Авторская разработка:
«Проблемы и перспективы инклюзивного образования в начальной школе».
Тлеубердина Альфия Яшаровна
Учитель английского языка
Обл.Абай, г.Семей КГУ «СОШ №11»
Вступление.
Понятие “инклюзивное образование” сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем . Мировое сообщество, руководствуясь принципом равенства прав всех людей, независимо от их расовых, этнических, половых, физических, психических и других различий, закрепило в международных правовых актах ООН основные принципы инклюзивного образования.
«Инклюзивное образование – это непрерывный процесс развития общего образования, нацеленный на обеспечение качественного образования для всех с учетом разнообразия, разных нужд и способностей, характеристики и ожидания в обучении учащихся и общин, устранение всех форм дискриминации» (ЮНЕСКО 2008). В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивность образования начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе.
Основными задачами занятий коррекционного компонента Типовых учебных планов являются: 1) для обучающихся с нарушением слуха (неслышащих, слабослышащих): - формирование высших психических функций, усвоение языка для овладения житейскими понятиями как базы для овладения знаниями и навыками по общеобразовательным предметам; - развитие движений и речи в условиях интенсивного развития слухового восприятия с использованием электроакустической аппаратуры; - обеспечение коммуникативной деятельности обучающегося, развитие разговорно-обиходного словаря;
- формирование устной речи и развитие остаточного речевого слуха; - развитие слухового восприятия, произношения, чтения с губ, как слухозрительной основы формирования и совершенствования устной речи школьников.
Особые образовательные потребности – это потребности в помощи и в услугах в учебном процессе, которые осуществляются психолого-педагогическими методами с целью обеспечения успешности в обучении каждого ученика. Развитие общего образования исходя из принципа инклюзивности предполагает изменение ценностных ориентиров в образовании.
Ценности инклюзивного образования декларируют, что все участники образовательного процесса будут:
1) рассматривать разнообразие возможностей как ресурсы, а не барьеры и проблемы. Ресурсы для воспитания толерантной культуры поведения в обществе, для совершенствования педагогического мастерства учителя и обеспечения высокого качества преподавания. Работа в отношении преодоления трудностей одного ученика, как правило, приносит пользу и другим детям;
2) строить учебный процесс с ориентиром на всех учеников класса, а не только на тех, которые имеют высокие достижения в обучении;
3) обеспечивать поддержку учеников с особыми образовательными потребностями со стороны всех участников образовательного процесса и прежде всего учителем класса, а не только специалистами (логопед, специальный педагог, психолог, индивидуальный помощник);
4) использовать командный подход к решению вопросов помощи ученикам в учебном процессе;
5) отказываться от навешивания «ярлыков» при организации и оказании поддержки учащимся. Помощь оказывается ученикам - полноправным членам ученического сообщества, а не «детей с инклюзией», «особым», «кризисным», «подлежащим инклюзии» детям. Навешивание ярлыков является проявлением дискриминации.
Школа предоставляет обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей .