СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ученический проект, помогающий систематизировать знания о периоде Серебряного века русской литературы, о ключевых направлениях, их особенностях и представителях.
Приложение 1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ(Первичное тестирование)
на тему «Поэзия серебряного века»11 класс
Кто из ниже перечисленных претендовал на авторство термина «Серебряный век»?
Поль Вернен
Иван Эрбис
Павел Волупаев
Николай Оцул
Какой временной период охватывает Серебряный век русской поэзии?
1880-е – 1940-е гг
1890-е – 1920-е гг
1900 – 1930-е гг
1890-е – 1940-е гг
Какое первое и самое значительное модернистское течение в России?
Эгофутуризм
Футуризм
Символизм
Новокрестьянская поэзия
Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные направления модернизма.
Креационизм, имажинизм, акмеизм
Символизм, акмеизм, вульгаризм
Плюрализм, акмеизм, футуризм
Футуризм, акмеизм, символизм
Установите соответствия между особенностями трех основных направлений русского модернизма и направлениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенность направления | Направление |
А) Точность и ясность языка, внимание к бытовым деталям
Б) Туманность, мистичность, использование символов
В) Изобретение нового языка, бунтарство, смелые эксперименты с формой | 1) Футуризм 2) Имажинизм 3) Символизм 4) Футуризм 5) Новокрестьянская поэзия 6) Акмеизм |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
|
|
|
К какому литературному течению относится А.Блок?
Имажинизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кто из перечисленных относится к "младшим символистам"?
И.А.Бунин
А.Белый
З.Гиппиус
Н.Гумилёв
Кто из поэтов Серебряного века относится к акмеистам?
О.Мандельштам
А.Белый
И.Северянин
В.Хлебников
Кто из поэтов Серебряного века относится к футуристам?
Н.Гумилёв
В.Маяковский
К.Бальмонт
В.Брюсов
Кто относится к имажинистам?
С.Есенин
Л.Кашина
Н.Гумилёв
И.Северянин
№ п/п | | | | | | | | | | |
Ответ | 4 | 2 | 3 | 4 | 531 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Приложение 2
Контрольное тестирование(Вторичный тест)
11 класс
Тест по теме «ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Какой временной период охватывает Серебряный век русской поэзии?
1880-е – 1940-е гг
1890-е – 1920-е гг
1890-е – 1940-е гг
1900 – 1930-е гг
Почему в русской литературе начала XX века господствовала именно поэзия?
Множество событий-катаклизмов (войны, революции) способствовали эмоциональному накалу, и это привело к господству поэзии
Господство поэзии – это результат наследия поэтов второй половины XIXвека (Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой и др.)
Не было талантливых писателей-прозаиков
Кто из ниже перечисленных претендовал на авторство термина «Серебряный век»?
Поль Вернен
Иван Эрбис
Павел Волупаев
Николай Оцул
Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные направления модернизма
Символизм, акмеизм, вульгаризм
Креационизм, имажинизм, акмеизм
Футуризм, акмеизм, символизм
Плюрализм, акмеизм, футуризм
Какое модернистское течение намеревалось построить новое искусство, уничтожив старое?
Имажинизм
Футуризм
Символизм
Акмеизм
Установите соответствия между особенностями трех основных направлений русского модернизма и направлениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенность направления | Направление |
А) Туманность, мистичность, использование символов
Б) Точность и ясность языка, внимание к бытовым деталям
В) Изобретение нового языка, бунтарство, смелые эксперименты с формой |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
|
|
|
Кто из поэтов Серебряного века не являлся представителем ни одного из течений модернизма?
С. Есенин
Д. Мережковский
А. Ахматова
М. Цветаева
Кто из поэтов посвятил большинство своих лирических произведений русской деревне?
Н. Гумилев
А. Блок
С. Есенин
А. Ахматова
Напротив фамилии каждого поэта напишите течение русского модернизма, представителем которого он являлся
А. Ахматова _________________
А. Блок _________________
С. Есенин __________________
В. Маяковский ________________
В. Хлебников _________________
В. Брюсов _________________
О. Мандельштам ________________
Установите соответствия между особенностями трех основных направлений русского модернизма и самими направлениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенность поэзии | Фамилия поэта |
А) Внимание к форме стиха, особенное построение ритмического рисунка («лесенка») Б) Авторское использование «любимых» знаков препинания (тире) В) Эволюция образа Прекрасной Дамы на протяжении всего творческого периода Г) Использование метафор при описании малой родины - русской деревни Д) Внимание к бытовой «говорящей» детали
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
№ п/п | | | | | | | | | | |
Ответ | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 142 | 4 | 3 | А. Ахматова – акмеизм, А.Блок – символизм, С. Есенин – имажинизм, В. Маяковский – футуризм, В. Хлебников – футуризм, В. Брюсов – символизм, О. Мандельштам – акмеизм | 32571 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»
Информационный проект
на тему
«Серебряный век русской поэзии»
Участники:
учащиеся 11 класса
МБОУ «СОШ №10»:
Ворнашова Е., Бородина С.
Руководитель проекта:
учитель русского языка
и литературы
Коршунова М.В.
Инта 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка........................................................................................................ 3
Введение .................................................................................................................................. 5
I этап. Подготовительный ................................................................................................... 6
Определение проблемы ................................................................................................ 6
Решение проблемы.………………………................................................................... 6
Планирование ...............................................................................................................7
Цель проекта: ................................................................................................................. 7
Задачи проекта: .............................................................................................................. 7
Материалы и ресурсы для реализации проекта.......................................................... 8
Типология проекта ......................................................................................................... 8
Этапы проектирования ...................................................................................................8
II этап. Основной.................................................................................................................... 9
План мероприятий.......................................................................................................... 9
Реализация проекта. Составление диагностического теста....................................... 9
Диагностическое тестирование и анализ результатов.............................................. 10
Поиск информации……...............................................................................................12
Серебряный век русской поэзии. Из истории Серебряного века..... ……………....13
Модернизм……………………………………………………………….................... 14
Символизм………………………………………………............................................ 14
Акмеизм ………………………………………………................................................ 17
Футуризм …………………………………………….................................................. 20
Имажинизм ……………………………………………………………………………23
Новокрестьянская поэзия …………………………………………………………….24
Вне направлений ……………………………………………….………………….….26
Примечания ……………………………………………….……………………….….28
III этап.Заключительный ................................................................................................. 31
Презентация продукта проекта .................................................................................. 31
Рефлексия .....................................................................................................................33
Заключение ...................................................................................................................34
Источники ....................................................................................................................35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторы: Бородина Светлана, Ворнашова Елизавета – учащиеся 11 класса МБОУ «СОШ № 10».
Тема: СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Тип: информационный.
Направление: социально-гуманитарное (литература).
Период разработки: октябрь 2017 г.
Цель: разработка учебной публикации справочных материалов по поэзии Серебряного века.
Задачи.
Выяснить актуальность и значимость проекта. (Провести диагностический тест на знание поэзии Серебряного века, предварительно разработав вопросы, выявляющие уровень развития учебных компетентностей учащихся 11 класса по данной теме, проанализировать его результаты).
Выявить образовательные потребности учащихся.
Составить план мероприятий по реализации проекта.
Выяснить, какие направления были ключевыми в литературе серебряного века;
Изучить особенности данных литературных течений.
Узнать основных представителей литературных течений серебряного века;
Определить, в чём заключалось их новаторство.
Составить материалы для сборника-справочника в помощь учащимся по литературе серебряного века, в котором будет структурирован изученный материал.
