СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии в формировании экономических компетенций у выпускника вуза

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы применения информационных технологий в формировании   экономических компетенций у выпускника вуза.

Ключевые слова: ИТ, экономика

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в формировании экономических компетенций у выпускника вуза»


Информационные технологии в формировании экономических компетенций у выпускника вуза

Журавлева А.В.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого


Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы применения информационных технологий в формировании экономических компетенций у выпускника вуза.

Ключевые слова: ИТ, экономика


В сложившихся условиях экономического кризиса, сложных внешнеполитических отношений, пандемии высшие учебные заведения работают в сложных условиях. Существенно возросли требования к уровню и качеству подготовки выпускников ВУЗов как со стороны рынка труда, так и со стороны системы высшего образования.

Информационные технологии (ИТ) были внедрены в жизнь современного общества, а также нашли применение в различных отраслях экономики [1]. Невозможно сегодня представить современного квалифицированного специалиста, не владеющего компьютером, и тем более специалиста звена администрирования. Вследствие чего активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс является основной задачей организаций высшего образования Российской Федерации [2,4].

Активное использование ИТ в учебном процессе ВУЗа зависит от знаний и умений педагогов, от их готовности использовать информационные технологии. Администрация ВУЗа должна поддерживать стремление своих сотрудников в стремлении повышать компьютерную грамотность, для этого необходимо ежегодно проводить курс теоретических и практических занятий по повышению уровня компьютерной грамотности преподавателей независимо от читаемых дисциплин. Это способствует повышению результативности труда педагогов, формированию экономических компетенций у выпускников, и как следствие повышение успеваемости обучающихся [2,3].

В настоящее время педагог является профессионалом, знающим свой предмет, владеющим методикой его преподавания, и в тоже время умеющий активно использовать информационные технологии в ходе преподавания. Стандарты третьего поколения ориентируют педагогических работников на становление творчески мыслящей личности, способной найти выход из проблемной ситуации. Целью преподавателей ВУЗов является обучение учащихся не только получать, а также находить, анализировать необходимую информацию. Часть студентов сегодня характеризуется слабой мотивацией к обучению. Одной из причин которой является оторванности изучаемого материала от жизни, перегруженность программ, разные способности обучающихся. Следовательно, главной целью преподавателей является поддержание интереса учащихся к учению. Новые ИТ предоставляют педагогу новые возможности.

Перечислим некоторые возможные направления использования ИТ в образовательном процессе (Рис. 1).

Рис. 1. Направления использования ИТ в образовательном процессе

Следует отметить, что при нынешней мотивации студентов к учению, поддержать и развить интерес к своей дисциплине сложно и как показывает анализ практики интеграции ИТ, межпредметных связей, исследуемых параллельно со следующими дисциплинами: статистика, менеджмент, финансы, аудит, налоги, экономическая информатика, информационные технологии в управлении и экономике и др., дает высокий результат на выходе. Естественно, это определяет необходимость большой подготовительной работы:

Во-первых, выбор и согласование с педагогами учебных тем для интеграции. Знакомство с материалом по экономике, требующим максимальное использование ИТ.

Во-вторых, отработка совместно проработанных практических заданий, возможно направленных на создание какого-то программного продукта в соответствии с направлением подготовки.

В-третьих, планирование интегрированных занятий и т.д.

Такой вид междисциплинарной работы не только даёт возможность обучающимся лучшеусвоить материал как одной так и другой дисциплины, но и повышает мастерствопреподавателей по использованию ИТ.Максимально доступные ИТ при изучении экономических дисциплин, но дающие основы их использования в практической деятельности – это представленные ниже программные продукты:

1. MS Word - тестовый процессор.

2. PowerPoint - презентационная графика.

3. MSExcel - табличный редактор.

4. MS Access - базы данных.

ИТ формируют, развивают, а также поддерживают интерес студентов к достижениям экономической науки на современном этапе развития общества. На реализуемых занятиях учащиеся понимают, насколько качественно и быстро возможен набор и оформление текстов, проведение расчетов. Осуществляется определенная ориентация в профессиональной сфере, повышается информированность обучающихся [2].

Деятельность ряда педагогических работников характеризуется боязнью повышения трудоемкости подготовки занятий в ВУЗе на основе вышеобозначенных технологий, а также недостаточной ИТ-оснащенностью учебных аудиторий.

Работа в представленном ракурсе показывает, что у обучающихся наблюдается рост навыков применения компьютера, в том числе и при решении задач. Таким образом, можем сделать вывод, что использование информационных технологий способствует развитию умений поиска и выбора оптимального решения задач.

Список литературы:

  1. Егорушкина Т.Н., Логвинов С.И., Швецов С.А. На пороге "цифрового" будущего РОССИИ - Научные исследования и разработки. Экономика. 2018. Т. 6. № 2. С. 31-41.

  2. Логвинов С.И., Савина И.В. Информационные и коммуникационные технологии как средство формирования у обучающихся современного технологического мышления. - В сборнике: Технолого - экономическое образование: достижения, инновации, перспективы. Сборник статей X Международной научно - практической конференции, посвященной 70-летию ТГПУ им. Л.Н, Толстого и 30-летию факультета технологии, экономики и сельского хозяйства. Научный редактор: Н.А. Шайденко; Ответственный редактор: А.А. Потапов. 2009. С. 182-184.

  3. Логвинов С.И. Моделирование в принятии управленческих решений при обучении студентов экономическим дисциплинам. - В сборнике: Инновационное развитие российской экономики: материалы X Международной научно-практической конференции. - Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Российский фонд фундаментальных исследований. 2017. С. 173-176.

  4. Масловская С.В. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/orenipk.ru/kp/distant/ped/tech.htm#3 (20.10.2020)