Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России
(ограниченные возможности здоровья)
Сегодня я кратко расскажу вам об инклюзивном образовании, чтобы вы имели представление.
Новым стратегическим направлением современного образования в России, его программой развития до 2020 года становится инклюзивное образование.
Сегодня ведутся многочисленные дискуссии по поводу инклюзивного образования.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.
До появления нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, не было однозначного понимания сущности инклюзивного образования. В данном законе (ст. 2. п. 27) дано его определение: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех обучающихся, что обеспечивает доступ к образованию для обучающихся с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
«Инклюзивное образование, — отмечает английский писатель, Дэвид Митчелл— это шаг на пути достижения конечной цели — создание инклюзивного общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Проблема инклюзивного образования обсуждается педагогами, политиками, родителями и общественными организациями. Идеи инклюзивного обучения родились из насущной потребности общества обеспечивать возможность детям с проблемами в развитии интегрироваться в социум. Без этого невозможно построение нового цивилизованного общества.
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги, воспитатели.
Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах, учреждениях.
.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе).
Родители обычных детей не всегда положительно относятся к включению ребёнка с инвалидностью в класс или группу, в которой обучается их ребёнок. По данным мониторинга Института проблем инклюзивного образования, четверть опрошенных родителей относятся к инклюзивному образованию отрицательно: они считают, что такое совместное обучение тормозит учебный процесс и такое обучение малоэффективно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональный спор о необходимости изменений общего образования в сторону инклюзивности, по-прежнему остается актуальным. Ведущими учёными специального образования высказываются серьёзные опасения относительно правильности данной тенденции.
В государственных, научных и общественных кругах до сих пор не существует единого и четкого представления о принципах и стратегии инклюзивного обучения, не подготовлены педагогические кадры, отвечающие требованиям социальной инклюзии. Значимым препятствием на пути введения инклюзивного образования является неготовность общества воспринимать каждого своего члена таким, какой он есть.
Поэтому инклюзивное образование должно начинаться с развития социально-гуманистической, профессиональной и индивидуально-личностной характеристик человека, раскрывающих его родословную историю и жизненный путь, где ключевым звеном его преобразования будет изменение образа жизни, включение в социум, уяснение его собственных свойств, качеств, познание самого себя.
В центре инклюзивного подхода стоит личность и её гармоничное развитие, связанное с воспитанием, образованием, деятельностью, вследствии которых она сможет войти в социум и адекватно отвечать на бесконечные вызовы современности как полноценная ее часть. Инклюзия исходит из того, что каждый человек — уникальная и неповторяющаяся личность со своими интересами, способностями и потребностями, что требует индивидуального подхода в процессе взаимодействия и гибкости коммуникации. Это способствует проявлению таких качеств личности как этичность и деликатность, сочувствие и соучастие, умение услышать и понять другого, которые являются компонентами толерантности. Она как ценность связана с доброжелательно-терпимым, дружелюбно-отзывчивым, нередко снисходительным отношением к другому, не порождая при этом ненависти, агрессии и отчуждения.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования.
Однако, немало голосов и против инклюзии, что свидетельствует об огромных барьерах на пути создания системы инклюзивного образования, а, следовательно, на пути создания инклюзивного общества, предоставляющего каждой личности равные возможности, в открытой, доступной, безбарьерной среде для самореализации.
Существующие барьеры:
Архитектурная недоступность учебных заведений
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
Большинство преподавателей и директоров учебных заведений недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
Целью системы инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других обучающихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Инклюзивное образование имеет в своей основе здоровьесберегающий подход к построению всего образовательного процесса, поэтому оно способствует ускорению нравственного оздоровления общества и толерантному отношению людей друг к другу. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования есть долгосрочная стратегия, требующая комплексного подхода для ее реализации и последовательности, непрерывности, поэтапности, толерантности в обществе.
Несмотря ни на что, инклюзивное образование входит в нашу жизнь достаточно активно, поэтому сегодня педагогическую общественность волнуют вопросы, связанные с его становлением, это:
теоретические, методологические аспекты инклюзивного образования в условиях России, определение его статуса, доступность, новая модель образования, включающая специальную методику или совокупность методик обучения, влияние рыночных механизмов регуляции образования на развитие инклюзии;
система оценки качества работы образовательного учреждения и ее зависимость от внедрения инклюзивного образования;
введение соответствующих профилей в образование, связанных с инклюзией;
механизм распределения средств между массовыми и инклюзивными учреждениями образования в контексте реформирования всей системы финансирования образования и еще многое другое.