СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование в ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в ДОУ.»

Инклюзивное образование в ДОУ. Выполнила: Мятлева Ирина Николаевна

Инклюзивное образование в ДОУ.

Выполнила:

Мятлева Ирина

Николаевна

Мир «особого» ребёнка «Инклюзивное (включающее) образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности»  Д.А. Медведев Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит… Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? … Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!

Мир «особого» ребёнка

«Инклюзивное (включающее) образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности» Д.А. Медведев

  • Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
  • Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
  • Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит… Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? …
  • Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!
Проблема инклюзивного образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Проблема инклюзивного образования.

  • Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.
  • Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
  • Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
  • Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования.
  • Основа инклюзивного образования - исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Что такое инклюзия. Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:  совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Что такое инклюзия.

  • Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий.
  • Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей,
  • родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:
  • совместное планирование,
  • проведение общих мероприятий,
  • семинаров,
  • праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс: «Временная (точечная) инклюзия- ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:

  • «Временная (точечная) инклюзия- ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
  • «Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
  • Полная инклюзия» - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
ДОУ для детей. Дети живут вместе в обычной группе детского сада Специалисты помогают детям. Обычные группы изменяются. Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные. Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей.

ДОУ для детей.

  • Дети живут вместе в обычной группе детского сада
  • Специалисты помогают детям.
  • Обычные группы изменяются.
  • Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка
  • Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.
  • Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.
  • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих
  • Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей.
Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса  модернизации образования : обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ

Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования :

  • обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития
  • организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание,
  • гармоничное всестороннее развитие личности;
  • формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
  • создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ
Специфические  задачи  Специфические задачи:  квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников; интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство Цели и задачи - система задач трех уровней:  коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ; профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии ; Развивающий - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития . И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Специфические задачи

  • Специфические задачи:
  • квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;
  • интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство Цели и задачи - система задач трех уровней:
  • коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;
  • профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии ;
  • Развивающий - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .
  • И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

История инклюзивного образования .

  • Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все большие масштабы
  • В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.
  • В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) - предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; интеграция (integration) - приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего
  • различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека
  • как полноправного участника образовательного процесса; включение,
  • или инклюзия - реформирование детских садов и школ перепланировка
  • учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям
  • всех детей без исключения.

Инклюзивное образование в России .

  • В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра - только здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами.
  • Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного образования - здоровые дети общаются с детьми инвалидами
  • В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ОВЗ ».
  • Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.
Основные проблемы инклюзивного образования в России Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого  нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих  финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса слабое методическое обеспечение ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную  специальную помощь инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при  попадании ребенка с ОВЗ в новые группы состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с особенностями в ДОУ. кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ; не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся менталитет общественного восприятия;

Основные проблемы инклюзивного образования в России

  • Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого
  • нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих
  • финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса
  • слабое методическое обеспечение
  • ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную
  • специальную помощь
  • инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при
  • попадании ребенка с ОВЗ в новые группы
  • состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с особенностями в ДОУ.
  • кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;
  • не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности
  • недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ
  • культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся менталитет общественного восприятия;

Законодательная база в области инклюзивного образования

  • Международные правовые акты: Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности
  • в сфере образования лиц с особыми потребностями -1994 год; Даккарская рамочная концепция действий по развитию образования – 2000 год; Конвенция ООН о правах инвалидов – 2006 год.
  • Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах
  • инвалидов», принятая 09 декабря 1975г Российское законодательство:
  • Конституция Российской Федерации . «Конвенция о правах ребенка». Декларации прав ребенка Закон  РФ « Об образовании» (в редакции ФЗ от 13 января 1996 года N 12-ФЗ с изменениями на 24 апреля 2008 года)
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617
  • ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ»,
  • ФЗ от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р; Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ
  • Приказы Министерства образования и науки РФ: от 14 .08.2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики работников образования»; от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО »
  • Программа «Доступная среда для инвалидов»,
  • Концепция непрерывного образования. Письма Министерства образования и науки РФ: от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»; от 16.01.2001 № 03-51ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; от 18.04.2008 № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами ».
  • Рекомендации Мин. образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2009, № АФ-150/06
Обязательные процедуры перехода на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической практики ( приказ учредителя, положение) осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса; постановка целей; анализ условий; подбор и создание средств и методов; оценка результатов; коррекция деятельности

Обязательные процедуры перехода на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ

  • принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической практики ( приказ учредителя, положение)
  • осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса;
  • постановка целей;
  • анализ условий;
  • подбор и создание средств и методов;
  • оценка результатов;
  • коррекция деятельности
Примерный перечень документации, обеспечивающей работу ДОУ с инклюзивными группами:   . Положение об инклюзивных группах. 2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного  учреждения инклюзивной группы. 3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором  указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в  разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем. 4. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании инклюзивной  группы. 5. Штатное расписание. 6. Должностные инструкции. 7. Договор с родителями.

