СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный блок по теме «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» по УП.02 по профессии 19149 "Токарь"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационный блок по теме «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» по УП.02 по профессии 19149 "Токарь"»

ПЛАН УРОКА 3.2

учебной практики (урок производственного обучения)


Профессия: 19149 «Токарь»

Дата проведения:

Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич

Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».

Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках».

Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часов)

Урок № 9

«Установка заготовки в патрон. Обработка деталей с уступами. (6 часов).

Дидактическая цель урока:

Формирование первоначальных профессиональных умений по установке заготовки в патрон, обработке наружной поверхности с уступами.

Задачи урока:

Образовательная

Сформировать умения выбирать, подготавливать к работе, устанавливать на станок и использовать простые универсальные приспособления.

Развивающая

Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.

Воспитывающая

Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.

Методы обучения:

- наглядные (показ трудовых приёмов);

- словесные (беседа, устное объяснение);

- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.

Тип урока:

Урок по изучению трудовых приёмов и операций.

Вид урока:

Урок-практикум

Межпредметные связи:

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.1 «Требования предъявляемые к цилиндрическим и торцевым поверхностям».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.2 « Способы установки и выверки деталей».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.3 «Способы обработки наружных цилиндрических и торцевых поверхностей простых и средней сложности деталей и инструментов».

Форма организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная

2. Звеньевая (бригадная)

Уровень освоения – 2

Материально-техническое и методическое оснащение урока:

1. Инструменты

- штангенциркуль;

2. Материалы:

- резцы;

- заготовки;

- пруток

3. Дидактический материал:

- контрольный образец, приложение 1

- технологическая карта, приложение 2

- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3

- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.


Ход урока

Структура урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Примечание по методике обучения

1. Организационный момент (10 мин.)

Приветствую обучающихся, проверяет готовность к уроку:

- информация об отсутствующих;

- выдача инструментов и материалов.

Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок.



II. Вводный инструктаж (120 мин)


2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.)



2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. (15 мин.)



2.3. Объяснение нового материала (90 мин.)





III. Текущий инструктаж (200 мин)


3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания.




























IV. Заключительный инструктаж (30 мин)





V. Раздаю домашнее задание





Сообщаю тему и цели урока, план работы.















Беседую с обучающимися о порядке установки заготовки в патрон, обработке детали с уступами.


Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии.


Объяснение принципа установки заготовки в патрон и обработки детали с уступами.

- контрольный образец, приложение 1;

-технологическая карта

приложение 2.

Наглядный показ рабочих приёмов.

Целевые обходы рабочих мест:

- контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рабочих приемов;

- соблюдение требований по установке заготовки в патрон и обработки детали с уступами по 10-12 квалитету.

- соблюдение технологической последовательности при обработке поверхностей;

- оказание помощи выполнения рабочих приёмов;

- наблюдение за обучающимися, корректировка их деятельности;

- сбор информации для подведения итогов.

4.1. Подвожу итоги работы.

4.2. Разбираю типичные ошибки.

4.3. Демонстрирую лучшие работы.

4.4. Сообщаю оценки за урок.

5.1.Корректирую домашнее задание.

5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест.





Слушают, запоминают














Принимают участие в беседе.








Слушают, запоминают. Знакомятся с дидактическим материалом.

Работают в бригадах:

3.1.Выполняют установку заготовки в патрон.

3.2. Обрабатывают деталь с уступами.

3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки».

















4.1. Слушают итоги работы.

4.2. Слушают о допущенных ошибках.

4.3. Презентация выполненных работ.


5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места.




Беседа















Инструктирование с записью в журнале инструктажа






Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.


Мастер производственного

обучения_________________________Просин Евгений Николаевич


Вопросы для фронтального опроса.


  1. Как устанавливается заготовка в трехкулачковый патрон?

  2. Назначение кулачков в патроне?

  3. Какой самый распространенный патрон применяется на токарных станках?

  4. Какой токарный резец используется для обработки детали уступами.

  5. Каким инструментом производится зажим заготовки в патрон?



Эталон ответов.


  1. Предварительно необходимо тщательно протереть центрирующий поясок на шпинделе, также резьбу в патроне. В патрон вставляют ключ и делают резкий рывок на себя для раздвигания кулачков на необходимое расстояния. Точность установки детали в самоцентрирующем трехкулачковом патроне обычно не более 0,2 мм. С целью повышения точности установки практикуется растачивание незакаленных кулачков патрона.

  2. Кулачки в патроне предназначены для закрепления заготовки в патроне для дальнейшей обработки.

  3. Наиболее широко распространен трехкулачковый самоцентрирующий патрон. Кулачки патрона перемещаются одновременно с помощью диска.

  4. Для обработки детали или заготовки уступами применяют проходной токарный резец.

  5. Для зажима заготовки в патрон применяют ключ.



Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ


Приложение 2

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Алгоритм действий


Порядок выполнения операций


Время на выполнение операции

Подрезание уступов


1. Подрезание уступов в трехкулачковом патроне с ручной подачей резца.


Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4.

Рис. 5.

1. Установить и закрепить ступенчатый вал.

2. Установить вершину проходного упорного резца 2 (рис. 1) на уровне оси центров с главным углом в плане у = 90.

3. Включить станок.

4. Подрезать уступ высотой до 5 мм. Проходной упорный резец 2 (см. рис. 2) переместить ручной поперечной подачей до соприкосновения вершины резца с поверхностью заготовки 1.

5. Уступ заготовки высотой до 5 мм подрезать резцом за один рабочий ход продольной ручной подачей по стрелке А (рис. 1).

6. Отвести резец от обработанной поверхности заготовки поперечной подачей по стрелке Б (рис. 3).

7. Выключить станок.

8. Измерить длину ступени измерительной линейкой, стержнем глубиномера штангенциркуля, штангенглубиномером или шаблоном.

9. Проходной упорный резец 2 (см. рис. 4) установить на главный угол в плане = 95° и подрезать за несколько рабочих ходов наклонный уступ продольной подачей по стрелке А (рис. 4 и 5).

170 мин

Окончательное подрезание уступов

Рис.1

Рис. 2

Рис. 3.


1. Подать резец ручной по перечной подачей до соприкосновения его вершины с цилиндрической поверхностью ступени меньшего диаметра.

2. Прямой продольной подачей переместить резец до неглубокого врезания в предварительно подрезанный уступ и ручной поперечной подачей на себя подрезать его окончательно.

30 мин


ИТОГО

200 мин

















Приложение 3


КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ

п/п

Список

обучающихся

Взаимооценка

Самооценка

Оценка

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.





18.





19.





20.





21.





22.





23.





24.





25.





итого












Критерии оценок учебного задания:

  1. Технологическая последовательность выполнения задания.

  2. Организация рабочего места.

  3. Соблюдение правил Т.Б.

  4. Трудовая дисциплина.

  5. Качество выполнения задания:

- установка различных заготовок в патрон;

- снятие установки из патрона;

- обработка заготовки уступами;

- правильное применение измерительного инструмента ;

- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.

  1. Время на выполнение.









































Приложение 4



ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА


1.Какие трудности возникли у вас при установке заготовки в патрон?

2.Какие трудности возникли при обработке заготовки уступами?

3.Какие были допущены ошибки?

4. Как вы устраняли дефекты?

5. Понравилось ли вам выполнять установку и съем заготовки из патрона и обработку уступами.

6. Какой вид обработке легче, а какой сложнее? Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при обработке поверхности уступами.











































ПЛАН УРОКА 3.2

учебной практики (урок производственного обучения)


Профессия: 19149 «Токарь»

Дата проведения:

Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич

Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».

Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках».

Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часа).

Урок № 10

«Контроль размеров деталей штангенциркулем. Обработка детали с несколькими уступами по 10-12 квалитету». (6 часов).

Дидактическая цель урока:

Формирование первоначальных профессиональных умений по обработке наружной поверхности с несколькими уступами.

Задачи урока:

Образовательная

Сформировать умения выполнять токарную обработку поверхностей (включая конические) заготовок простых деталей с точностью размеров по 10-12 квалитетам на универсальных токарных станках в соответствии с технологической картой и рабочим чертежом.

Развивающая

Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.

Воспитывающая

Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.

Методы обучения:

- наглядные (показ трудовых приёмов);

- словесные (беседа, устное объяснение);

- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.

Тип урока:

Урок по изучению трудовых приёмов и операций

Вид урока:

Урок-практикум

Межпредметные связи:

-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.1 «Требования предъявляемые к цилиндрическим и торцевым поверхностям».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.2 «Способы установки и выверки деталей».

- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.3 «Способы обработки наружных цилиндрических и торцевых поверхностей простых и средней сложности деталей и инструментов».

Форма организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная

2. Звеньевая (бригадная)

Уровень освоения – 2

Материально-техническое и методическое оснащение урока:

1. Инструменты

- штангенциркуль;

2. Материалы:

- резцы;

- заготовки;

- пруток.

3. Дидактический материал:

- контрольный образец, приложение 1

- технологическая карта, приложение 2

- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3

- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.


Ход урока


Структура урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Примечание по методике обучения

Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку:

1. Организационный момент (10 мин.)

Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку:

- информация об отсутствующих;

- выдача инструментов и материалов.

Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок.


Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку:

II. Вводный инструктаж

(120 мин)

2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся

(15 мин.)


2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

(15 мин.)


2.3. Объяснение нового материала

( 90 мин. )









III. Текущий инструктаж

(200 мин)

3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания.










IV. Заключительный инструктаж (30 мин)






V. Раздаю домашнее задание

Сообщаю тему и цели урока, план работы.




