II | Актуализация знаний. 5 мин. Цель: подготовка к восприятию нового материала; определение темы и цели урока Самоопределение к деятельности. Релаксация 2 мин. Настрой на изучение нового материала 3 мин. | - Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? - Что нового вы узнали о насекомых? - Приведите примеры насекомых, которые вам известны… - А Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши, если нет – то топаете ножками. 1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? 2. Муха – это насекомое? 3. У насекомого 8 ног? 4. Божья коровка спасает растения от тли? 5. Паук – это насекомое? 6. Гнездо осы похоже на большой шар? 7. У бабочки 6 крыльев? - Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? - А в какое время года насекомых много? -Молодцы! Встаньте в полукруг «каре» -Сейчас я раздам вам разрезные картинки и вы должны собраться по группам. (Детям ОВЗ часть картинки с подсказкой). - Назовите кто у вас на картинке. - Как вы думаете, кто лишний? - Почему? - Как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить? Рис. 1. - Какие задачи вы перед собой поставите? - Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб. - Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых. Просыпаемся. (Звучит музыка.) Утром стрекоза проснулась, Полетела, улыбнулась. У реки остановилась, Над водою закружилась. Рис. 2. -Кто это? – Стрекоза – это насекомое? - Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно – что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? - Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка: Плаваю под мостиком. И виляю хвостиком. По земле не хожу. Рот есть да не говорю. Глаза есть – не мигаю. Крылья есть – не летаю. - Где могут жить рыбы? - В любой ли воде могут жить рыбы? - А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть? - Что должен сделать человек, чтобы они не погибли? Рис. 3. Рис. 4. Физкультминутка «Рыболов». Ребята имитируют движение рыболова: Рыболов, рыболов Покажи свой улов! Я поймал леща большого И налима – вот такого! Двух горбатых, полосатых Окуней и двух линей, Щуку, карпа, судака… А в ведерке два малька. - Ребята, мы сейчас сделали физкультминутку про рыболова. А кто знает, кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу) Рис. 5. - Рыболовство – очень древняя профессия. Рыболовством и охотой занимались наши предки много лет назад. Мужчины ловили рыбу, чтобы прокормить семью. - А кто из вас ловил рыбу. Какую? | - О насекомых. -Насекомое-это животное, у которого 6 ног. Называют разных насекомых. Ребята оказывают помощь детям ОВЗ. Выполняют упражнения. -Летом. Дети стоят в полукруге «каре».Слушают, собирают картинки и помогают детям ОВЗ. У одной группы стрекоза, у другой, муравей, у третьей пчела, а у четвертой карась. -Карась. - Все насекомые, а карась рыба. Определяют тему и задачи урока, - О рыбах. - Узнаем, чем рыбы отличаются от других животных. - Как они живут. - Какие бывают рыбы и т. д. Дети садятся по группам. Дети выполняют просьбу учителя. -Стрекоза. -Да. -Да. Отгадывают загадку. -Рыбы. В воде, в речке, в озере, в море. Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы. Выполняют движения. | Личностные УУД: освоение роли ученика; формирование интереса к учению. Регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Коммуникативные УУД: Отвечать на вопросы учителя. |
III | Работа над новой темой. Организация исследовательской деятельности по решению проблемы 30 мин Цель: формирование знаний учащихся о жизни рыб и условиях, необходимых для их жизни; развитие логического мышления, речи, интереса к предмету; формирование бережного отношения к рыбам. | - Муравьишка Вопросик хотел бы знать: - А могут ли рыбы жить на суше? - Кто согласен? Муравьишка сомневается. - Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.- Где мы можем найти ответы на наши вопросы? Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела) - Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. Рис. 6. - Кто прочитает, как называется эта рыба? (красноперка) - Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? -Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике. Первичное закрепление знаний. - Для чего нужен хвост и плавники? - Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.) - Так могут ли рыбы жить на суше? Что необходимо им для жизни? -Молодцы! - Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? Обговорите ответ в группе - Ребята, сейчас мы с вами проведём исследовательскую, практическую работу. Муравьишка приготовил загадку: И у мамы, и у деток вся одежда из монеток. - Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? - Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? Рис. 7. - Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. Подводит к определению нового признака рыб. (На столах у детей лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии из пластилина, а на доске картинки с двумя водоёмами чистый и загрязнённый) Рис. 8. Рис. 9. - В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. Работа по учебнику в парах. - Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? Т.е. моря и океаны- их среда обитания. - Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания. (Показывает слайды с морскими и речными рыбами и рассказывает о них. Рис. 8. Рис. 9. -Ко мне выходят посыльные за заданием….(ребята ОВЗ) (Говорю шёпотом задание посыльным для группы -Я буду загадывать загадки, а вы в группе должны найти картинку с этой рыбкой и определить морская или речная эта рыба и по очереди прикрепить на доске возле карточки со словами «река» или «море» ) Учитель читает загадки. На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. На дне один Лежит плоский блин. Драчун и забияка. Живет в воде, Кости на спине и щука не проглотит. Хвостом виляет, зубастая, а не лает. Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, я рыба морская. | -понаблюдать - посмотреть в компьютере - спросить - почитать в книге - подумать Слушают, отвечают на вопросы, выполняют задание, работают в парах, делают выводы. -Красные плавники похожие на перышки. -Плавники и хвост помогают рыбам плавать -Нет. -Они дышат кислородом, растворённым в воде. Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.) Отгадывают загадку -Рыбы. -Монетки- чешуйки. Ученики монеткой оставляют отпечатки в виде чешуек. Оказывают помощь детям ОВЗ. Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке. Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём». -Морские. -Речные. Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы. Дети слушают задание, запоминают. Сотрудничают в группе, готовят ответ, находят картинку, определяют речная или морская, выбирают, кто прикрепит на доску. Сом Камбала Ерш. Щука. Акула. Рис. 10. | Личностные УУД: освоение роли ученика; формирование интереса к учению, ценить и принимать базовые ценности: «добро», «природа». Регулятивные УУД: определять план выполнения заданий на уроках, определять правильность выполненного задания по образцу. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, делать выводы. Коммуникативные УУД: Отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге на уроке, участвовать в паре. |
V | Рефлексия 2 мин Цель: формирование умения оценить свою работу на уроке, сотрудничество в паре. | - Мне сегодня было приятно работать с вами. В начале урока вы показали, какое настроение у вас было. Интересно, какое настроение в конце урока? Покажите смайлики. Поделитесь мнением. Можно использовать выражения, записанные на доске (У меня все получилось. Мне было интересно. Хочу знать больше. Мне приятно было работать с … Все ребята на уроке были …. ) Урок окончен. | Слушают, высказзывают свое мнение, оценивают работу на уроке, делают выводы. | Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные УУД: Отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге на уроке |