Оформить сборник-справочник, ознакомить одноклассниковс материалами справочника.
Провести контрольный тест на знание поэзии серебряного века, проанализировать его результаты и сравнить с результатами диагностического теста.
Сделать выводы.
Формы и методы исследования.
Поисковый метод - поиск необходимой информации в сети Интернет и других источниках.
Анкетирование учащихся.
Практический метод – создание справочных материалов по поэзии Серебряного века.
Сравнительный анализ.
Проектный продукт: публикация. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе «Серебряный век русской поэзии».
ВВЕДЕНИЕ
Узловой период в истории русской культуры XX столетия, называемый “Серебряным веком”, до сих пор кажется ареной столкновений, политических и эстетических непримиримостей, взаимных отрицаний.
Е.Г. Эткинд
Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Эпоха реализма 1890-1920–х годов сменяется эпохой безудержного творческого эксперимента. Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными наукообразными самоназваниями. Все эти направления не были замкнутыми системами: очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Неудивительно, что этой теме посвящены многие литературоведческие исследования.
Готовясь к экзамену по литературе, мы поняли, что не можем качественно ответить на вопросы, связанные с поэзией конца XIX – начала ХХ века, а ведь на экзамене существует вероятность того, что придётся демонстрировать знания по русскойлитературе этого периода. Мы решили избрать для себя проектный метод работы с информацией, который позволит нам изучить теоретические сведения по поэзии Серебряного века и разработать полезный для подготовки к экзамену по литературе продукт проекта.
Ожидаемые результаты исследовательского проекта
Тема данного проекта не является инновационной, но актуальна для учащихся выпускных классов. В результате поиска информации по поэзии Серебряного века, мы узнаем о разнообразии литературных направлений этого периода,об их основополагающих особенностях, познакомимся с творчеством поэтов Серебряного века в рамках школьной программы. Работа над проектомпоможет подготовить структурированный материал о литературных направлениях Серебряного века.
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Определение проблемы
Являясь учащимися старших классов, ещё в 10 классе мы решили сдавать ЕГЭ по литературе, поэтому систематически работали в Образовательном портале для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ». Вопросы, связанные со знанием поэзии конца XIX – начала ХХ века казались нам наиболее сложными. Анализ стихотворений Серебряного века при подготовке к олимпиаде по литературе также вызывал затруднения. Мы поняли, что не имеем представления о направлениях поэзии Серебряного века, не видим их особенности, не знаем представителей. Перед нами возникла ПРОБЛЕМА:недостаточное знание теории по поэзии Серебряного века.Данная проблема именно для нас оказалась наиболее актуальной, потому что на экзамене придётся отвечать на вопросы по этой теме, анализировать стихи этого периода русской литературы.
Решение проблемы
Перед нами возникли вопросы практического характера:
Каким образом можно решить проблему?
Что в результате будет продуктом проекта? В какой форме представить структурированный материал по данной теме?
В ходе совместных обсуждений мы решили создать диагностический тест по теме «Поэзия Серебряного века» и провести его среди учащихся 11 класса, чтобы выявить проблемные зоны отсутствия знаний. Основываясь на результатах тестирования, мы поймем, какую информацию по поэзии Серебряного века необходимо переработать, чтобы восполнить недостаток в знаниях.
Мы предположили, что продуктом нашего проекта может быть презентация, буклет, реферат или же какая-либо публикация.
Презентация – это особый документ мультимедийного содержания, отражающий ключевые аспекты темы. Один из самых популярных способов подачи информации. При этом информация, отражённая в презентации, не достаточна для подробного раскрытия темы. Иными словами, к презентации должны прилагаться дополнительный доклад или сообщение, что, в нашем случае, не очень удобно.
Буклет – это лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена та или иная текстовая или графическая информация. Мы поняли, что документ подобного рода, так же не будет отвечать требованиям нашего проекта, т.к. двух страниц формата А4, по нашему мнению, будет недостаточно.
Реферат – письменный документ, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Объём реферата – 15-20 печатных страниц. Это достаточно много. Но научный стиль документа, скорее всего, не вызовет интереса у учащихся.
Публикация - информация, доведённая до всеобщего сведения по средствам печати. Подобная форма подачи информации, особенно публикация-брошюра с иллюстрациями и фотографиями, может вызвать интерес, и её объёма вполне хватит для размещения и структурирования материалов работы.
Таким образом, мы определись с выбором продукта проекта: решили оформить ПУБЛИКАЦИЮ-БРОШЮРУ.
Планирование
На этапе планирования при помощи наводящих вопросов руководителя проекта были определены цели и задачи проекта.
ЦЕЛЬ: разработка учебной публикации справочных материалов по поэзии Серебряного века.
Задачи.
Выяснить актуальность и значимость проекта. (Провести диагностический тест на знание поэзии Серебряного века, предварительно разработав вопросы, выявляющие уровень развития учебных компетентностей учащихся 11 класса по данной теме, проанализировать его результаты).
Выявить образовательные потребности учащихся.
Составить план мероприятий по реализации проекта.
Выяснить, какие направления были ключевыми в литературе серебряного века;
Изучить особенности данных литературных течений.
Узнать основных представителей литературных течений серебряного века;
Определить, в чём заключалось их новаторство.
Составить материалы для сборника-справочника в помощь учащимся по литературе серебряного века, в котором будет структурирован изученный материал.
Оформить сборник-справочник, ознакомить одноклассников с материалами справочника.
Провести контрольный тест на знание поэзии серебряного века, проанализировать его результаты и сравнить с результатами диагностического теста.
Сделать выводы.
Материалы и ресурсы для реализации проекта
Для работы были определены ресурсы реализации проекта:
Традиционные и электронные источники.
Установленный пакет офисных программ MicrosoftOffice.
Консультации руководителя проекта.
Типология проекта
По доминирующему виду деятельности – информационный.
По количеству участников проекта – групповой.
По длительности - проект средней продолжительности (октябрь 2017 г.).
По виду конечного продукта – публикация-брошюра.
Этапы проектирования
При разработке и реализации проекта были выделены следующие этапы проектирования:
Проблематизация.
Проектирование (планирование деятельности).
Реализация проекта. Поиск и обработка информации.
Разработка продукта проектной деятельности.
Написание отчета о работе над проектом и оформление его портфолио.
Презентация проектного продукта.
Защита проекта.
Рефлексия.
II ЭТАП. ОСНОВНОЙ
План мероприятий
На основном этапе совместно с руководителем проекта был разработан план мероприятий по реализации проекта:
Диагностическое тестирование и анализ знаний учащихся11 класса по теме «Поэзия серебряного века».
Распределение обязанностей участников проекта. Выбор направлений для изучения.
Работа с информацией по теме – составление публикации.
Изучение публикации учащимися 11 класса.
Контрольное тестирование и анализ его результатов.
Написание отчета о работе над проектом и оформление его портфолио.
Публичная защита проекта.
Реализация проекта
Составление диагностического теста
Для того чтобы составить диагностический тест, мы внимательно изучили Интернет-ресурсы, познакомились с различными тестами по теме «Серебряный век русской поэзии»:
Под руководством руководителя проекта составили вопросы для диагностического тестирования и контрольно-измерительного материала (КИМ) по теме «Поэзия серебряного века». Опираясь на основные тезисы темы, мы выделили в тесте разными цветами блоки вопросов, направленных на выявление той или иной «проблемной зоны» в данной теме.
Основные тезисы темы
Направления Серебряного века
Особенности направлений Серебряного века.
Наиболее известные представители ключевых направлений Серебряного века.
