ПЛАН УРОКА 3.2
учебной практики (урок производственного обучения)
Профессия: 19149 «Токарь»
Дата проведения:
Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич
Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».
Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках».
Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часов)
Урок № 9
«Установка заготовки в патрон. Обработка деталей с уступами. (6 часов).
Дидактическая цель урока:
Формирование первоначальных профессиональных умений по установке заготовки в патрон, обработке наружной поверхности с уступами.
Задачи урока:
Образовательная
Сформировать умения выбирать, подготавливать к работе, устанавливать на станок и использовать простые универсальные приспособления.
Развивающая
Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.
Воспитывающая
Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.
Методы обучения:
- наглядные (показ трудовых приёмов);
- словесные (беседа, устное объяснение);
- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.
Тип урока:
Урок по изучению трудовых приёмов и операций.
Вид урока:
Урок-практикум
Межпредметные связи:
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.1 «Требования предъявляемые к цилиндрическим и торцевым поверхностям».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.2 « Способы установки и выверки деталей».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.3 «Способы обработки наружных цилиндрических и торцевых поверхностей простых и средней сложности деталей и инструментов».
Форма организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная
2. Звеньевая (бригадная)
Уровень освоения – 2
Материально-техническое и методическое оснащение урока:
1. Инструменты
- штангенциркуль;
2. Материалы:
- резцы;
- заготовки;
- пруток
3. Дидактический материал:
- контрольный образец, приложение 1
- технологическая карта, приложение 2
- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3
- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.
Ход урока
Структура урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике обучения |
1. Организационный момент (10 мин.) | Приветствую обучающихся, проверяет готовность к уроку: - информация об отсутствующих; - выдача инструментов и материалов. | Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок. | |
II. Вводный инструктаж (120 мин) 2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.) 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. (15 мин.) 2.3. Объяснение нового материала (90 мин.) III. Текущий инструктаж (200 мин) 3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания. IV. Заключительный инструктаж (30 мин) V. Раздаю домашнее задание | Сообщаю тему и цели урока, план работы. Беседую с обучающимися о порядке установки заготовки в патрон, обработке детали с уступами. Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии. Объяснение принципа установки заготовки в патрон и обработки детали с уступами. - контрольный образец, приложение 1; -технологическая карта приложение 2. Наглядный показ рабочих приёмов. Целевые обходы рабочих мест: - контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места; - контроль правильности выполнения рабочих приемов; - соблюдение требований по установке заготовки в патрон и обработки детали с уступами по 10-12 квалитету. - соблюдение технологической последовательности при обработке поверхностей; - оказание помощи выполнения рабочих приёмов; - наблюдение за обучающимися, корректировка их деятельности; - сбор информации для подведения итогов. 4.1. Подвожу итоги работы. 4.2. Разбираю типичные ошибки. 4.3. Демонстрирую лучшие работы. 4.4. Сообщаю оценки за урок. 5.1.Корректирую домашнее задание. 5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест. | Слушают, запоминают Принимают участие в беседе. Слушают, запоминают. Знакомятся с дидактическим материалом. Работают в бригадах: 3.1.Выполняют установку заготовки в патрон. 3.2. Обрабатывают деталь с уступами. 3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки». 4.1. Слушают итоги работы. 4.2. Слушают о допущенных ошибках. 4.3. Презентация выполненных работ. 5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места. | Беседа Инструктирование с записью в журнале инструктажа Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций. |
Мастер производственного
обучения_________________________Просин Евгений Николаевич
Вопросы для фронтального опроса.
Как устанавливается заготовка в трехкулачковый патрон?
Назначение кулачков в патроне?
Какой самый распространенный патрон применяется на токарных станках?
Какой токарный резец используется для обработки детали уступами.
Каким инструментом производится зажим заготовки в патрон?
Эталон ответов.
Предварительно необходимо тщательно протереть центрирующий поясок на шпинделе, также резьбу в патроне. В патрон вставляют ключ и делают резкий рывок на себя для раздвигания кулачков на необходимое расстояния. Точность установки детали в самоцентрирующем трехкулачковом патроне обычно не более 0,2 мм. С целью повышения точности установки практикуется растачивание незакаленных кулачков патрона.
Кулачки в патроне предназначены для закрепления заготовки в патроне для дальнейшей обработки.
Наиболее широко распространен трехкулачковый самоцентрирующий патрон. Кулачки патрона перемещаются одновременно с помощью диска.
Для обработки детали или заготовки уступами применяют проходной токарный резец.
Для зажима заготовки в патрон применяют ключ.
