изобразительное искусство
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, с учетом логики учебного процесса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся 1 класса с задержкой психического развития и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Целью изучения курса является воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Коррекционно-развивающими задачами, учитывая специфику учащихся (задержку психического развития), являются:
развитие воображения, способности к восприятию искусства и окружающего мира;
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
развитие образного мышления, пространственных представлений;
развитие и коррекция мелкой моторики.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
СТРУКТУРА КУРСА
Учебный материал представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования:
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности (УУД):
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения;
.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
использовать язык изобразительного искусства и различных художественныхматериалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;
Коммуникативные
Учащиеся овладеют:
навыками общения с искусством, участия в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
понимать значение искусства в жизни человека и общества; воспринимать и характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства; различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства, и отражать их в собственной деятельности;
эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;
моделировать новые образы путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Учащиеся освоят:
основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
опыт самостоятельной творческой деятельности, а также навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Коррекционная направленность курса:
Учитывая особенности детей, их способности и психофизические возможности, основным принципом построения процесса обучения является принцип наглядности – на уроках используется максимально возможное количество иллюстраций, при трансляции детям учебного материала, при приведении примеров происходит максимальная опора на собственный опыт школьников, на то, с чем они сталкиваются постоянно, что им знакомо и понятно. Уделяется время на экскурсии, посещение музеев и т.д. Кроме того, само содержание предмета способствует такому направлению коррекционной деятельности как развитие мелкой моторики, мускулатуры рук, коррекция графических навыков, развитие пространственных представлений, образного мышления через манипуляции с разнообразными материалами, конструирование, моделирование и т.д.
Условия реализации ФГОС
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).
2. Методические пособия и книги для учителя.
3. Методические журналы по искусству.
4. Учебно-наглядные пособия.
5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.6. Альбомы по искусству.
7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
8. Научно-популярная литература по искусству.
2. Печатные пособия.
1. Портреты русских и зарубежных художников.
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
6. Альбомы с демонстрационным материалом.
7. Дидактический раздаточный материал.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
2. Электронные библиотеки по искусству.
4. Технические средства обучения.
1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
2. Экспозиционный экран.
3. Образовательные ресурсы (диски).
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
9. Пластилин.
10. Клей.
11. Ножницы
Календарно-тематическое планирование
по ИЗО 33ч (1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Планируемые предметные результаты освоения материала | Личностные | Дата |
план | факт |
Ты учишься изображать ( 10 ч) |
1. | Какого цвета осень? Урок-экскурсия | Научатся: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость 2 | 05.09 | |
2 | Все дети любят рисовать. Урок-игра. | 12.09 | |
3 | Изображения всюду вокруг нас. Урок-экскурсия | 19.09 | |
4 | Материалы для уроков изобрази-тельного искусства. Урок-викторина | 26.09 | |
5 | Мастер Изображения учит видеть. Урок-экскурсия | Научатся: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Ценностное отношение к природному миру | 03.10 | |
6 | Изображать можно пятном. Урок-сказка. | Научатся превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Ценностное отношение к природному миру | 10.10 | |
7 | Изображать можно в объёме | Научатся превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином) Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве | Самооценка на основе критериев успешной деятельности | 17.10 | |
8 | Изображать можно линией | Научатся делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | Понимание чувства других людей и сопереживание им | 24.10 | |
9 | Разноцветные краски. Урок-сказка. | Научатся: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Уважительное отношение к иному мнению | Понимание чувства других людей и сопереживание им | 07.11 | |
10 | Художник и зритель | Научатся: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов | 14.11 | |
Ты украшаешь ( 8 ч ) |
11 | Мир полон украшений | Научатся: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи | Развитие эстетических чувств. Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы Ценностное отношение к природному миру Эмоционально-нравственная отзывчивость Этические чувства – доброжелательность | 21.11 | |
12 | Красоту нужно уметь замечать. Зрительная гимнастика | Научатся: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности | 28.11 | |
13 | Цветы | 05.12 | |
14 | Узоры на крыльях | Научатся: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | 12.12 | |
15 | Красивые рыбы | Научатся: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество Эстетические чувства | 19.12 | |
16 | Украшения птиц | Научатся: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения | 26.12 | |
17 | Узоры, которые создали люди. Упражнения для осанки | Научатся: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию Уважительное отношение к иному мнению | 16.01 | |
18 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | Научатся создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | 23.01 | |
Ты строишь ( 8 ч) |
19 | Постройки в нашей жизни | Научатся придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: слушать собеседника Уважительное отношение к иному мнению | Эмоционально-нравственная отзывчивость Этические чувства – доброжелательность Уважительное отношение к культуре | 30.01 | |
20 | Дома бывают разные. | 06.02 | |
21 | Домики, которые построила природа. Зрительная гимнастика | 13.02 | |
22 | Снаружи и внутри | 27.02 | |
23 | Строим город | 05.03 | |
24 | Всё имеет своё строение | 12.03 | |
25 | Строим вещи Зрительная гимнастика | 19.03 | |
26 | Город, в котором мы живём | 03.04 | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. ( 7 ч ) |
27 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. . | Научатся смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: различать три вида художественной деятельности. Коммуникативные: строить монологичное высказывание Уважительное отношение к иному мнению | Уважительное отношение к культуре | 10.04 | |
28 | Праздник весны. | Научатся: выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения. Познавательные: называть явления окружающей действительности. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме Навыки сотрудничества | Готовность следовать нормам природоохранного поведения | 17.04 | |
29 | Разноцветные жуки | Научатся: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельности | Самооценка работы | 24.04 | |
30 | Сказочная страна. | Научатся: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: предлагать помощь | Готовность следовать нормам природоохранного поведения | 07.05 | |
31 | Времена года. | Научатся: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: контролировать процесс деятельности. Коммуникативные: аргументировать свою позицию | Эстетические потребности | 14.04 | |
32 | Здравствуй, лето! Урок любования. (обобщение темы) | Научатся наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Уважительное отношение к иному мнению | Эстетические потребности | 21.05 | |
33 | Экскурсия на выставку картин. | | | 25.05 | |