Так мы составили диагностическое тестирование и контрольно-измерительные материалы с ответами (Приложение 1, 2).Причём вопросы диагностического тестирования были несколько проще вопросов контрольно-измерительных материалов, несмотря на точто направления и тех и других совпадали.
Диагностическое тестирование и анализ результатов
Следующим шагом было проведение диагностического тестирования среди учащихся 11 класса (Приложение 1).
Анализ результатов диагностического тестирования.
В тестировании участвовало 24 учащихся 11 класса.
Таблица результатов диагностического тестирования
«ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
№ п/п | Тематические блоки | Количество участников тестирования, ответивших правильно | % правильно ответивших участников тестирования |
| Вопросы1,2, касающиеся историипоэзии Серебряного века. | 2 | 8,33 |
| Вопросы 3, 4на знание ключевых направлений поэзии Серебряного века. | 5 | 20,83 |
| Вопрос 5 на знание особенностей направлений поэзии Серебряного века. | 8 | 33,33 |
| Вопросы 6-10 на знание ключевых представителей поэзии Серебряного века. | 4 | 16,67 |
Как и ожидалось, анализ результатов диагностического тестирования показал неутешительные результаты:
Было выявлено, что:
ключевые аспекты истории Серебряного века учащиеся 11 класса на начальном этапе изучения темы знали хуже всего,
представителей поэзии данного периода – чуть лучше,
о ключевых направлениях где-то слышали,
об особенностях ключевых направлений догадалось наибольшее число учащихся.
В целом, результаты тестирования показали, что на начальном этапе изучения поэзии Серебряного веказнания учащихся 11 класса составляют в среднем19,79% ((8,33+20,83+33,33+16,67) / 4=19,79%). Кроме того, мы выяснили, что ребята отвечали на вопросы либо наугад, либо интуитивно, следовательно,кругозор по данной теме был развит недостаточно.
Поиск информации
Мы внимательно изучили информацию по теме «Поэзия Серебряного века», опираясь на ключевые тезисы и результаты анкетирования. При этом мы пользовались традиционными источниками информации и Интернет-ресурсами.
Найденная информация позволила нам погрузиться в тему. Но, для того чтобы лучше запомнить найденный материал, необходимо было его структурировать.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Из истории Серебряного века
Узловой период в истории русской культуры XX столетия, называемый “Серебряным веком”, до сих пор кажется ареной столкновений, политических и эстетических непримиримостей, взаимных отрицаний.
Е.Г. Эткинд1
Серебряный век русской поэзии – один из ярчайших периодов развития русской литературы. Образное выражение «Серебряный век» впервые возникло в критике рубежа XIX – XX вв., посвящённой новым явлениям в русской литературе. При этом изменилось содержание самого определения «серебряный».
Миф о сменяющих друг друга периодах жизни человечества (от идеального «золотого» до реального «железного»), связанный с представлением об относительном качестве того или иного века, не является ключевым для понимания эпохи Серебряного века. В одной из песен современного поэта-музыканта Бориса Гребенщикова2 есть такие слова: «Луна и Солнце не враждуют на небе» - так и эпоха Серебряного века не может спорить из-за «пальмы первенства» с Золотой эпохой первой трети XIX века.
Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Эпоха реализма 1890-1920–х годов сменяется эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления, течения, школы. Художественные прозрения и открытия интенсивно осмысляются самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов и эстетических манифестов. Искусствоведческая и литературная критика переполнена всевозможными наукообразными самоназваниями: «символизм», «акмеизм», «адамизм», «кларизм», «футуризм», «кубофутуризм», «эго-футуризм», «кубизм», «имаженизм» и т.д., некоторые из них впоследствии утвердились в качестве терминов, многие исчезли. Все эти направления не были замкнутыми системами: очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Неудивительно, что этой теме посвящены многие литературоведческие исследования.
Хронологические рамки
Вопрос о хронологических рамках Серебряного века остаётся спорным. Условно Серебряный век датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также, существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.
Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев3, писатели Николай Оцуп5, Сергей Маковский5.
Серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство 6, деградацию7, декаданс8.
МОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
Явление конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм, является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат. modernus — «современный, недавний»).
Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов
Особенности
Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположный взгляд на излагаемые события и факты.
Модернизм в литературе проявился в новых направлениях, среди которых выделились:
символизм
футуризм
акмеизм
СИМВОЛИЗМ
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции в 1870—1880 годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков.
Явление символизма Лев Троцкий7объясняет «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».
Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления.
Особенности:
отображение жизни души — полной переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений;
два мира: мир вещей и мир идей;
символ — многозначное поэтическое слово, условный знак, соединяющий эти миры в смысле, им порождаемом;
в символе две стороны — означаемое и означающее (вторая сторона повернута к ирреальному8 миру, миру мечты);
искусство — ключ к тайне;
вечные идеи, недостижимые, иногда мистические, — представления о человеке и его жизни, постигаемые лишь в символе, высший Смысл, а также Красота, в нём воплощённая;
цель и содержание — достижение образов Вечности и Красоты;
игра слов и звуков.
Основные представители русского символизма
«Старшие» символисты:З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт — воспринимали символизм в эстетическом плане. Поэт —творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
«Младшие» символисты: А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов.
«Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном ключе. Для них символизм был философией, преломлённой в поэтическом сознании.
Представители
Старшие символисты
Московские.
Фёдор Кузьмич Сологуб (Фёдор Кузьми́чТете́рников). 1863—1927
Русский поэт и писатель, драматург, публицист.
Главный образ — смерть, сквозной в творчестве Сологуба. Причём смерть, по мысли поэта, приносит утешение. Общая атмосфера безумия сменяется утешением перед вероятной гибелью. Сатана не жуткое проклятье, отрицающее Бога, а только противоположность добру, которая необходима в мире.
Любовь — это самое светлое чувство в человеческой жизни.
Герой - «Всегда для всех чужой...»
Главный конфликт –противопоставление мечты и действительности.
Зинаида Николаевна Гиппиус(по мужу Мережко́вская ). 1869 — 1945
Русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик. В своём творчестве Гиппиус избегает «миловидности» и риторики. Суть для неё важнее стиля, и она работает над формой.
Центральная тема — проповедь новых этических ценностей. «Меня занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы».
Подлинная поэзия— «тройная бездонность» мира, три темы — «о человеке, любви и смерти». Поэтесса мечтала о «примирении любви и вечности», но объединяющую роль отводила смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего.
Питерские.
Валерий Яковлевич Брюсов. 1873 — 1924.Русский поэт, прозаик, драматург,переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Поэт-материалист не искал истины в иных мирах.
Образы субъективно произвольные, рисующие творческий акт. Миру реальности противопоставлен мир мечты.
Главные темы: одиночество в мире, усталость, роковая обречённость и в жизни, и в любви.
Символы: Мир – тень, люди – призраки, страсти – обман. Лишь в сфере искусства поэт видит подлинные ценности.
Константин Дмитриевич Бальмонт. 1867 — 1942. Русский поэт-символист, переводчик и эссеист.
Творчество — удобная оболочка для создания образа творца нового искусства. Поиск «нового пространства, новой свободы».
Идеи: мимолётность бытия и изменчивость мира.
Язык богат интонациями, подобно музыке и живописи.
Младосимволисты
Александр Александрович Блок. 1880 — 1921. Русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.
Лирика Блока, по своей «стихийности» близка музыке, Конфликт: противопоставление света тьме. Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного.