Приложение 1
КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Приложение 2
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Алгоритм действий | Порядок выполнения операций | Время на выполнение операции |
Подрезание уступов |
1. Подрезание уступов в трехкулачковом патроне с ручной подачей резца. Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4. Рис. 5. | 1. Установить и закрепить ступенчатый вал. 2. Установить вершину проходного упорного резца 2 (рис. 1) на уровне оси центров с главным углом в плане у = 90. 3. Включить станок. 4. Подрезать уступ высотой до 5 мм. Проходной упорный резец 2 (см. рис. 2) переместить ручной поперечной подачей до соприкосновения вершины резца с поверхностью заготовки 1. 5. Уступ заготовки высотой до 5 мм подрезать резцом за один рабочий ход продольной ручной подачей по стрелке А (рис. 1). 6. Отвести резец от обработанной поверхности заготовки поперечной подачей по стрелке Б (рис. 3). 7. Выключить станок. 8. Измерить длину ступени измерительной линейкой, стержнем глубиномера штангенциркуля, штангенглубиномером или шаблоном. 9. Проходной упорный резец 2 (см. рис. 4) установить на главный угол в плане = 95° и подрезать за несколько рабочих ходов наклонный уступ продольной подачей по стрелке А (рис. 4 и 5). | 170 мин |
Окончательное подрезание уступов |
Рис.1 Рис. 2 Рис. 3. | 1. Подать резец ручной по перечной подачей до соприкосновения его вершины с цилиндрической поверхностью ступени меньшего диаметра. 2. Прямой продольной подачей переместить резец до неглубокого врезания в предварительно подрезанный уступ и ручной поперечной подачей на себя подрезать его окончательно. | 30 мин |
| ИТОГО | 200 мин |
Приложение 3
КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ
№ п/п | Список обучающихся | Взаимооценка | Самооценка | Оценка |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
11. | | | | |
12. | | | | |
13. | | | | |
14. | | | | |
15. | | | | |
16. | | | | |
17. | | | | |
18. | | | | |
19. | | | | |
20. | | | | |
21. | | | | |
22. | | | | |
23. | | | | |
24. | | | | |
25. | | | | |
итого | |
Критерии оценок учебного задания:
Технологическая последовательность выполнения задания.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил Т.Б.
Трудовая дисциплина.
Качество выполнения задания:
- установка различных заготовок в патрон;
- снятие установки из патрона;
- обработка заготовки уступами;
- правильное применение измерительного инструмента ;
- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.
Время на выполнение.
Приложение 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА
1.Какие трудности возникли у вас при установке заготовки в патрон?
2.Какие трудности возникли при обработке заготовки уступами?
3.Какие были допущены ошибки?
4. Как вы устраняли дефекты?
5. Понравилось ли вам выполнять установку и съем заготовки из патрона и обработку уступами.
6. Какой вид обработке легче, а какой сложнее? Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при обработке поверхности уступами.
ПЛАН УРОКА 3.2
учебной практики (урок производственного обучения)
Профессия: 19149 «Токарь»
Дата проведения:
Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич
Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».
Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках».
Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часа).
Урок № 10
«Контроль размеров деталей штангенциркулем. Обработка детали с несколькими уступами по 10-12 квалитету». (6 часов).
Дидактическая цель урока:
Формирование первоначальных профессиональных умений по обработке наружной поверхности с несколькими уступами.
Задачи урока:
Образовательная
Сформировать умения выполнять токарную обработку поверхностей (включая конические) заготовок простых деталей с точностью размеров по 10-12 квалитетам на универсальных токарных станках в соответствии с технологической картой и рабочим чертежом.
Развивающая
Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.
Воспитывающая
Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.
Методы обучения:
- наглядные (показ трудовых приёмов);
- словесные (беседа, устное объяснение);
- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.
Тип урока:
Урок по изучению трудовых приёмов и операций
Вид урока:
Урок-практикум
Межпредметные связи:
-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.1 «Требования предъявляемые к цилиндрическим и торцевым поверхностям».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.2 «Способы установки и выверки деталей».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.3 «Способы обработки наружных цилиндрических и торцевых поверхностей простых и средней сложности деталей и инструментов».
Форма организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная
2. Звеньевая (бригадная)
Уровень освоения – 2
Материально-техническое и методическое оснащение урока:
1. Инструменты
- штангенциркуль;
2. Материалы:
- резцы;
- заготовки;
- пруток.
3. Дидактический материал:
- контрольный образец, приложение 1
- технологическая карта, приложение 2
- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3
- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.
