29
Комитет образования и науки Курской области
ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени А.С. Сергеева»
г. Курска
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
КОНКУРСА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»
Тема: «Курский костюм»
Выполнил: обучающийся
МБОУ «Рыльской средней
общеобразовательной школы № 4»
Гребенников Ярослав
Руководитель: Винидиктова Ю.Н.
Рыльск, 2020 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
История русского народного костюма……………………………………5
Праздничный костюм Курской губернии………………………………...7
Праздничный косоклинный сарафан……………………………………...7
Передник……………………………………………………………………8
Рубаха……………………………………………………………………….9
Головной убор………………………………………………………………9
Кушак………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….11
Информационный список……………………………………………………….12
Приложения……………………………………………………………………...13
Введение
В последние годы в нашей стране наблюдается всплеск возрождения культурной и исторической значимости Российского государства. Ученые-историки, политики, артисты, социологи призывают нас вернуться к истокам и относиться с уважением к культурным традициям России, прекратив ориентироваться на Запад и США, а наоборот, противопоставлять нашу духовность против бесконечного засилья навязанных стереотипов и безликости нации.
И действительно, актуальность, и слаженность всех факторов, как то – национальные идеи, массовые праздники, традиции и обычаи, и что немаловажно, национальная одежда наших предков, оказывает положительное влияние на нас, подрастающее поколение, учит нас патриотизму, уважению и любви к своей стране, к малой родине.
Свою работу я написал, основываясь на случае практического использования женского костюма Курской области (см. Приложение 1) в фольклорных коллективах Рыльского района и города Рыльска – для выступлений детского образцового фольклорного ансамбля (далее ОФА) «Родничок» (см. Приложение 3) и вокального ансамбля «Горенка» (см. Приложение 2), руководит которыми выпускница Харьковского института культуры, хормейстер Антонина Николаевна Затолокина. Она и рассказала мне о повседневном и праздничном сарафанах Курской губернии, их особенности, значении и использовании в быту. Моделями для данной работы выступили воспитанники ОФА «Родничок» и солистки ансамбля «Горенка», а также сама Антонина Николаевна. Также в представленном проекте приведены материалы Асеевской библиотеки и Рыльского государственного краеведческого музея, консультации специалиста по методике клубной работы МБУ «Дом культуры» г. Рыльска, руководителя клуба «Традиции и обряды», Натальи Валентиновны Бондарьковой.
Для себя я определил и поставил следующие задачи:
- ознакомиться с источниками, содержащими информацию по выбранной теме;
- найти фотоматериалы, касающиеся выбранной темы;
- систематизировать полученные сведения;
- сделать выводы на основании изученной темы.
Я использовал следующие методы исследования:
- изучение и обработка источников: печатных изданий и интернет-ресурсов;
- сбор информации и фотоматериалов.
История русского народного костюма
Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу перед глазами предстает картина: статная русская красавица с косой до пояса, в узорчатом сарафане, в расшитом драгоценными камнями кокошнике… Русский костюм – очень сложное многогранное явление, это объект материальной культуры. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего внешнего вида и быта. При создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие широкое развитие на Руси:
- ткацкое ремесло;
- искусство вышивки;
- вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;
- ювелирное искусство.
Русский народный костюм был создан многолетним трудом и передавался из поколения в поколение согласно традициям предков. Его надевали, как на светские мероприятия и в дни великих церковных праздников, так и просто носили в обычной жизни. Костюмы были разнообразны и отличались друг от друга вышивкой, расцветкой, толщиной ткани, принадлежностью к тому или иному региону, делились на мужские, женские, детские и стариковские.… В России существовало несколько видов народного костюма: южный (традиционная казачья культура) и северный (традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, шубы и телогрейки).
Главная особенность наших костюмов – многослойность верхней одежды. Ткани использовались различные, в основном это были лен, хлопок и шерсть. Фасон был максимально закрытым. Богатые люди любили выделяться и украшать свои костюмы различными дорогими элементами: меховыми вставками, заграничными шелковыми нитями и материями. Но, несмотря на различия сословий, существовали и общие черты - костюмы всегда были яркими и заметными. Фасоны не менялись десятилетиями, а если менялись, то настолько незначительно, что этого не было даже заметно.
Существовал даже указ «О защите национальной самобытности» от 1675 года. Согласно ему, например, московские дворяне не имели права носить одежду заграничного образца. Не имели права на это ни их слуги, ни стольники, ни прочая дворовая челядь.
Формирование окончательного образа русского костюма закончилось с приходом к власти Петра I. После этого начались изменения, связанные с реформами императора: появилась мода, никак не связанная с обрядовыми или бытовыми действами. Возникло так называемое «подражательство» французским и голландским фасонам. Государь изо всех сил стремился «прорубить окно в Европу», и в связи с этим желанием производил капитальное реформирование традиционного жизненного уклада соотечественников. Теперь традиционную русскую одежду могли носить лишь сословия преимущественно низкого положения: крестьяне, монашество и духовенство.
