Презентация к зачёту по теме «Инклюзивное образование» (выбор адекватных учебных материалов для обучения детей в инклюзивной практике, адаптация учебных материалов для работы с детьми, имеющими различные нарушения, образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями)
Составил: Грищенко Е.В.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 70 г.Томска
Инклюзивное образование (от франц. inclusif - включающий в себя)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (в действующей ред.)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предполагает
- Отказ педагога от стандарта работы по единому УМК
2) Критическое осмысление педагогом качеств используемых учебных пособий и дидактических материалов
Выбор и адаптация учебных материалов для работы с детьми, имеющими различные нарушения, с учетом спектра особенностей развития
Критерии оценки адекватности используемых учебных материалов, в соответствии с которыми должен проводиться процесс подбора и адаптации материалов для инклюзивного обучения:
1.Уровень содержательной сложности
2.Вариативность, разноуровневость учебных материалов
3.Зрительная насыщенность, размер шрифта,
пространственное расположение
4.Зрительное представление программы действий
5.Использование понятных терминов и обозначений
6.Частотность употребленных слов
7.Распознаваемость зрительных образов
8.Эмоциональная составляющая иллюстраций
9.Ориентация на ребенка ‒ правшу/левшу
Пример адаптации
Критерии оценки адекватности используемых учебных материалов, в соответствии с которыми должен проводиться процесс подбора и адаптации материалов для инклюзивного обучения:
1.Уровень содержательной сложности
Учебные задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны находиться в зоне его ближайшего развития. Задача не должна быть непосильной, но и не должна быть слишком простой. И та, и другая крайность снижает у ребенка интерес к учебе.
2.Вариативность, разноуровневость учебных материалов
Так как учителю приходится в одном и том же классе работать с разноуровневым контингентом учащихся, учебные материалы должны предполагать возможность вариативности заданий на одном и том же материале. Если кто-то из учащихся справился с заданием I уровня, ему предлагается задание II уровня, III уровня и т.д. Таким образом, все учащиеся выполняют объем работы, адекватный их возможностям и используют учебное время с максимальной эффективностью.
3.Зрительная насыщенность, размер шрифта, пространственное расположение
Многие учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности зрительного и зрительно-пространственного восприятия ребенка. Зрительная насыщенность и размер шрифта должны быть адекватны возможностям конкретного ребенка или группы детей. Различные смысловые части должны быть выделены зрительно. Расположение текста на странице не должно провоцировать ребенка к ошибочному прочтению. Страница учебных материалов не должна быть заполнена однотипными заданиями, которые будет трудно зрительно дифференцировать, особенно учащимся с проблемами организации внимания и ориентации в пространстве.
4.Зрительное представление программы действий
Учебные материалы должны быть сформированы таким образом, чтобы они помогали ребенку выстраивать правильную программу действий.
Критерии оценки адекватности используемых учебных материалов, в соответствии с которыми должен проводиться процесс подбора и адаптации материалов для инклюзивного обучения:
5.Использование понятных терминов и обозначений
В учебных материалах должны использоваться понятные учащимся обозначения. Например, для учащихся, не знающих двузначных или трехзначных чисел, не рекомендуется использовать учебники с многозначными номерами заданий и страниц.
6.Частотность употребленных слов
Если в учебных материалах для одного занятия встречается сразу несколько низкочастотных слов, каждое из них потребует разъяснений смысла, демонстрации предмета, отыскивания неизвестного названия на географической карте или глобусе, а значит, отнимет дополнительное время. Разумеется, нужно вводить новые слова, расширять пассивный и активный словарь ребенка. Однако учитель должен действовать дозировано, в зоне ближайшего развития и ставить перед ребенком посильные задачи .
7.Распознаваемость зрительных образов
Часто учебные проблемы возникают из-за того, что дети не могут опознать иллюстрации в учебниках, значение которых привычно учителю.
8.Эмоциональная составляющая иллюстраций
Чрезвычайно важен эмоциональный заряд иллюстраций. Учитывая, что для многих учащихся с ОВЗ характерно снижение мотивации, иллюстративный материал должен привлекать ребенка, а не отталкивать его. Если критически пересмотреть учебные материалы по этому параметру, окажется, что некоторые из них производят тяжелое, неприятное впечатление.
9.Ориентация на ребенка ‒ правшу/левшу
В каждом классе обычно есть дети-левши. Образец для письма, как и любая другая программа, заданная графически, у ребенка-левши должен находиться не в начале, а в конце строки – иначе он будет закрывать его при письме рукой.
Пример адаптации учебного материала по критериям инклюзивного образования
Основные принципы адаптации материалов прописей:
1.Уменьшение зрительной насыщенности и дозирование объема заданий.
2.Постепенное уменьшение высоты строки.
3.Акцентированное выделение рабочей строки.
4.Введение дополнительной вспомогательной линии в межстрочном пространстве.
5.Разделение различных смысловых частей.
6.Вынесение зрительно заданной программы действий.
7.Использование понятных ребенку символов для улучшения понимания задания ‒ пиктограмм (аналогичные пиктограммы на доске задают программу урока, что помогает ребенку распределить свой энергетический ресурс).
8.Соблюдение принципа «от простого к сложному» по всем параметрам.
9.Учет особенностей зрительно-пространственного восприятия ребенка-левши.
10.Повышение мотивации за счет игровых развивающих заданий.
11.Использование принципа межпредметных связей.
Вывод: обучение письму превращается в увлекательный процесс.
Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями
В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы,
и плоды.
На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы.
В. Сухомлинский
Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями
Проблемы:
Учителей с родителями:
отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность.
Родителей с учителями:
чрезмерные нагрузки, равнодушие педагога, взаимоотношения в детском коллективе, перекладывание ответственности за качество образования на родителей.
Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения.
Педагог
Родители
Взаимопонимание
Совместная деятельность
Ребёнок
Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями
Учитель организует открытость учебно-воспитательного процесса для родителей
Ученик- связующее звено
Родители принимают участие в учебно-воспитательном процессе:
общественный совет, наблюдатели на ГИА, помощники при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, соучастники образовательного процесса при деятельностном подходе (совместная деятельность с учеником при выполнении проекта, прохождении образовательного квеста, участие в школьных спектаклях и т.д.)