Ход урока
Структура урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике обучения |
Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку: 1. Организационный момент (10 мин.) | Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку: - информация об отсутствующих; - выдача инструментов и материалов. | Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок. | |
Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку: II. Вводный инструктаж (120 мин) 2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.) 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. (15 мин.) 2.3. Объяснение нового материала ( 90 мин. ) III. Текущий инструктаж (200 мин) 3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания. IV. Заключительный инструктаж (30 мин) V. Раздаю домашнее задание | Сообщаю тему и цели урока, план работы. Беседую с обучающимися о порядке контроля размеров детали с использованием измерительных инструментов и обработки детали с несколькими уступами. Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии. Объяснение принципа измерения детали штангенциркулем и обработки детали несколькими уступами по 10-12 квалитету: - контрольный образец, приложение 1; -технологическая карта приложение 2. Наглядный показ рабочих приёмов. Целевые обходы рабочих мест: - контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места; - контроль правильности выполнения рабочих приемов; - соблюдение требований по контролю размеров детали и обработки детали с уступами по 10-12 квалитету. - соблюдение технологической последовательности при обработке поверхностей; - оказание помощи выполнения рабочих приёмов; - наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности; - сбор информации для подведения итогов. 4.1. Подвожу итоги работы. 4.2. Разбираю типичные ошибки. 4.3. Демонстрирую лучшие работы. 4.4. Сообщаю оценки за урок. 5.1.Корректирую домашнее задание. 5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест. | Слушают, запоминают Принимают участие в беседе. Слушают, запоминают. Знакомятся с дидактическим материалом. Работают в бригадах: 3.1.Выполняют замеры детали. 3.2. Обрабатывают деталь с уступами. 3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки». 4.1. Слушают итоги работы. 4.2. Слушают о допущенных ошибках. 4.3. Презентация выполненных работ. 5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места. | беседа Инструктирование с записью в журнале инструктажа Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций |
Мастер производственного
обучения_________________________Просин Евгений Николаевич
Вопросы для фронтального опроса.
1. Как устроен штангенциркуль, предельные скобы и как ими пользоваться?
2. Чем определяется последовательность обтачивания ступенчатых деталей?
3. При большой партии однородных деталей, что применяют для повышения производительности?
4. Определите виды брака, которые возникают при обработке детали с несколькими уступами?
5. Какие требования техники безопасности надо соблюдать при выполнении обработки детали с несколькими уступами?
Эталон ответов.
1. Наиболее распространенным инструментом для измерения размеров деталей, полученных после черновой и получистовой обработки, является штангенциркуль. Большие губки предназначены для измерения наружных, а малые губки для измерения внутренних поверхностей, с помощью ножки измеряют уступы и углубления.
2. Последовательность обтачивания ступенчатых деталей определяется размерами и родом заготовки, а также требованиями к точности обработки. Обтачивание производят проходным упорным резцом. Центрование и закрепление заготовки осуществляется так же, как и при обтачивании гладкой заготовки.
3. При достаточно большой величине партии с несколькими уступами, целесообразно обрабатывать с помощью специальных копировальных приспособлений.
4. При обработке детали с несколькими уступами возможны следующие виды брака:
- отдельные участки поверхности детали остались необработанными;
- действительные размеры обработанной детали не соответствуют размерам, заданным чертежом;
- недостаточная чистота обработанной детали.
5. При обработке детали с несколькими уступами, надо убедиться в надежности закрепления обрабатываемой заготовки и резца.
Приложение 1
КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Приложение 2
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Алгоритм действий | Порядок выполнения операций | Время на выполнение операции |
1. Контроль размера |
Контроль размера детали штангенциркулем. | 1. Контроль размера внешней поверхности детали. 2. Контроль глубины детали. 2. Контроль размера внутреннего диаметра поверхности. | 30мин |
2. Обработка детали с несколькими уступами |
Рис. 1 Рис. 2 | 1. Обработка первой ступени Ø 30 мм. Обточить со снятием пробных стружек и необходимыми замерами. 2. Не изменяя положения резца, подвести поперечный упор 2 (рис. 2) вплотную к упору 1 на поперечных нижних салазках суппорта и закрепить его. 3. Для обтачивания 2-й ступени Ø 35 мм. Между упорами поместить мерную плитку. 4. для обтачивания 3-й ступени Ø 42 мм. Дополнительную мерную плитку. | 170 мин. |
| ИТОГО | 200 мин. |
Приложение 3
КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ
№ п/п | Список обучающихся | Взаимооценка | Самооценка | Оценка |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
11. | | | | |
12. | | | | |
13. | | | | |
14. | | | | |
15. | | | | |
16. | | | | |
17. | | | | |
18. | | | | |
19. | | | | |
20. | | | | |
21. | | | | |
22. | | | | |
23. | | | | |
24. | | | | |
25. | | | | |
итого | |
Критерии оценок учебного задания:
Технологическая последовательность выполнения задания.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил Т.Б.
Трудовая дисциплина.
Качество выполнения задания:
- контроля размеров деталей штангенциркулем;
- обработки детали с несколькими уступами;
- правильное применение измерительного инструмента ;
- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.
Время на выполнение.
Приложение 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА
1.Какие трудности возникли у вас при контроле размеров детали штангенциркулем?
2.Какие трудности возникли при обработке заготовки с несколькими уступами?
3.Какие были допущены ошибки?
4. Как вы устраняли дефекты?
5. Понравилось ли вам выполнять контроль размеров деталей и обработку с несколькими уступами?
6. Какой вид обработке легче, а какой сложнее?
7. Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при обработке поверхности уступами?