Сегодня русский народный костюм используется чаще на тематических мероприятиях и совсем не носится «в быту». По мнению многих известных модельеров, это - негативная тенденция. В странах Азии, например, в Японии, все невесты до сих пор выходят замуж в традиционном белом кимоно, носят его в быту, например, вместо банного халата на горячих источниках, в гостиницах, на отдыхе, могут выйти в национальной одежде в город, и это выглядит совершенно естественно. В России, к сожалению, такая национальная самобытность не сохранилась…
Праздничный костюм Курской губернии
Народный костюм Курского края является одним из вариантов южнорусского костюма, который чрезвычайно многосоставен и многослоен. Основными цветами являются белый, черный и богатые вариации разного по тону красного цвета. Орнамент на одежде, по мнению жителей, обладает магической силой, являлся своеобразным оберегом, защищавшим человека от всего дурного. Каждый знак орнамента, его сочетание что-либо обозначали. В народном костюме четко соблюдалось деление на будничный, рабочий, праздничный (обрядовый). Праздничная одежда была всегда более новой, ее чаще изготовляли из дорогостоящих тканей, составляли из большого числа предметов, обильнее украшали. К праздничной относилась и обрядовая одежда. Она дольше сохраняла традиции, а непосредственно праздничная видоизменялась под влиянием моды. Праздничными и обрядовыми были традиционные косоклинные сарафаны, а зажиточные крестьянки носили еще и шубки. Шубка - нарядный праздничный сарафан малинового цвета, обильно украшенный позументом. Позже шубки стали хранить ко дню свадьбы (см. Приложение 4).
Праздничный косоклинный сарафан
Курская губерния отличалась разнородностью населения. Вследствие этого для костюма Курской губернии характерно слияние черт одежды коренного населения, а также выходцев из Польши и Литвы. Основной и самый распространённый костюм для женщин в Курской области - это длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, черного и красного цвета. Глухой косоклинный сарафан шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, а по бокам вставляли слегка скошенные или продольные клинья. Назывался такой сарафан «саян». Лиф саяна декорировался вышивкой шерстяными цветными нитями, блестками, а также различными цветными полосами атласа, парчи и кашемира. Носили в Курском крае и прямые сарафаны на лямках, которые стали появляться в начале ХХ века. Они служили будничной одеждой и шились из ситца, сатина или домотканины.
Следует отметить, что данный сарафан был достаточно тяжелым, но отличался красочностью, обилием цвета на черном фоне (см. Приложение 5).
Передник
На сарафан надевалась «завеска», «завеса», «понева» - передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи, красного или бордового цвета (см. Приложение 6). Можно выделить три основных вида фартуков: поясной тип - длинной до талии; высокий фартук, доходивший до груди; плечевой тип, у которого были отверстия для рук, сзади - для косы и горловина. Фартук под названием "запон" доходил почти до самой шеи и завязывался выше груди под мышками.
Передники шили из холста, используя для пошива самую тонкую ткань. Чаще всего можно было встретить завески с белым полем. Будничный фартук был чаще всего гладким, иногда нашивали одну или две полосы кружева (см. Приложение 7). Праздничный передник расшивали цветными хлопчатобумажными нитями. Для украшения фартуков использовали вышивку красными или черными нитями, пришивали бахрому из гаруса, шерстяных или хлопчатобумажных нитей, старинные ленты с вытканными шелком цветами, а также аппликации зубчиками из кумача, цветных шелковых лент, иногда применяли "золотую ленту" и металлическую бахрому. Нарядный вид белому фартуку придавала многоцветная (до 9 различных цветов) крупного орнамента вышивка. Можно было встретить завески, полотно которых состояло из различного цвета и вида материи.
Рубаха
Под сарафан надевали рубаху с невысоким стоячим воротником из клетчатой или белой ткани, которые часто шились с рукавами длиннее кисти и завершались узкими манжетами. Если рукава все же были широкими, то понизу их собирали в частые сборки, закрепляя манжетами. Частые сборки можно было увидеть и вокруг горловины рубахи. Декор рубахи – вышивка красным крестом в сочетании с белым кружевом. Поверх рубахи курские модницы надевали много рядов разноцветных бус либо ожерелья из речного жемчуга, янтаря (см. Приложение 8).
Головной убор
Также неотъемлемой частью образа для женщины являлась либо ситцевая косынка или шелковый платок, либо кичка - «сорока» или кокошник (см. Приложение 9). Эти головные уборы делились на девичьи и женские. Женские, в свою очередь, делились на женские до рождения ребенка, после рождения и старушечьи.