Образы: туманный силуэт «Незнакомки» противопоставлен «пьяницам с глазами кроликов».
Метафорическое восприятие мира, по Блоку, - основное свойство истинного поэта, для которого романтическое преображение мира с помощью метафоры не произвольная поэтическая игра, а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни в виде катахрезы12 , переходящей в символ.
Андрей Белый (Бори́сНикола́евичБуга́ев). 1880 — 1934
Русский и советский поэт, писатель, критик, мемуарист. В отличие от Блока, которого больше всего влекло прошлое с его великими романтиками, Белый был весь обращен к будущему и из символистов был ближе всех к футуристам.
Нематериальные символы конкретны, реалистичны.
Детали выразительные, значительные, но в то же время ускользающие.
Он свёл мир к системе «соответствий». Мир Белого — мир идей, в который наша здешняя реальность лишь проецируется как вихрь иллюзий. Этот невещественный мир символов и абстракций кажется зрелищем, полным цвета и огня; несмотря на вполне серьёзную, интенсивную духовную жизнь он поражает как некое метафизическое «шоу», блестящее, забавное, но не вполне серьёзное.
Вячесла́вИва́новичИва́нов.1866-1969
Русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик.
Идеалы ищет в прошлом Античности, Византии, Средневековья. Критикует декаденство и импрессионизм13, присутствующие в поэзии старших символистов.
Метафору заменяет религиозным мифом, который является высшей реальностью человеческого духа.
Задача — уход от «индивидуального», интимного, создание народного, синтетического искусства, которое отступит от иллюзий, ознаменует объективные реальности, основанные на религиозном мифе.
Голос поэта — «голос народа».
Отвергает «парнасский» принцип искусства14 для искусства и переходит к искусству религиозному, реалистическому символизму.
АКМЕИЗМ
Акмеи́зм («Адами́зм») (от греч. άκμη — пик, максимум, цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России.
Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Появление акмеистов было своеобразным протестом против «обесценивания» слова.
Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». 19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов».
Современники давали термину и иные толкования:
Владимир Пяст11 видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как «akmatus»,
некоторые указывали на его связь с греческим «akme» — «остриё». Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта кновым вершинам творческих достижений.
Особенности акмеизма:
самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;
предназначение искусства — облагораживание человеческой природы;
стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений;
ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность9, эстетизм 10;
идеализация чувств первозданного человека (Адама);
отчётливость, определённость образов
(в противовес символизму);
изображение предметного мира, земной красоты.
Основные представители:
Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Георгий Иванов, Сергей Городецкий,Михаил Зенкевич.
В 1913—1918 годах выпускался литературный сборник поэтов-акмеистов «Гиперборей».
Николай Гумилёв. 1886 - 1921
Русский поэт, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.
Романтический дух. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности; неприятие буржуазной морали.
Герои, одухотворённые идеями дерзкими, но благородными, охваченные неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующими победу над внешним миром, даже если эта победа досталась ценой их жизни.
Система художественных средств: образная структура, композиция, сюжет, поэтическая речь.
Анна Ахматова. 1889 - 1966
Русский поэт Серебряного века, переводчица и литературовед. Номинант на Нобелевскую премию по литературе.
Тема любви воплощается миниатюрах, принципиально не завершённых, заставляющих читателя додумывать то, что происходило между героями прежде.
Тема Родины. Свою судьбу она всегда связывала с судьбой родного края. После революции она отказалась эмигрировать, оставшись со своей страной, заявив об этом в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно...». Но она не приняла революцию и не разделяла идеи победившего класса. Она признавала величие революции, но считала, что утверждение её великих целей не может идти путём жестокости, поругания человечности.
Осип Мандельштам. 1891 – 1938
Русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед.
Для ранней лирики Мандельштама характерны раздумья над смыслом жизни и пессимизм.
Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. У него изменились тематика, образный строй, стиль и колорит стихов.
Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Он размышляет о философско-мистическом смысле камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Архитектура в понимании поэта застывшая музыка.
Стихи музыкальны, обращены к творчеству композиторов Баха, Глюка, Моцарта, Бетховена. Строгость в отборе слов придает каждому произведению торжественность звучания.
Сергей Митрофанович Городецкий. 1884 -1967
Русский и советский поэт, журналист, переводчик.
В ранней лирике Городецкий испытал влияние символистов. Но 1911 Городецкий стал одним из организаторов «Цеха поэтов».
Городецкий становится одним из идейных вдохновителей новой поэтической школы. Выступая как критик, он энергично поддерживает собратьев по «Цеху».
Цель, которую ставил перед собой поэт на путях акмеистического совершенствования, - «деятельное любование миром» в его «прекрасной сложности», при этом ясность и чёткость поэтической мысли.
Гео́ргийВлади́мировичИва́нов. 1894-1958
Русский поэт, прозаик, публицист, переводчик; один из крупнейших поэтов русской эмиграции
Когда вышел первый поэтический сборник Георгия Иванова «Отплытие на остров Цитеру», он был принят в Цех поэтов.
«Меня очаровала музыка поэзии Георгия Иванова. А также то свойство, которое акмеисты называли прекрасной «ясностью». Было ещё одно качество, которое я там уловил. И позднее, когда познакомился со всеми его ранними сборниками, это я понял как особенность, которую назвал бы «светопись». Он, как живописец, который работает и играет красками. В его стихах виден этот дар работы со светом, игры цветом. И ещё — непринуждённая культура стиха, естественность без натяжки, без нарочитых усилий, никакой надуманности», - писал Вадим Крейд.
Михаи́лАлекса́ндровичЗенке́вич. 1886-1973
Русский поэт и прозаик, переводчик. Последний представитель поколения акмеистов Михаил Зенкевич замыкает собой Серебряный век: «И вот — всему приходит срок!»
Поэт-философ думал о судьбе искусства в пору, когда свобода, в том числе свобода слова, трактовалась только как «осознанная необходимость»: “Искусства участь нелегка. Была такой во все века”. Но всё-такивторое имя поэзии — свобода.
В своих произведениях он обращается к истории, используя образы исторических личностей, он призывает быть стойкими в пору «железного века», мужественным должен быть, чтобы выстоять и остаться собой в этой унижающей достоинство мрачной атмосфере безвременщины!
ФУТУРИЗМ
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — 1920-х гг., прежде всего, в Италии и России.
В отличие от акмеизма, футуризмкак литературное течение зародился на Западе (Италия). Его ключевой манифест, «антикультурную, антиэстетическую и антифилософскую» направленность, провозгласил ФилиппоТоммазоМаринетти (1876-1944).
От всех модернистских течений, утверждающих себя отказом от норм и канонов, футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Футуристы намеревались построить новое искусство, уничтожив старое.
Для футуристов характерно преклонение перед деятельностью, движением, скоростью, силой и агрессией. Это связано с ускорившимся техническим прогрессом, повлиявшим на народные настроения. Здесь футуризм был близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.
В России футуризм привлек к себе внимание в 1910 году за счет не только своеобразной формы стиха, но и эпатажа, вызывающего поведения и споров между представителями разных лагерей футуризма, порой доходящих до драки.
Особенности футуризма:
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.
Основные ветви футуризма
Кубофутуристы (кружок «Гилея» 1911 г.), объединились в уверенное «Мы» и привлекли к себе внимание своим вызывающим поведением (братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых )
Эгофутуристы (кружок «Эго» 1910 г.) считали, что «Я — будущее» (И. Северянин, С. Олимпов, Г. Иванов).
