СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзия. То, чем я могу поделиться.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель современного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

(Е.В.Бондаревская-доктор педагогически наук).

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели трактования инвалидности приходит «социальная» модель, которая гласит:

  • Причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом.
  • Причина инвалидности-существующие в обществе архитектурные (физические) и (организационные) отношенческие барьеры

Наиболее часто встречающиеся в общеобразовательных учреждениях

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.

Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.

Тот факт, что СДВГ  и гиперактивность не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нём отсутствует необходимость в терапии.

Проявления гиперактивности.

Избыточная двигательная активность.

Беспокойство и суетливость, многочисленные посторонние движения (ребенок не замечает эти движения).

Чрезмерная болтливость, как следствие недоразвития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Неспособность усидеть на одном месте.

Продолжительность сна меньше нормы (норма 8-9 часов). Беспокойный сон (ребенок постоянно передвигается, крутится во сне, просыпается, видит тревожные сны, плачет).

Нарушение двигательной координации.

Несформированность мелкой моторики и праксиса (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк ).

Нарушение внимания

Трудности удержания внимания;

Выраженная отвлекаемость, частые переключения с одного занятия на другое.

Непоследовательность поведения, забывчивость, неумение слушать и слышать.

Неумение сосредотачиваться.

Частая потеря личных вещей.

Избегание заданий, требующих длительных умственных усилий.

Импульсивность

Дети часто действуют не подумав, перебивают других, могут без разрешения встать и выйти.

Не регулируют свои действия, не подчиняются правилам, не умеют ждать.

Част повышают голос.

Эмоционально лабильны (частая смена настроения).

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания возрастает.

При отсутствии корректирующих мероприятий поведенческие  нарушения сохраняются у 70% подростков и у 50% взрослых. 

Характерные черты умственной деятельности детей с СДВГ

Цикличность умственной деятельности: дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает (выключается для накопления энергии следующего цикла).

В момент отключения мозга ребенок отвлекается и не реагирует на внешние раздражители.

Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут впадать и выпадать из процесса, особенно при отсутствии двигательной стимуляции (например, во время урока).

При повреждении вестибулярного аппарата детям требуется постоянное движение, они должны крутиться на стульях, постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в сознании.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма и счета.

Для 70% детей с диагнозом СДВГ характерны:

Дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках устойчивого характера.

Дисграфия – частичное нарушение навыков письма.

Дискалькулия – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 2 года.

Болевая чувствительность при СДВГ

Функциональные нарушения ретикулярной формации (отвечает за регулирование процессов торможения и возбуждения), вестибулярного аппарата и стволовых отделов мозга приводят к изменениям болевой чувствительности.

Дети с СДВГ не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим.

Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным.

Они могут ударить, толкнуть, укусить, любым другим способом проявить агрессию.

Они способны совершать агрессивные действия по отношению к себе.

Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточные компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные  условия:

Обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;

Обязательное соблюдение режима дня, достаточное время для сна, не менее 8 часов;

Соответствующая медикаментозная поддержка под наблюдением психоневролога;

Разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;

Своевременная нейропсихологическая коррекция.

Растяжки (физические упражнения);

Дыхательные упражнения;

Глазодвигательные упражнения;

Упражнения для языка и мышц челюсти;

Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения;

Упражнения для развития мелкой моторики рук;

Упражнение для релаксации и визуализации;

Функциональные упражнения( на развитие внимания, произвольности и контроля, элиминация гнева и агрессии);

Упражнения для развития коммуникативной (индивидуальные, парные и групповые) и когнитивной  (познавательной) сферы;

Упражнения с правилами.

Адаптивные нарушения взрослых с диагнозом СДВГ

Нездоровый образ жизни;

Профессиональные и финансовые проблемы;

Травмы при несчастных случаях и вождении автомобиля;

Курение, алкоголизм, наркомания;

Проблемы взаимоотношений в семье;

Сложности, связанные с правовыми вопросами;

Трудности в образовании.

Думают иные (Ольга Скороходова  слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. ) Думают иные — те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звёзды и луну: Как она без зренья красоту опишет? Как поймёт без слуха звуки и весну?! Я услышу запахи росы, прохладу, Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пройду по саду, И мечтать готова, и сказать: люблю… Пусть я не увижу глаз его сиянье, Не услышу голос, ласковый, живой, Но слова без звука — чувства трепетанье — Я ловлю и слышу быстрою рукой. И за ум, за сердце я любить готова, Так, как любят запах нежного цветка. Так, как любят в дружбе дорогое слово, Так, как любит трепет сжатая рука. Я умом увижу, чувствами услышу, А мечтой привольной мир я облечу… Каждый ли из зрячих красоту опишет, Улыбнётся ль ясно яркому лучу? Не имею слуха, не имею зренья, Но имею больше — чувств живых простор: Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем Я соткала жизни красочный узор. Если вас чаруют красота и звуки, — Не гордитесь этим счастьем предо мной! Лучше протяните с добрым чувством руку, Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзия. То, чем я могу поделиться.»

