СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивный проект «Вместе весело творить!»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность предлагаемого проекта «Вместе весело творить!» в том, что инклюзивное образование является наиболее удачной формой приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к творчеству, сохранения здоровья и общение с другими детьми.

Проект предусматривает работу с детьми по развитию технического мышления, моторики рук, развития познавательного интереса и приобретение навыков конструирования моделей.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивный проект «Вместе весело творить!»»

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
Тюменской области, ХМАО-Югры

Инклюзивный проект
«Вместе весело творить!»
для детей 6-9 лет с ограниченными возможностями здоровья
срок реализации 1 год

Подготовили методист Манвелян Инна Леонидовна, педагог дополнительного образования Барнев Дмитрий

г. Ханты-Мансийск

2019

Содержание

  1. Информационная карта 3-4

  2. Аннотация 5

  3. Аналитическое обоснование проекта 6-9

  1. Анализ проблемной ситуации

  2. Содержание проекта

  3. Актуальность

  4. Новизна

  1. Целевое назначение проекта 9-10

  2. Концепция проекта 10-11

  3. Механизм реализации проекта 11

7.1.Этапы реализации

  1. Ожидаемые результаты 11

  2. Социальный эффект 12

  3. Литература 13



Информационная карта

Название программы

Инклюзивный проект «Вместе весело творить!» для детей 6-9 лет с ограниченными возможностями здоровья

Ф.И.О. автора, название учебного заведения или места работы, должность

Манвелян Инна Леонидовна – методист,

Барнев Дмитрий Сергеевич – педагог дополнительного образования


Обоснование актуальности программы

Актуальность предлагаемого проекта «Вместе весело творить!» в том, что инклюзивное образование является наиболее удачной формой приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к творчеству, сохранения здоровья и общение с другими детьми.

Проект предусматривает работу с детьми по развитию технического мышления, моторики рук, развития познавательного интереса и приобретение навыков конструирования моделей.

Цель и задачи проекта программы

Цель:

создание вариативных условий для развития творческих способностей, мышления в

процессе освоения технического творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и использования ресурса детства в интересах развития собственной личности.

Концепция программы

Концепция проекта: дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Социальный эффект

Социальный эффект: Инклюзивный проект «Вместе весело творить!» предполагает активную творческую деятельность детей, на основе реализации программы «Основы Лего- конструирования» где можно изготовить разные строительные и технические конструкции из набора ЛЕГО. Дети имеют возможность ознакомиться с теоретическими материалами, правилами дорожного движения, научиться программировать простые конструкции, работать с интерактивной доской, изготавливать простые игрушки, сувениры и развивают свои способности в разных видах деятельности. Образование осуществляется в процессе организованной деятельности, интересной ребёнку, которое мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает детей к самообразованию.

Ожидаемые результаты

• Создание условий психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;



  • Формирование практических умений и навыков в различных видах технического творчества;

  • Развитие познавательного интереса и моторики

рук у детей по средствам внедрения игровых технологий и практических навыков на

занятиях с наборами ЛЕГО;

  • Помощь родителям в социальной адаптации ребенка -инвалида.

  • Расширение круга и опыта общения со сверстниками и взрослыми людьми;

  • Сохранение здоровья и жизни детей.

Аннотация

Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из приоритетных сфер инновационного развития России в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Дополнительное образование играет большую роль в преодолении неравенства доступа к качественному образованию, так как вопросы развития дополнительного образования непосредственно связаны с реализацией политики государства в области защиты прав и интересов детей, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей.

При этом одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).

В настоящее время около 4,5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Инклюзивное образование только недавно получило в России нормативные основания и лишь сейчас становится практикой, получающей широкое применение.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте.

На станции юных техников разработан инклюзивный проект «Вместе весело творить!», который предусматривает включение детей с ОВЗ и здоровых детей в одну разновозрастную группу объединения «Легоконструирование», где учащиеся могут общаться, научиться собирать простейшие модели техники из ЛЕГО, помогать друг другу преодолевать трудности в создании той или иной конструкции.

Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование - это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Аналитическое обоснование

Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов. Именно в системе дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!». Зачастую мы не думаем о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы не встречаем их на улицах, детских площадках, они не ходят в обычные школы. Складывается впечатление, что таких детей не бывает. Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограниченны. И именно в занятиях творчеством дети- инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия в учреждениях ДО, так как зачастую является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Такими условиями являются занятия в творческих объединениях. Атмосфера занятий в творческих объединениях позволяет раскрепоститься, ведь здесь ребенку дается больше свободы для реализации желаний и идей.

Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком-инвалидом, несет отпечаток его личности.

Мы знаем, что творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой - нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Основная цель сферы современного дополнительного образования детей - помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. Мир, пригодный для жизни детей, должен строиться с их участием. Эта идея содержится в одном из решений ассамблеи ООН.

И хочется верить, что для каждого взрослого человека безусловным призывом к помощи время от времени являются проблемы детского неблагополучия, детских невзгод, слез и страданий. Мы не должны пройти мимо, не имеем права не заметить в глазах ребенка боль, обиду, непонимание, безысходность, настороженность, разочарование. Главное, мы должны помнить об одном известном и очень важном принципе: не навредить.

Анализ проблемной ситуации

В России 12,85 миллионов инвалидов из них 30 % детей. По статистике в 2018 году в Ханты- Мансийском автономном округе численность детей инвалидов составляет - 4878.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие образовательные учреждения, испытывают на себе такие проблемы как:

  • нарушение связи с миром, недостаток общения со сверстниками и взрослыми;

  • ограниченный доступ к информационным ресурсам;

  • низкий уровень качества образования, получаемого в форме домашнего обучения, по причине слабого материально-технического обеспечения учебного процесса (отсутствие наглядных и демонстрационных пособий)

Станция юных техников предлагает частично решить эти проблемы с участием наших педагогов и учащихся. Мы предлагаем каждое воскресенье детям с ОВЗ и здоровым детям заниматься в объединении «Основы Лего-конструирование», где учащиеся разрабатывают моторику рук, мышление, фантазируют, и приобретают конструкторские навыки. Программа «ОСНОВЫ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра - важнейший спутник детства. Lego позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Конструкторами Lego, которые охватывают почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях.

Актуальность предлагаемого инклюзивного проекта «Вместе весело творить!» в том, что инклюзивное образование является наиболее удачной формой приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к творчеству, сохранения здоровья и общение с другими детьми.

Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями предполагает создание условий, благоприятных для освоения ими способов преодоления разноуровневых барьеров, препятствий. Термин «препятствие» (по Л.Н. Буйловой) в данном случае используется для обозначения смыслов таких употребляемых в практике понятий, как помеха, трудность, задержка, затруднение, преграда, остановка, проблема, деструктивные факторы, негативные воздействия и т.д. Под препятствием понимается то, что отдаляет или отделяет личность от достижения желаемого результата.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:

  • приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того, чтобы пытаться их изменить;

  • поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь;

  • показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;

  • предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;

  • расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Новизна проекта

В основу инклюзивного проекта «Вместе весело творить!» в который входит программа «Основы Лего-конструирования» положено развитие творческих способностей детей - инвалидов через включение игровых технологий на занятиях по техническому творчеству, что заметно отличает её, от типовых. Изюминка дополнительного образования и состоит в том, что все его программы не транслируются сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. В ней больше уделяется созданию моделей, макетов, играм и викторинам на познавательные темы. И самое главное в том, что дети получают информацию от своих сверстников. Проект предусматривает работу с детьми по развитию технического мышления, моторики рук, развития познавательного интереса.

Содержание проекта

Инклюзивный проект «Вместе весело творить!» составлен для детей 6-9 лет с ограниченными возможностями здоровья и обычных учащихся, который включает в себя программу «Основы Лего - конструирования», и рассчитан на 2 академических часа в неделю. Занятия проводятся один раз в неделю по воскресеньям в актовом зале с применение интерактивной доски. Главная задача инклюзивного проекта «Вместе весело творить!» состоит в том, чтобы научить ориентироваться в окружающем пространстве постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности.

При наборе детей в группы, где обучаются обычные дети мы включаем и 3- 4 ребенка с ОВЗ (общее недоразвитие речи, нарушение функций опорно- двигательного аппарата, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения интеллекта, задержка психического развития). Прием ребенка в инклюзивные группы происходит после первичной консультации вместе с родителем.