Девичий головной убор был прост – обруч, венки, повязки. Головной убор охватывал голову обручем, оставляя макушку открытой, делался из коры, обшивался тканью, бисером, золотой или серебряной нитью, жемчугом, перьями, фольгой. До 12 лет девочки носили распущенные по плачам волосы в знак невинности и пребывания в отчем доме или одну косу.
Девушкам-невестам на голову надевали «венец». В косу вплеталась лента, а «венец» богато орнаментировался. После венчания волосы сплетали в две косы на шесть прядей и укладывали на затылке, поверх надевали головной убор. С этого момента и до конца своей жизни не имела женщина права появиться с непокрытой головой. Любой платок считался символом честности женской жизни, а принародное обнажение головы – позором.
Кокошник – головной убор, который носился молодухами до появления первого ребенка. В Курском крае бытовали три вида кокошников. Первый тип, когда кокошник представлял собой твердый головной убор с округлым высоким очельем. В первую очередь волосы покрывались мягкой шапочкой – повойником. Сзади обычно крепился позатылень жесткой прямоугольной формы. Самой высокой точкой в композиции головного убора был кокошник, который сверху мог крепиться лентой с завязывающимися концами под подбородком на большой бант. Поверх всего повязывали другую ленту или наматывали платок, аккуратно уложенный складками, в которые вставляли искусственные цветы, обычно красного цвета.
Кушак
Существенной деталью женской одежды были пояса. К праздничной женской одежде повязывали домотканые кушаки, сотканные в виде полосы из разноцветной шерсти с преобладанием красного цвета, с бахромой по концам. Саяны подпоясывались расшитыми полотенцами. Центром изготовления поясов была Коренная ярмарка. Для изготовления поясов в основном использовали шерсть или шелк. Своеобразный орнамент для поясов - узор "стрелки" - получался от окрашивания нити в разные цвета частями: основа перевязывалась узлами и каждая ее часть, заключённая между ними, окрашивалась отдельно (см. Приложение 10).
Заключение
По мнению многих ученых, культурологов, тема народного костюма вообще, и наряда Курской губернии в частности, всегда будет интересна и актуальна. Ведь изучение народного творчества своего края, как части общей культуры России, способствует развитию чувства национальной гордости, гражданского достоинства и формирует любовь в своей Родине.
Выполнение данной работы позволило мне узнать много нового об истории женского костюма Курского края, а также о традиционных и праздничных укладах жизни моих предков. Также данное исследование позволило сделать определенные выводы, как то:
- имеется наличие многосоставности и многослойности курского костюма;
- имеется отличие семейных и возрастных костюмов;
- прослеживается определенная самобытность, идвидуальность курского костюма.
Народный костюм Курской области живет и радует людей: бытуют комплексы народной одежды (музеи, частные коллекции), которые бережно хранят ее; проводятся выставки традиционного и праздничного костюма (ярмарки в м. Свобода); участники самодеятельности полноценно используют реплики сарафанов и рубах для выступлений.
Информационные источники
Зотова, И. Весь спектр костюма. Народное творчество: Личность. Искусство. Время. 2013. № 5. ISSN 0235-5051.
Куляпина Е.В. Народный костюм земли курской. Учебное пособие по дисциплине ОП.10 «Культура Курского края». 2014.
URL:https://infourok.ru/tradicionniy-kostyum-kurskoy-krestyanki-i-veka ponyovniy-kompleks-986577.html/
URL: http://www.alla-denissova.com/kurskiy-kostum/.
URL: http://vedelevka.ru/narodnye-kostyumy/666-narodnyj-kostyum-kurskoj-gubernii.html.
URL: http://yablor.ru/blogs/deti-pushkin-i-kokoshnik/418592.
URL: https://www.lavka-podarkov.ru/articles/56793/.
Приложение 1
Праздничный женский костюм Курской губернии
Приложение 2
Вокальный ансамбль «Горенка», рук. А.Н. Затолокина
Приложение 3
Образцовый фольклорный ансамбль «Родничок», рук. А.Н. Затолокина
Приложение 4
Праздничный курский женский костюм
экспозиция Рыльского государственного краеведческого музея
Приложение 5
Курский костюм, общий план
Солистка ОФА «Родничок» Мария Криволапова
Приложение 6
Праздничная завеса, красный оттенок
По центру – специалист по методике клубной работы ГДК
Наталья Валентиновна Бондарькова
Приложение 7
Повседневная (бытовая) завеса
А.Н. Затолокина
Приложение 8
Рубаха
Воспитанница образцового фольклорного ансамбля «Родничок»
Приложение 9
Головные уборы
Повседневная косынка
Праздничный платок
Антонина Николаевна Затолокина
Кичка - «сорока»
Солистки вокального ансамбля «Горенка»
в процессе примерки кички - «сороки»
Кокошник
Приложение 10
Кушак
Вот такие кушаки у воспитанниц фольклорного ансамбля!