СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзия - задачи и проблемы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Инклюзивное образование : задачи,проблемы,перспективы"

Просмотр содержимого документа
«Инклюзия - задачи и проблемы»

ДОКЛАД: «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Наумовой Надежды Михайловны,

учителя русского языка и литературы

1 квалификационной категории, МБОУ СОШ № 21



А им нужна такая малость:

Нужна любовь,

Что даром нам досталась.

Калиман Н. А.

Человек появился на свет! Поздравления, цветы, подарки! Родители мечтают о том, кем станет их долгожданный малыш. Они уже представляют, как он сделает свои первые робкие шаги, затем скажет первое слово, пойдет в детский сад, затем в школу. Каждый родитель желает своему ребенку счастья! Но иногда все рушится, кажется случилось что-то неправильное! Врачи сказали, что ваш ребенок болен. Он не такой, как все. Что делать? Как быть? Как жить с этим приговором? Хорошо, если оба родителя понимают всю ответственность и трудность в воспитании больного ребенка. Но иногда «папаша» сбегает от проблем. И мать остается одна со своим несчастьем. Сколько трудностей впереди! Но мать не сдается, она сделает все возможное и невозможное для своего ребенка. Пусть он не такой , как все! Но он свой, родной и, не смотря ни на что – любимый!

Наша с вами задача принять как факт, что "нетакие" дети - часть нашего общества. Как бы дико это ни звучало в 21 веке, в нашей стране взрослые, образованные, хорошие по-сути люди предпочитают не замечать, избегать, игнорировать таких людей.

Но не замечать, игнорировать не получится. Такие дети есть, поэтому мы, особенно педагоги, должны быть самыми близкими и верными друзьями для особенных (инклюзивных) детей.

Что с этим делать? Не жалеть и не плакать над детками с особенностями, а делать свой вклад в то, чтобы у них и у их родителей было меньше сложностей в мире здоровых людей.

К нам в класс пришел такой ребенок. Он другой, он требует много внимания, терпения. И любви ему надо намного больше, чем другим. Поэтому надо его полюбить, просто полюбить! И все получится. Он будет радоваться общению, радоваться каждому новому успеху.

Помогите нам пробиться.

Помогите выжить, влиться

В вашу жизнь большой планеты

Где мы тоже ведь не лишни.

Задача педагогов помочь детям с ОВЗ «пробиться, выжить и влиться в жизнь большой планеты…»

Конечно, нам легче учить детей обычных. Но ведь детки ни в чем не виноваты, что у них что-то пошло не так, как у всех. Им ведь тоже хочется дружить со сверстниками, сидеть с ними за одной партой. Читать и писать как все. Мы, учителя, должны им помочь.

Долгое время в отечественной системе образования детей делили на обычных и с ограниченными возможностями. Поэтому вторая группа не могла комфортно существовать в обществе. Не потому, что сами дети не были готовы к социуму, напротив, это он не был подготовлен к ним.

Инклюзивная - это стратегия образования, которая включает как детей с особыми потребностями, так и обычных. Такой подход позволяет каждому, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей, обучаться вместе со всеми.

Нам надо помнить , что существуют следующие принципы инклюзивного образования:

А.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Б.Каждый человек способен чувствовать и думать;

В.Каждый человек имеет право быть услышанным;

Г.Все люди нуждаются друг в друге;

Д.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Очень важно, чтобы особые ученики участвовали во всех делах школьной жизни, как и остальные учащиеся.Ведь для них просто прийти в школу - достижение, забраться на второй этаж - подвиг, сделать домашнюю работу по чтению - реальный рывок , заслуживающий уважения и поддержки.

В школьный процесс должны вовлекаться и другие специалисты (логопед, дефектолог, психолог).

Педагог должен активно взаимодействовать с семьей особого ученика.

Учитель должен найти подход к особому ребенку. Познакомиться с его семьей, знать их проблемы. Можно сказать, надо научиться понимать чужую боль как свою. Главное, делать это от чистого сердца, потому что дети - очень чуткие души. Они всегда распознают фальшь и не доверятся вам.

Хочешь быть другом для ребенка – забудь про наигранность, жалость, будь самим собой, открой свою душу, полюби. И детское сердце распахнется для общения и в обучении будут успехи.

Следующей задачей для учителя является воспитание у всего класса толерантного отношения к детям, чьи возможности могут отличаться от общепринятых. Учитель должен рассказать классу о проблемах особенных детей и объяснить , как они смогут помочь своим одноклассникам, у которых есть проблемы со здоровьем.

Внедрение в жизнь подобной программы дело непростое. И тому есть несколько причин:

  • Непригодная инфраструктура школ, построенных в то время, когда такой подход не практиковался;

  • Детей с особыми возможностями могут считать необучаемыми;

  • недостаточная квалификация педагогических кадров для работы с такими детьми;

  • Не все родители готовы ввести ребенка в обычный социум.

Россия сейчас находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только материальную, но и учебную базу для осуществления данного образовательного процесса.

Любая форма педагогического общения должна иметь определенные цели: образовательную, воспитательную ,коррекционно-развивающую.

В конспекте урока отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:

1.Составить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

2.Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности.

Хотелось бы отметить, на что следует обратить внимание на уроке:

1.При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

2.В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий . Текст целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают.

3.При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

4.Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь,найти ручку )

При формулировании заданий покажите конечный результат. При формулировании задания, стойте рядом с ребенком. Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Как же оценить ребенка?

1.Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2.Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3.Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

4.Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

5.Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6.Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку.

7.Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

С детьми сможет ладить только «идеальный педагог».  Который содержит в себе такую характеристику: профессиональное мастерство, такт педагога, креативность, гибкость мышления.

Неважно, где находятся ученики, главное, чтобы они находились среди сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда - в небольшой группе, а иногда - даже наедине с учителем. Инклюзивный класс - это место, где обучающиеся с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости.

Благодаря современным компьютерным технологиям появилась и такая возможность обучения детей с ОВЗ, как отдаленное обучение. Государство помогает детям с ОВЗ получить образование при помощи компьютера . Для этого ребенку бесплатно устанавливают компьютер дома. И обучение происходит на расстоянии: учитель –ученик , только общение и обучение ведется при помощи скайпа или других видеосредств общения. Такое обучение активно внедряется и у нас в Майкопе. Дети, и особенно их родители, очень рады возможности общаться и учиться на расстоянии. Все, конечно, хорошо! Но живое общение ничто заменить не сможет. Поэтому для детей стараются организовать встречи с ровесниками и учителями. Для них устраиваются различные, посильные для детей, мероприятия, которые помогают устроиться в обществе.

Хочется пожелать коллегам, работающим в классе, где обучаются дети с инклюзией, стать для такого ученика своим. И тогда вместе преодолеются все трудности. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.