СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование»

Презентация к зачёту по теме  «Инклюзивное образование»  (выбор адекватных учебных материалов для обучения детей в инклюзивной практике, адаптация учебных материалов для работы с детьми, имеющими различные нарушения, образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями) Составил: Грищенко Е.В. Учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 70 г.Томска

Презентация к зачёту по теме «Инклюзивное образование» (выбор адекватных учебных материалов для обучения детей в инклюзивной практике, адаптация учебных материалов для работы с детьми, имеющими различные нарушения, образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями)

Составил: Грищенко Е.В.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 70 г.Томска

Инклюзивное образование  (от франц. inclusif - включающий в себя) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей ред.) Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование (от франц. inclusif - включающий в себя)

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» (в действующей ред.)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся

с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает Отказ педагога от стандарта работы по единому УМК 2) Критическое осмысление педагогом качеств используемых учебных пособий и дидактических материалов

Инклюзивное образование предполагает

  • Отказ педагога от стандарта работы по единому УМК

2) Критическое осмысление педагогом качеств используемых учебных пособий и дидактических материалов

Выбор и адаптация учебных материалов для работы с детьми, имеющими различные нарушения, с учетом спектра особенностей развития Критерии оценки адекватности используемых учебных материалов, в соответствии с которыми должен проводиться процесс подбора и адаптации материалов для инклюзивного обучения:  1.Уровень содержательной сложности 2.Вариативность, разноуровневость учебных материалов 3.Зрительная насыщенность, размер шрифта, пространственное расположение 4.Зрительное представление программы действий 5.Использование понятных терминов и обозначений 6.Частотность употребленных слов 7.Распознаваемость зрительных образов 8.Эмоциональная составляющая иллюстраций 9.Ориентация на ребенка ‒ правшу/левшу Пример адаптации

Выбор и адаптация учебных материалов для работы с детьми, имеющими различные нарушения, с учетом спектра особенностей развития

Критерии оценки адекватности используемых учебных материалов, в соответствии с которыми должен проводиться процесс подбора и адаптации материалов для инклюзивного обучения:

1.Уровень содержательной сложности

2.Вариативность, разноуровневость учебных материалов

3.Зрительная насыщенность, размер шрифта,

пространственное расположение

4.Зрительное представление программы действий

5.Использование понятных терминов и обозначений

6.Частотность употребленных слов

7.Распознаваемость зрительных образов

8.Эмоциональная составляющая иллюстраций

9.Ориентация на ребенка ‒ правшу/левшу

Пример адаптации

Критерии оценки адекватности используемых учебных материалов, в соответствии с которыми должен проводиться процесс подбора и адаптации материалов для инклюзивного обучения:

1.Уровень содержательной сложности

Учебные задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны находиться в зоне его ближайшего развития.  Задача не должна быть непосильной, но и не должна быть слишком простой. И та, и другая крайность снижает у ребенка интерес к учебе.

2.Вариативность, разноуровневость учебных материалов

Так как  учителю приходится в одном и том же классе работать с  разноуровневым  контингентом учащихся, учебные материалы должны предполагать возможность вариативности заданий на одном и том же материале. Если кто-то из учащихся справился с заданием I уровня, ему предлагается задание II уровня, III уровня и т.д.   Таким образом, все учащиеся выполняют объем работы, адекватный их возможностям и используют учебное время с максимальной эффективностью.

3.Зрительная насыщенность, размер шрифта, пространственное расположение

Многие учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности зрительного и зрительно-пространственного восприятия ребенка. Зрительная насыщенность и размер шрифта должны быть адекватны возможностям конкретного ребенка или группы детей. Различные смысловые части должны быть выделены зрительно. Расположение текста на странице не должно провоцировать ребенка к ошибочному прочтению. Страница учебных материалов не должна быть заполнена однотипными заданиями, которые будет трудно зрительно дифференцировать, особенно учащимся с проблемами организации внимания и ориентации в пространстве.

4.Зрительное представление программы действий

Учебные материалы должны быть сформированы таким образом, чтобы они помогали ребенку выстраивать правильную программу действий.

Критерии оценки адекватности используемых учебных материалов, в соответствии с которыми должен проводиться процесс подбора и адаптации материалов для инклюзивного обучения:

5.Использование понятных терминов и обозначений

В учебных материалах должны использоваться понятные учащимся обозначения. Например, для учащихся, не знающих двузначных или трехзначных чисел, не рекомендуется использовать учебники с многозначными номерами заданий и страниц.