Разработка проблемы инклюзивного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивных групп становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск направлен на то, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении. Опыт работы показывает, что дети, посещавшие инклюзивные группы, способны к дальнейшему успешному включению в общество...».

Опыт педагогической работы доказывает, что ограниченные возможности ребенка не являются основанием для отнесения его к категории «необучаемых».

Развитие творческих способностей у детей - инвалидов не только возможно, а является нормой и не зависит от деформации в его развитии (физические недостатки, умственная отсталость, хронические заболевания и др.).

Работа в инклюзивном пространстве предъявляет очень высокие требования к личности педагога:

  1. Нужно осознанно воспринимать происходящее,

  2. Быть ответственным,

  3. Нужно обладать знаниями из смежных специальностей,

  4. Нужно быть всегда готовым обсуждать проблемы,

  5. Обладать навыками разрешения конфликтов, которые возникают неизбежно, ведь участники процесса слишком разные,

  6. Быть терпеливым, гибким, адаптивным, инициативным и креативным,

  7. В тех случаях, когда дети усваивают минимально необходимый уровень знаний, Педагог самостоятельно определяет индивидуальную программу обучения.

  8. Педагог выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание заданий, используя различные пособия, технические средства для достижения целей.

Сфера дополнительного образования детей, располагающая богатым творческим, методическим, кадровым потенциалом, успешно реализует программы социальной интеграции детей с особенностями в развитии.

Инклюзивное образование в сфере дополнительного образования детей строится, развивается на «педагогической интуиции», поскольку педагог не имеет диагностического, методического, психологического инструментария для работы в условиях инклюзии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Опыт реализации инклюзивного образования выявлен во всех направленностях дополнительного образования детей, но в большей степени - в физкультурно-спортивной, спортивно-технической, творческой и художественной деятельности.

Можно сделать вывод: При создании инклюзивного образовательного пространства важно и необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Индивидуального подхода.

  2. Вариативной развивающей среды.

  3. Вариативной методической базы обучения и воспитания.

  4. Модульной организации образовательных программ.

  5. Самостоятельной активности ребенка.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. все люди нуждаются друг в друге;

  5. подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Идея:

Разработка системы комплексного сопровождения ребёнка-инвалида, направленной на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей.

Объект:

Воспитательный и образовательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания «особого» ребёнка.

Предмет:

Создание условий, обеспечивающих возможность качественного осуществления педагогами творческой деятельности. Ситуация развития ребенка, как система новых отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Целевое назначение проекта

Цель: создание вариативных условий для развития творческих способностей, мышления в процессе освоения технического творчества детей с ограниченными возможностями здоровья и использования ресурса детства в интересах развития собственной личности.

Задачи:

  • создать условия психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • развивать моторные навыки образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей. Формирование эстетического и художественного вкуса.

  • выявлять особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

  • научить преодолевать негативные особенности эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность по техническому творчеству;

  • повышать мотивацию ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитания эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения; умения довести начатое дело до конца.

  • оказывать взаимопомощь друг другу при выполнении работ.

Содержание данного проекта соответствует возможностям детей, выполняемая деятельность не наносит вреда их здоровью.

Кадровое обеспечение проекта

Педагоги дополнительного образования

Педагог - психолог

Педагог- организатор

Очень важно при работе с детьми такой категории учитывать рекомендации педагогов - психологов (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и другие).

  1. Начинать разговор с похвалы.

  2. Обращать внимание на ошибки только косвенным образом.

  3. Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках.

  4. Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.

  5. Не приказывать, а задавать вопросы.

  6. Выражать одобрение по поводу каждой удачи.

  7. Создавать детям хорошую репутацию.

  8. Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.

  9. Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

Концепция проекта

Проектируемая образовательная система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет в основании современное понимание детства как пространства и времени интенсивного личностного развития ребенка в условиях реальной социальной перспективы, открываемой перед ним отобранным в логике инновационных концепций содержанием образования.

В современных социокультурных условиях к содержанию образования предъявляется ряд требований, которые необходимо учитывать и при программировании дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

Во-первых, развитие образования должно выражаться во включении в содержание дополнительного образования таких компонентов, которые способны обеспечить подготовку учащихся к жизни в быстро изменяющемся обществе, и одновременном исключении из него (содержания) компонентов, не требующихся в жизни.