Представители
Кубофутуристы
Давид Давидович 1882—1967 и Николай Давидович 1890—1920 Бурлюки— поэты и художники, основоположники русского футуризма .
Владимир Владимирович Маяковский. 1893—1930
Один из самых ярких представителей футуризма, чье творчество впоследствии вышло далеко за пределы направления.
Новаторство поэта
В содержании:
темы революции, гражданской войны, социалистического строительства,
сочетаются лирический и сатирический взгляды на действительность.
В формеизложения:
обилие неологизмов, авторских словоформ;
авторские метафоры;
необычный синтаксис;
свое звучание — интонационно-тонический стих. Маяковский графически стал разделять строки паузами — так называемая «лесенка».
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников1885—1922
Русский поэт и прозаик.
Один из крупнейших деятелей русского авангарда.
Реформатор поэтического языка,
Экспериментатор в области словотворчества и зауми6, «председатель земного шара».
Алексей Елисеевич Кручёных (псевдоним — Александр Кручёных) 1886—1968
Поэт, художник и журналист. Дальше всех кубофутуристов пошёл по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словесной графики. Наряду с зауми для его творчества характерно стремление к грубой хаотичности, к отвратительному, к дисгармонии и антиэстетизму.
Эгофутуристы
Игорь Северянин ( Игорь Васильевич Лотарёв)1887—1941
«Природа создала нас. В своих действиях и поступках мы должны руководствоваться только Ею. Она вложила в нас эгоизм, мы должны развивать его. Эгоизм объединяет всех, потому что все эгоисты»
По его убеждению, «всесильный эгоизм» становится силой, перед которой ничто не может устоять. Именно он, не поддающийся усмирению, достигший апогея торжества, бушующий, по убеждению поэтов, является единственно правильной нормой жизни.
Константин Константинович Олимпов(Фофанов)1889—1940
Олимпов наиболее последовательно среди всех эгофутуристов придерживался теоретических положений «вселенского эгофутуризма», используя неологизмы и иностранные слова и имитируя салонную манеру Северянина.
Гео́ргийВлади́мировичИва́нов 1894—1958
В один из периодов петербургской жизни находился под влиянием эгофутуристской поэзии Северянина.
ИМАЖИНИЗМ
Имажинизм (от лат. imago — образ) — литературное направление, возникшее в Англии в 10-е годы XX века. В России термин «имажионизм» появился в книге «Зеленая улица. Статьи и заметки об искусстве» В.Г. Шершеневича (1916 г.), главного идеолога этого направления. Шершеневич назвал «имажионизм» более широким, чем футуризм явлением. С 1919 года закрепились термины «имажинизм», «имажинисты».
Исследователи и литературоведы до сих пор не определились, нужно ли поместить имажинизм в ряд с акмеизмом, символизмом и футуризмом. Первую «Декларацию» с творческими принципами имажинизма подписали Есенин, Ивневнев, Мариенгоф и Шершеневич, а также художники Эрдман и Якулов. Она была опубликована в воронежском журнале «Сирена» в 1919 году. Поэты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов».
Особенности имажинизма
Основное выразительное средство — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.
Катахреза12—семантика несовместимых понятий, тяготеющих друг к другу, согласно закону притяжения тел с отрицательными и положительными полюсами, стала истоком образности поэзии имажинистов.
Образ - квинтэссенция поэтической мысли.
Соитие чистого и нечистого - основной способ его зарождения.
Так имажинисты обратились к изучению истоков языка, стремясь выявить исконные образы слов, стали сами создавать новые образы. Кроме того, они стремились, чтобы их образы не были часто употребляемыми.
Несмотря на то, что организовались поэты-имажинисты через два года после революции, ничего революционного они в поэзию не принесли. Все поэты были абсолютно разноплановы, задекларированных принципов стихосложения никто из них не придерживался.
Эксплуатируя скандалы как путь к успеху, на диспутах, посвящённых поэзии, имажинисты буянили, однако всё это выглядело наигранно и нелепо. Также они проводили хулиганские акции: Тверскую, например, улицу переименовывали в Есенинскую, сменив таблички; государство отделяли от искусства.
Друзья и соратники в жизни, имажинисты оказались приверженцами абсолютно разных подходов к искусству.
Представители
Габриэль Феликсович Шершеневич.1863 — 1912.
Русский поэт, переводчик, юрист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы.
· Поэзию Шершеневич видел родственной математическому расчету.
· Любые интерпретации текста, кроме авторских, представлялись ненужными.
· Ради рождения образа отстаивался принцип равенства чистого и нечистого (полного и неполного).
Переосмысление опыта русских футуристов, в частности, теории «заумной поэзии», позволило В.Г. Шершеневичу создать иной вариант концепции «самовитого слова».
Сергей Александрович Есенин. 1895-1925.
Представитель имажинизма, в поздний период своего творчества. Послереволюционное время как никогда благоприятствовало любым попыткам вывернуть мир наизнанку, обрушить здравый смысл и сами понятия нравственности и добра. И Есенин бесстрашно выкрикивает на улицах революционных городов:
Тело, Христово тело
Выплевываю изо рта.
Анато́лийБори́совичМариенго́ф. 1892 –1962
Русский поэт, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. Три основных концепта Мариенгофа: дендизм, монтаж и катахреза.
Имажинизм - место встречи Есенина и Мариенгофав поэзии - явился для них наиболее удобным способом отображения революции и мира вообще. Поэты восприняли совершающееся в стране как олицетворение основного принципа имажинизма: подобно тому как образ в стихах имажиниста скрещивает чистое с нечистым, высокое с низким с целью вызвать у читателя удивление, даже шок - но во имя постижения Слова и Духа, так и реальность земная замешала чистое с нечистым с целью через удивление и ужас привести - согласно Есенину и Мариенгофу - к стенам Нового Иерусалима.
НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ
Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века.
Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы.
Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.
Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами.
Вторая волна – 1910-е гг. В 1916 г. выходит сборник Есенина «Радуница». Новокрестьянские поэты были встречены как посланцы новой русской деревни. Группа была неоднородной: разные судьбы, разные идеологии, разный подход к освоению поэтической традиции. Поэтому это название хоть и традиционное, но достаточно условное.
Основные черты новокрестьянской поэзии:
· любовь к «малой Родине»;
· следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
· использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;
· обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
· отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.
Ключевые представители:
Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков,Сергей Есенин.
Представители
Клюев Николай Алексеевич (1884—1937)
Философско-этическую доминанту Клюевской концепции бытия составляет основополагающая мысль христианского учения о том, что «мир лежит во зле» и что только через его духовное «преображение» может быть достигнуто всечеловеческое освобождение от страдания и утверждение на земле желанного благоденствия. Поначалу такой «преобразующей» силой выступает в поэзии Клюева само учение Христа, но не как церковная догма, а в своей чистой раннехристианской сущности с ее идеей очищающего и искупляющего страдания. Светом именно такого первозданно-христианского учения преобразуется мир зла и страдания в первых двух книгах стихов поэта «Сосен перезвон» и «Братские песни».
Клычков Сергей Антонович(1889—1937)
Родоначальник магического реализма (метода, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира).Популяризировавший мистическую культуру народного, староверского быта. Прослыл немодным и архаичным поэтом-крестьянином.
Пётр Васильевич Орешин(1887—1938)
Основные направления его творчества — это поэтизация природы, сельского быта. Отражается то же, что в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской кузнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.