6.Частотность употребленных слов

Если в учебных материалах для одного занятия встречается сразу несколько низкочастотных слов, каждое из них потребует разъяснений смысла, демонстрации предмета, отыскивания неизвестного названия на географической карте или глобусе, а значит, отнимет дополнительное время. Разумеется, нужно вводить новые слова, расширять пассивный и активный словарь ребенка. Однако учитель должен действовать дозировано, в  зоне ближайшего развития  и ставить перед ребенком  посильные задачи .

7.Распознаваемость зрительных образов

Часто учебные проблемы возникают из-за того, что дети не могут опознать иллюстрации в учебниках, значение которых привычно учителю.

8.Эмоциональная составляющая иллюстраций

Чрезвычайно важен эмоциональный заряд иллюстраций.  Учитывая, что для многих учащихся с ОВЗ характерно снижение мотивации, иллюстративный материал должен привлекать ребенка, а не отталкивать его. Если критически пересмотреть учебные материалы по этому параметру, окажется, что некоторые из них производят тяжелое, неприятное впечатление.

9.Ориентация на ребенка ‒ правшу/левшу

В каждом классе обычно есть дети-левши. Образец для письма, как и любая другая программа, заданная графически, у ребенка-левши должен находиться  не в начале, а в конце  строки – иначе он будет закрывать его при письме рукой.

 Пример адаптации учебного материала по критериям инклюзивного образования    Основные принципы адаптации материалов прописей: 1.Уменьшение зрительной насыщенности и дозирование объема заданий. 2.Постепенное уменьшение высоты строки. 3.Акцентированное выделение рабочей строки. 4.Введение дополнительной вспомогательной линии в межстрочном пространстве. 5.Разделение различных смысловых частей. 6.Вынесение зрительно заданной программы действий. 7.Использование понятных ребенку символов для улучшения понимания задания ‒ пиктограмм (аналогичные пиктограммы на доске задают программу урока, что помогает ребенку распределить свой энергетический ресурс). 8.Соблюдение принципа «от простого к сложному» по всем параметрам. 9.Учет особенностей зрительно-пространственного восприятия ребенка-левши. 10.Повышение мотивации за счет игровых развивающих заданий. 11.Использование принципа межпредметных связей. Вывод: обучение письму превращается в увлекательный процесс.

Пример адаптации учебного материала по критериям инклюзивного образования

Основные принципы адаптации материалов прописей:

1.Уменьшение зрительной насыщенности и дозирование объема заданий.

2.Постепенное уменьшение высоты строки.

3.Акцентированное выделение рабочей строки.

4.Введение дополнительной вспомогательной линии в межстрочном пространстве.

5.Разделение различных смысловых частей.

6.Вынесение зрительно заданной программы действий.

7.Использование понятных ребенку символов для улучшения понимания задания ‒ пиктограмм (аналогичные пиктограммы на доске задают программу урока, что помогает ребенку распределить свой энергетический ресурс).

8.Соблюдение принципа «от простого к сложному» по всем параметрам.

9.Учет особенностей зрительно-пространственного восприятия ребенка-левши.

10.Повышение мотивации за счет игровых развивающих заданий.

11.Использование принципа межпредметных связей.

Вывод: обучение письму превращается в увлекательный процесс.

 Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями     В семье  закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды.  На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы.  В. Сухомлинский

Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями

В семье  закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы, 

и  плоды.

На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы.

В. Сухомлинский

 Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями      Проблемы: Учителей с родителями: отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность.   Родителей с учителями: чрезмерные нагрузки, равнодушие педагога, взаимоотношения в детском коллективе, перекладывание ответственности за качество образования на родителей.

Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями

 

Проблемы:

Учителей с родителями:

отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность.

 

Родителей с учителями:

чрезмерные нагрузки, равнодушие педагога, взаимоотношения в детском коллективе, перекладывание ответственности за качество образования на родителей.

 Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями      Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения.  Педагог Родители Взаимопонимание Совместная деятельность Ребёнок

Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями

 

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения.

Педагог

Родители

Взаимопонимание

Совместная деятельность

Ребёнок

 Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями   Учитель организует открытость учебно-воспитательного процесса для родителей Ученик- связующее звено Родители принимают участие в учебно-воспитательном процессе: общественный совет, наблюдатели на ГИА, помощники при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, соучастники образовательного процесса при деятельностном подходе (совместная деятельность с учеником при выполнении проекта, прохождении образовательного квеста, участие в школьных спектаклях и т.д.)

Образование как система взаимодействия педагогов с учащимися и родителями

Учитель организует открытость учебно-воспитательного процесса для родителей

Ученик- связующее звено

Родители принимают участие в учебно-воспитательном процессе:

общественный совет, наблюдатели на ГИА, помощники при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, соучастники образовательного процесса при деятельностном подходе (совместная деятельность с учеником при выполнении проекта, прохождении образовательного квеста, участие в школьных спектаклях и т.д.)