Во-вторых, повышение практической значимости образования должно быть обеспечено:

  • сокращением объема обязательного для изучения материала;

  • разделением содержания образования на «общекультурное» и «профильное»;

  • направленностью образовательного процесса на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества;

  • индивидуализацией образовательного процесса, стимулирующего самостоятельную познавательную и иную деятельность учащихся;

S В-третьих, системные изменения должны быть внесены в содержание проекта и в организацию образовательного процесса оно должно быть соотнесено с возможностями его усвоения всеми детьми и рассчитано на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе уже освоенного опыта.

В-четвертых, содержание образования всех уровней должно находиться в состоянии преемственности и обеспечивать сохранение здоровья детей.

Концепция проекта: дополнительное образование детей призвано создавать условия для того, чтобы каждый ребенок, особенно ребенок-инвалид, мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные возможности и особенности, свои творческие интересы и потребности.

Механизм реализации проекта

Занятия с детьми строятся в 3 этапа по программе «Основы Лего-конструирования» ^Подготовительный этап разработка программы (в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения). Приложение №1

Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе по легоконструированию. Задачи:

  • определить реальный уровень знаний, умений детей.

  • построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства.

  • стимулировать познавательный интерес детей-инвалидов как условия дальнейшего развития творческих способностей.

  • ориентировать детей на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности.

  1. Основной этап (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом) Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.

Задачи:

  • развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения

  • привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству

  1. Творческий этап - закрепление.

Цель: подведение итогов занятия.

Задачи:

  • получить положительную самооценку детей

-осознать и поверить в свои возможности

Ожидаемые результаты

  • Создание условий психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • Формирование практических умений и навыков в различных видах технического творчества;

  • Развитие познавательного интереса и моторики рук у детей по средствам внедрения игровых технологий и практических навыков на занятиях с наборами ЛЕГО;

  • Помощь родителям в социальной адаптации ребенка -инвалида.

  • Расширение круга и опыта общения со сверстниками и взрослыми людьми;

  • Сохранение здоровья и жизни детей.

Социальный эффект

Инклюзивный проект «Вместе весело творить!» предполагает активную творческую деятельность детей, на основе реализации программы «Основы Лего- конструирования» где можно изготовить разные строительные и технические конструкции из набора ЛЕГО. Дети имеют возможность ознакомиться с теоретическими материалами, правилами дорожного движения, научиться программировать простые конструкции, работать с интерактивной доской, изготавливать простые игрушки, сувениры и развивают свои способности в разных видах деятельности. Образование осуществляется в процессе организованной деятельности, интересной ребёнку, которое мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает детей к самообразованию.

Для детей, поддержка и одобрение творческих идей, закрепление любых, пусть минимальных успехов, имеют важное значение, особенно в дальнейшей судьбе ребенка ОВЗ.

Список использованной литературы

  1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ // Практическое пособие. Айрис - пресс. М., 2006.

  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Linka Press. М., 1993.

  3. Береснева З.И. Здоровый малыш // Программа оздоровления детей в ДОУ. Сфера. М., 2004.

  4. Возная В.И., Коновалова Т.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. Сфера. М., 2006.

  5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методическое пособие. Сфера. М., 2007.

  6. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. Скрипторий. М., 2004.

  7. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. Сфера. М., 2008.

  8. Зайцев А.К. Твое здоровье // Укрепление организма. Акцидент. С.-Пб., 1997.

  9. Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения // Научно - практический журнал. №2. 2008.

  10. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека // Программа для ДОУ. Сфера. М., 2006.

  11. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет // Профилактика и лечение. Сфера. М., 2004.

  12. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ // Практическое пособие. Учитель. Воронеж, 2005.

  13. Нестерюк Т.В. Дыхательная и звуковая гимнастика. Книголюб. М., 2007.

  14. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками // Для начальной школы. Астрель. М., 2002.

Используемые интернет-ресурсы

  1. http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/normativnye-akty-i- dokumenty/560

  2. https://infourok.ru/informacionnometodicheskiy-material-inklyuzivnoe-obrazovanie-v- sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-429121.html

  3. http://base.garant.ru/70170946/

  4. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2012/03/28/inklyuzivnoe-obrazovanie



1