Цель современного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
(Е.В.Бондаревская-доктор педагогически наук).
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели трактования инвалидности приходит «социальная» модель, которая гласит:
- Причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом.
- Причина инвалидности-существующие в обществе архитектурные (физические) и (организационные) отношенческие барьеры
Наиболее часто встречающиеся в общеобразовательных учреждениях
Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Тот факт, что СДВГ и гиперактивность не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нём отсутствует необходимость в терапии.
Проявления гиперактивности.
Избыточная двигательная активность.
Беспокойство и суетливость, многочисленные посторонние движения (ребенок не замечает эти движения).
Чрезмерная болтливость, как следствие недоразвития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Неспособность усидеть на одном месте.
Продолжительность сна меньше нормы (норма 8-9 часов). Беспокойный сон (ребенок постоянно передвигается, крутится во сне, просыпается, видит тревожные сны, плачет).
Нарушение двигательной координации.
Несформированность мелкой моторики и праксиса (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк ).
Нарушение внимания
Трудности удержания внимания;
Выраженная отвлекаемость, частые переключения с одного занятия на другое.
Непоследовательность поведения, забывчивость, неумение слушать и слышать.
Неумение сосредотачиваться.
Частая потеря личных вещей.
Избегание заданий, требующих длительных умственных усилий.
Импульсивность
Дети часто действуют не подумав, перебивают других, могут без разрешения встать и выйти.
Не регулируют свои действия, не подчиняются правилам, не умеют ждать.
Част повышают голос.
Эмоционально лабильны (частая смена настроения).
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания возрастает.
При отсутствии корректирующих мероприятий поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и у 50% взрослых.
Характерные черты умственной деятельности детей с СДВГ
Цикличность умственной деятельности: дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает (выключается для накопления энергии следующего цикла).
В момент отключения мозга ребенок отвлекается и не реагирует на внешние раздражители.
Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут впадать и выпадать из процесса, особенно при отсутствии двигательной стимуляции (например, во время урока).
При повреждении вестибулярного аппарата детям требуется постоянное движение, они должны крутиться на стульях, постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в сознании.
Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма и счета.
Для 70% детей с диагнозом СДВГ характерны:
Дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках устойчивого характера.
Дисграфия – частичное нарушение навыков письма.
Дискалькулия – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 2 года.
Болевая чувствительность при СДВГ
Функциональные нарушения ретикулярной формации (отвечает за регулирование процессов торможения и возбуждения), вестибулярного аппарата и стволовых отделов мозга приводят к изменениям болевой чувствительности.
Дети с СДВГ не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим.
Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным.
Они могут ударить, толкнуть, укусить, любым другим способом проявить агрессию.
Они способны совершать агрессивные действия по отношению к себе.
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточные компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:
Обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;
Обязательное соблюдение режима дня, достаточное время для сна, не менее 8 часов;
Соответствующая медикаментозная поддержка под наблюдением психоневролога;
Разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;
Своевременная нейропсихологическая коррекция.
Растяжки (физические упражнения);
Дыхательные упражнения;
Глазодвигательные упражнения;
Упражнения для языка и мышц челюсти;
Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения;
Упражнения для развития мелкой моторики рук;
Упражнение для релаксации и визуализации;
Функциональные упражнения( на развитие внимания, произвольности и контроля, элиминация гнева и агрессии);
Упражнения для развития коммуникативной (индивидуальные, парные и групповые) и когнитивной (познавательной) сферы;
Упражнения с правилами.
Адаптивные нарушения взрослых с диагнозом СДВГ
Нездоровый образ жизни;
Профессиональные и финансовые проблемы;
Травмы при несчастных случаях и вождении автомобиля;
Курение, алкоголизм, наркомания;
Проблемы взаимоотношений в семье;
Сложности, связанные с правовыми вопросами;
Трудности в образовании.
Думают иные
(Ольга Скороходова слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. )
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
Просмотр содержимого документа
«Инклюзия. То, чем я могу поделиться.»
