СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии - как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

На настоящий момент в условиях стремительного развития информационного потока, сфера дошкольного образования трансформируется, что влечет за собой особые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.   В условиях пандемии педагогу необходимо развить  навык успешного установления стабильного общения в различных форматах: электронной, что особенно актуально в условиях современных реалий. Воспитатель обязан развивать в себе ИКТ-компетентности, которые так необходимы для целеустановления, осуществления и анализа образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. Поэтому продвижение компьютерных технологий в дошкольное образование является осмысленным и необходимым элементом, обеспечивающим воспитание и обучение ребёнка, принимая в расчет его индивидуальные потребности, основываясь на жизненной ситуации и состояние здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности).

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии - как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»

«Информационные технологии- как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»

Хорина Е.В.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» городского округа город Воронеж


На настоящий момент в условиях стремительного развития информационного потока, сфера дошкольного образования трансформируется, что влечет за собой особые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. В качестве примера можно рассмотреть коммуникативную функцию педагога, а именно навык успешного установления стабильного общения в различных форматах: электронной, что особенно актуально в условиях современных реалий. Воспитатель обязан развивать в себе ИКТ-компетентности, которые так необходимы для целеустановления, осуществления и анализа образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. Поэтому продвижение компьютерных технологий в дошкольное образование является осмысленным и необходимым элементом, обеспечивающим воспитание и обучение ребёнка, принимая в расчет его индивидуальные потребности, основываясь на жизненной ситуации и состояние здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности). [7].

Основной целью ввода информационных технологий является формирование единого информационного пространства образовательного учреждения, системы задействовавшей и связавшей всех участников учебно-воспитательного процесса: воспитанники и родители, администрация учебного заведения, а также педагогов.

ИКТ в педагогической деятельности реализуется посредством, организации непосредственной образовательной деятельности воспитанников; организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей, реализацию проектов создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов). Сегодня воспитателю доступно достаточно высокий выбор ИКТ в своей деятельности. Воспитатели являются для ребенка проводником в мир открытия новых технологий. [3]. В своей деятельности, мы выделили ряд преимуществ информационных технологий перед традиционными средствами обучения, а именно движение, мультипликация, звук способны длительное время удержать внимание ребенка, что влечет за собой повышение уровня мотивации к познанию. Слайд-шоу и видеофрагменты помогают педагогу продемонстрировать моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения в силу тех или иных обстоятельств. При помощи мультимедийных установок мы имеем возможность моделировать жизненные ситуации, которые невозможно понаблюдать ребенку в повседневной жизни. ИКТ – это вспомогательные ресурсы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, создают психологически комфортные условия для каждого ребенка с учетом его потребностей и темпа развития. Использование дидактических игр с заданиями возрастающей сложности при коррекции фонетической стороны речи, позволяет ребенку самому оценить правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.

В своей работе мы стараемся придерживаться требований СанПин предъявляемым к использованию ИКТ в ДОУ, а в частности, не проводить занятия с ПЭВМ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

Для снижения уровня утомления детей создаем гигиенически рациональную среду рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана 50 см. Ребенок, носящий очки, использует их в работе за компьютером.[6]

В нашем дошкольном учреждении педагоги на регулярной основе применяют ИКТ. Можно выделить несколько основных областей:

1. Ведение документации.

2. Методическая деятельность, повышающая квалификацию педагога.

3. Взаимодействие с родителями.

4. Воспитательно – образовательный процесс

1. Ведение документации.

В ходе образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ создают и редактируют календарные и перспективные планы, подготавливают материал для составления родительского уголка, печатают характеристики детей для комиссии, ведут табель посещаемости детей в программе Microsoft Excel и т.д. Рассмотрим пример: воспитателю необходимо напечатать характеристику ребенка с помощью компьютера, важно отметить, что это легче и быстрее, чем написать от руки: если он сделал ошибку, раньше ему бы пришлось все переписывать, а в Microsoft Office позволяет редактировать, дополнить, сохранить в памяти и использовать основу старого документа для написания нового. Основываясь на своем опыте, я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате в разы уменьшает время по её составлению, предоставляет возможность в кратчайшие сроки вносить изменения, дополнения, упрощает хранение и доступ к информации.  

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют нашим педагогам без отрыва от производства пройти обучение. Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Некоторые педагоги нашего ДОУ уже не только принимали участие в таких конкурсах, но и являлись победителями дипломы и сертификаты таких конкурсов пополняют портфолио.

3. Работа с родителями.

Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Красочно оформленный информационный материал позволяет повысить уровень заинтересованности родителей к подготовке рекомендуемых заданий для повторения лексических тем и т.д. На официальном сайте ДОУ родители могут получить информацию о жизни ДОУ, получить педагогическую консультацию.

На выпускных балах просмотр подготовленной мультимедийной презентации из старых фотографий вызывает отклик в сердцах и детей, и взрослых. Просмотр видео с фрагментами повседневной жизни, праздников вызывает живой интерес у детей и родителей.

4. Воспитательно – образовательный процесс.

Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно - образовательного процесса, который включает в себя:

- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

- реализацию проектов,

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Информационно-коммуникационные технологии раскрывают безграничные возможности творческой деятельности, создание педагогом и применение мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, быстрее достичь намеченной цели, сделать образовательный процесс информационно емким, комфортным, сформировать целостное восприятие окружающего мира, удовлетворить естественное детское любопытство, при этом компьютер только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Мультимедиа позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения в повседневной жизни: как прорастает трава под снегом, услышать песни дождя, скрип снега.

У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели, таким образом, развивается самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

В заключении, не могу не отметить главное: ИКТ — мощное средство для интеллектуального развития как педагогов как детей, но необходимо помнить, для того чтобы этот процесс был успешным и плодотворным, необходима тщательная подготовка!



Литература:



Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16

Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.

Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.

Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155