Беседую с обучающимися о порядке контроля размеров детали с использованием измерительных инструментов и обработки детали с несколькими уступами.

Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии.

Объяснение принципа измерения детали штангенциркулем и обработки детали несколькими уступами по 10-12 квалитету:

- контрольный образец, приложение 1;

-технологическая карта

приложение 2.

Наглядный показ рабочих приёмов.

Целевые обходы рабочих мест:

- контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рабочих приемов;

- соблюдение требований по контролю размеров детали и обработки детали с уступами по 10-12 квалитету.

- соблюдение технологической последовательности при обработке поверхностей;

- оказание помощи выполнения рабочих приёмов;

- наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности;

- сбор информации для подведения итогов.

4.1. Подвожу итоги работы.

4.2. Разбираю типичные ошибки.

4.3. Демонстрирую лучшие работы.

4.4. Сообщаю оценки за урок.


5.1.Корректирую домашнее задание.

5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест.

Слушают, запоминают










Принимают участие в беседе.








Слушают, запоминают.

Знакомятся с дидактическим материалом.

Работают в бригадах:

3.1.Выполняют замеры детали.

3.2. Обрабатывают деталь с уступами.

3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки».















4.1. Слушают итоги работы.

4.2. Слушают о допущенных ошибках.

4.3. Презентация выполненных работ.



5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места.






беседа




Инструктирование с записью в журнале инструктажа










Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций


Мастер производственного

обучения_________________________Просин Евгений Николаевич



Вопросы для фронтального опроса.


1. Как устроен штангенциркуль, предельные скобы и как ими пользоваться?

2. Чем определяется последовательность обтачивания ступенчатых деталей?

3. При большой партии однородных деталей, что применяют для повышения производительности?

4. Определите виды брака, которые возникают при обработке детали с несколькими уступами?

5. Какие требования техники безопасности надо соблюдать при выполнении обработки детали с несколькими уступами?



Эталон ответов.


1. Наиболее распространенным инструментом для измерения размеров деталей, полученных после черновой и получистовой обработки, является штангенциркуль. Большие губки предназначены для измерения наружных, а малые губки для измерения внутренних поверхностей, с помощью ножки измеряют уступы и углубления.

2. Последовательность обтачивания ступенчатых деталей определяется размерами и родом заготовки, а также требованиями к точности обработки. Обтачивание производят проходным упорным резцом. Центрование и закрепление заготовки осуществляется так же, как и при обтачивании гладкой заготовки.

3. При достаточно большой величине партии с несколькими уступами, целесообразно обрабатывать с помощью специальных копировальных приспособлений.

4. При обработке детали с несколькими уступами возможны следующие виды брака:

- отдельные участки поверхности детали остались необработанными;

- действительные размеры обработанной детали не соответствуют размерам, заданным чертежом;

- недостаточная чистота обработанной детали.

5. При обработке детали с несколькими уступами, надо убедиться в надежности закрепления обрабатываемой заготовки и резца.

























Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ



Приложение 2

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Алгоритм действий

Порядок выполнения операций

Время на выполнение операции

1. Контроль размера

  1. Контроль размера детали штангенциркулем.


1. Контроль размера внешней поверхности детали.








2. Контроль глубины детали.







2. Контроль размера внутреннего диаметра поверхности.

30мин

2. Обработка детали с несколькими уступами

Рис. 1




Рис. 2

1. Обработка первой ступени Ø 30 мм. Обточить со снятием пробных стружек и необходимыми замерами.


2. Не изменяя положения резца, подвести поперечный упор 2 (рис. 2) вплотную к упору 1 на поперечных нижних салазках суппорта и закрепить его.


3. Для обтачивания 2-й ступени Ø 35 мм. Между упорами поместить мерную плитку.


4. для обтачивания 3-й ступени Ø 42 мм. Дополнительную мерную плитку.


170 мин.


ИТОГО

200 мин.









Приложение 3


КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ

п/п

Список обучающихся

Взаимооценка

Самооценка

Оценка

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.





18.





19.





20.





21.





22.





23.





24.





25.





итого












Критерии оценок учебного задания:

  1. Технологическая последовательность выполнения задания.

  2. Организация рабочего места.

  3. Соблюдение правил Т.Б.

  4. Трудовая дисциплина.

  5. Качество выполнения задания:

- контроля размеров деталей штангенциркулем;

- обработки детали с несколькими уступами;

- правильное применение измерительного инструмента ;

- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.

  1. Время на выполнение.











































Приложение 4



ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА


1.Какие трудности возникли у вас при контроле размеров детали штангенциркулем?

2.Какие трудности возникли при обработке заготовки с несколькими уступами?

3.Какие были допущены ошибки?

4. Как вы устраняли дефекты?

5. Понравилось ли вам выполнять контроль размеров деталей и обработку с несколькими уступами?

6. Какой вид обработке легче, а какой сложнее?

7. Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при обработке поверхности уступами?