Тема урока: Информационные модели.
Цели урока:
Образовательная: формирование представлений учащихся о моделях и моделировании; знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;
Развивающая: развитие практических умений и навыков создания информационных моделей различных видов.
Воспитательная: воспитывать культуру общения
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: синтетическая.
Место урока в учебной теме: первичный
Методы и методические приемы:
1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, описание, беседа,
б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Визуальный: составление логических цепочек.
4. Суггестивный: применение различных видов искусства.
5. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
6. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: математика, экономика
Материалы и оборудование: флипчарт, проектор, ноутбук
Основные понятия и термины: модель, информация
Ход урока:
Организационный момент
- приветствие; проверка отсутствующих.
Актуализация знаний
Дайте определение следующим понятиям:
Модель (объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью)
Моделирование (метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов).
Какие виды моделей Вы знаете? Поясните. (натурные - реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования; информационные- описания объекта оригинала на языках кодирования информации.)
Назовите причины создания следующих моделей:
Вращение Земли вокруг своей оси.swf (Причина создания моделей: объект слишком велик.)
Модель атома кислорода.swf (Причина создания моделей: малые размеры, невозможность зафиксировать характер связей и скорость движения в реальном процессе.)
Двигатель внутреннего сгорания.swf (Причина создания моделей: процесс протекает очень быстро.)
Происхождение озер.swf (Причина создания моделей: процесс протекает очень медленно)
Стихии.swf (Причина создания моделей: исследование объекта может оказаться опасным для окружающих.)
Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы поговорим об информационных моделях и рассмотрим их виды.
Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести дачу. При покупке, на что вы обращаете внимание в первую очередь (внешний вид)?
В таблице, приведен пример информационной модели дачного дома — карточка из каталога, по которому вы можете выбрать подходящий дом. Каждая карточка в каталоге содержит названия свойств дома (слева) и значения этих свойств (справа). Это полная информация об объекте? (нет). На что ещё вы обращаете внимание при покупке дачи? (стоимость, район, …)
Все названия свойств в информационных моделях — это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, в табл. значение величины «внешний вид» выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых).
- Давайте вместе с вами подумаем и скажем, что такое информационные модели? В какой форме они представляют объекты?
Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах, называют информационной моделью.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.
По способу представления различают следующие виды информационных моделей:

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.).
Вопросы:
Рисуете ли вы чертежи на уроках черчения?
На каких предметах вы пользуетесь рисунками? (иллюстрации в учебниках ботаники, географии)
Какую информацию можно получить из фотографии со спутников поверхности Земли? (Изображения со спутников также были использованы для построения подробных карт, необходимых при строительстве дорог, прокладке железнодорожных путей и ирригационных каналов. Появилась возможность составлять карты подводного рельефа, например коралловых рифов, представляющих потенциальную опасность для мореплавания.)
Примеры моделей:
информация в учебниках
произведения художественной литературы
тексты, описывающие алгоритмы
текстовое описание объектов и процессов
Формула - выраженный условными знаками ряд математических величин в их функциональных зависимостях (в математике).
Примеры моделей:
Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называют смешанными. Примерами смешанных информационных моделей могут служить таблицы, графики, диаграммы, схемы (географические карты, блок-схемы, графы) и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык.
Систематизация полученных знаний (Файл Информационное моделирование.swf, раздел задания)
№1. Укажите информационные модели.
№2. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект — модель».
компьютер — процессор
слякоть — насморк
автомобиль — техническое описание автомобиля
город — путеводитель по городу
самолет — радиоуправляемая модель самолета
человек — манекен
Новосибирск — город
Подведение итогов, постановка домашнего задания.
§ 9 стр. 54 – 62
Задание 6 стр. 60