Сергей Александрович Есенин(1895-1925)
Эстетическое новаторство Есенина проявилось во многих особенностях его поэтического творчества. Голос поэта у Есенина — это в значительной степени голос крестьянина, трудящегося на земле и живущего в тесном единстве с природой, христианина, идущего нелегкой дорогой духовного поиска. Поэт ввёл такую точку зрения в литературу более определенно, чем кто-либо до него.
ВНЕ НАПРАВЛЕНИЙ
В конце первого десятилетия XX века среди представителей поэзии выделяется ряд поэтов, не примыкавших ни к одному из течений, но придерживавшихся в своем творчестве ясности, простоты и прочности поэтического стиля. По-настоящему, для поэтов любые течения – только литературная школа, чья задача – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить всю сложность окружающего мира.
Как писал А. Блок, “…поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, чем они подобны Так как центр тяжести всякого поэта – его творческая личность, то сила подражательности всегда обратно пропорциональна силе творчества… Таким образом, в истинных поэтах, из которых слагается поэтическая плеяда данной эпохи, подражательность и влияния всегда пересиливаются личным творчеством…”
Поэзию Серебряного века невозможно представить без упоминания имен И. Бунина, В. Ходасевича, М. Цветаевой, М. Волошина, чьё творчество нельзя причислить ни к одному из течений ни модернизма, ни новокрестьянской поэзии. Так Xодасевич вместе с Цветаевой “выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, “дикими”. Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть”.
Представители
Бунин Иван Алексеевич. 1870-1953
Русский поэт, прозаик, переводчик, почётный, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933).
Почерк Бунина-поэта — чеканный, четкий, рисунок — сжатый и сосредоточенный, манера — сдержанная, почти холодная.
Его темы, язык, способы рифмовки лишены примет их резкого обновления, предпринятого символистами.
«На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», — писал Ю. Айхенвальд. Но было в ее строе и свое, особенное — миф о гармонии в природе, элегическая печаль об уходящей усадебной жизни; аромат знаменитых бунинских «антоновских яблок» веял и в поэтической строке. Как бы в противовес всеобъемлющим трагическим предчувствиям символистов, в противовес порой и своей собственной прозе, в стихах Бунин поет красоту, покой.
Владислав Фелицианович Ходасевич.1886—1939.Русский поэт, критик, мемуарист и историк литературы, пушкинист. Ходасевич безболезненно отказался от символизма с его мифотворческими изысками и одним из первых поэтов серебряного века перешел к горьким и точным словам о бренности всего живого, о волчьей враждебности к недавним друзьям, готовым с собачьей преданностью служить новым хозяевам жизни.
Марина Ивановна Цветаева. 1892–1941
Поэт, прозаик, переводчик.В её поэзии отразилась духовная драма интеллигенции, не сумевшей обрести для себя в бурном водовороте жизни. Лирика полна одиночества, и в то же время – бесконечной тоски по людям, счастью. Цветаева была, по ее словам, чужой и в жизни, и в литературных кругах.
Позиция – романтическое бунтарство против всех, основанное на абстрактном максимализме идеалов: "сама по себе". Могла нарисовать характер из деталей быта, обстановки, пейзажа. Яркая афористичность языка, экспрессия выражения чувства и мысли, сочетание разговорной интонации с высокой торжественной лексикой. Контрасты лексических рядов – сочетание бытового прозаизма и высокой патетической лексики. Построение стихотворения на одном выделенном слове, словообразование от одного или близкого ему фонетического корня.
Лирика Цветаевой отличалась многообразием поэтических поисков, открытиями новых возможностей русского стиха – от изысканно романтических стилизаций к передаче высокого драматизма человеческого переживания.
Максимилиан Александрович Волошин(фамилия при рождении — Кириенко-Волошин) 1877—1932
Русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, литературный критик.
Волошин — космогонический поэт. В своем творчестве, «религиозно-поэтической науке», - новатор, основывающийся на антропософии картины Космоса, учении о саморазвитии и духовном познании через мышление.
В поэзии Волошина разворачивается панорама всего мирозданияс его иерархическими мирами сверхчувственных существ:
их воздействие, влияние на духовные, душевные и физические планы бытия,
их деяния в природной и исторической реальности.
Поэт заново произвел переоценку всех ценностей, раскрыл место и творческую роль человека как микрокосма в Макрокосме, показал его трагический путь к Космосу Свободы и Любви.
ПРИМЕЧАНИЯ
2Бори́сБори́совичГребенщико́в (псевдоним — БГ; род. 27 ноября 1953. Ленинград.) -русский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников русской рок-музыки.
3 Никола́йАлекса́ндровичБердя́ев 1874-1948 — русский религиозный и политический философ.
4 Никола́йАвде́евичО́цу́п (в стихотворениях современников, упоминающих его фамилию, представлены оба ударения; 1894-1958— русский поэт и переводчик, известен также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции.
5 Серге́йКонстанти́новичМако́вский, 1877-1962 — русский поэт-эмигрант, художественный критик и организатор художественных выставок, издатель.
6 Эпигонство – (от греческого epigonos – рождённый после) в искусстве нетворческое механическое следование традиционным художественным приемам какого-либо направления, стиля образы, мотивы, стилистические обороты используются как носители «уже готовой» поэтичности или художественности.
7 Деградация - процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени.
8 Декаданс (декаденство) - направление в литературе, которое характеризуется эстетизмом и индивидуализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между роматизмом XIX века и модернизмом XX века. Родоначальники этого направления выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.
6За́умь, зау́мный язык — литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые.
7ЛевДави́довичТро́цкий (Лейба Давидович Бронштейн). 1879-1940гг. Революционный деятель ХХ века, идеолог троцкизма — одного из течений марксизма.
8Ирреальный мир – внутренний мир, сотканный из мыслей.
9 Камерность – предназначенность для небольшого помещения и узкого круга слушателей.
10Эстетизм в искусстве – это культ красоты как абсолютной и высшей ценности.
11Владимир Пяст– русский поэт-символист, прозаик, литературный критик, переводчик, теоретик литературы, один из биографов поэта Александра Блока, с которым много лет дружил.
12Катахре́за (катахрезис, от др.-греч. κατάχρησις — «злоупотребление») — троп или стилистическая ошибка, неправильное или необычное употребление сочетаний слов с несовместимыми буквальными лексическими значениями. Например: «облокотивши голову». Или:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья.
13Импрессионизм – литературный стиль, опирающиеся на мимолётные впечатления и ассоциации. Этот стиль не сложился как отдельное направление, однако его черты нашли отражение в натурализме и, особенно, символизме.
14Парнасский принцип искусства основан на жестокой недостижимости холодного идеала красоты.
СОЗДАНИЕ ПУБЛИКАЦИИ-БРОШЮРЫ
«Поэзия Серебряного века»
Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе
На этапе реализации проекта мы создалипубликацию-брошюру «Поэзия Серебряного века» (Приложение 3).
Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе в текстовом редакторе MicrosoftOfficePublisher, где использовали изученные материалы.
Структура брошюры:
Титульный лист
Выходные данные
Аннотация
Ключевые разделы темы и их характеристика
Примечания
Оглавление
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Презентация продукта проекта
Учащиеся 11 класса были ознакомлены с брошюрой справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе «Серебряный век русской поэзии».Она получила высокую оценку. Мы рассказали о проделанной работе, которая была связана с обработкой большого объёма информации, сделанными открытиями. Наши одноклассники внимательно изучили материалы брошюры.
В результате было проведено контрольное тестирование «Поэзия серебряного века» (Приложение 2).
Анализ результатов контрольного тестирования
В тестировании участвовало 24 учащихся 11 класса.
