44
I.7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОНЯТЬ
Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации мы сможем найти тысячелетия назад.
ПРИМЕР
На глиняной дощечке (шумерское письмо IV тысячелетие до нашей эры) начертано: “Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу”.
Особенно модным стало жаловаться на непереносимость информационного бремени с XVII века. В XX веке заговорили ни больше ни меньше, как об информационной катастрофе. Информационный кризис - это возрастающее противоречие между объемами накапливаемой в обществе информации и ограниченными возможностями ее переработки отдельно взятой личностью. По оценкам специалистов, в нашем веке количество информации, циркулирующей в обществе, удваивается примерно каждые 8 - 12 лет. Появилась уверенность в том, что справится с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства и методы обработки информации, ее хранения и использования. Сформировались новые научные дисциплины - информатика, кибернетика, бионика, робототехника и др., поставившие своей целью изучение закономерностей информационных процессов, то есть процессов, цель которых получить, передать, сохранить, обработать или использовать информацию.
В наиболее общем виде информационный процесс (ИП) определяется как совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели).
ВАЖНО:
Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.
Информационные процессы всегда протекают в каких-либо информационных системах.
Информационные процессы могут быть целенаправленными или стихийными, организованными или хаотичными, детерминированными или вероятностными, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали он всегда реализуется в рамках какой-либо системы - биологической, социальной, технической, социотехнической.
ПРИМЕР
“Танец” пчел - процесс передачи информации от пчел-разведчиков пчелам-сборщикам меда.
Обучение в школе - это процесс передачи информации, накопленной предыдущими поколениями людей, подрастающему поколению.
Электронная почта (как совокупность соответствующих аппаратных средств и программ) предназначена для обеспечения передачи информации между компьютерами.
В зависимости от того, какого рода информация является предметом информационного процесса и кто является его субъектом (техническое устройство, человек, коллектив, общество в целом), можно говорить о глобальных информационных процессах, или макропроцесссах и локальных информационных процессах, или микропроцессах.
ПРИМЕР
Процесс познания, распространение информации посредством СМИ, информационные войны, организация архивного хранения информации - глобальные ИП.
Сравнение данных, двоичное кодирование текста, запись порции информации на носитель - локальные ИП.
Наиболее обобщенный список информационных процессов, являющихся объектами изучения в информатике, включает в себя три процесса: сбор, преобразование, использование информации.
Каждый из этих процессов распадается, в свою очередь, на ряд процессов (процедур), причем некоторые из них являются общими, то есть могут входить в каждый из выделенных “укрупненных” процессов.

Рис. Обобщенная схема информационных процессов.
Так, процесс сбора информации состоит их процедур поиска и отбора. В свою очередь поиск информации осуществляется в результате выполнения процедур целеполагания и использования конкретных методов поиска.
Методы поиска бывают “ручные” или автоматизированные. Они включают в себя такие процедуры, как формирование “поискового образа” (в явном или неявном виде), просмотр поступающей информации с целью сравнения ее на адекватность поисковому образу.
Отбор информации производится на основе ее анализа и оценки ее свойств (объективность, достоверность, актуальность и пр.).
Хранение информации (распространение ее во времени) - как бы промежуточный этап между сбором информации и ее преобразованием. С одной стороны, информация может считаться отобранной, если она сохранена в том или ином виде, с другой стороны, сам процесс хранения информации невозможен без выполнения процедур кодирования, формализации, структурирования, размещения.
В то же время процедуры кодирования, формализации, структурирования можно вполне обоснованно отнести к процессам обработки информации. Наряду с вышеперечисленными к
процессам обработки информации относятся также информационное моделирование, вычисления по формулам (численные расчеты), обобщение, систематизация, классификация, структурирование, кластеризация, схематизация и т.п.
Процедуры обработки информации составляют основу процесса преобразования информации.
Процесс передачи информации (распространение ее в пространстве) может относиться как к процессу ее преобразования, так и к процессу использования информации, и состоит, в свою очередь, из процедур кодирования, восприятия, расшифровки и пр.
Важнейшим процессом использования информации субъектом является процесс подготовки и принятия решений. Наряду с этим часто использование информации сводится к в процедурам формирования документированной информации (документов с том смысле как этот термин используется в делопроизводстве) с целью подготовки информационного или управляющего воздействия.
ПРИМЕР
Бухгалтер на основании имеющихся первичных документов (накладных, нарядов, табелей учета времени, инструкций по налогообложению и пр.) составляет сводную ведомость.
Сообщение о крупной аварии может стать основой для подготовки пакета документов о введении чрезвычайного положения.
В реальной практике широко используются процедуры, входящие в процесс защиты информации. Защита информации - важный компонент процессов хранения, обработки, передачи информации в системах любого типа, особенно в социальных и технических системах. К ней относятся разработка кода (шифра), кодирование (шифрование), сравнение, анализ, паролирование и т.п.
После того, как процесс использования информации завершен, например, решение принято и субъект приступил к его реализации, как правило, возникает новая задача и необходимы новая информация либо уточнение уже имеющейся. Это приводит к тому, что субъект вновь обращается к процедуре сбора информации и пр. Поэтому, говоря об информационных процессах, следует подчеркивать не только их взаимосвязь, но и цикличность. Отсюда ясно происхождение понятий “информационный цикл”, “жизненный цикл информации”.
Выполнение информационных процессов в соответствии с определенными информационными технологиями составляет основу информационной деятельности человека.
Человек всегда стремиться автоматизировать выполнение рутинных операций и операций, требующих постоянного внимания и точности. То же справедливо и по отношению к информационным процессам.
Универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов в настоящее время является компьютер. Немалую роль в этом играют вычислительные системы и сети.
ЗНАТЬ
Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели).
Информация проявляется именно в информационных процессах.
Информационные процессы всегда протекают в каких-либо информационных системах.
Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.
К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.
Выполнение информационных процессов в соответствии с определенными информационными технологиями составляет основу информационной деятельности человека.
Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
УМЕТЬ
ЗАДАНИЕ 1
Расширьте обобщенную схему ИП (рис..), включив в нее “расшифровку” каждого информационного процесса входящими в него процедурами (операциями). Например, как на рис.

ЗАДАНИЕ 2
Всегда ли при автоматизированном и “ручном” выполнении информационных процессов используются одинаковые методы? Приведите пример, когда методы подобны и когда существенно отличаются друг от друга.
ЗАДАНИЕ 3
Кодирование информации вполне можно рассматривать как один из способов ее обработки. Приведите примеры, когда хранение информации можно рассматривать как один из способов использования информации.