СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование»



Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • Все люди нуждаются друг в друге;

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.



Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.



На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов» принят 25 апреля 2012 года Государственной Думой РФ, а 27 апреля одобрен Советом Федерации.

Законодательные ресурсы:

•Конституция Российской Федерации

•Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1

•Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

•Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

•Конвенция ООН о правах ребенка



Группа риска

Внешнее проявление

Приемы коррекции

Упражнения

Гиперактивные

-дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка;

- беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму;

-нет сосредоточения, внимание рассеянно

-важна конкретная постановка задач;

- устные инструкции стоит подкреплять визуально;

- своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка;

-запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах.

-инструкции можно поместить в план-календарь или красочный ежедневник, куда вы с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна;

-растяжки;

-дыхательные упражнения;

-глазодвигательные упражнения;

-упражнения для языка и мышц челюсти;

-перекрестные (реципрокные) телесные упражнения;

-упражнения для развития мелкой моторики рук;

-упражнения для релаксации и визуализации;

-функциональные упражнения;

упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;

-упражнения с правилами.

Тревожные

-переживание неуспеха даже при отсутствии достаточных оснований для этого,

-неудовлетворенность своими достижениями, лучшее, чем у нетревожных детей,

-запоминание неудач и неблагоприятных событий, ориентация на внешнюю оценку,

-неумение самостоятельно оценить свои действия,

-они неуспешны в тех ситуациях, где не заданы четко внешние критерии,

-по отношению к учителям они занимают инфантильную позицию: отметка для них не «мерило» знаний и умении, а прежде всего выражение отношения педагога,

-начиная с дошкольного возраста у детей появляются так называемые «маски» тревожности - формы поведения, позволяющие переживать тревожность в смягченном виде и не проявлять ее во внешнем плане

1. Повышение самооценки;

2. Обучение ребенка умению управлять в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;

3. Снятие мышечного напряжения.

1. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей; игры в кругу, как "Комплименты", "Я дарю тебе..."; оформить стенд "Звезда недели", на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка;
2. привлечение ребенка к совместному обсуждению проблемы; на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх; предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем;
3. использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела;

Медлительные

-нерасторопны и неуклюжи, повсюду опаздывают и ничего не успевают, по словам взрослых, «их вечно надо подгонять»;

-нервничают, глубоко переживают свою невозможность все успеть, сделать вовремя, не опоздать, не отстать от других;
-чувство вины и неуверенности в себе.

-игры на смену скорости движения, с максимально быстрыми движениями;

-не требовать от детей немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.

-в момент выполнения заданий не надо отвлекать такого ученика, переключать его внимание на что-либо другое.

-не следует заставлять инертного отвечать новый, только что пройденный материал.

-избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку.

не спрашивать в начале урока, поскольку инертные учащиеся с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене).

-учителям лучше спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не демонстрировать его ошибки всему классу, не акцентировать.

-почему-то считается, что если трудности в письме — нужно больше писать, если в чтении — больше читать, если ребенок медлительный — то все делать "на скорость". Это большая ошибка, ведь нагрузки трудные, не дающие удовлетворения, убивают радость самой работы. Поэтому не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте ее с той, что получается хорошо.

игры со сменой скорости движений:

1) ходьба-бег-ходьба медленная;

2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;

3) "бег" пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать" в обычном темпе; можете посоревноваться;

4) прыгать через прыгалку, меняя темп;

5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);

6) чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клетку;

7) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: "Один, два, три..." - до десяти

Игры с максимально быстрыми движениями:

а) Дети стоят в одном конце комнаты, а и другом ее конце поставлены стулья (по числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу дети бегут к стульям, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему "забегу".

б) Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10X10 см и карандаши. По сигналу дети возможно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек получает фантик.

в) Обмоталочки (народная игра). Берется длинная веревка, более 5м, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

Леворукие

1.Сниженная способность зрительно-двигательной координации- дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.

2.Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечаются искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.).

развитие:

-зрительно-моторной координации,

-точности пространственного восприятия,

-зрительной памяти,

-наглядно-образного мышления,

-способности к целостной переработке информации,

-моторики,

-фонематического слуха,

-речи.

•Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур;

•нарисуй квадрат;

•поставь точку посередине сверху над квадратом;

•поставь точку посередине снизу под квадратом;

•поставь точку справа посередине;

•поставь точку слева посередине;

-выделение отдельных звуков из ряда гласных: А, О, У, Э, Ы

-сравнение пар гласных: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И и слогов: РЫ-РИ, МЫ-МИ…

-различение и выделение согласных звуков в словах

-дифференциация звонких-глухих: С-З, Б-П, Д-Т, Ж-Ш и т.д.

Задания:

-лабиринты

-проведение прямых линий от точки к крестику

-штриховки

-шнуровки

-завязывание бантиков

-пальчиковые упражнения

Агрессивные

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Игры: «Два барана», «Попроси игрушку», «Глаза в глаза» и др.

Эмоционально-расторможенные

-на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением “заводят весь класс”; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

Основными направлениями являются: двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, лечение сопутствующей патологии. К медикаментозной терапии прибегают только в случае неэффективности вышеуказанных методик