Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в ДОУ.»
Инклюзивное образование в ДОУ.
Выполнила:
Мятлева Ирина
Николаевна
Мир «особого» ребёнка
«Инклюзивное (включающее) образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности» Д.А. Медведев
- Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
- Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
- Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит… Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? …
- Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!
Проблема инклюзивного образования.
- Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.
- Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
- Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
- Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования.
- Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Что такое инклюзия.
- Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий.
- Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей,
- родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:
- совместное планирование,
- проведение общих мероприятий,
- семинаров,
- праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:
- «Временная (точечная) инклюзия- ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
- «Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
- Полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
ДОУ для детей.
- Дети живут вместе в обычной группе детского сада
- Специалисты помогают детям.
- Обычные группы изменяются.
- Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка
- Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.
- Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.
- Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих
- Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей.
Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования :
- обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития
- организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание,
- гармоничное всестороннее развитие личности;
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
- создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ
Специфические задачи
- Специфические задачи:
- квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
- интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство Цели и задачи - система задач трех уровней:
- коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;
- профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии ;
- Развивающий - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .
- И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.
История инклюзивного образования .
- Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все большие масштабы
- В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.
- В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) - предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; интеграция (integration) - приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего
- различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека
- как полноправного участника образовательного процесса; включение,
- или инклюзия - реформирование детских садов и школ перепланировка
- учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям
- всех детей без исключения.
Инклюзивное образование в России .
- В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра - только здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами.
- Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного образования - здоровые дети общаются с детьми инвалидами
- В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ОВЗ ».
- Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.
Основные проблемы инклюзивного образования в России
- Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого
- нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих
- финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса
- слабое методическое обеспечение
- ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную
- специальную помощь
- инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при
- попадании ребенка с ОВЗ в новые группы
- состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с особенностями в ДОУ.
- кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;
- не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности
- недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ
- культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся менталитет общественного восприятия;
Законодательная база в области инклюзивного образования
- Международные правовые акты: Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности
- в сфере образования лиц с особыми потребностями -1994 год; Даккарская рамочная концепция действий по развитию образования – 2000 год; Конвенция ООН о правах инвалидов – 2006 год.
- Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах
- инвалидов», принятая 09 декабря 1975г Российское законодательство:
- Конституция Российской Федерации . «Конвенция о правах ребенка». Декларации прав ребенка Закон РФ « Об образовании» (в редакции ФЗ от 13 января 1996 года N 12-ФЗ с изменениями на 24 апреля 2008 года)
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617
- ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ»,
- ФЗ от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р; Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ
- Приказы Министерства образования и науки РФ: от 14 .08.2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики работников образования»; от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО »
- Программа «Доступная среда для инвалидов»,
- Концепция непрерывного образования. Письма Министерства образования и науки РФ: от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»; от 16.01.2001 № 03-51ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; от 18.04.2008 № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами ».
- Рекомендации Мин. образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2009, № АФ-150/06
Обязательные процедуры перехода на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ
- принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической практики ( приказ учредителя, положение)
- осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса;
- постановка целей;
- анализ условий;
- подбор и создание средств и методов;
- оценка результатов;
- коррекция деятельности
Примерный перечень документации, обеспечивающей работу ДОУ с инклюзивными группами:
- . Положение об инклюзивных группах.
- 2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного
- учреждения инклюзивной группы.
- 3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором
- указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в
- разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем.
- 4. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании инклюзивной
- группы.
- 5. Штатное расписание.
- 6. Должностные инструкции.
- 7. Договор с родителями.
Модель ДОУ
- Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения:
- научно-методический совет ДОУ;
- ПМП(к) ДОУ;
- педагогический коллектив инклюзивной группы/групп/структурных подразделений;
- родители, Родительский комитет;
- Попечительский совет.
Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное образование
- Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
- Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
- Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
- Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок» – дети разных категорий и специалисты.
- Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в режиме полного дня;
- Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)
Приоритеты построения модели инклюзивного образования
- Принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса;
- Приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;
- Приоритетное развитие коммуникативных и практических компетенций;
- Профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи
- особого ребенка
- Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей.
- Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного
- процесса.
- Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми с
- субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями)
- эволюционности и поэтапности развития инклюзивной практики;
- индивидуального и междисциплинарного подхода.
- вариативной развивающей среды и методической базы обучения и воспитания.
- модульной организации образовательных программ.
- самостоятельной активности ребенка- индивидуализация и социальное взаимодействие;
- семейно- ориентированного сопровождения партнерское взаимодействие с семьей.
- динамического развития образовательной модели детского сада.
- активного включения всех участников образовательного процесса
- природособразности образования -соответствие содержания, приемов и методов обучения и воспитания возможностям и потребностям ребенка
- системности и непрерывности
Условия успешного внедрения инклюзивного дошкольного образования
- в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями;
- предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием
- хорошее методическое обеспечение;
- профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
- адекватное нормативно-правовое обеспечение;
- открытая система взаимодействия с социумом
Направления плана развития инклюзивного образования в ДОУ
- аналитико-статистическое -сбор и обработка информации
- методическое обеспечение - подбор методических материалов и т.д.
- информационно-просветительское -выставки, различные мероприятия
- социально- педагогическое - оказание адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности
- программно-структурное - организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности
- содержательное - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания
- развитие безбарьерной среды в ДОУ- доступность ДОУ, обследование социально-бытовых и технических условий семей детей-инвалидов
- результативность обучения - промежуточная, итоговая
- образовательная деятельность - обследование, анкетирование, консультации
- кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме
Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе
- 1 Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги,
- родители(проблема в развитии )
- 2 Обследование и согласование деятельности всех специалистов по
- коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог, логопед, психолог),
- специалисты, воспитатели
- 3. Реализация рекомендаций консилиума
- 4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ
- Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе
- Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка,
- Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана
- Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ
- ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и включал следующие базовые направления:
- смена ведущих мотивов деятельности,
- развитие эмоционально-делового и предметного общения,
- развитие и активизация общих движений,
- развитие предметных действий и предметной деятельности,
- развитие наглядно-действенного мышления,
- интенсивное накопление пассивного словаря,
- стимуляция активной речи,
- овладение различными навыками в процессе подражания,
- становление представлений о себе,
- формирование предпосылок к конструктивной
- и изобразительной деятельности
- закрепление навыков самообслуживания
Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ
- Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ.
- Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности
- Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
- Индивидуальная программа обучения (ИПО);
- Компетентный подход и инклюзивное образование.
- Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме
- Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ
- Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы.
- Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. .
- Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка
Формы инклюзивного образования
- индивидуальные занятия со специалистами
- активные действия в специально организованной среде - свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка
- совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
- прием пищи
- дневной сон
- фронтальные занятия
- детско-родительские группы
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
- Все воспитанники равны в детском сообществе.
- Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
- Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
- Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
- Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
- Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности
Повышение уровня качества инклюзивного образования в ДОУ будет зависеть от:
- Повышение профессиональной компетенции, методической информационной поддержки педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ
- Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;
- Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного образования;
- Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями социума;
- Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в успешной адаптации в образовательной среде;
- Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДОУ
Компоненты организации отношений между участниками инклюзивного образования в ДОУ
- потребностно-мотивационные,
- эмоциональные,
- когнитивные
- взаимные ,
- коммуникативнные,
- через игровую и продуктивную детскую деятельности.
- Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия всех участников воспитательно- образовательного процесса , которые будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и
- Образовательной программой
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования
- Беседы и чтение художественной литературы,
- моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры ,
- индивидуальные занятия со специалистами,
- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка), совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми,
- проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляции и самообслуживания
- тематические родительские собрания и консультации
- доступная информация о работе по инклюзии
- педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы,
- посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы
- комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия,
- консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы,
- информационную и психологическую поддержка.
- являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и всего сада.
Вывод
- Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса;обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.