Таблица результатов контрольного тестирования
«ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
№ п/п | Тематические блоки | Количество участников тестирования, ответивших правильно | % правильно ответивших участников тестирования |
| Вопросы 1-3, касающиеся истории поэзии Серебряного века. | 19 | 79,17 |
| Вопросы 4,5на знание ключевых направлений поэзии Серебряного века. | 22 | 91,67 |
| Вопрос 6 на знание особенностей направлений поэзии Серебряного века. | 21 | 87,50 |
| Вопросы 7-10 на знание ключевых представителей поэзии Серебряного века. | 14 | 58,33 |
Результаты контрольного тестирования показали значительный рост знаний у учащихся 11 класса по теме «Поэзия серебряного века» (с учётом того, что вопросы былиусложнены):
После изучения публикации справочных материалов на тему «Поэзия Серебряного века» знания учащихся 11 класса значительно выросли:в среднем составляют 79,17% ((7,17+91,67+87,5+58,33) / 4=79,17%), что на 59,38%выше средних результатов диагностического тестирования.
Сравнительный анализ результатов диагностического и контрольного тестов:
Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностического и контрольного тестирования учащихся 11 класса показал:
Знания по истории поэзии Серебряного века выросли на 70,84%
Знание ключевых направлений поэзии Серебряного века – так же на 70,84%
Знание особенностей направлений Серебряного века – на 54,17%
Знание ключевых представителей Серебряного века – на 41,66%
Мы задумались, почему знания ключевых представителей поэзии Серебряного века выросли меньше всего, и предположили, что это, скорее всего, связано с недостаточным читательским опытом по этой теме.
Можно сделать вывод, что справочный материал, содержащийся в разработанной нами публикации, оказался полезным при освоении темы «Поэзия серебряного века»: публикация может помочь при обобщении знаний по данной теме, при анализе стихотворений этого периода, следовательно, может пригодиться учащимся 11 класса в подготовке к экзаменам.
Рефлексия
На этапе рефлексии, мы проанализировал свою работу с помощью наводящих вопросов руководителя проекта.
В ходе работы над проектом, была реализована цель проекта: создан проектный продукт – брошюрой справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе «Серебряный век русской поэзии».
Данная работа пополнила, углубила наши знания в теоретической части по поэзии Серебряного века. Мы больше узнали об истории поэзии Серебряного века, узнали ключевые направления, их особенности и основных представителей. Познакомились с новыми терминами.
Собранную информацию мы структурировали и оформили в конечный продукт.
На основе диагностического и контрольного тестирования одноклассников мы поняли, что информация, размещённая в брошюре, может помочь при подготовке к контрольной работе по теме «Поэзия Серебряного века».
Мы думаем, что разработанная брошюра также может помочь при подготовке к олимпиадам по литературе и экзаменам.
Иными словами, удовлетворение от работы над проектом мы получили.
Трудности:
Наибольшую трудность вызвало создание самого продукта, так как информация по теме имеет большой объём и необходимо было выбрать самое главное и полезное.
Также затруднение вызвало описание реализации проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приступая к работе над проектом, мы понимали, что мало знакомы с литературой Серебряного века, её направлениями и представителями. Мы понимали, что и наши одноклассники также не осведомлены в этой теме. Проведя диагностическое тестирование, мы убедились в том, что «багаж» знаний учащихся 11 класса по поэзии Серебряного века был на критическом уровне, иными словами, жизненный и читательский опыт оказался крайне недостаточным. Так возникла идея проекта.
Наша исследовательская группа образовалась из учащихся, собирающихся сдавать ЕГЭ по литературе. Остальные учащиеся 11 класса согласились на участие в диагностическом и контрольном тестировании, т.к. проверяемые знания входили в курс школьной программы базового уровня по литературе.
Мы самостоятельно изучили литературоведческие материалы по поэзии Серебряного века и решили создать брошюру на основе этих материалов, предположив, что эта работа позволит увеличить качество знаний о разнообразии литературных направлений Серебряного века, об их основополагающих особенностях, познакомиться с творчеством поэтов данного периода в рамках школьной программы.
В результате мы разработали публикацию «Поэзия Серебряного века. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе». Испытуемые, учащиеся 11 класса, изучив эту публикацию, смогли более качественно ответить на вопросы контрольного теста. Таким образом, продукт проекта оказался полезен в практическом применении. Следовательно, собранные материалы могут быть использованы при подготовке к контрольной работе по теме «Поэзия Серебряного века», к олимпиадам и ЕГЭ по литературе.Также эта публикация может помочь при выполнении анализа стихотворений поэтов Серебряного века.
Таким образом, задачи проекта решены, поставленная цель достигнута. Созданная публикация «Поэзия серебряного века»имеет практическую ценность.
Наш мир меняется на глазах, не давая опомниться. Дни мчатся стремительным потоком. Двадцать первый век – время технологий и прогресса. Это время диктует нам условия, которым должен соответствовать современный человек – нужно развиваться.
Умение создавать собственные проекты – необходимая составляющая успешности человека в современном мире. Работа над проектом по литературе многому нас научила. Теперь мы понимаем, что наша жизнь – это тоже своего рода проект. И чтобы этот проект стал успешным, нужно уметь справляться с проблемами, ставить перед собой перспективные цели, продумывать план для их достижения, ну и, конечно, никогда не опускать руки, даже если результаты оказались не соответствующими ожиданиям. Всё можно поправить. Было бы желание!
ИСТОЧНИКИ
32
Тезисы проекта
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Авторы: Бородина Светлана, Ворнашова Елизавета – учащиеся 11 класса МБОУ «СОШ № 10».
Руководитель проекта: Коршунова Мария Винцентовна.
Тема: СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Тип: информационный.
Направление: социально-гуманитарное (литература).
Период разработки: октябрь 2017 г.
Цель: разработка учебной публикации справочных материалов по поэзии Серебряного века.
Задачи.
Выяснить актуальность и значимость проекта. (Провести диагностический тест на знание поэзии Серебряного века, предварительно разработав вопросы, выявляющие уровень развития учебных компетентностей учащихся 11 класса по данной теме, проанализировать его результаты).
Выявить образовательные потребности учащихся.
Составить план мероприятий по реализации проекта.
Выяснить, какие направления были ключевыми в литературе серебряного века;
Изучить особенности данных литературных течений.
Узнать основных представителей литературных течений серебряного века;
Определить, в чём заключалось их новаторство.
Составить материалы для сборника-справочника в помощь учащимся по литературе серебряного века, в котором будет структурирован изученный материал.
Оформить сборник-справочник, ознакомить одноклассников с материалами справочника.
Провести контрольный тест на знание поэзии серебряного века, проанализировать его результаты и сравнить с результатами диагностического теста.
Сделать выводы.
Формы и методы исследования.
Поисковый метод - поиск необходимой информации в сети Интернет и других источниках.
Анкетирование учащихся.
Практический метод – создание справочных материалов по поэзии Серебряного века.
Сравнительный анализ.
Проектный продукт: публикация. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе «Серебряный век русской поэзии».
Готовясь к экзамену по литературе, мы поняли, что не можем качественно ответить на вопросы, связанные с поэзией конца XIX – начала ХХ века, а ведь на экзамене существует вероятность того, что придётся демонстрировать знания по русской литературе этого периода. Мы решили избрать для себя проектный метод работы с информацией, который позволит нам изучить теоретические сведения по поэзии Серебряного века и разработать полезный для подготовки к экзамену по литературе продукт проекта.
