СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Поэтому, использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии»

Формирование личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Поэтому, использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Актуальность темы обусловлена тем, что современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: использование каких технологий компьютерного обучения в учебном процессе эффективно реализуют дидактические принципы: научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.  

Объект исследования: информационные технологии

Предмет исследования целесообразность использования технологии компьютерного обучения в учебном процессе в начальной школе.

Цель исследования: определить наиболее эффективные в образовательном процессе информационные технологии.

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрыть принципы технологии компьютерного обучения;

- определить типы информационных технологий;

- выявить наиболее эффективные типы компьютерных средств.

Гипотеза исследования: применение информационных технологий в учебном процессе эффективно при следующих условиях:

  • положительное отношение детей и учителей к технологии компьютерного обучения;

  • правильно подобранные типы компьютерных средств;

  • владение педагогом средствами ИКТ.

При выполнении работы использовались следующие методы исследования: архивные методы, такие как библиографический анализ, конспектирование, реферирование; практические методы, такие как беседа, наблюдение.





















  1. Принципы технологии компьютерного обучения

В педагогической практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства .

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение . Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Рассмотрим основные дидактические принципы использования компьютерных технологий в образовании.

Принцип научности определяет содержание образования, требует включения в него не только традиционных научных знаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее. При этом способы усвоения учебного материала должны быть развития адекватны современным научным способам познания.

Принцип системного подхода. Системный подход, направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход к изучению информационных процессов открывает перспективу для использования вычислительной техники в качестве моделей исследования систем различной природы. Именно структурное подобие систем открывает возможность реализации преимуществ научного моделирования как метода, для которого структурное подобие объектов имеет фундаментальное значение.

При компьютерном обучении принцип систематичности:

- предполагает разработку и обоснование формализованной модели предметной области при проектировании соответствующей обучающей программы;

- отдает предпочтение пакетам программ по группам тем и даже целым курсам по сравнению с отдельными разрозненными, пусть даже самыми совершенными, программами.

Принцип поэтапного преодоления трудностей при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности для определенной возрастной группы или некоторого усредненного учащегося данного возраста, в принцип индивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения цели обучения. Материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого. Обучение строится таким образом, чтобы можно было закономерно управлять темпом и содержанием развития личности обучающегося посредством организации обучающих воздействий. Доступность при компьютерном обучении играет роль фильтра содержания, светофора процесса обучения и, в конечном счете, обеспечивает достижение цели обучения учащимися с различной начальной подготовкой.

При компьютерном обучении этот принцип означает необходимость разработки и использования в ППС (педагогических программных средствах) психологически обоснованных моделей обучаемого и процесса обучения.

Принцип связи индивидуализации и коллективизации. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения - один из путей достижения сбалансированности индивидуальных и коллективных форм обучения:

- компьютер дает возможность каждому ученику работать в приемлемом для него темпе;

- создается возможность уровневой дифференциации: в зависимости от качества ответов ученик переводится на более высокий или низкий уровень обучения;

- различные варианты ППС позволяют выбрать обучающую программу, соответствующую индивидуальным особенностям ученика;

- объединяет учеников между собой и с учителем совместное решение проблемы на уроке или в качестве домашнего задания;

- групповая работа с компьютером на уроке или групповые домашние задания (в старших классах) создают условия для развития навыков делового общения в процессе обсуждения вариантов решения поставленных задач.

Принцип прочности закрепляет эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания естественнонаучного образования и развитие познавательных сил учащихся - две взаимосвязанные стороны процесса обучения. Прочность усвоения учащимися материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения. Память младших школьников носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип непрерывности предопределяет систему идей, которые необходимо реализовать в процессе естественнонаучного образования, сопровождающих учащихся в различные периоды обучения. К числу таковых относятся: интеграция учебной и практической деятельности, поступательность в обогащении творческого потенциала учащегося, содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы, самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности, интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих непрерывного образовательного процесса.

Принцип связи теории с практикой. Применение компьютерных технологий позволяет существенно усилить практическую направленность естественнонаучного образования, так как компьютер обладает уникальными возможностями моделирования, в том числе имитационного, различных процессов, начиная от физических и химических, кончая социальными. Компьютер может «погрузить» обучаемых в любую обстановку



















  1. Типы информационных технологий

Выделяют восемь типовв обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):

  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или OpenImpress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

  2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

  • они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

  • удобная система навигации на основе гиперссылок;

  • возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

  1. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

  2. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

  3. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

  4. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

  5. Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).

  6. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

  1. Компьютерные средства обучения эффективно использующиеся в учебном процессе.

Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 16%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Этим определяется целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе.

Наиболее эффективно учителя начальных классов используют презентации. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Анализ таких занятий показал, что благодаря фрагментам уроков, на которых используются презентации, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. У них повышается качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, появляется стремление преодолеть трудности, познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. А главное создаются условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. 
  Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер». Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми анимированными схемами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint, в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как с помощью мультимедийного проектора, так и отдельных компьютеров. Создаём и используем мультимедийные приложения к урокам математики, русского языка, окружающего мира.

 Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

  Здесь необходимо упомянуть несомненную пользу информационных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями. , что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.










 Заключение

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.  
















Список использованной литературы и интернет - ресурсов

  1. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547

  2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. – 2004. – №3. – С. 187-188

  3. Могилева А. В., Пак Н. И., Хённер Е. К. Информатика. Учебное пособие. – М. : Академия, 2003. – 816с.

  4. http://www.allbest.ru

8