СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

           В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем.

    Применение информационных технологий в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии на уроках музыки»

МБОУ «Веревская средняя общеобразовательная школа»

Выступление

на Международном

практическом семинаре учителей.

Учитель музыки Корчмова Наталья Андреевна.

Ленинградская область, Гатчинский район, 2015 год.


В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем.

Применение информационных технологий в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.

Рассматривая актуальность  использования  ИКТ в практике работы с учащимися, обратимся:

  1. К  научным фактам:

Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика и его активностью.

  1. К наблюдениям психологов:

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше.И презентации и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются  инструментом визуального представления данных. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

Интерактивные технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

  Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

  Остановимся на некоторых положениях стандарта медиаобразования:

  • умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;

  • умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;

  • умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

  • умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Выделение именно этих элементов стандарта медиаобразования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области «Музыка».

В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка – есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. В процессе использования ИКТ в музыкальном образовании и воспитании школьников формируется информационная компетентность современного учителя музыки.

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Под информационными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернета с неограниченными возможностями приобретения и трансляции художественного, в том числе и музыкального материала, но также и многочисленные компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации.

Музыка и информационные технологии – совместимы! Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока.

Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся.

Наша жизнь немыслима без телевидения и Интернета. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною и моими учениками к изучаемым темам, и использовании, CD, DVD, MP3 – дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов, и рок – опер.С помощью этих средств массовой информации каждый учитель музыки может пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и во все мире.

Использование ИКТ на уроках музыки используется у нас в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией в программе Power Point, Photoshop Movie Maker Nero и т.д. Цель использования таких форм – создать комфортное условие обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой.

Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок-операми. Путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Под моим руководством ребята готовят творческие работы, презентации, рефераты, исследовательские и творческие проекты.

Трудно представить в наше время проектную деятельность без использования ИКТ. Опыт показывает, что применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Проектная деятельность учащихся организованная, как средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в свете новых образовательных стандартов (ФГОС).

Для учащихся старших классов в преддверии празднования Дня Победы выполняли в этом году групповой проект « Песни военных лет».

Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории.

На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим солдатам во время Великой Отечественной войны.

Второй этап. Планирование. Ученики делятся на группы. Готовится материал литературный, музыкальный (ставятся цели, задачи и распределяются задания).

Третий этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждого свое задание: разучивание военной песни с элементами театрализации, а значит и костюмами; поиск материала про эту песню, информацию о композиторе, который ее сочинил, интересные факты, связанные с ее созданием; оформление работы и подготовка презентации.

Четвертый этап. Результаты. Выводы. Дальнейшая реализация проекта

Пятый этап. Оценка результатов (активность, качество и объем используемых источников, креативность).

Шестой этап. Накануне празднования Дня Победы, провести творческую гостиную и презентовать свой проект.

Так же в моей практике значительное место занимают индивидуальные проектные работы учащихся.Эти работы имеют свою специфику подготовки, так как здесь раскрывается исследовательский и творческий потенциал индивидуума. Одни из последних работ:

«Воздействие музыки и ее влияние на человека» (в работе исследуется воздействие музыки на человека начиная с клеточного уровня и заканчивая интеллектом);

«Музыкальные рассказы» и «Из детских сочинений». См. приложение.

Итог.

Организация проектной деятельности с использованием ИКТ на уроках музыки позволяет не только сформировать специфические умения и навыки самостоятельной проектной деятельности учащихся, но и обеспечить потребность в музыкальном самообразовании, развитию музыкального мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.

Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать. Изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение, знакомство с окружающим миром. В каждом из данных направлений выработаны свои методы и приемы организации музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы, реализация которых предполагает определенную подготовку самого учителя.

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к нашим урокам. Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.