.sibuch.ru

  8. www.sgu.ru

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!