К СОВЕЩАНИЮ ПО ИНКЛЮЗИИ.
Учитывать в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ характерные черты их умственной деятельности, условия включения компенсаторных механизмов. Применять на практике упражнения нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ.
Цель современного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
(Е.В.Бондаревская-доктор педагогически наук).
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели трактования инвалидности приходит «социальная» модель, которая гласит:
Наиболее часто встречающиеся в общеобразовательных учреждениях
Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
Тот факт, что СДВГ и гиперактивность не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нём отсутствует необходимость в терапии.
Проявления гиперактивности.
Избыточная двигательная активность.
Беспокойство и суетливость, многочисленные посторонние движения (ребенок не замечает эти движения).
Чрезмерная болтливость, как следствие недоразвития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Неспособность усидеть на одном месте.
Продолжительность сна меньше нормы (норма 8-9 часов). Беспокойный сон (ребенок постоянно передвигается, крутится во сне, просыпается, видит тревожные сны, плачет).
Нарушение двигательной координации.
Несформированность мелкой моторики и праксиса (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк ).
Нарушение внимания
Трудности удержания внимания;
Выраженная отвлекаемость, частые переключения с одного занятия на другое.
Непоследовательность поведения, забывчивость, неумение слушать и слышать.
Неумение сосредотачиваться.
Частая потеря личных вещей.
Избегание заданий, требующих длительных умственных усилий.
Импульсивность
Дети часто действуют не подумав, перебивают других, могут без разрешения встать и выйти.
Не регулируют свои действия, не подчиняются правилам, не умеют ждать.
Част повышают голос.
Эмоционально лабильны (частая смена настроения).
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания возрастает.
При отсутствии корректирующих мероприятий поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и у 50% взрослых.
Характерные черты умственной деятельности детей с СДВГ
Цикличность умственной деятельности: дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает (выключается для накопления энергии следующего цикла).
В момент отключения мозга ребенок отвлекается и не реагирует на внешние раздражители.
Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут впадать и выпадать из процесса, особенно при отсутствии двигательной стимуляции (например, во время урока).
При повреждении вестибулярного аппарата детям требуется постоянное движение, они должны крутиться на стульях, постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в сознании.
Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма и счета.
Для 70% детей с диагнозом СДВГ характерны:
Дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках устойчивого характера.
Дисграфия – частичное нарушение навыков письма.
Дискалькулия – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.
В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 2 года.
Болевая чувствительность при СДВГ
Функциональные нарушения ретикулярной формации (отвечает за регулирование процессов торможения и возбуждения), вестибулярного аппарата и стволовых отделов мозга приводят к изменениям болевой чувствительности.
Дети с СДВГ не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим.
Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным.
Они могут ударить, толкнуть, укусить, любым другим способом проявить агрессию.
Они способны совершать агрессивные действия по отношению к себе.
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточные компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:
Обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;
Обязательное соблюдение режима дня, достаточное время для сна, не менее 8 часов;
Соответствующая медикаментозная поддержка под наблюдением психоневролога;
Разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;
Своевременная нейропсихологическая коррекция.
Растяжки (физические упражнения);
Дыхательные упражнения;
Глазодвигательные упражнения;
Упражнения для языка и мышц челюсти;
Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения;
Упражнения для развития мелкой моторики рук;
Упражнение для релаксации и визуализации;
Функциональные упражнения( на развитие внимания, произвольности и контроля, элиминация гнева и агрессии);
Упражнения для развития коммуникативной (индивидуальные, парные и групповые) и когнитивной (познавательной) сферы;
Упражнения с правилами.
Адаптивные нарушения взрослых с диагнозом СДВГ
Нездоровый образ жизни;
Профессиональные и финансовые проблемы;
Травмы при несчастных случаях и вождении автомобиля;
Курение, алкоголизм, наркомания;
Проблемы взаимоотношений в семье;
Сложности, связанные с правовыми вопросами;
Трудности в образовании.
Думают иные
(Ольга Скороходова слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. )
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.