К СОВЕЩАНИЮ ПО ИНКЛЮЗИИ.



Учитывать в педагогической деятельности с детьми с ОВЗ характерные черты их умственной деятельности, условия включения компенсаторных механизмов. Применять на практике упражнения нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ.


Цель современного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

(Е.В.Бондаревская-доктор педагогически наук).

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели трактования инвалидности приходит «социальная» модель, которая гласит:

  • Причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом.

  • Причина инвалидности-существующие в обществе архитектурные (физические) и (организационные) отношенческие барьеры


Наиболее часто встречающиеся в общеобразовательных учреждениях

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.


Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.


Тот факт, что СДВГ и гиперактивность не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нём отсутствует необходимость в терапии.





Проявления гиперактивности.


Избыточная двигательная активность.

Беспокойство и суетливость, многочисленные посторонние движения (ребенок не замечает эти движения).

Чрезмерная болтливость, как следствие недоразвития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.

Неспособность усидеть на одном месте.

Продолжительность сна меньше нормы (норма 8-9 часов). Беспокойный сон (ребенок постоянно передвигается, крутится во сне, просыпается, видит тревожные сны, плачет).

Нарушение двигательной координации.

Несформированность мелкой моторики и праксиса (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк ).



Нарушение внимания

Трудности удержания внимания;

Выраженная отвлекаемость, частые переключения с одного занятия на другое.

Непоследовательность поведения, забывчивость, неумение слушать и слышать.

Неумение сосредотачиваться.

Частая потеря личных вещей.

Избегание заданий, требующих длительных умственных усилий.


Импульсивность

Дети часто действуют не подумав, перебивают других, могут без разрешения встать и выйти.

Не регулируют свои действия, не подчиняются правилам, не умеют ждать.

Част повышают голос.

Эмоционально лабильны (частая смена настроения).

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания возрастает.

При отсутствии корректирующих мероприятий поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и у 50% взрослых.


Характерные черты умственной деятельности детей с СДВГ

Цикличность умственной деятельности: дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает (выключается для накопления энергии следующего цикла).

В момент отключения мозга ребенок отвлекается и не реагирует на внешние раздражители.

Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание, могут впадать и выпадать из процесса, особенно при отсутствии двигательной стимуляции (например, во время урока).

При повреждении вестибулярного аппарата детям требуется постоянное движение, они должны крутиться на стульях, постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в сознании.


Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма и счета.

Для 70% детей с диагнозом СДВГ характерны:

Дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках устойчивого характера.

Дисграфия – частичное нарушение навыков письма.

Дискалькулия – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 2 года.



Болевая чувствительность при СДВГ

Функциональные нарушения ретикулярной формации (отвечает за регулирование процессов торможения и возбуждения), вестибулярного аппарата и стволовых отделов мозга приводят к изменениям болевой чувствительности.

Дети с СДВГ не чувствуют боли и, следовательно, не могут сочувствовать другим.

Этим объясняется их безжалостное отношение к сверстникам и животным.

Они могут ударить, толкнуть, укусить, любым другим способом проявить агрессию.

Они способны совершать агрессивные действия по отношению к себе.



Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточные компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:

Обеспечение родителями и учителями эмоционально-нейтрального развития и обучения;

Обязательное соблюдение режима дня, достаточное время для сна, не менее 8 часов;

Соответствующая медикаментозная поддержка под наблюдением психоневролога;

Разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;


Своевременная нейропсихологическая коррекция.

Растяжки (физические упражнения);

Дыхательные упражнения;

Глазодвигательные упражнения;

Упражнения для языка и мышц челюсти;

Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения;

Упражнения для развития мелкой моторики рук;

Упражнение для релаксации и визуализации;

Функциональные упражнения( на развитие внимания, произвольности и контроля, элиминация гнева и агрессии);

Упражнения для развития коммуникативной (индивидуальные, парные и групповые) и когнитивной (познавательной) сферы;

Упражнения с правилами.


Адаптивные нарушения взрослых с диагнозом СДВГ

Нездоровый образ жизни;

Профессиональные и финансовые проблемы;

Травмы при несчастных случаях и вождении автомобиля;

Курение, алкоголизм, наркомания;

Проблемы взаимоотношений в семье;

Сложности, связанные с правовыми вопросами;

Трудности в образовании.

Думают иные
(Ольга Скороходова  слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. )

Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.