Ожидаемые результаты исследовательского проекта
Тема данного проекта не является инновационной, но актуальна для учащихся выпускных классов. В результате поиска информации по поэзии Серебряного века, мы узнаем о разнообразии литературных направлений этого периода, об их основополагающих особенностях, познакомимся с творчеством поэтов Серебряного века в рамках школьной программы. Работа над проектом поможет подготовить структурированный материал о литературных направлениях Серебряного века.
Л. Добрый день! Разрешите представиться, мы - учащиеся 11 класса – Ворнашова Елизавета, Бородина Светлана – представляем вашему вниманию информационный проект «Серебряный век русской поэзии».
С. «Узловой период в истории русской культуры XX столетия, называемый “Серебряным веком”, до сих пор кажется ареной столкновений, политических и эстетических непримиримостей, взаимных отрицаний», -- так говорил Ефим Григорьевич Эткинд в конце двадцатого столетия. На данный момент, как нам кажется, взгляд на период русской литературы, именуемый Серебряным веком, фактически не изменился. Серебряный век русской поэзии так же загадочен.
Л. Потому что культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Эпоха реализма сменяется эпохой безудержного творческого эксперимента. Появляется огромное количество новых литературных направлений. Неудивительно, что этой теме посвящены многие литературоведческие исследования.
С. Готовясь к экзамену по литературе, работая на сайте «Решу ЕГЭ», мы поняли, что не можем качественно ответить на вопросы и анализировать поэзию периода Серебряного века. Перед нами возникла ПРОБЛЕМА: мы поняли, что недостаточное знание поэзии этого периода не позволяет нам успешно ответить на вопросы по данной теме, т.е. мы недостаточно хорошо знаем:
Какие направления Серебряного века являются ключевыми?
Каковы особенности этих направлений?
Кого можно назвать представителями ключевых направлений этого периода?
Л. Мы решили избрать для себя проектный метод исследования, который поможет нам изучить теоретические сведения по литературе Серебряного века и ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что эта работа позволит нам создать структурированный материал и мы сможем лучше подготовиться к экзаменам.
С. Так возникла цель проекта – разработка учебной публикации справочных материалов по поэзии Серебряного века.
Л. Мы поставили перед собой следующие задачи:
провести диагностический тест среди учащихся 11 класса по данной теме, проанализировать его результаты.
С. Выяснить, какие направления были базовыми в литературе Серебряного века, их особенности и ключевых представителей.
Л. Составить материалы для сборника-справочника в помощь учащимся.
С. Провести контрольный тест на знание поэзии Серебряного века и сравнить его результаты с результатами диагностического тестирования.
Л. Итак, на подготовительном этапе, мы определились с проблемой, выбрали пути её решения, распланировали с помощью руководителя проекта будущую деятельность, поставили цель, задачи. Определились с ресурсами и типологией проекта.
С. На основном этапе пользуясь Интернет-ресурсами, мы разработали диагностический и контрольный тесты. И провели диагностическое тестирование.
С. Результаты - показали, что знания учащихся 11 класса по этой теме составляют в среднем 20%. Кроме того, мы выяснили, что ребята отвечали на вопросы либо наугад, либо интуитивно, следовательно, кругозор по данной теме был развит недостаточно!
Л. Было выявлено, что:
ключевые аспекты истории Серебряного века учащиеся 11 класса на начальном этапе изучения темы знали хуже всего,
представителей поэзии данного периода – чуть лучше,
о ключевых направлениях где-то слышали,
об особенностях ключевых направлений догадалось наибольшее число учащихся.
С. Далее мы приступили к работе с информацией по теме. Изученные нами материалы мы структурировали в публикации-справочнике «Поэзия Серебряного века».
Л. На заключительном этапе мы презентовали созданную публикацию учащимся 11 класса. Изучив пособие, они ответили на вопросы контрольного тестирования, результаты которого показали значительный рост: знания о поэзии Серебряного века у них увеличились в среднем на 60%.
С. Было также отмечено, что знания ключевых представителей – выросли меньше всего. Мы задумались, почему? И предположили, что это, скорее всего, связано с недостаточным читательским опытом. Есть над чем работать!
Л. Итак. В начале работы над проектом мы предположили, что создавая справочное пособие на тему «Поэзия Серебряного века», мы лучше освоим тему.
С. В результате мы убедились, что справочный материал, содержащийся в разработанной нами публикации, оказался полезным при освоении темы.
Л. Наше предположение оказалось верным: публикация может помочь при обобщении знаний и подготовке к контрольной работе по этой теме, при анализе стихотворений Серебряного века, а также при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ по литературе.
С. Задачи проекта решены, цель достигнута. Созданная публикация имеет практическую ценность.
Л. Работая над проектом, мы погрузились в мир поэзии Серебряного века. Этот век был недолог, но объединил ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения.
С. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях.
Л. Но, тем не менее, все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить её своими неповторимыми произведениями.
В заключении нам хотелось бы прочитать одно из жизнеутверждающих стихотворений Александра Блока «Когда ты загнан и забит…»
С. Чтение стихотворения.
Л. Наш мир меняется на глазах, не давая опомниться. Дни мчатся стремительным потоком. Двадцать первый век – время технологий и прогресса.
С. Умение создавать собственные проекты – необходимая составляющая успешности человека в современном мире. Работа над проектом по литературе многому нас научила.
Л. Теперь мы понимаем, что наша жизнь – это тоже своего рода проект. И чтобы этот проект стал успешным, нужно научиться справляться со всеми трудностями и никогда не опускать руки. Всё можно поправить. Было бы желание!
Спасибо за внимание!
Когда ты загнан и забит...
Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль тоскою;
Когда под гробовой доскою
Все, что тебя пленяло, спит;
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,-
Тогда - остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днем ты не постиг;
По-новому окинешь взглядом
Даль снежных улиц, дым костра,
Ночь, тихо ждущую утра
Над белым запушенным садом,
И небо - книгу между книг;
Найдешь в душе опустошенной
Вновь образ матери склоненный,
И в этот несравненный миг -
Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь -
Все вспыхнет в сердце благодарном,
Ты все благословишь тогда,
Поняв, что жизнь - безмерно боле,
Чем quantum satis* Бранда воли,
А мир - прекрасен, как всегда.
5
Информационный проект
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
русской поэзии
Участники проекта:
Ворнашова Елизавета,
Бородина Светлана,
11 класс
Руководитель проекта :
учитель русского языка и литературы
Коршунова М.В.
Инта
2018
Серебряный век
«Узловой период в истории русской культуры XX столетия, называемый “Серебряным веком”, до сих пор
кажется ареной столкновений,
политических и эстетических непримиримостей,
взаимных отрицаний…»
Е. Г. Эткинд
ПРОБЛЕМА
I этап
Недостаточное знание теории по поэзии Серебряного века
Учебные вопросы:
ГИПОТЕЗА
Работа над проектом
по теме
«Серебряный век русской поэзии» позволит нам создать структурированный материал – и мы сможем лучше подготовиться к экзаменам!!!
I этап
Цель проекта -
I этап
разработка и создание учебного пособия справочных материалов по поэзии Серебряного века.
Ключевые задачи проекта:
Результаты диагностического тестирования
II этап
Неутешительны!
Знания 20%
II этап
11 класса изучены материалы публикации
III этап
Качество знаний увеличилось в среднем на 60%
Пособие
«Поэзия серебряного века»
Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе
Имеет практическую значимость
Выводы по проекту
Цель проекта достигнута!
Александр Александрович Блок
1880 — 1921
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