Примерный перечень документации, обеспечивающей работу ДОУ с инклюзивными группами:

  • . Положение об инклюзивных группах.
  • 2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного
  • учреждения инклюзивной группы.
  • 3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором
  • указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в
  • разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем.
  • 4. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании инклюзивной
  • группы.
  • 5. Штатное расписание.
  • 6. Должностные инструкции.
  • 7. Договор с родителями.
Модель ДОУ Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения: научно-методический совет ДОУ; ПМП(к) ДОУ; педагогический коллектив инклюзивной группы/групп/структурных подразделений; родители, Родительский комитет; Попечительский совет.

Модель ДОУ

  • Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения:
  • научно-методический совет ДОУ;
  • ПМП(к) ДОУ;
  • педагогический коллектив инклюзивной группы/групп/структурных подразделений;
  • родители, Родительский комитет;
  • Попечительский совет.
Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное образование Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда. Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда. Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда. Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок» – дети разных категорий и специалисты.  Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в режиме полного дня;  Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)

Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное образование

  • Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
  • Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.
  • Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.
  • Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок» – дети разных категорий и специалисты.
  • Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в режиме полного дня;
  • Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)
Приоритеты построения модели инклюзивного образования Принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса;  Приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;  Приоритетное развитие коммуникативных и практических компетенций;  Профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи  особого ребенка  Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей.  Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного  процесса.  Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми с  субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями)

Приоритеты построения модели инклюзивного образования

  • Принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса;
  • Приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;
  • Приоритетное развитие коммуникативных и практических компетенций;
  • Профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи
  • особого ребенка
  • Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей.
  • Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного
  • процесса.
  • Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми с
  • субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями)
эволюционности и поэтапности развития инклюзивной практики; индивидуального и междисциплинарного подхода. вариативной развивающей среды и методической базы обучения и воспитания. модульной организации образовательных программ. самостоятельной активности ребенка- индивидуализация и социальное взаимодействие; семейно- ориентированного сопровождения партнерское взаимодействие с семьей. динамического развития образовательной модели детского сада. активного включения всех участников образовательного процесса природособразности образования -соответствие содержания, приемов и методов обучения и воспитания возможностям и потребностям ребенка системности и непрерывности
  • эволюционности и поэтапности развития инклюзивной практики;
  • индивидуального и междисциплинарного подхода.
  • вариативной развивающей среды и методической базы обучения и воспитания.
  • модульной организации образовательных программ.
  • самостоятельной активности ребенка- индивидуализация и социальное взаимодействие;
  • семейно- ориентированного сопровождения партнерское взаимодействие с семьей.
  • динамического развития образовательной модели детского сада.
  • активного включения всех участников образовательного процесса
  • природособразности образования -соответствие содержания, приемов и методов обучения и воспитания возможностям и потребностям ребенка
  • системности и непрерывности
Условия успешного внедрения инклюзивного дошкольного образования  в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями;  предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием хорошее методическое обеспечение;  профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с социумом

Условия успешного внедрения инклюзивного дошкольного образования

  • в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями;
  • предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием
  • хорошее методическое обеспечение;
  • профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
  • адекватное нормативно-правовое обеспечение;
  • открытая система взаимодействия с социумом
Направления плана развития инклюзивного образования в ДОУ  аналитико-статистическое -сбор и обработка информации методическое обеспечение - подбор методических материалов и т.д. информационно-просветительское -выставки, различные мероприятия  социально- педагогическое - оказание адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности программно-структурное - организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности содержательное - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания развитие безбарьерной среды в ДОУ- доступность ДОУ, обследование социально-бытовых и технических условий семей детей-инвалидов результативность обучения - промежуточная, итоговая образовательная деятельность - обследование, анкетирование, консультации кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме

Направления плана развития инклюзивного образования в ДОУ

  • аналитико-статистическое -сбор и обработка информации
  • методическое обеспечение - подбор методических материалов и т.д.
  • информационно-просветительское -выставки, различные мероприятия
  • социально- педагогическое - оказание адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности
  • программно-структурное - организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности
  • содержательное - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания
  • развитие безбарьерной среды в ДОУ- доступность ДОУ, обследование социально-бытовых и технических условий семей детей-инвалидов
  • результативность обучения - промежуточная, итоговая
  • образовательная деятельность - обследование, анкетирование, консультации
  • кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме
Общая стратегия деятельности участников  образовательного процесса в инклюзивной группе 1 Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги,  родители(проблема в развитии ) 2 Обследование и согласование деятельности всех специалистов по  коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог, логопед, психолог),  специалисты, воспитатели 3. Реализация рекомендаций консилиума 4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.

Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе

  • 1 Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги,
  • родители(проблема в развитии )
  • 2 Обследование и согласование деятельности всех специалистов по
  • коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог, логопед, психолог),
  • специалисты, воспитатели
  • 3. Реализация рекомендаций консилиума
  • 4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ

  • Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы - беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе
  • Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка,
  • Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана
  • Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
  • Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Индивидуальный  образовательный маршрут ребенка ОВЗ ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и включал следующие базовые направления:  смена ведущих мотивов деятельности, развитие эмоционально-делового и предметного общения, развитие и активизация общих движений, развитие предметных действий и предметной деятельности, развитие наглядно-действенного мышления, интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, овладение различными навыками в процессе подражания, становление представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной  и изобразительной деятельности закрепление навыков самообслуживания

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ

  • ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и включал следующие базовые направления:
  • смена ведущих мотивов деятельности,
  • развитие эмоционально-делового и предметного общения,
  • развитие и активизация общих движений,
  • развитие предметных действий и предметной деятельности,
  • развитие наглядно-действенного мышления,
  • интенсивное накопление пассивного словаря,
  • стимуляция активной речи,
  • овладение различными навыками в процессе подражания,
  • становление представлений о себе,
  • формирование предпосылок к конструктивной
  • и изобразительной деятельности
  • закрепление навыков самообслуживания

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ

  • Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ.
  • Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности
  • Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;
  • Индивидуальная программа обучения (ИПО);
  • Компетентный подход и инклюзивное образование.
  • Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме
  • Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ
  • Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы.
  • Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. .
  • Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка
Формы инклюзивного образования индивидуальные занятия со специалистами  активные действия в специально организованной среде - свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка  совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми прием пищи дневной сон  фронтальные занятия детско-родительские группы  праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Формы инклюзивного образования

  • индивидуальные занятия со специалистами
  • активные действия в специально организованной среде - свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка
  • совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
  • прием пищи
  • дневной сон
  • фронтальные занятия
  • детско-родительские группы
  • праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Все воспитанники равны в детском сообществе. Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня. У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников. Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников. Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника. Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса. Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности
  • Все воспитанники равны в детском сообществе.
  • Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
  • У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  • Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
  • Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
  • Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
  • Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
  • Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности
Повышение уровня качества инклюзивного образования в ДОУ будет зависеть от: Повышение профессиональной компетенции, методической информационной поддержки педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ; Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного образования; Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями социума; Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в успешной адаптации в образовательной среде; Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДОУ

Повышение уровня качества инклюзивного образования в ДОУ будет зависеть от:

  • Повышение профессиональной компетенции, методической информационной поддержки педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ
  • Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;
  • Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного образования;
  • Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями социума;
  • Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в успешной адаптации в образовательной среде;
  • Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДОУ
Компоненты организации отношений между участниками инклюзивного образования в ДОУ потребностно-мотивационные, эмоциональные,  когнитивные взаимные , коммуникативнные, через игровую и продуктивную детскую деятельности.  Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия всех участников воспитательно- образовательного процесса , которые будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой

Компоненты организации отношений между участниками инклюзивного образования в ДОУ

  • потребностно-мотивационные,
  • эмоциональные,
  • когнитивные
  • взаимные ,
  • коммуникативнные,
  • через игровую и продуктивную детскую деятельности.
  • Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия всех участников воспитательно- образовательного процесса , которые будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и
  • Образовательной программой

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования

  • Беседы и чтение художественной литературы,
  • моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры ,
  • индивидуальные занятия со специалистами,
  • активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка), совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми,
  • проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляции и самообслуживания
  • тематические родительские собрания и консультации
  • доступная информация о работе по инклюзии
  • педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы,
  • посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы
  • комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия,
  • консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы,
  • информационную и психологическую поддержка.
  • являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и всего сада.
Вывод Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса;обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

Вывод

  • Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса;обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.